Файл: «Управление конфликтами в социально-экономических системах».pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 318
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава. 1. Основные подходы управления поведением в конфликтных ситуациях
1.1. Конфликт: понятие, классификация, сферы и причины возникновения
1.2. Организационная культура и профилактика служебных конфликтов
Глава 2. Стратегия предотвращения и разрешения организационных конфликтов в АО «ТГЭС Тула»
2.1. Анализ причин возникновения конфликтов в АО «ТГЭС Тула»
2. Методика диагностики стратегий поведения в конфликте К. Томаса.
2.2. Управление организационными конфликтами в АО «ТГЭС Тула»
21.А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к другому.
Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
22.А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и позицией другого человека.
Б. Я отстаиваю свою позицию.
23.А. Как правило, я озабочен тем, удовлетворить желания каждого из нас.
Б. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
24.А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу.
Б. Я стараюсь убедить другого пойти на компромисс.
25.А. Я пытаюсь убедить другого в своей правоте.
Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого.
26.А. Я обычно предлагаю среднюю позицию.
Б. Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.
27.А. Зачастую стремлюсь избежать споров.
Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
28.А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку другого.
29.А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.
30.А. Я пытаюсь щадить чувства другого.
Б. Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы могли совместно добиться успеха.
Приложение 3
Методика диагностики оценки самоконтроля в общении М. Шнайдера
Инструкция: «Внимательно прочтите десять предложений, описывающих реакции на некоторые ситуации. Каждое из них вы должны оценить как верное или неверное применительно к себе. Если предложение кажется Вам верным или преимущественно верным, ответьте «Верно», если неверным или преимущественно неверным – «Неверно».
№ |
Утверждение |
Варианты ответа |
|
1 |
Мне трудно подражать поведению других людей |
верно |
не верно |
2 |
Я воспринимаю как спектакль свои попытки произвести впечатление на других людей или поддерживать отношения с ними |
верно |
не верно |
3 |
Мне кажется, что я мог бы быть неплохим актером |
верно |
не верно |
4 |
Я произвожу на других впечатление человека, испытывающего значительно более глубокие эмоции чем это есть на самом деле |
верно |
не верно |
5 |
Я редко нахожусь в центре внимания окружающих меня людей |
верно |
не верно |
6 |
В различных ситуациях и с разными людьми я веду себя как совершенно другой человек |
верно |
не верно |
7 |
Я могу доказывать только те идеи, в которые я верю |
верно |
не верно |
8 |
Для того, чтобы не остаться в одиночестве и нравиться другим людям я стараюсь быть таким, каким они меня хотят видеть и никаким другим |
верно |
не верно |
9 |
Я могу вводить в заблуждение других людей, демонстрируя дружелюбие даже если они не нравятся мне |
верно |
не верно |
10 |
Я не всегда такой, каким кажусь |
верно |
не верно |
Приложение 4
Самооценка конструктивного поведения в конфликте
Инструкция. Проанализируйте свои действия по пяти позициям «конструктивного поведения» в конфликтах, которые происходили с вашим участием, и оцените их по пятибалльной шкале по следующей матрице.
1. Открытость ума. Вы настроены на понимание доводов и аргументов оппонента |
54321 |
Вы никогда не стремитесь понять своего оппонента. |
2. Позитивное отношение к оппоненту |
54321 |
Негативное отношение к оппоненту. |
3. Рациональное мышление, вы контролируете свои эмоции |
54321 |
Вы отдаетесь стихиям и эмоциям. |
4. Сотрудничество. Вы не делаете ставку на односторонний выигрыш, ориентируетесь на равенство и сотрудничество |
54321 |
Вы стремитесь к одностороннему выигрышу |
5. Терпимость. Вы признаете право людей быть такими, какие они есть, не совпадающая с вашей. |
54321 |
Вы нетерпимы к оппоненту, вас раздражают эмоции, его позиция или точка зрения. |
Оценка результатов
Отклонение влево от показателя 3 по среднему арифметическому по всем позициям свидетельствует о том, что вы обладаете достаточными признаками «конструктивного поведения» в конфликте. Отклонение вправо от выбранного показателя свидетельствует о том, что вы обладаете достаточными признаками «деструктивного поведения» в конфликте.
Приложение 5
Анкета «Факторы конфликтных ситуаций в организации»
Инструкция: «Прочитайте, пожалуйста, причины конфликтных ситуаций в Вашем подразделении и дайте Вашу оценку их выраженности по 10-ти балльной шкале. При этом 10 баллов характеризуют наибольшую выраженность причины конфликтной ситуации, а 1 балл – наименьшую выраженность причины конфликтной ситуации».
Дата___________, подразделение и должность_________________, стаж работы____________
Оцените частоту возникновения напряженных, конфликтных ситуаций в вашем подразделении.
Причины конфликтных ситуаций |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Из-за недостатков в организации труда в подразделении |
||||||||||
Из-за нечеткого распределения обязанностей |
||||||||||
Из-за неудовлетворительной работы товарищей |
||||||||||
Из-за плохого планирования деятельности (неравномерное распределение обязанностей) |
||||||||||
Из-за плохих условий труда |
||||||||||
Из-за нарушений трудовой дисциплины |
||||||||||
Из-за распределения премий |
||||||||||
Из-за распределения отпусков |
||||||||||
Из-за недостатков поведения, личных особенностей и характеров коллег |
||||||||||
Из-за стиля и методов работы руководителя |
||||||||||
Из-за несогласованных действий руководителя и коллег с другими подразделениями |