Файл: Т. А. Фаритов, Ф. С. Хазиахметов, Е. А. Платонов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 1263

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Для этого две группы вещей расклады­ваются поблизости друг от друга. Периодически проводит­ся контрольная проверка (собака посылается на выборку к группе вещей, где искомая вещь отсутствует).

Выработку навыка выборки человека по запаху его вещи следует начинать после того, как собака станет четко выби­рать вещи помощника из четырех вещей с запахами других людей.

Приучение собак к выборке преследует цель выработать у нее навык после обнюхивания вещи определенного чело­века активно обнюхивать группу людей и, четко дифферен­цируя их индивидуальные запахи, найти хозяина этой вещи.

Условными раздражителями при выработке навыка яв­ляются команда «Нюхай!» и жест — выбрасывание правой руки в сторону группы людей.

Вспомогательные условные раздражители — команды «Апорт!», «Дай!», «Фу!», восклицание «Хорошо!». Безуслов­ные раздражители — апортировочный предмет, помощник и лакомство.

До прихода дрессировщика 3-4 помощника становятся в один ряд, на расстоянии одного шага друг от друга. Один из помощников (основной) кладет в трех-четырех шагах пе­ред группой свою вещь и становится в группу. Остальные помощники держат в правой или левой руке аналогичные вещи. Дрессировщик с собакой на коротком поводке подхо­дит к положенной вещи и дает собаке ее обнюхать. После этого поворачивает собаку в противоположную от людей сто­рону. Основной помощник поднимает свою вещь и опять ста­новится в строй.

Дрессировщик подводит собаку к группе людей (лучше с фланга) и командой «Нюхай!» побуждает ее последователь­но обнюхать вещи, которые они держат.

Если собака начинает обнюхивать вещь основного по­мощника и пытается схватить ее, то помощник, сделав шаг вперед, выходит из группы и отдает собаке вещь. Дресси­ровщик, взяв вещь по команде «Дай!», поощряет собаку ла­комством. Если собака, обнюхав вещь, не хватает ее, дрес­сировщик подает команду «Апорт!», если она пытается взять вещь у другого помощника— команду «Фу!», но приглу­шенным голосом.

При повторных упражнениях помощники прячут вещи в рукав или кладут в карманы, и собака, обнаружив иско­мый запах, вытягивает помощника из группы за рукав или другую часть одежды.

Для приучения малоактивных собак хватать выбирае­мого человека за одежду, помощник слегка шевелит рука­вом или краем куртки, пиджака, а дрессировщик подает команду «Апорт!». При повторных упражнениях основной помощник каждый раз меняет свое месторасположение в группе.

Помощь собаке в выборке человека (шевеление рукавом или краем одежды, команда «Апорт!») оказывается только на первых занятиях. В
дальнейшем этого не делают, чтобы у собаки не вырабатывалась нежелательная привычка выби­рать человека не по запаху его вещи, а по движению одежды.

На последующих занятиях количество помощников по­степенно увеличивается до пять-шесть человек. Помощник, после обнюхивания собакой вещи, эту вещь не берет. Соба­ка пускается на выборку без поводка. Помощники в группе при выборке занимают различное положение (стоят, сидят, лежат).

В дальнейшем при выборке число помощников увели­чивается до семи-восьми человек. Выборка проводится из группы посторонних людей, не имевших общения с соба­кой. Собака приучается к выборке в различных помещени­ях и в местах сосредоточения людей. Затем производится поочередная выборка помощников из одной и той же груп­пы людей. Для этого собака перед очередным посылом об­нюхивает вещь выбираемого помощника. Выбранный соба­кой помощник в группу не возвращается. И наконец, собаку учат обнюхивать вещь с ослабленным (давним) запахом. Для этого вещи, используемые для обнюхивания, заранее кла­дутся в определенное место, выборка производится по исте­чении некоторого времени, которое постепенно доводится до нескольких часов. Следует также выборку производить в различное время суток и при различных метеорологиче­ских условиях.

При выработке навыка сторожевки на месте и в дви­жении возможны следующие основные ошибки дрессиров­щика:

  • частое использование одного и того же помощника или размещение его в группе на одном и том же месте. В ре­зультате у собаки вырабатывается привычка искать «зна­комого» помощника;

  • всегда одинаковая одежда основного помощника или одежда, резко отличающаяся от одежды людей в груп­пе. В этом случае собака привыкает искать людей не по запаху, а по внешнему виду;

  • частое привлечение помощником внимания собаки при помощи слабых движений при ее подходе. В этом слу­чае собака приучается выбирать помощников по сигналь­ному движению.

16.2.

ПОИСК ЧЕЛОВЕКА ПО СЛЕДУ
И ВЫБОРКА ЧЕЛОВЕКА СО СЛЕДА


Приучение к розыскной службе преследует цель выра­ботать у собаки навык по командам «Нюхай!» и «След!», а также запах следов.

Вспомогательные условные раздражители — восклица­ние «Хорошо!», жест рукой в сторону следа, апортировоч- ный предмет.

Безусловные раздражители — помощник дрессировщи­ка, удары прутом или жгутом, лакомство.



Выработка навыка основывается на хорошо развитом обонятельном анализаторе собаки и инстинктивном стрем­лении преследовать зверя или человека.

Выработка навыка работы по следу подразделяется на два периода. В первый период собака приучается к заинте­ресованному (четкому) поиску помощника по его запахово- му следу. Во втором периоде собака приучается к проработ­ке следа в сложных условиях.

Первые занятия следует проводить в местах, где мало отвлекающих раздражителей, лучше всего ранним утром, при росе, на местности, поросшей низкой травой и с нали­чием редких кустов и деревьев.

Вначале используются контрольные, т. е. хорошо извест­ные дрессировщику следы. Дрессировщик указывает по­мощнику, на какое расстояние, где и какие вещи оставлять на следу. На первых занятиях след прокладывается при по­путном ветре. После 10-15 занятий по контрольным (изве­стным) следам вводятся «слепые» следы (направление и протяженность следов дрессировщику не известны). Конт­рольные следы теперь используются только при вводе раз­личных усложнений.

Два основных метода приучения собаки к работе по следу:

1. Активно-оборонительная реакция собаки. Придя на место занятий, дрессировщик привязывает собаку и в сто­роне от нее инструктирует помощника, находящегося в ук­рытии (за кустом, деревом, в канаве и пр.). После этого он возвращается к собаке и становится позади нее. Помощник выходит из-за укрытия и подходит к собаке. Если собака на­чинает проявлять активно-оборонительную реакцию, помощ­ник ее не трогает, но если она остается спокойной, он напада­ет на нее и наносит несколько ударов жгутом или прутом.

Дрессировщик подает команду «Фас!». После этого по­мощник уходит в указанном ему направлении для проклад­ки следа. В начале запахового следа он шаркающими дви­жениями ног обозначает исходную точку следа, а затем, волоча ноги по траве, убегает на 100-150 м от собаки так, чтобы выйти из поля ее видимости. Сначала помощник бе­жит по прямой дороге, а в конце пути чуть закругляет ли­нию следа.

После небольшой выдержки дрессировщик берет собаку на длинный поводок, расправляет его и, держа поводок в 1­2 м от ошейника, подводит собаку к исходной точке следа. Подав команды «След!» и «Нюхай!» и указав жестом руки на след, дрессировщик направляет собаку по следу. Собака, возбужденная помощником, стремится его найти и, приню­хиваясь, бежит по следу. Дрессировщик бежит за собакой, направляя ее по следу.


Большое значение на собаку оказывает воздействие по­водком. Не допуская рывков поводком, дрессировщик дол­жен уметь вовремя сократить или увеличить его длину. Если собака сбивается со следа, то поводок укорачивается, и со­бака направляется на след. Если собака идет по следу не при­нюхиваясь, поводок пропускают от ошейника между перед­ними ногами, чтобы иметь возможность заставить собаку нагнуть голову и принюхаться. Когда собака в конце следа найдет помощника, дрессировщик предоставляет ей возмож­ность напасть на него и потрепать за одежду (держа собаку на поводке). После непродолжительной борьбы помощник, вырвавшись от собаки, убегает и вновь прокладывает след, увеличивая его длину на 30-40 м. Собака опять пускается по следу. Так повторяется 2-3 раза. Занятие заканчивается задержанием и конвоированием помощника.

2. Стремление собаки к поиску апортировочного пред­мета. Используют при дрессировке собак, заинтересован­ных в апортировке, а также сильно злобных и возбудимых собак.

Дрессировщик, используя апортировочный предмет, при­учает собаку сначала работать по своему следу и только по­том переходит к работе по следу помощника. Привязав со­баку, он берет в руку апортировочный предмет и, подав команду «Апорт!», видом и движением предмета возбужда­ет собаку. После этого отходит от собаки на 3-4 шага и шар­кающими движениями ног обозначает начало следа. Про­ложив след на расстояние 75-100 м вначале прямо, а затем закруглив его, дрессировщик в конце следа кладет апорти- ровочный предмет. Обратно к собаке он возвращается точно по своему следу. Взяв собаку на длинный поводок, подводит ее к началу следа и, подав команды «След!» и «Нюхай!», жестом показывает на след. Если собака стремится бежать на поиск предмета, дрессировщик поощряет ее восклицани­ем «Хорошо!», подает команду «След!» и направляет по сле­ду. За найденный предмет собака поощряется лакомством. Упражнение повторяется 3-4 раза.

После 2-3 занятий собака переключается на след помощ­ника. Для этого дрессировщик кладет перед привязанной собакой апортировочный предмет. Помощник подходит к предмету, берет его и показывает собаке. Обозначив начало следа на земле и траве, он прокладывает след на 100-150 м, уходя из поля видимости собаки, в конце следа кладет пред­мет на землю, а сам прячется за укрытие.

Дрессировщик пускает собаку по следу. За найденный предмет собака поощряется лакомством и восклицанием «Хорошо!». Как только собака четко начнет прорабатывать следы помощника и находить унесенные им предметы, вво­дится задержание помощника. Перед этим проводятся заня­тия по развитию злобы. Задержанный в конце следа помощ­ник вырывается от собаки и убегает, прокладывая новый след. Это повторяется 3-4 раза, затем задержанный помощник конвоируется. Когда собака по командам «Нюхай!» и «След!» станет хорошо принюхиваться к следу и находить помощ­ника, команду «Нюхай!» начинают применять только в тех случаях, если собака сбилась со следа. Остается только одна команда «След!».


Работу собаки по следу постепенно усложняют. На каж­дом занятии протяженность следа удлиняют в среднем на 50 м, а давность его увеличивают на 5 мин.

После собаку приучают к обнаружению и проработке за- пахового следа с обыска местности. Для этого дрессировщик приводит собаку на длинном поводке в район следа и за 35­40 м от него по команде «Ищи след!» пускает собаку на обыск местности (в сторону следа) и добивается, чтобы собака об­наружила и проработала его (рис. 43).

У собаки также вырабатывают навык обнаружения и проработки следа по запаху вещи, принадлежащей проклад­чику следа. С этой целью перед пуском собаки на запаховый след ей дают обнюхать вещь прокладчика следа. Когда соба­ка обнаружит след, рядом с ним прокладывают запаховый след другого человека. При попытке собаки пойти по друго­му следу дрессировщик произносит запрещающую команду