Файл: Коммерческие риски и способы их уменьшения (на примере организации ОАО «Полесье»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 132

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Страховая сумма как предел ответственности определяется по желанию страхователя, но, разумеется, с согласия страховой компании. Возможны два варианта установки страховой суммы.

Первый вариант - страховая сумма устанавливается в пределах капитальных вложений страхователя в застрахованные операции.

Второй вариант - в страховую сумму входят не только капитальные затраты, но и определенная (стандартная) прибыль, которая ожидается от затрат.[4]

Целью страхования коммерческих рисков является возмещение страхователю возможных убытков, если по истечении определенного периода застрахованные операции не принесут ожидаемой окупаемости. Страховое возмещение определяется как разница между страховой суммой и фактическими финансовыми результатами застрахованной коммерческой деятельности.

В зависимости от подхода к определению страховой суммы меняется содержание страховки. В первом варианте возмещаются расходы страхователя. Это инвестиционное страхование. Во втором варианте возмещаются расходы страхователя и стандартная прибыль, поэтому его можно назвать страхованием дохода (прибыли).

Поскольку целью страхования является защита от возможных потерь инвестиционных вложений, срок договора страхования определяется сроком окупаемости капитальных вложений. Общие нормативные сроки окупаемости существенно различаются в зависимости от вида деятельности. Эти условия будут разными для предприятий даже в одной и той же сфере, что зависит от размера предприятия (и, следовательно, от периода его создания), организации его деятельности, местоположения и других факторов. Поэтому условия договоров, видимо, неизбежно придется индивидуализировать, хотя желательно их несколько стандартизировать (по крайней мере, в начале этого страхования).

Следует подчеркнуть, что при определении срока договора интересы страховщика и страхователя здесь проявляются иначе, чем при других видах страхования имущества.

Страхователь, стремящийся к более быстрой окупаемости своей деятельности, объективно заинтересован в сокращении срока страхования. Для страховой компании короткий срок действия договора увеличивает риск необоснованных компенсационных выплат. Увеличение периода времени делает окупаемость более реалистичной и, следовательно, снижает вероятность возмещаемых убытков, хотя могут применяться и другие факторы.

Особенность рассматриваемого страхования заключается в том, что выплата страховой суммы производится в основном по окончании периода страхования, когда становятся известны окончательные результаты застрахованных коммерческих операций. По другим видам страхования необходимость возмещения убытков может возникнуть в любой момент в течение срока действия договора страхования. Определенность срока возможных выплат при страховании коммерческих рисков позволяет систематически использовать полученные взносы, создает условия для создания резервов на этот период.


Поэтому при согласовании срока договора страхования необходимо исходить из научно обоснованных рекомендаций, анализа отечественной и зарубежной практики возврата инвестиций в различных сферах производственной и непроизводственной деятельности.

В принципе, страховое возмещение может быть выплачено до окончания действия договора страхования, когда в результате каких-либо глобальных событий становится очевидным невозможность вернуть вложенные средства, а тем более получить прибыль. Обо всех подобных случаях необходимо немедленно сообщать в страховую компанию. Однако влияние большинства рыночных событий может быть скорректировано; неблагоприятные изменения могут быть временными. Поэтому только по окончании периода страхования можно определить результаты коммерческой деятельности и размер компенсации, подлежащей выплате.

Характер страхования определяет ряд обязательных требований при заключении договора. Страхователь должен иметь разрешения, лицензии или патенты на эту деятельность, а также другие необходимые документы. В любом письменном заявлении на страхование, он должен предоставить как можно более полную информацию о предстоящей коммерческой деятельности, ожидаемых доходах и связанных с ними расходах, заключенных договорах и всех обстоятельствах, которые позволяют нам судить о степени риска. Разумеется, сама страховая компания должна накапливать и анализировать данные о результатах деятельности аналогичных предприятий. Представляется, что к компаниям, имеющим просроченную задолженность перед банками и другими кредиторами, следует относиться с особой осторожностью.

При заключении договора страхования необходимо предусмотреть обязанность страхователя сообщать обо всех известных изменениях в системе страховых рисков и предотвращать действия, увеличивающие этот риск.

Как и в случае с другими видами страхования, при подаче заявления на страхование и в случае страхования ответственности необходимы некоторые ограничения.

Таким образом, представляется целесообразным исключить из страховой посреднической деятельности вложения в азартные игры, розыгрыши и т. Д. Как правило, возможные убытки из-за: войны и военных действий, решений государственных органов, политических переворотов, изменения курсов валют, отказа банка. ссудить основанному предприятию (бизнесу) и др. исключены из страховой ответственности.

Убытки, возникшие в результате действий страхователя, его партнеров или выгодоприобретателей: преднамеренные меры, направленные на нарушение застрахованной деятельности; нарушения закона; изменение профиля коммерческого предприятия, неквалифицированное управление им.


Однако каждая страховая компания имеет право ограничивать или расширять принимаемые риски под свою ответственность.

Страхование должно осуществляться с установлением определенной франшизы (например, пять процентов) и с предоставлением страхователю права на увеличение ее размера. Желательно ограничить минимальный размер компенсации (например, до 80% ущерба).

Ставки взносов (тарифы) на страхование коммерческих рисков зависят от многих факторов: вида деятельности, срока страхования, степени устойчивости рыночных отношений и т. Д. Для каждого предприятия риск индивидуален, поэтому необходимо максимально индивидуализировать условия оплаты. Ставки этого страхования в значительной степени коррелируют со ставками кредитного страхования, поскольку в обоих случаях на них сильно влияет рыночный механизм.[5]

По мнению некоторых ученых, понятие финансового риска идентично понятию коммерческого (предпринимательского) риска. Это риск неполучения или потери какой-либо денежной суммы (фонда), он включает страхование на случай потери прибыли (страхование косвенных убытков), страхование неплатежей (страхование кредита) и страхование гарантии.

Есть и другая точка зрения, которая рассматривает коммерческие риски как очень широкое понятие и включает страхование случайных убытков в любой коммерческой (хозяйственной) деятельности. При этом страхование коммерческого риска включает рискованные виды страхования, связанные с коммерческой (хозяйственной) деятельностью, и исключает накопительные виды страхования, страхование ответственности (кроме ответственности производителя) и имущественное страхование физических лиц.

Таким образом, можно выделить следующие виды страхования коммерческих (экономических, деловых) рисков:

1) различные виды имущественного страхования юридических лиц;

2) страхование от потери прибыли (дохода) в связи с остановкой производства (коммерческой деятельности), т.е. страхование косвенных убытков;

3) страхование ответственности товаропроизводителей;

4) страхование непоставки и непродажи продукции;

5) страхование кредита (риск невозврата и ответственности заемщика);

6) страхование от неисполнения финансовых обязательств

7) страхование технических рисков (страхование строительно-монтажных, операционных рисков и др.);

8) страхование работников предприятий от воровства и затрат (гарантийное страхование)

Как видите, страхование коммерческих рисков - это вид страхования, который должен знать и помнить каждый предприниматель..


2. Анализ рисков на предприятии

2.1 Характеристика ОАО «Полесье»

ОАО «Полесье» - юридическое лицо с частной формой собственности.

Компания учреждена приказом Министерства по управлению государственным имуществом и приватизации Республики Беларусь № 50 от 20.02.95 г. и зарегистрирована как юридическое лицо Пинским горисполкомом (свидетельство о регистрации № 297 от 14.03.95 г.). 0,95).

ОАО «Полесье» находится по адресу: г. Пинск, ул. Первомайская, 159.

Уставный капитал формируется без участия займов, привлеченных и заемных средств.

Источником образования является имущество и денежные взносы, переданные компании учредителем. Учредителем ОАО «Полесье» является Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь.

По состоянию на 01.01.2020г. Уставный капитал ОАО «Полесье» составляет 23 270 200 тыс. Рублей, пакет полностью оплаченных обыкновенных именных акций составил 581 755 штук, номинальная стоимость одной акции - 40 000 рублей. Само ОАО «Полесье» акций не приобретает. Доля государства в уставном капитале компании составляет 64,96%.

По состоянию на 01.01.2020 г. в реестре акционеров ОАО «Полесье» зарегистрировано 8 947 акционеров, в том числе:

-Министерство экономики - 323181 шт. (55,55%)

-Брестский территориальный фонд имущества - 10935 долей (1,88%)

-Пинский горисполком - 43834 шт. (7,53%)

-Юридические лица-резиденты 60589 акций (10,42%)

Физическое лицо-резидент 143216 акций (24,62%)

-Человек-резидентов - нет.

Стоимость чистых активов компании на 01.01.2020 г. составляет 44897 млн ​​руб.

Обеспеченность доли имуществом компании составляет 77,18 руб. Наблюдательный совет состоит из 7 человек.

Размер выплаченного им вознаграждения составил 7378330 рублей. Итоги финансово-хозяйственной деятельности ежеквартально рассматриваются на заседании Наблюдательного совета.

В состав ОАО «Полесье» входят три завода с полным технологическим циклом:

- Камвольная фабрика

- Фабрика объемной пряжи

- Фабрика верхнего трикотажа

Предметом деятельности является производство и реализация товаров народного потребления и продукции производственно-технического назначения, в том числе через собственную розничную сеть, включая фирменные магазины и складские помещения.[6]


Основная продукция: камвольная пряжа, насыпная пряжа, трикотаж, трикотаж.

Основное производство обслуживают вспомогательные службы: главный механик, главный энергетик, логистика и транспорт, ремонтно-строительная площадка.

К непроизводственной сфере относятся: жилищно-коммунальное хозяйство, комбинат общественного питания, санаторий «Жемчужный» диспансер, спортивный зал, поликлиника.

Итоги работы ОАО «Полесье» за 2020 год крайне неутешительные. Из 17 основных задач, поставленных концерном «Беллегпром», выполнены только девять. Показатели производства трикотажа, шерстяной пряжи, штапельной и насыпной пряжи, норматив запасов готовой продукции к среднемесячному объему производства, инвестиций в основной капитал, экономии топливно-энергетических ресурсов и роста среднемесячной заработной платы. не встречались.

Объем производства в сопоставимых ценах на 2020 год составил 93733 млн рублей, темп роста к предыдущему году - 114,1%, при плане 114%. В текущих ценах продукции выпущено на сумму 98,1 млрд руб. Темп роста по сравнению с прошлым годом - 132,6%.

Товаров народного потребления в отчетном году произведено на 31,8 млрд руб., Что на 111,7% к уровню прошлого года.

В прошлом году было произведено 1967 тыс. Трикотажных изделий при задании 2140 тыс. Шт., Т. Е. 173 тыс. Шт. По заданию не было выпущено, темп роста по сравнению с прошлым годом составил всего 96,0%.

Для детей произведена 561 тысяча вещей. Доля детского ассортимента в общем объеме производства трикотажных изделий составила 28,5% и увеличилась на 4,4% по сравнению с уровнем 2018 года.

Изготовлено 1815 тонн камвольной однониточной пряжи, соответственно 40 тонн пряжи на задание не было отпущено. Темп роста по сравнению с прошлым годом составил 109,1% при плане 111,5%. Объемной однониточной пряжи произведено 4231 тонна, при задании 5261 тонна. Задание по выпуску крупносерийной пряжи не выполнено на 1030 тонн. Индекс изменения по сравнению с прошлым годом составил 116,9%.

В связи с сокращением производства верхнего трикотажа, камвольной пряжи и объемной пряжи снизилась и загрузка производственных мощностей. Так, в 2020 году мощности фабрики верхнего трикотажа были загружены на 64,7%. На камвольном заводе уровень загрузки производственных мощностей составил 48,6%. На фабрике по производству пряжи загрузка производственных мощностей составила 68,6%.

В прошлом году объединение работало в условиях острой нехватки оборотных средств и отсутствия сырьевых ресурсов, что не позволяло выйти на прогнозные параметры по производству в натуральном выражении. При спросе на полиакрилонитрильный жгут в количестве 7507 тонн в производство поступило 5320 тонн, т.е. недостаток предложения составил 1987 год. тонн, и все это сказалось на работе двух текстильных фабрик. Камвольной фабрике для выполнения поставленной задачи по производству камвольной пряжи потребовалось 2102 тонны сбруи, а в производство было запущено 1540 тонн. Непоставка фабрики составила 562 тонны, фабрики насыпной пряжи - 5655 тонн и 4133 тонны соответственно.