Файл: Дипломный проектработа тема работы Социальные приоритеты удовлетворения потребительского спроса на лекарства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 206

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

12

Обзор литературы
Одной из основных категорий рыночной экономики потребительский спрос, и это относится непосредственно к спросу на лекарства. Формирование и развитие новых форм организации хозяйствующих субъектов в современной экономике предполагает изучение потребительского спроса, объяснить механизм воздействия на факторы различных порядков. Научный и практический интерес определить характер потребительского спроса и факторы, определяющие его, не только из-за изменений в его содержание, форма, динамик, как трансформация потребительских предпочтений, рыночных условий, условий эксплуатации социально-экономических система в целом, но и получить воздействие потребительского спроса на многих важных рыночных процессов. Усилить свою роль в обосновании направлений экономической политики, промышленной политики, изучение теории и организации различных рынков, в том числе список аптеки.
Теория потребительского спроса в классическом варианте включает в себя изучение рыночного спроса как неотъемлемого элемента его факторов (цены и неценовых), ценовой эластичности спроса и доходов, Перекрестная эластичность, коэффициенты эластичности закона спроса и исключения из него
(эффект Гиффена).
Изучение природы потребительского спроса исторически восходит к работам представителей классической экономической школы А. Смита, Д.
Рикардо, проанализировал элементы такого потребительского спроса как доход цены и прибыли, заработной платы, арендной платы. [1].
А. Маршалл принадлежит первенство в исследовании "цена предложения" и "цена предложения" и попытка объединить теорию предельной полезности теории спроса и предложения и теории издержек производства, разработка модели по созданию концепции равновесия цена. [2].

13
Современные исследования потребительского спроса и факторы, определяющие его были представлены работы Г. Brebaha, У. Деминга, Д.
Zaltmana среди отечественных экономистов работает Автономова В., Алешин, J.
Bielawski, С. Богачев, г-н Васильев, И. Красюк, В. Логунова, Д. Патинкин,
Полякова, В. Радаева и др. [3].
Особо следует отметить высокий вклад лауреатов Нобелевской премии в
2000 году, J .. D. Хекман и Макфадден, разработал теорию и методы обычно используются при анализе поведения индивидов и домохозяйств в экономике.
Известный ученый У. Эдвард Деминг большое внимание еще в 2006 году уделяли большое внимание этому фактору потребительского спроса, поскольку ожидания потребителя, который действительно только ожидать, что производитель и его конкуренты ему разрешили. [3].
В рынке товаров и услуг принимают участие медицинские, медико- производственные предприятия, и все вовлечены в рыночные отношения.
Коммерческие предприятия и организации работают на рынке, продавая или приобретая товары и услуги. Реализуя на нем свою деятельность и приобретать необходимые ресурсы. Государственные по форме собственности предприятия медицинского спектра учреждения так же участвуют в рынке медицинских товаров и услуг.
Эффективность регулирования потребительской доступности лекарственных средств определяется обоснованным сочетанием государственного участия с рыночным саморегулированием. При этом рыночные регуляторы - спрос-предложение, конкуренция и борьба за ценовое лидерство - действуют эффективно, что подтверждается практикой отдельных субъектов Российской Федерации, где созданы условия для развития конкурентной среды.
Причины неудовлетворенного спроса могут быть различными: от отсутствия лекарственного препарата в аптеке (вследствие отсутствия препарата


14 у поставщиков и на фирме производителя, несвоевременной подачи заказа или не¬правильного определения его величины) до отказа клиента приобрести лекарственный препарат из-за высокой цены. Выяснение всех проблем позволяет принять рациональное управленческое решение в последующий период.

15
1
Макроэкономическая
среда
функционирования
фармацевтического рынка национальной экономики
1.1 Становление и динамика российского фармацевтического
рынка
22 ноября (3 декабря) 1701 г. Пётр I издал высочайший Указ, которым предписывалось открыть в Москве восемь «вольных» аптек — так в России появились первые частные аптеки. Новые аптеки освобождались от воинских постоев, а фармацевты — от воинской повинности и податного состояния.
Первые аптеки в России возникли в XVII в. в результате развития государственной медицинской службы. В 1620-х гг. был основан Аптекарский приказ, который стал центральным правительственным органом, ведающим всем врачебным делом в стране. Пётр I придавал большое значение организации аптечного дела. В 1699 г. в Москве была открыта «Главная казённая аптека».
Аптеки германских княжеств, увиденные Петром I во время Великого
Посольства 1697-1698 гг., послужили для него образцом для организации в
России нового типа аптек — частных. В 1701 г. Петром был издан ряд указов, реформирующих аптечное дело в России: об уничтожении сильно развившейся вне аптечной торговли лечебными средствами и об укреплении аптечной монополии. Пётр I предоставил аптекарям различные привилегии: освободил от налогов, даровал возможность изображения государственного герба на документах. В указе говорилось, что «всякий русский или иностранец, который пожелает вести вольную аптеку, с разрешения правительства получит безденежно необходимое для сего место и жалованную грамоту на наследственную передачу сего заведения». Монополия, которая была предоставлена владельцам аптек, ограничивала увеличение их числа в Москве, и только спустя более 70-ти лет, в 1784 г. было разрешено открывать новые аптеки
[4,5].
В конце XVIII - начале XIX века начинает развиваться научная фармакология. Большая заслуга в развитие отечественной фармакологии

16 принадлежит отечественным профессорам. Открытия в области фармакологии и их внедрение в медицинскую практику отечественными учеными, Приложение
А, таблица 1. [6] .
Лекарственное обеспечение, является главной социальной задачей, которая ставится для укрепления национальной безопасности любого государства, а, следовательно, фармацевтический рынок, является социально- значимым, так как выполняет функции - способствующие укреплению национальной безопасности. Государство для охраны здоровья своих граждан, а, следовательно, и для защиты своего существования организует инфраструктуру фармацевтического рынка и тем самым, удовлетворяет потребность населения в лекарственных средств и изделий медицинского назначения [7].
Изменить сложившуюся ситуацию можно с помощью государственной политики, которая направлена в сторону усиления местных производителей на российском рынке, а также подготовку работников для современных предприятий и изготовления инновационной продукции.
В 2009 году президент Дмитрий Медведев выделил фармацевтическую и медицинскую промышленность как приоритетное направление развития современной российской экономики. Это отражено в программе «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности РФ до 2020 года», которая была утверждена постановлением Правительства РФ 17 февраля 2011 года [8].
Фармацевтический рынок представляет собой сферу обращения лекарственных средств и изделий медицинского назначения, существование которых связано с потребностями потребителей в сохранении своего здоровья и необходимость приобретения конкретного продукта. Фармацевтический рынок в качестве развивающейся экономической системы сотрудничества основными субъектами его производства и потребления удовлетворяет потребности населения в восстановлении и поддержании здоровья и распространяет лекарственные средства и изделий медицинского назначения на основе


17 рыночного механизма конкуренции, принимая во внимание конкретные особенности фармацевтического рынка - его социальная значимость. Объем и структура потребления лекарственных средств и изделий медицинского назначения, зависит от нескольких факторов, таких как уровень и структура заболеваемости, численности населения и его возрастной и половой состав, обеспеченность населения медицинскими учреждениями
(ЛПУ),
Платежеспособность потребителей, фармацевтического рынка и фармацевтической помощи.
У субъектов конечного потребления фармацевтического рынка дифференцируется на рынке лекарственных средств, рынок трав и гомеопатических средств, рынок БАД, рынок парафармацевтической продукции, рынка и предметов гигиены для ухода. Основные параметры, которые характеризуют развитие фармацевтического рынка являются: соотношение импортных и отечественных препаратов, аптека и госпитальных продаж, а также рецептурного и безрецептурного препаратов. Производство фармацевтических препаратов представляет собой сложный наукоемкий и процесс, и именно поэтому, после разработки и реализации лекарственного средства, право производить этот оригинальный препарат фиксируется в форме патента, и выдается в течение нескольких лет, в течение которого производство этого препарата является приоритетным правом разработчика. После того, как срок действия патента истекает, право высвобождения лекарственного средства может быть использован любым производителем фармацевтической продукции, которая необходима для производства технического оборудования. По истечении срока действия лицензии, препарат, который начинает производиться несколькими производителями называется - общий. Аптечные учреждения являются последним звеном в цепочке распространения фармацевтической продукции от производителя к потребителю. На фармацевтическом рынке
Российской Федерации существует очень развитая сеть розничной торговли.

18
Численность аптечных учреждений в Российской Федерации насчитывает около 69 000, из них свыше 19 000 аптек, более 50 000 аптечных пунктов I и II категории, а также аптечных пунктов. Появление аптечных сетей, Приложение
Б таблица 2, приносит преимущества для их владельцев, так как появляется возможность проводить более эффективное ценообразование, оптимизируются денежные потоки, повышается эффективность и рентабельность аптек входящих в сеть [7,9].
1.2 Конкурентные позиции российских компаний-производителей
лекарственных средств
Министерство здравоохранения Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, обязательного медицинского страхования, обращения лекарственных средств для медицинского применения.
При выпуске собственных лекарственных препаратов основной проблемой стал недостаточный опыт разработки и продвижения собственных медикаментов, а также их более узкий ассортимент. Главной задачей, с которой российские компании не могут пока справиться, фармацевты называют повышение конкурентоспособности отечественных производителей. Это нужно для того, чтобы потеснить зарубежные фирмы на отечественном фармрынке
России [10].
На сегодняшний день в Государственной думе идет процесс разработки закона, предусматривающий производство в России лекарственных препаратов, на которые есть патенты, но иностранные фармацевтические компании прекратили их поставки на рынок. Авторы инициативной идеи заявляют, что нарушение международных прав в сложившейся ситуации – вынужденная мера, которая в первую очередь направлена на защиту здоровья и жизни российских


19 граждан в условиях, когда зарубежные поставщики отказываются осуществлять поставки требующихся препаратов [11].
Будущий закон не ставит цели ввести конкретные ограничительные меры, он только наделяет возможностью организации производственного процесса необходимых препаратов на российских фармацевтических предприятиях.
Программа импортозамещения в фармацевтической отрасли предполагает наполнение внутреннего рынка лекарств российскими аналогами препаратов зарубежного производства к 2018 году на 90%.[11,31] .
На сегодняшний день уже шестнадцать крупных российских компаний завершили выпуск «самых дешевых, но и самых необходимых» препаратов.
Такую информацию предоставил председатель комитета по охране здоровья. В нынешних экономических условиях ситуация вокруг ценообразования на лекарственные препараты будет обсуждаться на совещании, которое будет проводиться комитетом Госдумы по охране здоровья. Вторым немаловажным вопросом на повестке дня будет стоять импортозамещение в фармацевтической сфере. На сегодняшний день будет опрометчиво говорить о полном импортозамещении в фармацевтике. Безусловно, ускорять все процессы, реализовывать данную идею необходимо, но еще не пришло время, когда мы можем полностью отказаться от препаратов импортного производства. Это нужно принять, как данность. Исходя из этого, основным, на данном этапе, будет выбор лекарственных препаратов первостепенно необходимых для производства в России исходя из спроса рынка.
Рассмотрим отечественных производителей лекарственных средств. Всего производителей 137, из них в Сибирском федеральном округе 59, в Томске 7 фирм,Приложение В. Зарубежных производителей на отечественном рынке 1061 фирма
[12,30].
Проведем анализа ассортимента предложения лекарственных средств отечественного и зарубежного производителя. Возьмем группу НВПС

20
(нестероидных противовоспалительных средств), а именно действующее вещество парацетамол. Отечественных производителей лекарственных форм по препарату «парацетамол», больше чем зарубежных. Но их низкая цена говорит о низком качестве препарата. Большинство российских препаратов «дженерики».
В зарубежных препаратах используют более качественно сырье, чем в отечественных, поэтому качество препарата выше, как и цена. Исходя из этого, следует обозначить, что конкуренция на развитом рынке фармацевтических препаратов требует дальнейшего совершенствования от нашего производителя по качеству лекарственного продукта [13].
Одним из примеров постоянного совершенствования законодательства
Российской Федерации в области обращения ЛС является разработка и принятие
Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» от 12 апреля
2010 г. № 61. В этом законе с целью поддержки отечественных предприятий- производителей «выравнены» требования к отечественным и зарубежным фармацевтическим производителям в части порядка экспертизы качества, эффективности и безопасности лекарственных препаратов. Без Федеральной централизованной финансовой поддержки российского производителя в этих условиях невозможно.
До сих пор наиболее распространенными недугами считались сердечно- сосудистые заболевания. Однако изучение фармацевтического рынка, проведенное исследовательской компанией DSM Group, показало, что
«сердечные» средства россияне приобретают реже, чем препараты от заболеваний желудочно-кишечного тракта. Они составляют львиную долю рынка – около 20% всех покупаемых в стране лекарств. Внутри этого рыночного сегмента наиболее динамично развивается группа препаратов от дисбактериоза.
По данным исследований, проведенных по стоимостному выражению лекарственных средств, первую позицию занимает SANOFI-AVENTIS. SANOFI
– одна из лидирующих фармацевтических компаний, работает более чем в ста странах. Штаб-квартира компании находится в Париже. Компания предлагает