ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 1264
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
путям центральной нервной системы, а затем по двигательным нервам достигает мышцы или железы и приводит их в деятельное состояние. При этом в коре головного мозга возникает определенное ощущение в результате дошедшего до нее возбуждения. Ощущения бывают разнообразные: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, кожные, двигательные и другие, они зависят от свойства и характера раздражителя.
Таким образом, в результате раздражения чувствительных нервных окончаний (физического воздействия раздражителя) в нервной системе возникает физиологический процесс — возбуждение, которое достигает коры головного мозга и приводит к возникновению того или иного ощущения (психического процесса), а оно, в свою очередь, сопровождается затем той или иной деятельностью организма. Например, если иглой уколоть лапу собаки, то она в результате болевого ощущения быстро отдернет лапу. Здесь видна тесная связь между внешним раздражителем (укол иглой) и мышечной реакцией (отдергивание лапы). Одно переходит в другое молниеносно. Переход возникшего возбуждения с чувствительных нервов на двигательные происходит в данном случае в центрах спинного мозга, но при этом принимают участие и центры головного мозга, так как в разных поступках организм всегда действует как одно целое.
Раздражители, идущие от окружающей среды, называются внешними раздражителями. Действия внешних раздражителей света, разнообразных звуков, пищи, запаховых веществ, соприкосновения предметов с кожей, воспринимаются органами чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. Каждый орган чувств, или рецептор, как их еще называют, приспособлен воспринимать действия только определенных раздражителей, например, глаз воспринимает только световые раздражения, ухо— звуковые, кожа — механические воздействия, температурные и др.
Органы чувств животных никогда не работают в одиночку, потому что они посредством нервной системы тесно связаны между собой. Когда возбуждение достигает этих органов, они выполняют определенную работу. Так, пища, попадая в пасть собаки, раздражает окончания чувствительного вкусового нерва, рецепторы (вкусовые сосочки) языка. По этому нерву возбуждение передается в центральную нервную систему (продолговатый мозг), где переходит на двигательный нерв, связанный со слюнной железой, которая в ответ на возбуждение начинает усиленно выделять слюну. Такая ответная реакция организма на раздражитель, осуществляемая при обязательном участии центральной нервной системы, называется
рефлексом.
Кроме внешних раздражителей на поведение животных влияют и внутренние раздражители. Это различные вещества, находящиеся в крови, которая постоянно омывает нервные центры. Кроме того, во всех мышцах, различных внутренних органах (сердце, почки, желудок, мочевой пузырь и др.) расположены особые воспринимающие чувствительные образования — рецепторы, которые реагируют на внутренние раздражители.
Различные изменения во внутренней среде организма воспринимаются рецепторами внутренних органов, что ведет к возникновению возбуждения, которое передается в центральную нервную систему. В ответ на это изменяется деятельность отдельных органов или всего организма, т. е. проявляется рефлекторная деятельность. Например, при накоплении мочи в мочевом пузыре начинают растягиваться его стенки. Это раздражает чувствительные нервные окончания (рецепторы) в стенках. Возникшее возбуждение передается по чувствительным нервам в центральную нервную систему, затем переключается на двигательный нерв и доходит до мышц стенок мочевого пузыря, они сокращаются, и происходит акт мочеиспускания. Рефлекторные реакции организма являются средством приспособления животных к внешней среде, в которой они живут.
Поэтому именно внешняя среда с ее многочисленными и разнообразными раздражителями, воздействующими на нервную систему, определяет поведение животных и человека. Особая заслуга в раскрытии законов деятельности центральной нервной системы принадлежит академику И. П. Павлову. Он показал, что все рефлексы, определяющие поведение собаки, по своему происхождению разделяются на безусловные и условные.
В жизни можно видеть, как у собак одной и той же породы наблюдается различное поведение. Одни из них активные, энергичные, смело ведут себя среди сильных раздражителей. Другие — малоподвижные, трусливые, всего боятся, всюду видят опасность. Такое различное поведение обусловлено их типами высшей нервной деятельности и условиями, в которых они воспитывались и находятся в настоящее время. Если собака воспитывается на свободе среди различных раздражителей окружающей среды, то она вырастает смелой, активной и уравновешенной к различным условиям и раздражителям. Такая собака пригодна к дрессировке на любую службу. Если щенок воспитывается в изолированных условиях, где он не встречает сильных и разнообразных раздражителей окружающей среды
, то из него вырастает пассивная трусливая собака, трудно или совсем не поддающаяся дрессировке. Однако поведение собаки не остается неизменным. Со временем оно меняется в ту или иную сторону. Это зависит от того, в какие условия она попадает. Самое большое влияние на поведение собаки оказывает дрессировщик. Постоянно воздействуя на собаку условными, безусловными раздражителями и своим поведением, он воспитывает у нее определенное, нужное поведение. Например, собака проявляет некоторую пассивность при виде какого-либо раздражителя (автомобиля). Дрессировщик систематически знакомит ее с автомобилями и поощряет ее положительное поведение. В итоге по мере продолжения дрессировки собака перестает бояться автомобиля.
Вместе с тем дрессировщик иногда оказывает обратное влияние на поведение собаки. Если он постоянно грубо обращается с ней, делает резкие окрики, рывки, бьет ее ит. п., собака постепенно становится пассивной, трусливой. У такого дрессировщика хорошая, активная собака к концу дрессировки становится боязливой, вместо подхода к нему убегает и не выполняет команды.
Кинолог обязан знать основные проявления и закономерности высшей нервной деятельности собаки, чтобы в процессе дрессировки и тренировки сознательно и правильно воздействовать на ее поведение и умело применять те раздражители, при помощи которых вызываются действия собаки, нужные для службы.
Изучение поведения собаки необходимо для глубокого понимания закономерностей условно-рефлекторной деятельности и успешного применения их в практике дрессировки.
Поведение собаки — это сложная рефлекторная деятельность, результат проявления многочисленных условных и безусловных рефлексов на всевозможные раздражители внешней и внутренней среды. В начале жизни у щенка проявляются простые врожденные рефлексы и рефлекторные акты, обеспечивающие его выживание в определенных условиях. В дальнейшем эти рефлексы усложняются условными рефлексами, обеспечивающими более совершенные приспособительные функции организма к новым, постоянно изменяющимся условиям окружающей среды.
У взрослой собаки отдельные простые рефлексы и рефлекторные акты объединяются в сложные реакции поведения цепного характера, направленные на выполнение жизненно важных функций организма. Поведение взрослой собаки бывает настолько сложным, что малоопытному дрессировщику трудно заметить отдельные рефлексы. При внимательном наблюдении за рефлекторной деятельностью собаки можно выделить однородные группы рефлексов, проявляющиеся закономерно в определенной последовательности. Такие группы рефлексов называются реакциями поведения.
Контрольные вопросы и задания
ГЛАВА ВОСЬМАЯ
ПОВЕДЕНИЕ СОБАКИ,
ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ
НА ЕЕ ДРЕССИРОВКУ
Реакция — ответное действие организма, возникающее на те или иные внешние или внутренние раздражители. Реакции могут быть врожденными и приобретенными.
Из общего поведения собаки можно выделить следующие виды реакций: избавления, избегания, привязанности, половую, пищевую, оборонительную, поисковую, ориентировочную, родительскую, игровую, подражательную и реакцию общения. Эти реакции составляют основу жизни животного и учитываются в практике дрессировки служебных собак. Большинство основных реакций поведения — составная часть более сложных, запрограммированных, врожденных реакций организма, называемых инстинктами. Инстинкты отличаются от основных реакций поведения тем, что они управляются специфическими физиологически активными веществами и гормонами, поэтому всегда стереотипны и доминируют над другими реакциями.
Поведение собаки обусловлено проявлением многочисленных рефлексов на раздражители внешней и внутренней среды организма. Инстинктивные реакции, как известно, передаются по наследству, но степень и форма их проявления зависит как от состояния организма, так и от влияния окружающей среды. Инстинкты в процессе жизни дополняются большим количеством условных рефлексов, у взрослой собаки их проявление усложняется и представляет собой сложные реакции (ответные действия).
Реакция избавления — реакция, вызываемая эмоционально-отрицательным раздражителем, направленная на прекращение его действия. Она бывает врожденной, напри
мер, собака отдергивает лапу, если ее уколоть острым предметом, но чаще данный термин относится к выученным инструментальным реакциям на болевые раздражители, приводящие к избавлению от этих стимулов.
Реакция избегания — ответ на сигнал, предвещающий нежелательное эмоционально-отрицательное раздражение, направленный на предотвращение действия этого раздражителя. Например, собака избегает нажима рукой дрессировщика на поясницу при выработке навыка на команду «Сидеть!». Такая реакция, как предупреждающая оборонительная поза собаки, может быть отнесена к категории реакций избегания. Проявление тергоровой реакции (тереться и валяться на спине) у многих собак — универсальный сигнал о мирных намерениях. Реакция избегания может быть не только активной, но и пассивной, например, замирание при приближении врага.
Таким образом, в результате раздражения чувствительных нервных окончаний (физического воздействия раздражителя) в нервной системе возникает физиологический процесс — возбуждение, которое достигает коры головного мозга и приводит к возникновению того или иного ощущения (психического процесса), а оно, в свою очередь, сопровождается затем той или иной деятельностью организма. Например, если иглой уколоть лапу собаки, то она в результате болевого ощущения быстро отдернет лапу. Здесь видна тесная связь между внешним раздражителем (укол иглой) и мышечной реакцией (отдергивание лапы). Одно переходит в другое молниеносно. Переход возникшего возбуждения с чувствительных нервов на двигательные происходит в данном случае в центрах спинного мозга, но при этом принимают участие и центры головного мозга, так как в разных поступках организм всегда действует как одно целое.
Раздражители, идущие от окружающей среды, называются внешними раздражителями. Действия внешних раздражителей света, разнообразных звуков, пищи, запаховых веществ, соприкосновения предметов с кожей, воспринимаются органами чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. Каждый орган чувств, или рецептор, как их еще называют, приспособлен воспринимать действия только определенных раздражителей, например, глаз воспринимает только световые раздражения, ухо— звуковые, кожа — механические воздействия, температурные и др.
Органы чувств животных никогда не работают в одиночку, потому что они посредством нервной системы тесно связаны между собой. Когда возбуждение достигает этих органов, они выполняют определенную работу. Так, пища, попадая в пасть собаки, раздражает окончания чувствительного вкусового нерва, рецепторы (вкусовые сосочки) языка. По этому нерву возбуждение передается в центральную нервную систему (продолговатый мозг), где переходит на двигательный нерв, связанный со слюнной железой, которая в ответ на возбуждение начинает усиленно выделять слюну. Такая ответная реакция организма на раздражитель, осуществляемая при обязательном участии центральной нервной системы, называется
рефлексом.
Кроме внешних раздражителей на поведение животных влияют и внутренние раздражители. Это различные вещества, находящиеся в крови, которая постоянно омывает нервные центры. Кроме того, во всех мышцах, различных внутренних органах (сердце, почки, желудок, мочевой пузырь и др.) расположены особые воспринимающие чувствительные образования — рецепторы, которые реагируют на внутренние раздражители.
Различные изменения во внутренней среде организма воспринимаются рецепторами внутренних органов, что ведет к возникновению возбуждения, которое передается в центральную нервную систему. В ответ на это изменяется деятельность отдельных органов или всего организма, т. е. проявляется рефлекторная деятельность. Например, при накоплении мочи в мочевом пузыре начинают растягиваться его стенки. Это раздражает чувствительные нервные окончания (рецепторы) в стенках. Возникшее возбуждение передается по чувствительным нервам в центральную нервную систему, затем переключается на двигательный нерв и доходит до мышц стенок мочевого пузыря, они сокращаются, и происходит акт мочеиспускания. Рефлекторные реакции организма являются средством приспособления животных к внешней среде, в которой они живут.
Поэтому именно внешняя среда с ее многочисленными и разнообразными раздражителями, воздействующими на нервную систему, определяет поведение животных и человека. Особая заслуга в раскрытии законов деятельности центральной нервной системы принадлежит академику И. П. Павлову. Он показал, что все рефлексы, определяющие поведение собаки, по своему происхождению разделяются на безусловные и условные.
В жизни можно видеть, как у собак одной и той же породы наблюдается различное поведение. Одни из них активные, энергичные, смело ведут себя среди сильных раздражителей. Другие — малоподвижные, трусливые, всего боятся, всюду видят опасность. Такое различное поведение обусловлено их типами высшей нервной деятельности и условиями, в которых они воспитывались и находятся в настоящее время. Если собака воспитывается на свободе среди различных раздражителей окружающей среды, то она вырастает смелой, активной и уравновешенной к различным условиям и раздражителям. Такая собака пригодна к дрессировке на любую службу. Если щенок воспитывается в изолированных условиях, где он не встречает сильных и разнообразных раздражителей окружающей среды
, то из него вырастает пассивная трусливая собака, трудно или совсем не поддающаяся дрессировке. Однако поведение собаки не остается неизменным. Со временем оно меняется в ту или иную сторону. Это зависит от того, в какие условия она попадает. Самое большое влияние на поведение собаки оказывает дрессировщик. Постоянно воздействуя на собаку условными, безусловными раздражителями и своим поведением, он воспитывает у нее определенное, нужное поведение. Например, собака проявляет некоторую пассивность при виде какого-либо раздражителя (автомобиля). Дрессировщик систематически знакомит ее с автомобилями и поощряет ее положительное поведение. В итоге по мере продолжения дрессировки собака перестает бояться автомобиля.
Вместе с тем дрессировщик иногда оказывает обратное влияние на поведение собаки. Если он постоянно грубо обращается с ней, делает резкие окрики, рывки, бьет ее ит. п., собака постепенно становится пассивной, трусливой. У такого дрессировщика хорошая, активная собака к концу дрессировки становится боязливой, вместо подхода к нему убегает и не выполняет команды.
Кинолог обязан знать основные проявления и закономерности высшей нервной деятельности собаки, чтобы в процессе дрессировки и тренировки сознательно и правильно воздействовать на ее поведение и умело применять те раздражители, при помощи которых вызываются действия собаки, нужные для службы.
Изучение поведения собаки необходимо для глубокого понимания закономерностей условно-рефлекторной деятельности и успешного применения их в практике дрессировки.
Поведение собаки — это сложная рефлекторная деятельность, результат проявления многочисленных условных и безусловных рефлексов на всевозможные раздражители внешней и внутренней среды. В начале жизни у щенка проявляются простые врожденные рефлексы и рефлекторные акты, обеспечивающие его выживание в определенных условиях. В дальнейшем эти рефлексы усложняются условными рефлексами, обеспечивающими более совершенные приспособительные функции организма к новым, постоянно изменяющимся условиям окружающей среды.
У взрослой собаки отдельные простые рефлексы и рефлекторные акты объединяются в сложные реакции поведения цепного характера, направленные на выполнение жизненно важных функций организма. Поведение взрослой собаки бывает настолько сложным, что малоопытному дрессировщику трудно заметить отдельные рефлексы. При внимательном наблюдении за рефлекторной деятельностью собаки можно выделить однородные группы рефлексов, проявляющиеся закономерно в определенной последовательности. Такие группы рефлексов называются реакциями поведения.
Контрольные вопросы и задания
-
Дайте определения понятиям «безусловные рефлексы» и «условные рефлексы». Перечислите отличия безусловных и условных рефлексов. -
Какие стадии образования условных рефлексов вы знаете? Дайте характеристику каждой из них. -
Какие условия необходимы для образования условных рефлексов? -
Перечислите закономерности условно-рефлекторной деятельности у собак.
ГЛАВА ВОСЬМАЯ
ПОВЕДЕНИЕ СОБАКИ,
ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ
НА ЕЕ ДРЕССИРОВКУ
-
ОСНОВНЫЕ РЕАКЦИИ ПОВЕДЕНИЯ
И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Реакция — ответное действие организма, возникающее на те или иные внешние или внутренние раздражители. Реакции могут быть врожденными и приобретенными.
Из общего поведения собаки можно выделить следующие виды реакций: избавления, избегания, привязанности, половую, пищевую, оборонительную, поисковую, ориентировочную, родительскую, игровую, подражательную и реакцию общения. Эти реакции составляют основу жизни животного и учитываются в практике дрессировки служебных собак. Большинство основных реакций поведения — составная часть более сложных, запрограммированных, врожденных реакций организма, называемых инстинктами. Инстинкты отличаются от основных реакций поведения тем, что они управляются специфическими физиологически активными веществами и гормонами, поэтому всегда стереотипны и доминируют над другими реакциями.
Поведение собаки обусловлено проявлением многочисленных рефлексов на раздражители внешней и внутренней среды организма. Инстинктивные реакции, как известно, передаются по наследству, но степень и форма их проявления зависит как от состояния организма, так и от влияния окружающей среды. Инстинкты в процессе жизни дополняются большим количеством условных рефлексов, у взрослой собаки их проявление усложняется и представляет собой сложные реакции (ответные действия).
Реакция избавления — реакция, вызываемая эмоционально-отрицательным раздражителем, направленная на прекращение его действия. Она бывает врожденной, напри
мер, собака отдергивает лапу, если ее уколоть острым предметом, но чаще данный термин относится к выученным инструментальным реакциям на болевые раздражители, приводящие к избавлению от этих стимулов.
Реакция избегания — ответ на сигнал, предвещающий нежелательное эмоционально-отрицательное раздражение, направленный на предотвращение действия этого раздражителя. Например, собака избегает нажима рукой дрессировщика на поясницу при выработке навыка на команду «Сидеть!». Такая реакция, как предупреждающая оборонительная поза собаки, может быть отнесена к категории реакций избегания. Проявление тергоровой реакции (тереться и валяться на спине) у многих собак — универсальный сигнал о мирных намерениях. Реакция избегания может быть не только активной, но и пассивной, например, замирание при приближении врага.