ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 1263
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Для этого две группы вещей раскладываются поблизости друг от друга. Периодически проводится контрольная проверка (собака посылается на выборку к группе вещей, где искомая вещь отсутствует).
Выработку навыка выборки человека по запаху его вещи следует начинать после того, как собака станет четко выбирать вещи помощника из четырех вещей с запахами других людей.
Приучение собак к выборке преследует цель выработать у нее навык после обнюхивания вещи определенного человека активно обнюхивать группу людей и, четко дифференцируя их индивидуальные запахи, найти хозяина этой вещи.
Условными раздражителями при выработке навыка являются команда «Нюхай!» и жест — выбрасывание правой руки в сторону группы людей.
Вспомогательные условные раздражители — команды «Апорт!», «Дай!», «Фу!», восклицание «Хорошо!». Безусловные раздражители — апортировочный предмет, помощник и лакомство.
До прихода дрессировщика 3-4 помощника становятся в один ряд, на расстоянии одного шага друг от друга. Один из помощников (основной) кладет в трех-четырех шагах перед группой свою вещь и становится в группу. Остальные помощники держат в правой или левой руке аналогичные вещи. Дрессировщик с собакой на коротком поводке подходит к положенной вещи и дает собаке ее обнюхать. После этого поворачивает собаку в противоположную от людей сторону. Основной помощник поднимает свою вещь и опять становится в строй.
Дрессировщик подводит собаку к группе людей (лучше с фланга) и командой «Нюхай!» побуждает ее последовательно обнюхать вещи, которые они держат.
Если собака начинает обнюхивать вещь основного помощника и пытается схватить ее, то помощник, сделав шаг вперед, выходит из группы и отдает собаке вещь. Дрессировщик, взяв вещь по команде «Дай!», поощряет собаку лакомством. Если собака, обнюхав вещь, не хватает ее, дрессировщик подает команду «Апорт!», если она пытается взять вещь у другого помощника— команду «Фу!», но приглушенным голосом.
При повторных упражнениях помощники прячут вещи в рукав или кладут в карманы, и собака, обнаружив искомый запах, вытягивает помощника из группы за рукав или другую часть одежды.
Для приучения малоактивных собак хватать выбираемого человека за одежду, помощник слегка шевелит рукавом или краем куртки, пиджака, а дрессировщик подает команду «Апорт!». При повторных упражнениях основной помощник каждый раз меняет свое месторасположение в группе.
Помощь собаке в выборке человека (шевеление рукавом или краем одежды, команда «Апорт!») оказывается только на первых занятиях. В
дальнейшем этого не делают, чтобы у собаки не вырабатывалась нежелательная привычка выбирать человека не по запаху его вещи, а по движению одежды.
На последующих занятиях количество помощников постепенно увеличивается до пять-шесть человек. Помощник, после обнюхивания собакой вещи, эту вещь не берет. Собака пускается на выборку без поводка. Помощники в группе при выборке занимают различное положение (стоят, сидят, лежат).
В дальнейшем при выборке число помощников увеличивается до семи-восьми человек. Выборка проводится из группы посторонних людей, не имевших общения с собакой. Собака приучается к выборке в различных помещениях и в местах сосредоточения людей. Затем производится поочередная выборка помощников из одной и той же группы людей. Для этого собака перед очередным посылом обнюхивает вещь выбираемого помощника. Выбранный собакой помощник в группу не возвращается. И наконец, собаку учат обнюхивать вещь с ослабленным (давним) запахом. Для этого вещи, используемые для обнюхивания, заранее кладутся в определенное место, выборка производится по истечении некоторого времени, которое постепенно доводится до нескольких часов. Следует также выборку производить в различное время суток и при различных метеорологических условиях.
При выработке навыка сторожевки на месте и в движении возможны следующие основные ошибки дрессировщика:
16.2.
ПОИСК ЧЕЛОВЕКА ПО СЛЕДУ
И ВЫБОРКА ЧЕЛОВЕКА СО СЛЕДА
Приучение к розыскной службе преследует цель выработать у собаки навык по командам «Нюхай!» и «След!», а также запах следов.
Вспомогательные условные раздражители — восклицание «Хорошо!», жест рукой в сторону следа, апортировоч- ный предмет.
Безусловные раздражители — помощник дрессировщика, удары прутом или жгутом, лакомство.
Выработка навыка основывается на хорошо развитом обонятельном анализаторе собаки и инстинктивном стремлении преследовать зверя или человека.
Выработка навыка работы по следу подразделяется на два периода. В первый период собака приучается к заинтересованному (четкому) поиску помощника по его запахово- му следу. Во втором периоде собака приучается к проработке следа в сложных условиях.
Первые занятия следует проводить в местах, где мало отвлекающих раздражителей, лучше всего ранним утром, при росе, на местности, поросшей низкой травой и с наличием редких кустов и деревьев.
Вначале используются контрольные, т. е. хорошо известные дрессировщику следы. Дрессировщик указывает помощнику, на какое расстояние, где и какие вещи оставлять на следу. На первых занятиях след прокладывается при попутном ветре. После 10-15 занятий по контрольным (известным) следам вводятся «слепые» следы (направление и протяженность следов дрессировщику не известны). Контрольные следы теперь используются только при вводе различных усложнений.
Два основных метода приучения собаки к работе по следу:
1. Активно-оборонительная реакция собаки. Придя на место занятий, дрессировщик привязывает собаку и в стороне от нее инструктирует помощника, находящегося в укрытии (за кустом, деревом, в канаве и пр.). После этого он возвращается к собаке и становится позади нее. Помощник выходит из-за укрытия и подходит к собаке. Если собака начинает проявлять активно-оборонительную реакцию, помощник ее не трогает, но если она остается спокойной, он нападает на нее и наносит несколько ударов жгутом или прутом.
Дрессировщик подает команду «Фас!». После этого помощник уходит в указанном ему направлении для прокладки следа. В начале запахового следа он шаркающими движениями ног обозначает исходную точку следа, а затем, волоча ноги по траве, убегает на 100-150 м от собаки так, чтобы выйти из поля ее видимости. Сначала помощник бежит по прямой дороге, а в конце пути чуть закругляет линию следа.
После небольшой выдержки дрессировщик берет собаку на длинный поводок, расправляет его и, держа поводок в 12 м от ошейника, подводит собаку к исходной точке следа. Подав команды «След!» и «Нюхай!» и указав жестом руки на след, дрессировщик направляет собаку по следу. Собака, возбужденная помощником, стремится его найти и, принюхиваясь, бежит по следу. Дрессировщик бежит за собакой, направляя ее по следу.
Большое значение на собаку оказывает воздействие поводком. Не допуская рывков поводком, дрессировщик должен уметь вовремя сократить или увеличить его длину. Если собака сбивается со следа, то поводок укорачивается, и собака направляется на след. Если собака идет по следу не принюхиваясь, поводок пропускают от ошейника между передними ногами, чтобы иметь возможность заставить собаку нагнуть голову и принюхаться. Когда собака в конце следа найдет помощника, дрессировщик предоставляет ей возможность напасть на него и потрепать за одежду (держа собаку на поводке). После непродолжительной борьбы помощник, вырвавшись от собаки, убегает и вновь прокладывает след, увеличивая его длину на 30-40 м. Собака опять пускается по следу. Так повторяется 2-3 раза. Занятие заканчивается задержанием и конвоированием помощника.
2. Стремление собаки к поиску апортировочного предмета. Используют при дрессировке собак, заинтересованных в апортировке, а также сильно злобных и возбудимых собак.
Дрессировщик, используя апортировочный предмет, приучает собаку сначала работать по своему следу и только потом переходит к работе по следу помощника. Привязав собаку, он берет в руку апортировочный предмет и, подав команду «Апорт!», видом и движением предмета возбуждает собаку. После этого отходит от собаки на 3-4 шага и шаркающими движениями ног обозначает начало следа. Проложив след на расстояние 75-100 м вначале прямо, а затем закруглив его, дрессировщик в конце следа кладет апорти- ровочный предмет. Обратно к собаке он возвращается точно по своему следу. Взяв собаку на длинный поводок, подводит ее к началу следа и, подав команды «След!» и «Нюхай!», жестом показывает на след. Если собака стремится бежать на поиск предмета, дрессировщик поощряет ее восклицанием «Хорошо!», подает команду «След!» и направляет по следу. За найденный предмет собака поощряется лакомством. Упражнение повторяется 3-4 раза.
После 2-3 занятий собака переключается на след помощника. Для этого дрессировщик кладет перед привязанной собакой апортировочный предмет. Помощник подходит к предмету, берет его и показывает собаке. Обозначив начало следа на земле и траве, он прокладывает след на 100-150 м, уходя из поля видимости собаки, в конце следа кладет предмет на землю, а сам прячется за укрытие.
Дрессировщик пускает собаку по следу. За найденный предмет собака поощряется лакомством и восклицанием «Хорошо!». Как только собака четко начнет прорабатывать следы помощника и находить унесенные им предметы, вводится задержание помощника. Перед этим проводятся занятия по развитию злобы. Задержанный в конце следа помощник вырывается от собаки и убегает, прокладывая новый след. Это повторяется 3-4 раза, затем задержанный помощник конвоируется. Когда собака по командам «Нюхай!» и «След!» станет хорошо принюхиваться к следу и находить помощника, команду «Нюхай!» начинают применять только в тех случаях, если собака сбилась со следа. Остается только одна команда «След!».
Работу собаки по следу постепенно усложняют. На каждом занятии протяженность следа удлиняют в среднем на 50 м, а давность его увеличивают на 5 мин.
После собаку приучают к обнаружению и проработке за- пахового следа с обыска местности. Для этого дрессировщик приводит собаку на длинном поводке в район следа и за 3540 м от него по команде «Ищи след!» пускает собаку на обыск местности (в сторону следа) и добивается, чтобы собака обнаружила и проработала его (рис. 43).
У собаки также вырабатывают навык обнаружения и проработки следа по запаху вещи, принадлежащей прокладчику следа. С этой целью перед пуском собаки на запаховый след ей дают обнюхать вещь прокладчика следа. Когда собака обнаружит след, рядом с ним прокладывают запаховый след другого человека. При попытке собаки пойти по другому следу дрессировщик произносит запрещающую команду
Выработку навыка выборки человека по запаху его вещи следует начинать после того, как собака станет четко выбирать вещи помощника из четырех вещей с запахами других людей.
Приучение собак к выборке преследует цель выработать у нее навык после обнюхивания вещи определенного человека активно обнюхивать группу людей и, четко дифференцируя их индивидуальные запахи, найти хозяина этой вещи.
Условными раздражителями при выработке навыка являются команда «Нюхай!» и жест — выбрасывание правой руки в сторону группы людей.
Вспомогательные условные раздражители — команды «Апорт!», «Дай!», «Фу!», восклицание «Хорошо!». Безусловные раздражители — апортировочный предмет, помощник и лакомство.
До прихода дрессировщика 3-4 помощника становятся в один ряд, на расстоянии одного шага друг от друга. Один из помощников (основной) кладет в трех-четырех шагах перед группой свою вещь и становится в группу. Остальные помощники держат в правой или левой руке аналогичные вещи. Дрессировщик с собакой на коротком поводке подходит к положенной вещи и дает собаке ее обнюхать. После этого поворачивает собаку в противоположную от людей сторону. Основной помощник поднимает свою вещь и опять становится в строй.
Дрессировщик подводит собаку к группе людей (лучше с фланга) и командой «Нюхай!» побуждает ее последовательно обнюхать вещи, которые они держат.
Если собака начинает обнюхивать вещь основного помощника и пытается схватить ее, то помощник, сделав шаг вперед, выходит из группы и отдает собаке вещь. Дрессировщик, взяв вещь по команде «Дай!», поощряет собаку лакомством. Если собака, обнюхав вещь, не хватает ее, дрессировщик подает команду «Апорт!», если она пытается взять вещь у другого помощника— команду «Фу!», но приглушенным голосом.
При повторных упражнениях помощники прячут вещи в рукав или кладут в карманы, и собака, обнаружив искомый запах, вытягивает помощника из группы за рукав или другую часть одежды.
Для приучения малоактивных собак хватать выбираемого человека за одежду, помощник слегка шевелит рукавом или краем куртки, пиджака, а дрессировщик подает команду «Апорт!». При повторных упражнениях основной помощник каждый раз меняет свое месторасположение в группе.
Помощь собаке в выборке человека (шевеление рукавом или краем одежды, команда «Апорт!») оказывается только на первых занятиях. В
дальнейшем этого не делают, чтобы у собаки не вырабатывалась нежелательная привычка выбирать человека не по запаху его вещи, а по движению одежды.
На последующих занятиях количество помощников постепенно увеличивается до пять-шесть человек. Помощник, после обнюхивания собакой вещи, эту вещь не берет. Собака пускается на выборку без поводка. Помощники в группе при выборке занимают различное положение (стоят, сидят, лежат).
В дальнейшем при выборке число помощников увеличивается до семи-восьми человек. Выборка проводится из группы посторонних людей, не имевших общения с собакой. Собака приучается к выборке в различных помещениях и в местах сосредоточения людей. Затем производится поочередная выборка помощников из одной и той же группы людей. Для этого собака перед очередным посылом обнюхивает вещь выбираемого помощника. Выбранный собакой помощник в группу не возвращается. И наконец, собаку учат обнюхивать вещь с ослабленным (давним) запахом. Для этого вещи, используемые для обнюхивания, заранее кладутся в определенное место, выборка производится по истечении некоторого времени, которое постепенно доводится до нескольких часов. Следует также выборку производить в различное время суток и при различных метеорологических условиях.
При выработке навыка сторожевки на месте и в движении возможны следующие основные ошибки дрессировщика:
-
частое использование одного и того же помощника или размещение его в группе на одном и том же месте. В результате у собаки вырабатывается привычка искать «знакомого» помощника; -
всегда одинаковая одежда основного помощника или одежда, резко отличающаяся от одежды людей в группе. В этом случае собака привыкает искать людей не по запаху, а по внешнему виду; -
частое привлечение помощником внимания собаки при помощи слабых движений при ее подходе. В этом случае собака приучается выбирать помощников по сигнальному движению.
16.2.
ПОИСК ЧЕЛОВЕКА ПО СЛЕДУ
И ВЫБОРКА ЧЕЛОВЕКА СО СЛЕДА
Приучение к розыскной службе преследует цель выработать у собаки навык по командам «Нюхай!» и «След!», а также запах следов.
Вспомогательные условные раздражители — восклицание «Хорошо!», жест рукой в сторону следа, апортировоч- ный предмет.
Безусловные раздражители — помощник дрессировщика, удары прутом или жгутом, лакомство.
Выработка навыка основывается на хорошо развитом обонятельном анализаторе собаки и инстинктивном стремлении преследовать зверя или человека.
Выработка навыка работы по следу подразделяется на два периода. В первый период собака приучается к заинтересованному (четкому) поиску помощника по его запахово- му следу. Во втором периоде собака приучается к проработке следа в сложных условиях.
Первые занятия следует проводить в местах, где мало отвлекающих раздражителей, лучше всего ранним утром, при росе, на местности, поросшей низкой травой и с наличием редких кустов и деревьев.
Вначале используются контрольные, т. е. хорошо известные дрессировщику следы. Дрессировщик указывает помощнику, на какое расстояние, где и какие вещи оставлять на следу. На первых занятиях след прокладывается при попутном ветре. После 10-15 занятий по контрольным (известным) следам вводятся «слепые» следы (направление и протяженность следов дрессировщику не известны). Контрольные следы теперь используются только при вводе различных усложнений.
Два основных метода приучения собаки к работе по следу:
1. Активно-оборонительная реакция собаки. Придя на место занятий, дрессировщик привязывает собаку и в стороне от нее инструктирует помощника, находящегося в укрытии (за кустом, деревом, в канаве и пр.). После этого он возвращается к собаке и становится позади нее. Помощник выходит из-за укрытия и подходит к собаке. Если собака начинает проявлять активно-оборонительную реакцию, помощник ее не трогает, но если она остается спокойной, он нападает на нее и наносит несколько ударов жгутом или прутом.
Дрессировщик подает команду «Фас!». После этого помощник уходит в указанном ему направлении для прокладки следа. В начале запахового следа он шаркающими движениями ног обозначает исходную точку следа, а затем, волоча ноги по траве, убегает на 100-150 м от собаки так, чтобы выйти из поля ее видимости. Сначала помощник бежит по прямой дороге, а в конце пути чуть закругляет линию следа.
После небольшой выдержки дрессировщик берет собаку на длинный поводок, расправляет его и, держа поводок в 12 м от ошейника, подводит собаку к исходной точке следа. Подав команды «След!» и «Нюхай!» и указав жестом руки на след, дрессировщик направляет собаку по следу. Собака, возбужденная помощником, стремится его найти и, принюхиваясь, бежит по следу. Дрессировщик бежит за собакой, направляя ее по следу.
Большое значение на собаку оказывает воздействие поводком. Не допуская рывков поводком, дрессировщик должен уметь вовремя сократить или увеличить его длину. Если собака сбивается со следа, то поводок укорачивается, и собака направляется на след. Если собака идет по следу не принюхиваясь, поводок пропускают от ошейника между передними ногами, чтобы иметь возможность заставить собаку нагнуть голову и принюхаться. Когда собака в конце следа найдет помощника, дрессировщик предоставляет ей возможность напасть на него и потрепать за одежду (держа собаку на поводке). После непродолжительной борьбы помощник, вырвавшись от собаки, убегает и вновь прокладывает след, увеличивая его длину на 30-40 м. Собака опять пускается по следу. Так повторяется 2-3 раза. Занятие заканчивается задержанием и конвоированием помощника.
2. Стремление собаки к поиску апортировочного предмета. Используют при дрессировке собак, заинтересованных в апортировке, а также сильно злобных и возбудимых собак.
Дрессировщик, используя апортировочный предмет, приучает собаку сначала работать по своему следу и только потом переходит к работе по следу помощника. Привязав собаку, он берет в руку апортировочный предмет и, подав команду «Апорт!», видом и движением предмета возбуждает собаку. После этого отходит от собаки на 3-4 шага и шаркающими движениями ног обозначает начало следа. Проложив след на расстояние 75-100 м вначале прямо, а затем закруглив его, дрессировщик в конце следа кладет апорти- ровочный предмет. Обратно к собаке он возвращается точно по своему следу. Взяв собаку на длинный поводок, подводит ее к началу следа и, подав команды «След!» и «Нюхай!», жестом показывает на след. Если собака стремится бежать на поиск предмета, дрессировщик поощряет ее восклицанием «Хорошо!», подает команду «След!» и направляет по следу. За найденный предмет собака поощряется лакомством. Упражнение повторяется 3-4 раза.
После 2-3 занятий собака переключается на след помощника. Для этого дрессировщик кладет перед привязанной собакой апортировочный предмет. Помощник подходит к предмету, берет его и показывает собаке. Обозначив начало следа на земле и траве, он прокладывает след на 100-150 м, уходя из поля видимости собаки, в конце следа кладет предмет на землю, а сам прячется за укрытие.
Дрессировщик пускает собаку по следу. За найденный предмет собака поощряется лакомством и восклицанием «Хорошо!». Как только собака четко начнет прорабатывать следы помощника и находить унесенные им предметы, вводится задержание помощника. Перед этим проводятся занятия по развитию злобы. Задержанный в конце следа помощник вырывается от собаки и убегает, прокладывая новый след. Это повторяется 3-4 раза, затем задержанный помощник конвоируется. Когда собака по командам «Нюхай!» и «След!» станет хорошо принюхиваться к следу и находить помощника, команду «Нюхай!» начинают применять только в тех случаях, если собака сбилась со следа. Остается только одна команда «След!».
Работу собаки по следу постепенно усложняют. На каждом занятии протяженность следа удлиняют в среднем на 50 м, а давность его увеличивают на 5 мин.
После собаку приучают к обнаружению и проработке за- пахового следа с обыска местности. Для этого дрессировщик приводит собаку на длинном поводке в район следа и за 3540 м от него по команде «Ищи след!» пускает собаку на обыск местности (в сторону следа) и добивается, чтобы собака обнаружила и проработала его (рис. 43).
У собаки также вырабатывают навык обнаружения и проработки следа по запаху вещи, принадлежащей прокладчику следа. С этой целью перед пуском собаки на запаховый след ей дают обнюхать вещь прокладчика следа. Когда собака обнаружит след, рядом с ним прокладывают запаховый след другого человека. При попытке собаки пойти по другому следу дрессировщик произносит запрещающую команду