ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 1268
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
наблюдает за действиями помощников, дрессировщика и поведением собаки, делает записи в ведомости о результатах наблюдения и дает заключение о преобладающей реакции поведения.
По сигналу руководителя дрессировщик ставит собаку на цепь и уходит в указанное место, чтобы собака не могла его видеть. Из-за укрытия выходит первый помощник, спокойно подходит к собаке, называет кличку, делает попытку дать лакомство и скрывается за укрытием. Как только собака успокоилась, с противоположной стороны участка выходит второй помощник с прутом в руке. Он создает шорохи, делает дразнящие движения и быстро направляется к собаке, имитируя нападение, нанося легки удары прутом по телу собаки, и бегом скрывается за укрытием. Затем выходит дрессировщик, спокойным движением ставит перед собакой кормушку с пищей и уходит за укрытие на прежнее место. Как только собака начинает поедать корм, снова выходит второй помощник, подбегает к собаке, имитирует нападение на нее и делает попытку отнять кормушку. После двух таких попыток возвращается на место. Дополнительный выход помощника делается для окончательного уточнения преобладания пассивно-оборонительной реакции у собаки или злобно-трусливой в присутствии дрессировщика.
Собака с преобладанием пищевой реакции при даче помощником лакомства ласкается, на дразнение проявляет злобную реакцию, на пищу набрасывается и поедает ее с жадностью, не обращая внимания на подход помощника, при попытке забрать кормушку защищает пищу или быстрее начинает поедать ее.
Собака с преобладанием активно-оборонительной реакции недоверчива к посторонним людям. При появлении помощника проявляет злобность, набрасывается, пытается схватить и вести борьбу, лакомство не берет. Еще активнее становятся ее действия при выходе второго помощника, который дразнит собаку. В момент поедания корма она немедленно переключается на помощника, стремясь схватить его. После ухода помощника к пище сразу не возвращается, смотрит в его сторону.
Проявление активно-оборонительной реакции в комплексе с пищевой наблюдается при одинаковой степени развития оборонительных и пищевых рефлексов. Собака активно набрасывается на помощника и одновременно стремится поедать корм.
Собака с преобладанием пассивно-оборонительной реакции в новой обстановке трусливо оглядывается по сторонам, при появлении помощника стремится убежать, при дразнении отбегает в противоположную сторону или прижимается к земле. Пищу поедает урывками или совсем отказывается от нее.
Собака с преобладанием ориентировочной реакции на новой местности обнюхивает землю, оглядывается по сторонам, прислушивается. При приближении помощника тянется вперед, принюхивается, ласкается, пищу ест не сразу, при дразнении активно-оборонительной реакции и трусости не проявляет. Надо помнить, что ориентировочная реакция предшествует другим реакциям и сравнительно быстро сменяется ими. При преобладании ориентировочной реакции она доминирует над другими реакциями.
Реакция привязанности активно проявляется у большинства собак. Собака с преобладающей реакцией привязанности устремляется в сторону дрессировщика, смотрит на место, где он укрылся. При приближении помощников реагирует на их действия, но когда те уходят, быстро переключается снова в сторону дрессировщика. Пищу поедает охотно в присутствии дрессировщика, а при удалении его прекращает поедание и внимательно следит за его действиями.
При оценке поисковой реакции учитывается степень выраженности зрительной, слуховой и обонятельной реакций. Обонятельно-поисковая реакция при исследовании оценивается по элементам, которые руководитель и дрессировщик обязаны заметить при подходе собаки к запаховому следу на участке местности. Обнаружив запаховый след на расстоянии, собака переключает внимание в сторону следа, принюхиваясь, подходит к нему, пересекает, определяя направление движения помощника. Собаки, работавшие по запаховому следу, после определения направления движения идут по трассе следа.
Преобладание той или иной реакции поведения определяет выбор и способы применения безусловных раздражителей при дрессировке собак. К концу дрессировки поведение собак заметно меняется. Они становятся более спокойными, внимательными к сигналам дрессировщика, послушными, легко управляемыми. Изменяется и характер проявления основных реакций. У большинства собак начинают преобладать активно-оборонительная и обонятельно-поисковая реакции. Эти реакции поведения закрепляются и совершенствуются при дальнейшей тренировке собаки.
Чрезмерно суетливых и подвижных собак следует закреплять за спокойными и выдержанными дрессировщиками. Собак вялых, малоподвижных — за более энергичными и подвижными дрессировщиками. Каждый дрессировщик должен знать особенности поведения закрепленной собаки, ее преобладающие реакции и с учетом этого умело дрессировать ее.
8.3.
ДРЕССИРОВКА СОБАК
С РАЗЛИЧНЫМИ ПРЕОБЛАДАЮЩИМИ
РЕАКЦИЯМИ ПОВЕДЕНИЯ
При отработке приемов общей и специальной дрессировки следует применять такие методы и способы, которые в наибольшей степени соответствуют характеру преобладающей реакции поведения собаки.
Авторы многих учебников по дрессировке собак считают, что лучшим методом дрессировки является контрастный метод. По их мнению, этот метод применяется ко всем собакам с любой преобладающей реакцией поведения. Они считают, что при умелом пользовании этим методом можно подготовить собак к розыскной и сторожевой службе. Однако у некоторых собак гораздо быстрее и прочнее вырабатываются условные рефлексы, если необходимые для дрессировщика действия собаки вызываются теми раздражителями, которые соответствуют их преобладающей реакции.
Дрессировка собак с оборонительной реакцией поведения в различных формах. Среди собак этой группы могут быть чрезмерно злобные, умеренно злобные, злобно-трусливые и незлобные с ориентировочной или пищевой реакцией поведения. Умеренно злобных собак с активно-оборонительной реакцией дрессируют по общей методике, применяя механический или контрастный метод. Количество сочетаний и режим упражнений устанавливаются руководителем на каждом занятии в зависимости от приема дрессировки и стадии выработки навыка. Развитие злобы или задержание проводится 1-2 раза в неделю. К работе по запаховому следу приучаются без предварительного дразнения. При снижении активности работы по следу увеличивается количество упражнений по развитию злобы.
Чрезмерно злобных собак дрессируют по специальной методике. Они закрепляются за смелыми и инициативными дрессировщиками. Первоначальная дрессировка проводится в условиях с малым количеством отвлекающих раздражителей и при отсутствии на близком расстоянии посторонних людей. На первых занятиях иногда приходится надевать на собаку намордник и не применять сильных и болевых раздражителей. С установлением контакта и выработкой запрещающих условных рефлексов приступают к дрессировке по обычной методике. Особенности дрессировки заключаются в ровном, спокойном и смелом обращении с собакой. Задержание убегающих помощников проводится 1-2 раза в месяц. Окарауливание выполняется отдельно перед развитием злобы и задержанием, а затем совместно. Очень злобных, сильно возбуждающихся собак к работе по следу приучают без предварительного дразнения на местности, без отвлекающих раздражителей. Постановка таких собак на запаховый след с дразнением категорически запрещается. В противном случае у них развивается «верхоглядство», к запаховому следу они не принюхиваются, и в дальнейшем эти нежелательные связи затормозить невозможно. При длительной и кропотливой дрессировке к концу третьего периода подготовки поведение их уравновешивается, и дальнейшая дрессировка осуществляется обычными методами. Чрезмерно злобные собаки, как правило, работают хуже, чем умеренно злобные: они отвлекаются при работе по следу, обыску местности, нечетко проводят выборку вещи и человека. Чаще всего используются для сторожевой и караульной службы.
Собак с преобладающей пассивно-оборонительной реакцией дрессируют вкусопоощрительным или контрастным методом. В отдельных приемах можно применять и подражательный метод. Главная цель любого метода — побороть боязливость, трусость, развить активность, смелость. Чаще всего это происходит при отработке специальных приемов. У молодых собак можно развивать активность в процессе воспитательной дрессировки. Старых собак с пассивно-оборонительной реакцией нецелесообразно принимать для дрессировки.
Дрессировка собак с преобладающей пищевой реакцией. Выработку первоначальных условных рефлексов в каждом отдельном случае следует проводить вкусопоощрительным методом. Занятия лучше проводить тогда, когда собака находится в полуголодном или голодном состоянии. Лакомство дается небольшими кусочками, как для побуждения, так и поощрения правильно выполненного действия. Вначале подкрепляются все выполненные действия, а по мере упрочения условного рефлекса — лишь отдельные, которые собака выполняет особенно четко и без ошибок. С помощью пищевых раздражителей вырабатываются главным образом общедисциплинарные навыки. Специальные навыки развиваются другими способами, а пища служит только поощрением. При дрессировке собак с преобладающей пищевой реакцией не исключается применение других методов — механического, контрастного и подражательного. У собак этой группы иногда развивают первоначальную злобу и приучают их к работе по запаховому следу с помощью пищи и лакомства. Но дальнейшее укрепление рефлексов проводится контрастным методом. У большинства собак к концу курса дрессировки начинает преобладать активно-оборонительная реакция.
Дрессировка собак с преобладающей ориентировочной реакцией. Для них применим подражательный метод дрессировки. На раздражители, отвлекающие собаку, вырабатывают угасательное торможение путем постепенного приучения к ним во время занятий. Дрессировку таких собак начинают на закрытой местности, с наименьшим количеством отвлекающих раздражителей. Первоначальные условные рефлексы вырабатывают на одних и тех же участках, знакомых для собаки. Изменение обстановки и ввод усложнений в каждом приеме производится только после образования устойчивого рефлекса в однообразных условиях.
По сигналу руководителя дрессировщик ставит собаку на цепь и уходит в указанное место, чтобы собака не могла его видеть. Из-за укрытия выходит первый помощник, спокойно подходит к собаке, называет кличку, делает попытку дать лакомство и скрывается за укрытием. Как только собака успокоилась, с противоположной стороны участка выходит второй помощник с прутом в руке. Он создает шорохи, делает дразнящие движения и быстро направляется к собаке, имитируя нападение, нанося легки удары прутом по телу собаки, и бегом скрывается за укрытием. Затем выходит дрессировщик, спокойным движением ставит перед собакой кормушку с пищей и уходит за укрытие на прежнее место. Как только собака начинает поедать корм, снова выходит второй помощник, подбегает к собаке, имитирует нападение на нее и делает попытку отнять кормушку. После двух таких попыток возвращается на место. Дополнительный выход помощника делается для окончательного уточнения преобладания пассивно-оборонительной реакции у собаки или злобно-трусливой в присутствии дрессировщика.
Собака с преобладанием пищевой реакции при даче помощником лакомства ласкается, на дразнение проявляет злобную реакцию, на пищу набрасывается и поедает ее с жадностью, не обращая внимания на подход помощника, при попытке забрать кормушку защищает пищу или быстрее начинает поедать ее.
Собака с преобладанием активно-оборонительной реакции недоверчива к посторонним людям. При появлении помощника проявляет злобность, набрасывается, пытается схватить и вести борьбу, лакомство не берет. Еще активнее становятся ее действия при выходе второго помощника, который дразнит собаку. В момент поедания корма она немедленно переключается на помощника, стремясь схватить его. После ухода помощника к пище сразу не возвращается, смотрит в его сторону.
Проявление активно-оборонительной реакции в комплексе с пищевой наблюдается при одинаковой степени развития оборонительных и пищевых рефлексов. Собака активно набрасывается на помощника и одновременно стремится поедать корм.
Собака с преобладанием пассивно-оборонительной реакции в новой обстановке трусливо оглядывается по сторонам, при появлении помощника стремится убежать, при дразнении отбегает в противоположную сторону или прижимается к земле. Пищу поедает урывками или совсем отказывается от нее.
Собака с преобладанием ориентировочной реакции на новой местности обнюхивает землю, оглядывается по сторонам, прислушивается. При приближении помощника тянется вперед, принюхивается, ласкается, пищу ест не сразу, при дразнении активно-оборонительной реакции и трусости не проявляет. Надо помнить, что ориентировочная реакция предшествует другим реакциям и сравнительно быстро сменяется ими. При преобладании ориентировочной реакции она доминирует над другими реакциями.
Реакция привязанности активно проявляется у большинства собак. Собака с преобладающей реакцией привязанности устремляется в сторону дрессировщика, смотрит на место, где он укрылся. При приближении помощников реагирует на их действия, но когда те уходят, быстро переключается снова в сторону дрессировщика. Пищу поедает охотно в присутствии дрессировщика, а при удалении его прекращает поедание и внимательно следит за его действиями.
При оценке поисковой реакции учитывается степень выраженности зрительной, слуховой и обонятельной реакций. Обонятельно-поисковая реакция при исследовании оценивается по элементам, которые руководитель и дрессировщик обязаны заметить при подходе собаки к запаховому следу на участке местности. Обнаружив запаховый след на расстоянии, собака переключает внимание в сторону следа, принюхиваясь, подходит к нему, пересекает, определяя направление движения помощника. Собаки, работавшие по запаховому следу, после определения направления движения идут по трассе следа.
Преобладание той или иной реакции поведения определяет выбор и способы применения безусловных раздражителей при дрессировке собак. К концу дрессировки поведение собак заметно меняется. Они становятся более спокойными, внимательными к сигналам дрессировщика, послушными, легко управляемыми. Изменяется и характер проявления основных реакций. У большинства собак начинают преобладать активно-оборонительная и обонятельно-поисковая реакции. Эти реакции поведения закрепляются и совершенствуются при дальнейшей тренировке собаки.
Чрезмерно суетливых и подвижных собак следует закреплять за спокойными и выдержанными дрессировщиками. Собак вялых, малоподвижных — за более энергичными и подвижными дрессировщиками. Каждый дрессировщик должен знать особенности поведения закрепленной собаки, ее преобладающие реакции и с учетом этого умело дрессировать ее.
8.3.
ДРЕССИРОВКА СОБАК
С РАЗЛИЧНЫМИ ПРЕОБЛАДАЮЩИМИ
РЕАКЦИЯМИ ПОВЕДЕНИЯ
При отработке приемов общей и специальной дрессировки следует применять такие методы и способы, которые в наибольшей степени соответствуют характеру преобладающей реакции поведения собаки.
Авторы многих учебников по дрессировке собак считают, что лучшим методом дрессировки является контрастный метод. По их мнению, этот метод применяется ко всем собакам с любой преобладающей реакцией поведения. Они считают, что при умелом пользовании этим методом можно подготовить собак к розыскной и сторожевой службе. Однако у некоторых собак гораздо быстрее и прочнее вырабатываются условные рефлексы, если необходимые для дрессировщика действия собаки вызываются теми раздражителями, которые соответствуют их преобладающей реакции.
Дрессировка собак с оборонительной реакцией поведения в различных формах. Среди собак этой группы могут быть чрезмерно злобные, умеренно злобные, злобно-трусливые и незлобные с ориентировочной или пищевой реакцией поведения. Умеренно злобных собак с активно-оборонительной реакцией дрессируют по общей методике, применяя механический или контрастный метод. Количество сочетаний и режим упражнений устанавливаются руководителем на каждом занятии в зависимости от приема дрессировки и стадии выработки навыка. Развитие злобы или задержание проводится 1-2 раза в неделю. К работе по запаховому следу приучаются без предварительного дразнения. При снижении активности работы по следу увеличивается количество упражнений по развитию злобы.
Чрезмерно злобных собак дрессируют по специальной методике. Они закрепляются за смелыми и инициативными дрессировщиками. Первоначальная дрессировка проводится в условиях с малым количеством отвлекающих раздражителей и при отсутствии на близком расстоянии посторонних людей. На первых занятиях иногда приходится надевать на собаку намордник и не применять сильных и болевых раздражителей. С установлением контакта и выработкой запрещающих условных рефлексов приступают к дрессировке по обычной методике. Особенности дрессировки заключаются в ровном, спокойном и смелом обращении с собакой. Задержание убегающих помощников проводится 1-2 раза в месяц. Окарауливание выполняется отдельно перед развитием злобы и задержанием, а затем совместно. Очень злобных, сильно возбуждающихся собак к работе по следу приучают без предварительного дразнения на местности, без отвлекающих раздражителей. Постановка таких собак на запаховый след с дразнением категорически запрещается. В противном случае у них развивается «верхоглядство», к запаховому следу они не принюхиваются, и в дальнейшем эти нежелательные связи затормозить невозможно. При длительной и кропотливой дрессировке к концу третьего периода подготовки поведение их уравновешивается, и дальнейшая дрессировка осуществляется обычными методами. Чрезмерно злобные собаки, как правило, работают хуже, чем умеренно злобные: они отвлекаются при работе по следу, обыску местности, нечетко проводят выборку вещи и человека. Чаще всего используются для сторожевой и караульной службы.
Собак с преобладающей пассивно-оборонительной реакцией дрессируют вкусопоощрительным или контрастным методом. В отдельных приемах можно применять и подражательный метод. Главная цель любого метода — побороть боязливость, трусость, развить активность, смелость. Чаще всего это происходит при отработке специальных приемов. У молодых собак можно развивать активность в процессе воспитательной дрессировки. Старых собак с пассивно-оборонительной реакцией нецелесообразно принимать для дрессировки.
Дрессировка собак с преобладающей пищевой реакцией. Выработку первоначальных условных рефлексов в каждом отдельном случае следует проводить вкусопоощрительным методом. Занятия лучше проводить тогда, когда собака находится в полуголодном или голодном состоянии. Лакомство дается небольшими кусочками, как для побуждения, так и поощрения правильно выполненного действия. Вначале подкрепляются все выполненные действия, а по мере упрочения условного рефлекса — лишь отдельные, которые собака выполняет особенно четко и без ошибок. С помощью пищевых раздражителей вырабатываются главным образом общедисциплинарные навыки. Специальные навыки развиваются другими способами, а пища служит только поощрением. При дрессировке собак с преобладающей пищевой реакцией не исключается применение других методов — механического, контрастного и подражательного. У собак этой группы иногда развивают первоначальную злобу и приучают их к работе по запаховому следу с помощью пищи и лакомства. Но дальнейшее укрепление рефлексов проводится контрастным методом. У большинства собак к концу курса дрессировки начинает преобладать активно-оборонительная реакция.
Дрессировка собак с преобладающей ориентировочной реакцией. Для них применим подражательный метод дрессировки. На раздражители, отвлекающие собаку, вырабатывают угасательное торможение путем постепенного приучения к ним во время занятий. Дрессировку таких собак начинают на закрытой местности, с наименьшим количеством отвлекающих раздражителей. Первоначальные условные рефлексы вырабатывают на одних и тех же участках, знакомых для собаки. Изменение обстановки и ввод усложнений в каждом приеме производится только после образования устойчивого рефлекса в однообразных условиях.