Файл: Дипломный проектработа тема работы Социальные приоритеты удовлетворения потребительского спроса на лекарства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 205

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

58 постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. № 1081, п. 5
Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16 апреля
2012 г. № 291, п. 5 Положения, утвержденного постановлением Правительства
РФ от 6 июля 2012 г. № 686). Контроль за его ведением проводится в рамках лицензионного контроля (п. 5 ст. 58.1 Закона от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ) [25].
Индекс цен - статистическая мера, используемая для измерения динамики времени цена и пространство, является относительная величина. Принципы
Методология расчета индексов цен: определение набора товаров; Выбор базовых объектов по репрезентативной выборке (предприятия в различных отраслях промышленности, торговли, услуг); Диапазон взвешивания систем показателей и индексов формулы расчета. Расчеты индексов цен обеспечивают построения индекса фактических цен и индексов средних цен. Индекс учитывает средние цены наряду с изменениями отдельных видов продукции, структурных изменений в ценах. Набор продуктов включает все основные группы товаров в соответствии с их долей в всей целевой группы населения.[26]
Индексы цен используются для контроля за движением цен и тарифов на исследования рынка, изучение влияния на уровень жизни динамики цен населения, расчет показателей уровня жизни, показатели макро - валового национального продукта (ВНП ) и валовой внутренний продукт (ВВП), национальный доход, определение их динамики в постоянных ценах; для международных сопоставлений на важных макроэкономических показателей и т.д..
Среди остальных видов непродовольственных товаров на 1,6-2,8% выросли цены на отдельные виды лекарственных препаратов и медицинских товаров (корвалол, метамизол натрия, ренни, эссенциале форте Н, корригирующие очки), на 2,0% - ювелирные изделия, на 1,5-1,7% - нитки

59 швейные, туалетную воду, конструктор детский пластмассовый, мониторы для настольного компьютера, отдельные виды фарфоро-фаянсовой посуды.
Кроме того, на 0,1-0,6% стали дешевле стрепсилс, индапамид, эналаприл, гипотиазид, галазолин, поливитамины без минералов отечественные, левомеколь, йод [30,32].
1   2   3   4   5   6

2.4
Прогноз
основных
тенденций
развития
российского
фармацевтического рынка (на примере ООО «Аптека Вита»)
Основные тенденции развития фармацевтического рынка Российской
Федерации:
1)
Сокращение численности дистрибьюторов и переход к большей концентрации участников рынка, вследствие диверсификации бизнеса и построении цепочек вертикальной интеграции (организация собственного производства и приобретение собственных аптечных сетей).
2)
Увеличение численности аптечных учреждений и аптечных сетей с одновременным увеличением уровня концентрации участников розничного рынка;
3)
Увеличение доли (в стоимостном выражении) лекарственных средств иностранного производства и сокращение доли отечественного производства.
Следует отметить, что дальнейшее прогнозируемое увеличение среднегодовых темпов роста фармацевтического рынка Российской Федерации ведет к возрастанию конкурентного давления со стороны зарубежных производителей, которое в долгосрочной перспективе российские предприятия могут не выдержать. Тем не менее, следует отметить, что фармацевтический рынок Российской Федерации имеет огромный потенциал для дальнейшего увеличения темпов роста (наряду с увеличением выручки от реализации, прибыли и прироста стоимости капитала компаний), и при сохранении

60 выявленных авторами статьи тенденций этот потенциал с большой вероятностью может быть реализован [7].
В целях повышения качества и стандартизации работы фармацевтических работников созданы и внедрены на мировые стандарты практики GPP
(Надлежащая аптечная практика / аптечной практики качества), а также внедрена система менеджмента качества в аптеках, проходит сертификацию систем менеджмента качества в аптеках соответствие ISO и GPP. . В 2000 г. ВОЗ разработала и внедрила концепцию «фармацевт семи звезд», принятая МФФ В рамках этой концепции, фармацевт играет роль специалиста, который выполняет следующие функции:
1) Оказывает помощь пациенту;
2) принимать важные решения;
3) выполняет роль наставника;
4) постоянно занимается профессиональным развитием, она берет на себя ведущую роль и выступает в качестве менеджера;
5) выполнять роль исследователя.
То есть, в современной системе оказания качественной и квалифицированной лекарственной помощи провизор должен занимать одну из ведущих позиций [27,31].
Рассмотрим основные тенденции развития аптек на примере ООО «Аптека
Вита»
Рисунок 3 эмблема сети ООО «Аптека Вита»


61
История компании «Аптека Вита» началась с нескольких аптечных пунктов, открытых в разных районах Томска в 1995 году. Уже тогда культура и качество обслуживания были поставлены на 1 место, что послужило быстрому росту доверия со стороны покупателей и, как следствие, динамичному развитию компании. Наиболее активное развитие компании начинается с 2000 г.
(Приложение Л. Рисунок В.). На стыке двух столетий открываются аптеки большего формата.
Цель, которую преследовало руководство «Аптеки Вита», создавая новый бренд - доступно и лаконично изложить принципы работы компании, ценности, на которые она опирается в своей работе, сделать аптеки сети более удобными и современными.
С начала 2008 г. «Аптека Вита» начала развиваться с новой силой. 23 февраля был открыт аптечный маркет по пер. Ботаническом, 3. Его своеобразным «ноу-хау» стал лицензированный центр, в котором предоставлен широкий ассортимент продукции по уходу за домашними питомцами (Центр ветеринарии).
12 июля 2008 г. открылась аптека на пр-те Фрунзе,23. 12 ноября 2010г.
Аптека Вита порадовала своих покупателей открытием по адресу ул.
Учебная,48д (ТЦ «Смайл сити»). В 2011 г. состоялось открытие аптек по адресам
Вокзальная,21 (3 августа) и Интернационалистов,19 (26 декабря).
Сегодня «Аптека Вита» - это открытое для контакта учреждение, с которым очень легко вступить во взаимовыгодный рабочий контакт и на профессионализм которого всегда можно рассчитывать.
В 2014 г. фирма ничиниет проводить активную экспансионистскую политику по отношению к конкурентам в Томской области. Были приобретены аптеки из сетей «Родник», «аптка 36,6», всего было куплено 3 аптеки. В данный момент к открытию в г.Северске готовиться еще две аптеки [28].
Основным видом деятельности ООО «Аптека Вита» является розничная торговля фармацевтическим товаром. Лекарства в готовом виде со сроком

62 годности не менее 60% в небольшом количестве поступают на прилавок аптеки со склада головного офиса (расположенного в Томске). Просроченные лекарства практически не остаётся (0,6%).
Средняя численность работающих в ООО аптека «Вита»- 8 человек.
В связи с разнообразной планировкой аптечных учреждений каждая аптека должна самостоятельно выявлять у себя преобладающие потоки посетителей для максимально эффективного планирования торгового пространства с учетом психологии конкретных потребителей.
При оформлении торгового зала необходимо в комплексе применять способы и принципы выкладки товаров на витринах и прилавках с учетом концентрации посетителей в различных местах торгового зала, что позволит значительно расширить объем продаж и рационально управлять торговыми запасами. Итак, первый шаг аптечного маркетинга к привлечению покупателя - создание атмосферы аптеки. Атмосфера - психологическое ощущение, возникающее у посетителя аптеки при ее посещении. Внутри торгового зала аптеки особое внимание уделяется витринам. Выставляя товар в выгодном свете, витрина оказывает мощное психологическое воздействие на потенциального покупателя.
Первоначально аптека «Вита» реализовала лекарственные средства, затем одна из первых ввела диабетическую продукцию. Классификация товаров аптечного ассортимента в соответствии с отраслевым стандартом «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях.
Основные положения» ОСТ 91500.05.0007-2003, включает следующие ассортиментные группы:
1) Лекарственные препараты;
2) Лекарственное растительное сырье в заводской упаковке;
3) Изделия медицинского назначения;


63 4) Дезинфицирующие средства;
5) Предметы (средства) личной гигиены (в частности, средства ухода за кожей, волосами, ароматические масла и другие);
6) Минеральные воды (натуральные и искусственные);
7) Лечебное питание;
8) Детское питание;
9) Диетическое питание (в частности, пищевые добавки лечебного и профилактического назначения и другие);
10)
Косметическая продукция.
Новый ассортимент позволяет диверсифицировать рынок и находить новые ниши на нем. С другой стороны, продвижение на рынке новых товаров всегда связано с огромными затратами и риском, поскольку новые виды фармацевтической и парафармацевтической продукции, возможно, не будут пользоваться спросом.
Устойчивость ассортимента - способность набора товаров удовлетворять покупательский спрос.
Устойчивость ассортимента свидетельствует о постоянных предпочтениях промежуточных и конечных потребителей, которые могут быть объяснены как постоянством вкусов, привычкой, ценовыми факторами, если речь идет о конечных потребителях.
За счет большого ассортимента аптека остаеться «на плаву», большую часть приболи приносит лекарственные средства, второе место делят биологические активные добавки и косметика. Прибыль от косметики зависит от месяца, самые прибыльные месяцы по результатам статистического анализа: декабрь, март, апрель, июнь, сентябрь, октябрь. В группу косметика входит

64 аптечная косметика и масс маркет. Аптечная косметика, это известные фармацевтические бренды, которые прозводяться во Франции : Авен, Биодерма,
Биорга, Веледа , Виши, Галеник, Гамард, Дюкре, ИКСИ, Клоран, КЛОРАН
Беби, Кодали, Ла Рош-Позе, Лиерак, Локситан, Лэно, Мелвита, Нюкс, Урьяж,
Филорга, Фитосольба, Элансиль, Норева (Эксфолиак).
Третье место по прибыли принадлежит детскому питанию, затем следует медицинская техника и оставшийся ассортимент, аптеке приносит равномерную прибыль в районе от 10 000 до 20 000 рублей в месяц.
Наша аптека также работает с рецептами по отпуску лекарственных средств предметно-количественного учета, отпускающихся покупателю по рецепту врача. Работаем с рецептурными бланками следующих форм: № 107/у-
НП, утвержденной приказом Минздрава России от 1 августа 2012 г. № 54н; № 148-1/у-88, утвержденной приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 г.
№1175н. Лекарственные препараты и рецепты на них храняться в местах ограниченной контролируемой доступности (сейфы), ключи храняться у заведующей аптекой (в ее отсутствие у старшего по смене аптеки). Срок административного учетного хранения рецептов составляет: на наркотические средства и психотропные вещества – 10 лет; на иные лекарства, требующие предметно-количественного учета – три года [25].
Лекарственные препараты на витринах аптеки строго обозначены по группам (средства при проблемах ЖКТ, витамины, анальгетики и т.д.). Также один из важных принципов мерчандайзинга в аптеках - товар надо периодически переставлять с места на место, чтобы покупка привычных лекарств с одной и той же полки у покупателя не доходила до автоматизма. В этой ситуации перемещать товар слишком часто также нельзя - это может вызвать раздражение покупателя.
Универсальных методов мерчандайзинга в аптеке нет, для каждой аптеки выкладка товара подбирается индивидуально.
Приоритеты мерчандайзинга в аптеке по выкладке товара:
- стимулирование продаж дорогостоящих препаратов;


65
- обеспечение покупателей информацией о наличии товаров, т.е. обеспечение демонстрации если не всего ассортимента лекарств (что обычно невозможно), то хотя бы наиболее ходовых позиций;
- получение от производителей оплаты за выкладку их продуктов наиболее привлекательным образом;
- для лучшей узнаваемости группы препаратов или товаров используются рубрикаторы;
- при увеличении размеров витрин следует учитывать необходимость сохранения определённого уровня комфортности для покупателей;
- в прикассовой зоне полезно некоторое понижение коэффициента заполненности пространства продукцией, освобождение пространства для достаточного комфортного общения с посетителями является приоритетом;
- товары, дающие незначительные доли дохода остаются или перемещаются ни на самые ликвидные места. Если товар значим для аптеки, то неликвидные места оформляются подсветкой, рекламной атрибутикой
Конечно, необходимо при всем этом помнить, что аптеку нельзя приравнивать к «сельскому магазину», она, прежде всего, является учреждением здравоохранения, медицинским подразделением и несет непосредственную ответственность за здоровье населения.
Основные правила и ценности компании ООО «Аптека Вита» :

Клиентоориентированность.
Главная ценность нашей компании – наши клиенты. Мы работаем для тех, кто нас окружает.
Довольный клиент сегодня – наше благополучие завтра. Наши клиенты – это все те, кто позвонил нам, все те, кто когда либо посещал нас. Все клиенты для нас значимы. Все: наши взаимоотношения, взаимодействия внутри компании, социальная активность - все подчинено главному интересу - интересу клиента.

Ориентация на персонал.Одна из основных ценностей компании – кадры – самый важный ресурс организации. Управление персоналом направлено на приобретение и максимальное использование

66 их квалификации - знаний, опыта, навыков и возможностей сотрудников для осуществления главной цели компании – удовлетворение потребностей и запросов в лекарственной помощи и товарах здорового образа жизни населения г. Томска, Северска.

Трудолюбие и ответственность. Мы ощущаем внутренний дискомфорт за невыполненную или некачественно выполненную работу, решения и поставленные задачи.

Командная работа.У нас принято придерживаться командных принципов: объединенность устремлением к общей цели, в частности сопричастность и взаимовыручка. Только команда может стать лидером.
Поэтому успешным членом нашей организации может стать только тот, кто будет работать в первую очередь на результат и имидж компании, а уже затем - на свой личный результат.

Открытость к новым идеям, креативность.Мы поощряем новаторство, ориентацию на успех, самоотдачу и творческий подход к делу.

Безупречное выполнение работы, профессионализм.Мы ожидаем от всех членов команды эффективного выполнения поставленных задач на базе имеющихся у них знаний и опыта, а также способности к самообучению. Мы ценим и поощряем профессионализм, мастерство и стремление к самосовершенствованию наших сотрудников.

Последовательность.Мы приверженцы принятых решений
(стратегии).

Индивидуальность. Мы ценим индивидуальность каждого сотрудника и считаем, что добросовестная и инициативная работа на благо организации способствует благосостоянию не только компании, но и каждого сотрудника.