Файл: Т. А. Фаритов, Ф. С. Хазиахметов, Е. А. Платонов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 1240

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Рис. 54

Кинолог со своей служебной собакой


Рис. 55

Парад кинологов

В период подготовки к соревнованиям тренировки со­бак нужно проводить более интенсивно. Но делать это сле­дует разумно, так как непосильная тренировка может не только ухудшить состояние собаки, но и вызвать ее заболе­вание от перегрузки.

Параллельно с подготовкой к соревнованиям собак со­ответствующую подготовку (тренировку) должны пройти и их владельцы, для чего следует своевременно ознакомить­ся с правилами проведения выставок, смотров-соревнова­ний и соревнований со служебными собаками. Большую помощь в период подготовки могут принести квалифициро­ванные советы специалистов клубов служебного собаковод­ства (рис. 54).

Подготовка команд к участию в соревнованиях по лет­нему многоборью со служебными собаками проводится под руководством инструкторов (тренеров) клубов служебного собаководства (рис. 55).

Участие в таких мероприятиях гарантирует неизглади­мое впечатление на долгие годы и успех в дальнейшей рабо­те со своим питомцем.

Контрольные вопросы и задания

  1. Каковы цели проведения выводков и выставок щенков и пле­менных собак?

  2. Какие процедуры необходимо пройти и какие документы иметь для участия в выводках, выставках и соревнованиях собак?

  3. Каковы особенности подготовки щенков и взрослых собак для участия на выставках?

  4. Каковы особенности подготовки собак и их владельцев для участия на выставках и соревнованиях?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Прочитав книгу, вы, читатель, наверняка поняли, что дрес­сировка собак — сложная и ответственная работа, выпол­няя которую, дрессировщик нередко совершает те или иные ошибки.

Во избежание ошибок при дрессировке мы рекомендуем следовать общепризнанным правилам формирования навы­ков у собак:

  1. Успех работы с собакой в значительной степени зави­сит от того, насколько дрессировщик смог наладить с ней контакт. Необходимо понимать ее любое действие, необхо­димо по ее виду догадываться — чего она хочет. В свою оче­редь, собака должна быть привязана к хозяину (дрессиров­щику). Она должна признавать его лидером.

  2. У собаки необходимо создать доминирующую моти­вацию, на основе которой будет формироваться навык (пи­щевой, игровой, оборонительный и т. п.).

  3. В начале формирования навыка следует применять сто­процентный режим подкрепления, а в дальнейшем — под­крепляющие воздействия по вероятностной схеме. В этом случае собака, выполняя команды, не знает, когда получит подкрепление, но точно знает, что непременно его получит!

  4. Взаимные объяснения между дрессировщиком и со­бакой возможны лишь в том случае, если между ними есть своеобразный «языковой контакт». При формировании каж­дого нового навыка этот «язык» (жестов, интонаций, команд и т. д.) должен обогащаться новыми элементами.

  5. Следует поддерживать взаимный интерес между дрессировщиком и собакой. В процессе дрессировки каж­


дая из сторон должна достигать своего программируемо­го результата.

  1. Дрессировщик должен иметь ясное представление о том, какой навык он подкрепляет, а собака — не менее чет­кое представление о том, какие ее действия подкрепляют­ся. В результате взаимодействия дрессировщика и собаки должен всегда достигаться результат их деятельности на основе взаимной заинтересованности в работе.

  2. Автоматизация навыка должна достигаться много­кратным его повторением под жестким контролем техни­ческих средств (поводок ит.д.). При этом необходимо ис­пользовать вероятностную схему подкреплений. Постепенно вероятность положительных подкрепляющих воздействий за выполнение навыка снизиться, а степень отрицательных (в случае невыполнения навыка), наоборот, возрастет. Все воздействия должны быть направлены на то, чтобы добить­ся быстрого, единообразного выполнения навыка сразу пос­ле первой команды.

При отработке навыков и приемов общего и специально­го курсов обучения следует неукоснительно соблюдать основ­ные правила дрессировки, так называемые правила « Трех П »: Постоянство, Постепенность, Последовательность.

Постоянство. Занятия с собакой необходимо строить та­ким образом, чтобы периоды дрессировки, отдыха и прогу­лок не были четко разграничены. Для этого во время прогу­лок короткая, но интенсивная работа с собакой чередуется с более или менее продолжительным отдыхом.

Постепенность. Данное правило перекликается с преды­дущим «П», но касается порядка занятий, определяющего физическую и нервно-психическую нагрузку на собаку. Дан­ное правило гласит: собаку лучше «недогрузить», чем «пе­регрузить». Выполнение данного правила практически на 100% предотвращает нервно-психические перегрузки при занятиях.

Последовательность. Отработку навыков следует произ­водить постепенно, усложняя обстановку, повышая требо­вания к собаки понемногу. Делать это надо для того, чтобы у собаки всегда была возможность «заработать» подкреп­ление, т. е. чтобы ее поведение во время дрессировки было в целом всегда результативно. Очень важно научить собаку «зарабатывать» подкрепление. Иными словами, она долж­на понимать, что «свой хлеб» она получит, только выпол­няя определенную работу, нужную хозяину. Сложные на­выки типа «апорт», «место», «охрана вещи» желательно разбивать на более простые, обучая собак каждому из них в отдельности. В процессе занятий необходимо постепенно прибавлять к знакомому собаке приему следующие (знако­мые ей в отдельности) и повторять их в строго определенной последовательности. При соблюдении этого правила после многократных повторений у собаки вырабатывается опре­деленный динамический стереотип — она будет выполнять все три приема лишь по команде «Ищи!».



Не следует отрабатывать сразу два (или более) элемента сложного навыка — это не ускорит, а напротив, замедлит процесс обучения. Только со временем простые навыки мож­но объединять в сложные.

Если при шлифовке старого или отработке нового навы­ка по отношению к собаке вводятся новые требования — необходимо снизить требования к не очень важным элемен­там отрабатываемого навыка. Если же качество выполне­ния собакой того или иного приема резко снизилось, необ­ходимо повторить процесс его выработки сначала, соблюдая первоначальную последовательность действий. Также в на­чале формирования навыка следует подкреплять все пра­вильные действия собаки, а затем постепенно переходить на вероятностное подкрепление.

Надеемся, что приведенные правила и все, о чем мы го­ворили ранее, поможет вам и вашей собаке не только избе­жать ошибок в процессе дрессировки, но и лучше понять друг друга, и добиться отличных результатов.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Таблица П1

Питательная ценность кормов для собак, в расчете на 100 г

Показатель

Говя­дина

Бара­нина

Мясо кро­лика

Мясо пти­цы

Пе­чень

Лег­кие

Серд­це

Энергия, кДж

602

686

833

1074

431

385

364

Белок, г

20

21

21

18

18

15

15

Жир, г

7

9

13

20

3

4

3

Сахар, г















Клетчатка, г















Аминокислоты, мг

Лизин

1,7

1,6

2,2

1,6

1,4

0,8

1,6

Метионин

0,5

0,4

0,5

0,5

0,4

0,3

0,4

Триптофан

0,3

0,2

0,3

0,3

0,3

0,1

0,2

Аргинин

1,1

1,2

1,4

1,2

1,3

0,8

0,7

Гистидин

0,7

0,6

0,6

0,4

0,8

0,3

0,5

Валин

1,1

1,1

1,1

0,9

1,3

0,7

0,9

Лейцин

1,6

1,5

1,7

1,5

1,6

1,1

1,4

Треонин

0,9

0,8

0,9

0,8

0,8

0,6

0,7

Витамины:

А, мг

Следы

Следы

Следы





Следы

Следы

D, мкг















Е, мг

0,3

0,2

0,5

0,2

1,3

0,6

0,8


Продолжение табл. П1

Показатель

Говя­дина

Бара­нина

Мясо кро­лика

Мясо пти­цы

Пе­чень

Лег­кие

Серд­це

К, мг

о,1

о,1

0,2

0,2

0,2

о,1

о,1

С, мг

Следы

Следы

0,8

1,8

3,3

2

4

В, мг

0,1

0,1

0,1

0,1

0,3

0,3

0,4

Вг, мг

0,2

0,2

0,2

0,2

2,2

0,5

0,8

Вз, мг

0,6

0,6

0,7

0,8

6,8

1,5

2,5

В4, мг

78

68

115

75

635

250

430

В5, мг

5

4

6

8

9

2

5

Вб, мг

0,4

0,2

0,5

0,5

0,7

0,1

0,3

В12, МКГ

2,8

2

4,3

0,6

60

4

10

Фолацин, мкг

8,9

5,5

7,7

4,3

240

1,5

2,5

Н, мкг

7,2

2,5

8

10

98

3,5

8

Минеральные вещества:

Кальций, мг

10

10

19

15

9

4

7

Фосфор, мг

188

168

190

201

314

130

210

Натрий, мг

73

101

57

95

104

80

100

Хлор, мг

59

84

80

77

100

45

60

Калий, мг

355

329

335

217

277

183

260

Магний, мг

22

25

25

32

18

16

23

Железо, мг

2,9

2,1

3,3

2,2

6,9

5

4,8

Медь, мг

182

238

130

76

3800

430

450

Кобальт, мг

7

6

16

12

20

6

5

Цинк, мг

3,2

2,8

2,3

2,1

5

2

2

Марганец, мкг

35

35

13

19

315

110

59

Йод, мкг

7,2

2,7

5

5,6

6,3

5,8

7,3



Таблица П2

Питательная ценность кормов для собак, в расчете на 100 г

Показатель

Молоко коровье

Просто­кваша

Творог

Масло сливочное

Казеи­нат

Энергия, кДж

243

243

360

3330

1531

Белок, г

2,8

2,8

18

0,6

86

Жир, г

3,2

3,2

0,6

83

2

Сахар, г

4,7

4,1

1,5

0,9

1

Клетчатка, г











Аминокислоты, мг:

Лизин

261

214

1450



6010

Метионин

87

72

480



450

Триптофан

50

41

180



1250

Аргинин

122

100

810



2770

Г истидин

90

74

560



1920

Валин

191

157

990



5900

Лейцин

324

267

1850



7890

Треонин

153

126

800



4210

Витамины:

А, мг

0,1

0,1

0,1

0,6

0,1

D, мкг

0,1






1,5




Е, мг

0,1

0,1

0,2

2,2

0,1

К, мг

0,1

0,1

0,2

1,5

0,1

С, мг

1,5

0,8

0,5

Следы

0,5

В, мг

0,1

0,1

0,1

Следы

0,1

Вз, мг

0,2

0,1

0,2

0,1

0,1

Вз, мг

0,4

0,4

0,2

0,1

0,1

Вф, мг

23

43

55

103

58

Bs, мг

0,1

0,1

0,4

0,1

0,5

Вб, мг

0,1

0,1

0,2

Следы

0,2

В12, мкг

0,4

0,3

1,3

Следы

1,5

Фолацин, мкг

5

3

40

Следы

44

Н, мкг

3,2

3,4

7,6

Следы

8,5
1   ...   36   37   38   39   40   41   42   43   44