Файл: Коммерческие риски и способы их уменьшения (на примере организации ОАО «Полесье»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 152

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы исследования. Увеличению прибыли торгового предприятия способствует рост продаж товаров, за счет увеличения количества новых клиентов, объема покупок постоянными покупателями, снижения цен и стоимости самого процесса продаж.

В свою очередь, возможность увеличения товарооборота зависит от уровня организации торговли, степени реализации маркетинга и эффективности управленческих решений.

В частности, новых клиентов может привлечь более качественная, чем у других компаний, продакт-плейсмент, хорошая реклама и продвижение, высокая репутация и специализация торговой компании, дополнительные торговые услуги, более низкие цены (при том же качестве продукции), простота покупки (нет очереди, широкий выбор товаров и т. д.), предлагая покупателям товары с учетом их покупательских привычек.

Объект исследования – риски организации.

Предмет исследования – коммерческие риски и способы их уменьшения.

Целью исследования является комплексный анализ коммерческих рисков.

Данной целью обусловлены следующие задачи:

– исследовать сущность коммерческого риска;

– проанализировать управление коммерческими рисками;

– изучить страхование коммерческих рисков;

– рассмотреть характеристику ОАО «Полесье»;

– исследовать анализ рисков на ОАО «Полесье»;

– проанализировать пути совершенствования системы способов минимизации рисков.

Методы исследования. В данной работе были применены общенаучные методы: анализ, аналогия, классификация, обобщение материалов исследования. Частнонаучную методологию составили: сравнительно-правовой, технико-юридический метод, метод нормативно-правового анализа.

Теоретической значимостью отличаются работы таких авторов, как: Бушуев, С. А., Войтов, А. Г., Душенькина, Е. А., Козырев, В. М., Конотопов, М. В., Наровлянская, Т. Н., Николаева, И. П., Пронченко, Л. В., Салихов, Б. В., Соколова, А. А., Янова, П. Г., в которых подробно рассмотрены общие вопросы темы исследования.

Структура работы содержит в себе введение, три главы, разделенные на 5 параграфов, заключение и список использованных источников.

1. Теоретические аспекты управления коммерческими рисками


1.1 Сущность коммерческого риска

В целом под риском понимается возможность какого-либо неблагоприятного события, которое влечет за собой различные виды убытков (например, физическая травма, потеря имущества, доход ниже ожидаемого уровня и т. Д.).

Деловая деятельность содержит определенную долю риска, которую предприниматель должен принять на себя, определяя характер и степень этого риска.

В предпринимательской деятельности под «риском» обычно понимается вероятность (угроза) потери предприятием части своих ресурсов, потери выручки или дополнительных расходов в результате определенной производственной и финансовой деятельности.

Или риск - это деятельность, связанная с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, в процессе которой можно количественно и качественно оценить вероятность достижения намеченного результата, неудачи и отклонения от цели.[1]

В феномене «риск» можно выделить следующие элементы, взаимосвязь которых составляет его суть:

возможность отклонения от намеченной цели, ради которой осуществлялась выбранная альтернатива;

вероятность достижения желаемого результата;

неуверенность в достижении цели;

возможность материальных, моральных и др. потерь, связанных с реализацией выбранной альтернативы в условиях неопределенности.

Основные характеристики риска: непоследовательность, альтернативность и неопределенность.

Такая черта, как несогласованность в риске, приводит к столкновению объективно существующих рискованных действий с их субъективной оценкой. Поскольку наряду с инициативами, новаторскими идеями, внедрением новых перспективных направлений деятельности, ускоряющих технический прогресс и влияющих на общественное мнение и духовную атмосферу общества, присутствует консерватизм, догматизм, субъективизм и т. Д.

Альтернативность риска предполагает необходимость выбора из двух или более возможных решений, направлений и действий. Если нет выбора, значит, нет и рискованной ситуации, а, следовательно, и риска.

Неопределенность - это неполнота или неточность информации об условиях реализации проекта (решения). Существование риска напрямую связано с наличием неопределенности, неоднородной по своей форме и содержанию. Деловая активность осуществляется под влиянием неопределенности внешней среды (экономической, политической, социальной и т. Д.), Множества переменных, контрагентов, лиц, поведение которых не всегда можно предсказать с приемлемой точностью.


Основными причинами неопределенности являются:

Стихийность природных процессов и явлений, стихийных бедствий (землетрясения, ураганы, наводнения, засухи, морозы, гололеды).

Несчастный случай. Когда в одинаковых условиях одно и то же событие происходит по-разному в результате множества социально-экономических и технологических процессов.

Наличие конфликтных тенденций, столкновения интересов (военные действия, межнациональные конфликты).

Вероятностный характер научно-технического прогресса. Практически невозможно определить конкретные последствия тех или иных научных открытий и технических изобретений.

Неполнота, недостаточность информации об объекте, процессе или явлении. Эта причина приводит к ограниченной способности человека собирать и обрабатывать информацию с постоянной изменчивостью этой информации.[2]

Ограниченность материальных, финансовых, трудовых и иных ресурсов при принятии и реализации решений; невозможность однозначного познания объекта на современном уровне и методах научного познания; ограничения сознательной деятельности человека, существующие различия в социально-психологических установках, оценках и поведении.

Коммерческий риск - это риск, возникающий в процессе продажи товаров и услуг, произведенных или приобретенных предпринимателем. Основные причины коммерческого риска:

* сокращение объемов продаж в результате падения спроса или спроса на товары, реализуемые предпринимательской фирмой, вытеснения ее товарами-конкурентами, введения ограничений на продажу;

* увеличение закупочной цены товаров в процессе реализации предпринимательского проекта;

* неожиданное уменьшение объема закупок по сравнению с плановым, что снижает масштаб всей операции и увеличивает стоимость единицы объема проданного товара (из-за условно фиксированных затрат);

• потеря товара;

* потеря качества товара в процессе обращения (транспортировка, хранение), что приводит к снижению его цены;

* увеличение издержек обращения по сравнению с запланированными в результате уплаты штрафов, непредвиденных комиссий и отчислений, что приводит к снижению прибыли коммерческой фирмы.

Коммерческий риск включает:

* риск, связанный с реализацией товаров (услуг) на рынке;

* риск, связанный с транспортировкой товара (транспортный риск);

* риск, связанный с принятием товара (услуги) покупателем;

• риск, связанный с платежеспособностью покупателя;


* риск форс-мажорных обстоятельств.

Транспортный риск должен быть выделил отдельно. В настоящее время различные транспортные риски классифицируются по степени и ответственности в четыре группы: E, F, C, D.

Группа E включает ситуацию, когда поставщик (продавец) хранит товар на собственных складах (ExWorks). Поставщик принимает на себя риск до тех пор, пока товар не будет принят покупателем. Риск транспортировки от помещения продавца до конечного пункта уже принимает на себя покупатель.

1.2 Управление коммерческими рисками

Каждая коммерческая фирма имеет свои собственные бизнес-предпочтения, связанные с рисками, и на основе этого она определяет риски, которым она может быть подвержена, решает, какой уровень риска приемлем для нее, и ищет способы избежать нежелательных рисков. Такие действия называются системой управления рисками. Это особый вид деятельности, направленный на снижение влияния риска на результаты деятельности предпринимательской фирмы.

Управление рисками - это особая сфера деятельности, которая требует знаний в области теории фирм, страхового бизнеса, анализа экономической деятельности компании, математических методов для оптимизации экономических задач и других знаний. Деятельность предпринимателя в этой сфере направлена ​​на защиту своей компании от рисков, угрожающих ее прибыльности, и способствует решению основной задачи предпринимателей - в зависимости от ситуации выбирать лучший альтернативный проект, учитывая, что более прибыльный проект, тем выше риск для компании.

Деятельность предпринимателя по управлению рисками называется политикой риска. Под рисковой политикой понимается комплекс различных мер, направленных на снижение риска принятия ошибочного решения в момент его принятия и уменьшение возможных негативных последствий этих бизнес-решений.[3]

Предпринимателю необходимо знать о существовании риска, но этого далеко не достаточно. Важно установить, как тот или иной вид риска влияет на результаты операций и каковы последствия этого влияния. И сначала вы должны оценить вероятность того, что определенное событие действительно произойдет, а затем как это повлияет на экономическое положение компании.

В процессе управления рисками предпринимателю очень важно решить, входить или не входить в рискованную ситуацию. Различное поведение предпринимателей, принимающих аналогичное решение в одной и той же ситуации, объясняется их индивидуальными склонностями к риску, уровнем притязаний на прибыль (доход).


В зависимости от того, принадлежит ли предприниматель к категории людей с высокой степенью готовности взяться за рискованное предприятие или к людям с более осторожным подходом к риску, он может решить, идти ли ему на очень рискованные проекты или заниматься бизнесом с малая степень риска, потому что, если предприниматель осторожен в отношении риска, ему труднее рационально определить шансы на успех высокорискового проекта и наоборот. Следует отметить, что наибольшего успеха добивается предприниматель, который может одновременно рассчитывать или интуитивно определять степень риска и несмотря на возможность отказа от риска.

При оценке риска, который может принять на себя фирма, предприниматель в первую очередь исходит из профиля своей деятельности, наличия необходимых ресурсов для реализации программы финансирования возможных последствий риска, стремится учесть отношение деловых партнеров к риску и построение своих действий таким образом, чтобы максимально способствовать реализации основной цели фирмы.

Степень допустимого риска определяется с учетом таких параметров, как размер основных фондов, объем производства, уровень рентабельности и др. Следует отметить, что чем больше у предприятия капитала, тем оно менее чувствительно к риску, смелее предприниматель может принимать решения в рискованных ситуациях.

Комплексный подход к управлению рисками позволяет предпринимателю более эффективно использовать ресурсы, распределять ответственность, повышать эффективность деятельности компании и обеспечивать ее защищенность от рисков. Управление бизнес-рисками связано с разработкой мероприятий по минимизации последствий рисков..

1.3 Страхование коммерческих рисков

Объектом страхования коммерческого риска является коммерческая деятельность страхователя, которая предполагает вложение денег и других ресурсов в любой вид производства работ или услуг и получение дохода от этих вложений по истечении определенного периода времени.

Стоимость этого вида страхования очень высока. Естественно, желание предпринимателей заручиться защитой на случай возможных убытков в начале своей деятельности.

Но в то же время это страхование является одним из самых сложных видов страхования как на этапе заключения договора, так и в течение всего срока его действия.

Ответственность страховой компании по страхованию коммерческих рисков заключается в возмещении страхователю убытков, понесенных в результате неблагоприятных непредсказуемых изменений рыночных условий и ухудшения других условий ведения коммерческой деятельности.