Файл: Т. А. Фаритов, Ф. С. Хазиахметов, Е. А. Платонов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 1265

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Служебная собака, подготовленная для сторожевой (об­ходно-дозорной) работы в парках железнодорожных станций или для работы в пикетах в составе спецгруппы, должна:

  • иметь все навыки общего курса дрессировки;

  • активно защищать хозяина при нападении на него, за­держивать и сопровождать неизвестных лиц;

  • работать в сторожевке в движении (при патрулировании) и на месте (в засадах);

  • производить обыск местности, помещений (вагонов), находить укрывшихся людей и облаивать их;

  • прорабатывать след давностью до 2 ч;

  • разыскивать запасные части автосельхозтехники по за­паху консервирующей смазки;

  • производить выборку человека и вещей;

  • охранять оставленные проводником вещи;

  • не брать пищу, предлагаемую или подброшенную посто­ронними лицами;

  • проявлять безразличие к выстрелам, взрывам, грохоту проходящих поездов, гудкам и другим звуковым раздра­жителям.

К специальным навыкам сторожевых собак относятся:

  • навыки злобы к посторонним;

  • навыки задержания, охраны, конвоирования людей;

  • навыки защиты дрессировщика;

  • навыки поиска человека по следу;

  • навыки обыска местности и помещений;

  • навыки длительной настороженности на месте и в дви­жении.

К выработке этих специальных навыков следует присту­пать после того, как у собаки будет установлен хороший кон­такт с дрессировщиком, а также навыки на команды «Ко мне!», «Сидеть!», «Апорт!» и «Фу!».

Дрессировку собак к сторожевой работе начинают с раз­вития злобы, смелости, выработки навыков задержания и конвоирования людей. Затем собаку учат поиску людей по следу, обыску местности и помещений, сторожевке на месте и в движении.

15.1.

ОХРАНА ВЕЩИ

Обязательным специальным навыком обходно-дозорной собаки считается охрана вещи, оставленной хозяином.

По команде «Охраняй!» собака должна оставаться око­ло охраняемой вещи и пресекать попытки постороннего че­ловека взять вещь активным нападением, но в то же время, несмотря на возбуждение, она не должна уходить от охра­няемой вещи.

К отработке этого навыка можно приступить после того, как у служебной собаки будут развиты злоба и недоверчи­вое отношение к посторонним людям. Особенно четко долж­ны быть отработаны отказ от корма, предлагаемого или под­брошенного посторонними, и возвращение по команде на место.


Приступая к занятиям, дрессировщик привязывает со­баку на цепь и подает команду «Лежать!». На землю перед ней кладет вещь с таким расчетом, чтобы она не могла до­стать ее лапами, затем дрессировщик привлекает внимание собаки к вещи, указывает на нее, подает команду «Охра­няй!» и отходит от нее в сторону на 1-2 шага.

В дальнейшем собаку приучают безразлично относить­ся к проходящим людям. Из-за укрытия с разных сторон выходят 2-3 помощника и, не возбуждая собаку, спокойно проходят несколько раз мимо нее. Ее попытки набросится на одного из них дрессировщик пресекает командами «Ме­сто!» и «Охраняй!», указывая на охраняемую вещь. После ухода помощников дрессировщик поощряет собаку.

Упражнение повторяется, но при вторичном выходе по­мощников один из них пытается взять вещь. Дрессировщик подает команду «Охраняй!». И как только собака набросит­ся на помощника, он «испуганно» убегает. Каждый раз пос­ле бегства помощника дрессировщик поощряет собаку. Это необходимо делать и в начале занятий. Если собака пере­ключает все внимание на помощника, забывая об охраняе­мой вещи, помощник, чтобы привлечь ее внимание к вещи, начинает двигать («оживлять») вещь, то приближая ее к ней, то удаляя. Как только собака переключится на вещь, пыта­ясь ее схватить и не дать помощнику, помощник убегает.

Во время приучения собаки к охране вещи помощнику не следует вызывать сильную агрессию на себя, так как ос­новной задачей является выработка у нее внимания к охра­няемой вещи. После нескольких занятий, когда у собаки установится нужная реакция на команду «Охраняй!», ее можно не привязывать. Чтобы при подходе помощника она не отходила от охраняемой вещи, следует брать ее на длин­ный поводок.

Уложив собаку перед вещью и подав команду «Охра­няй!», дрессировщик отходит назад на три-четыре шага. Если при виде помощника собака оставит вещь и попытает­ся напасть на него или начнет преследовать, дрессировщик подает в строгой интонации команду «Место!» и рывком по­водка заставляет ее вернуться к охраняемой вещи. Потом он подает команду «Охраняй!» и поощряет ее. Наряду с этим в занятия вводится следующее упражнение. Два помощни­ка одновременно пытаются взять у собаки (с противополож­ных сторон) охраняемую вещь. Дрессировщик поначалу ос­тается около служебной собаки, чтобы пресечь ее возможные попытки оставить вещь и начать преследование одного из помощников, затем он постепенно начинает уходить все дальше от нее. С целью спровоцировать собаку помощник иногда пытается взять вещь, дает или подбрасывает ей «ла­комство», отвлекает ее от охраняемой вещи ласковым обра­щением и подачей различных команд из общего курса дрес­сировки. Дрессировщик должен внимательно наблюдать за поведением собаки, чтобы своевременно предупредить ее нежелательные действия. При хорошей работе собаки ее можно оставлять на охране без поводка. Затем занятия по­степенно переносятся в более многолюдные места. При даль­нейшем закреплении и шлифовке этого навыка дрессиров­щик оставляет собаку одну у охраняемой вещи, а сам уходит за укрытие и внимательно наблюдает за ее действиями, по­являясь в тот момент, когда она подпускает помощника к охраняемой вещи. В момент появления дрессировщика по­мощник убегает. Служебную собаку поощряют.



15.2.

ОБЫСК МЕСТНОСТИ И ПОМЕЩЕНИЙ

Служебная собака, подготовленная по обходно-дозорной работе должна по команде «Ищи!» обыскивать участок мест­ности и обнаруживать укрывшихся посторонних лиц. Тех, кто оказывает сопротивление, — задерживать, а тех, кто не сопротивляется, — облаивать до подхода проводника (вожа­того). Чтобы собака могла обыскать местность в более ко­роткий срок, ее приучают к зигзагообразному поиску. Обу­чение этому навыку необходимо начинать после отработки у собаки дисциплинирующих приемов ОКД. Выработанный у собаки условный рефлекс на команду «Апорт!» является необходимым вспомогательным приемом при дрессировке обыску местности и помещений.

Для занятий выбирается участок местности около 80­100 м в ширину и 120-150 м в длину. Желательно, чтобы на обыскиваемых участках имелись отдельные деревья или

320 Практическое собаководство

IIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIH кусты, наличие которых повышает заинтересованность у служебной собаки к активному обыску местности.

Условными раздражителями при обыске местности яв­ляется команда «Ищи!» и жест — выбрасывание руки в на­правлении поиска.

В качестве безусловных раздражителей используется апортировочный предмет, лакомство и помощник.

Перед началом занятий помощник по указанию дрес­сировщика разбрасывает на обыскиваемом участке, не за­ходя на него, 3-4 вещи в шахматном порядке. Спустя не­которое время дрессировщик с собакой подходит к границе участка, сажает ее, отстегивает поводок и, подав команду «Ищи!», пускает ее на поиск спрятанной вещи.

Как только собака найдет вещь и возьмет ее, дрессиров­щик подзывает ее к себе и по команде «Дай!» забирает у нее вещь, одновременно поощряя лакомством и восклицанием «Хорошо!». Если собака найдет вещь, но не берет ее, дрес­сировщик командой «Апорт!» побуждает взять вещь. Слу­жебная собака посылается на поиск остальных вещей. Ког­да все вещи будут найдены, дрессировщик поощряет ее и уводит с участка. После небольшого отдыха упражнение по­вторяется. Вещи разбрасываются в разных местах, прикры­ваются листвой. Дрессировщик управляет собакой с рассто­яния командой и жестом.


После нескольких занятий у собаки образуется навык самостоятельного розыска вещи по команде «Ищи!» и на­правляемому жесту, причем розыск она будет проводить по зигзагообразной линии. На последующих занятиях количе­ство вещей уменьшается, вначале до двух, а затем ограничи­ваются одной вещью. Когда будет закреплен навык поиска по зигзагообразной линии, вводится дальнейшее усложне­ние — служебную собаку переключают на поиск человека. К этому времени у собаки должны быть отработаны навыки задержания и конвоирования помощника. Занятия перено­сятся на участок с большим количеством деревьев и кустар­ников. Дрессировщик приводит служебную собаку на этот участок и посылает ее на обыск местности. В поисках вещей собака находит спрятавшегося помощника, одетого в знако­мый для нее дрессировочный костюм. Если помощник убега-

Глава 15. Дрессировка собак сторожевой службы 321

IIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIH ет, то дрессировщик пускает служебную собаку на задержа­ние. Задержанного помощника сопровождают к месту, от­куда служебная собака была пущена на обыск, и передают третьему лицу. Кроме того, собаку приучают разыскивать человека или животное в ямах, убежищах и других подоб­ных местах.

Конечной целью упражнения является поиск без пред­варительного натравливания. Служебная собака должна активно искать, «не зная», что и кого, и выполнять коман­ды дрессировщика. Участки местности постоянно меняют­ся, а занятия проводятся в разное время суток. На протяже­нии всего периода обучения последовательно расширяют и усложняют задачу по обыску местности (меняют обстанов­ку), используют различные метеорологические условия с тем, чтобы совершенствовать отрабатываемый навык.

Служебная собака, подготовленная по обыску местнос­ти, легко может быть переключена на обыск помещений. Как правило, для этой цели используют нежилые помеще­ния (свободное овощехранилище, сараи, подвалы, вагоны и платформы с грузом).

Помощник входит в помещение, в разных местах остав­ляет там 2-3 принадлежащие ему вещи и уходит. Дресси­ровщик приводит собаку к дверям помещения, освобождает ее от поводка и командой «Ищи!» посылает в помещение, следуя за нею. Незнакомая обстановка подавляет у собаки смелость, и ее действия несколько затормаживаются. Дрес­сировщик подбадривает ее командой «Ищи!» и жестом руки посылает в направлении, где лежит одна из оставленных по­мощником вещей. Постепенно служебная
собака свыкается с новой для нее обстановкой, более смело ведет себя в помеще­нии и активно приступает к поиску, примерно так же, как и на открытой местности. По мере закрепления условного рефлекса у собаки на команду упражнения при обыске по­мещений усложняют (увеличивают количество вещей, тща­тельно прячут и маскируют их, дрессировщик меньше по­могает служебной собаке при разыскивании предметов и руководит только с расстояния).

В дальнейшем служебную собаку приучают искать в по­мещениях спрятанных людей. Помощник, одетый в дресси­

ровочный костюм, оставляет в помещении на видном месте принадлежащий ему предмет, отходит от него и в этом же помещении прячется. Дрессировщик вместе со служебной собакой входит в помещение, направляет ее к предмету, а потом к месту, где находится помощник. Служебной собаке разрешают потрепать его костюм. «Задержанного» уводят из помещения.

После того как собака привыкнет смело входить в поме­щение и активно его обыскивать, ее приучают обыскивать подвалы, чердаки, вагоны и платформы с грузом.

В первое время дрессировку проводят днем, а после — и ночью.

15.3.