Файл: Т. А. Фаритов, Ф. С. Хазиахметов, Е. А. Платонов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 1242

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


На последующих занятиях собаке предоставляется само­стоятельность в поиске образца минерала (руды) или ветоши (тряпки), пропитанных газом. Помощь ей оказывается все реже, по мере необходимости. В поиск по команде «Ищи!» и жесту она пускается без поводка. Если собака пытается об­лаивать нерудный образец или какую-либо вещь без запаха газа, дрессировщик пресекает попытку командой «Фу!».

Способ апортировки основан на выработанном у собаки навыке апортировки. На первых порах дрессировщик завора­чивает в мягкую тряпочку или бинт небольшой образец руды или натирает крошками минерала (руды) апортировочный предмет. Затем дрессировщик, дав собаке обнюхать заверну­тый образец минерала (руды) или апортировочный предмет, бросает его вперед — в траву, под куст, в канаву и т. д. Ко­мандами «Ищи!», «Апорт!» и жестом он посылает собаку на поиск. За найденный образец руды или апортировочный предмет с ее запахом собаку поощряют восклицанием «Хоро­шо!» и лакомством. Образцы надо использовать различной ве­личины и формы и прятать их заранее. Найденный образец собака должна облаивать и обозначать его место посадкой.

24.2.

ПОИСК РУДНЫХ ВАЛУНОВ

Этот навык позволяет собаке находить по запаху руд­ные валуны, лежащие на поверхности земли или под поч­венным покровом.

Условные раздражители — команды «Вперед!», «Ищи!» и жест. Вспомогательные условные раздражители — коман­да «Апорт!» и восклицание «Хорошо!». Безусловные раздра­жители — лакомство, поглаживание. Быстрее дрессируют­ся собаки, приученные к обыску местности. После выработки навыка подается команда «Ищи!» и жест.

Навык вырабатывается следующим образом. На откры­том участке местности площадью 60x100 м помощник, идя по границе участка, разбрасывает на виду у дрессировщика в шахматном порядке на расстоянии 10-15 м один от друго­го три предмета (небольшие палочки, камни и др.), имею­щие запах человека. Затем, взяв три образца руды, разбра­сывает их на этом же участке на расстоянии 15-20 м друг от друга. Когда все готово, дрессировщик дает собаке обнюхать образец руды и, подав команды «Вперед!» и «Ищи!» и жест, следует за ней, управляя ее поиском. Если собака пытается задержаться у нерудного образца (предмета), сесть (лечь) и облаять его, то командой «Ищи!» с угрожающей интонаци­ей ее посылают на дальнейший поиск. При посадке (уклад­ке) возле образца и его облаивании собака немедленно по­ощряется восклицанием «Хорошо!» и лакомством. Этим достигается четкое различие (дифференцировка) рудного образца от нерудных предметов.


Затем условия дрессировки усложняются. Участок для дрессировки готовится помощником заранее (за 10-15 дней до занятий), что исключает запах человека на образцах руды. Образцы разбрасываются на различном расстоянии друг от друга, маскируются дерном, листьями, мхом, закапывают­ся в землю на глубину до 50 см. Одновременно делаются лож­ные закопки, как пустые, так и с закладкой пустой (неруд­ной) породы. Для обозначения (контроля) мест, где скрыты образцы руды, можно использовать веточки, сучья, камеш­ки, тряпочки и др.

На начальном этапе выработки навыка дрессировщик должен хорошо знать, где находятся настоящие закопки, а где ложные. В дальнейшем он работает с собакой, не зная расположения рудных образцов. В этом случае помощник должен подсказывать дрессировщику, правильно ли соба­ка обнаружила место с запахом замаскированного образца руды. Если правильно, то собака поощряется.

При дрессировке собак на обнаружение утечки горючего газа в помещениях используют небольшие куски ветоши, насыщенные в различной степени газом. Эти куски ветоши прячут по ходу газопроводов в жилых или подвальных поме­щениях. На первых занятиях дрессировщик, подав команду «Ищи», помогает собаке в поиске, наводя ее на места с газом. В дальнейшем собаке предоставляется более самостоятель­ный поиск. За все правильные действия собаку поощряют.

24.3.

ПОИСК В МАРШРУТНОЙ РАЗВЕДКЕ

Этот навык обеспечивает применение собаки при геоло­гической разведке в маршрутах или для обнаружения утеч­ки газа на трассе газопровода.

Условными раздражителями при выработке навыка яв­ляются команды «Вперед!», «Ищи!» и жест.

Вспомогательный условный раздражитель — восклица­ние «Хорошо!».

Безусловные раздражители — лакомство и поглажива­ние собаки.

Навык вырабатывается следующим образом. Дресси­ровщик с собакой на длинном поводке выходит на прямую ровную зону в лесу или в поле, проезжую проселочную до­рогу, парковую дорожку или другое место. Посадив или уложив собаку, дрессировщик на виду у нее раскладывает вдоль зоны или дороги 4-5 образцов руды на расстоянии 10-15 м друг от друга. На последующих занятиях расстоя­ние постепенно увеличивают до 25-150 м. Вернувшись к собаке, дрессировщик командами «Вперед!», «Ищи!» и жестом посылает собаку на поиск первого образца, следуя за ней. Если собака пытается выйти из зоны, дрессиров­щик командами «Вперед!», «Нюхай!» и жестом направля­ет ее движение.



Собака должна, последовательно двигаясь впереди дрес­сировщика, найти все образцы минерала (руды) и, сев (улегшись) около них, подать голос. За это собака поощ­ряется.

Последующие занятия проводятся на различной местно­сти, приближенной к условиям вероятной работы собаки.

Кроме образцов, закладываемых помощниками зара­нее (за 5-10 дней) и тщательно маскируемых, использует­ся рудный порошок, который в различном количестве на­сыпается в определенных местах на землю, под дерн, мох, в землю или насыпается на нерудные валуны и т. д. Это обеспечивает поиск руды по запаху и исключает поиск об­разцов по внешнему виду.

Усложнение навыка состоит в сокращении на марш­руте количества мест с наличием рудного запаха и увели­чением времени поиска на маршруте до 15-20 мин.

Во всех случаях поиск на маршруте должен закан­чиваться обнаружением рудного запаха и поощрением собаки.

Приучение собаки к поиску утечки горючего газа на ма­гистрали газопровода ведется аналогично приучению к по­иску запаха руды на маршруте, но взамен образцов руды в землю на глубину до 40 см и более закапывают 3-4 баллона типа «Турист» с газом на расстоянии 30-40 м и более друг от друга. За обнаружение запаха газа, выходящего из бал­лонов (собака садится (ложится и лает), она поощряется вос­клицанием «Хорошо», лакомством.

24.4.

ВЫБОРКА ГЕОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБ

Навык выборки собакой образцов минералов (руды) по запаху позволяет животному обнаруживать вмещающую породу с вкраплениями искомой руды. Кроме того, навык выборки образцов минералов позволяет контролировать у собак стойкость выработанного условного рефлекса на оп­ределенный запах минерала.

Условные раздражители — команда «Нюхай!» и жест — выбрасывание правой руки ладонью вниз в сторону образ­цов горных пород и руды и опускание к бедру правой ноги с небольшим наклоном корпуса вперед. Вспомогательные ус­ловные раздражители — команда «Фу!» и восклицание «Хо­рошо!». Безусловный раздражитель— пахучие вещества руд, лакомство.

Навык вырабатывается следующим образом. Помощник одной и той же рукой или пинцетом раскладывает на опре­деленном месте, лишенном посторонних запахов, четыре- пять образцов горных пород (гранита, диабаза, полевого шпата и др.) на расстоянии 70-100 см друг от друга. Затем другой рукой подкладывает в разных местах два образца руды. Когда все готово, дрессировщик дает собаке обнюхать другой образец такой же руды и командой «Нюхай!» и жес­том посылает ее на выборку. Если собака, перенюхав все раз­ложенное, правильно находит (выбирает) образцы руды, ее поощряют восклицанием «Хорошо!» и лакомством. Если же она пытается выбрать нерудный кусок, дрессировщик при­глушенным голосом подает команду «Фу!», а затем коман­дой «Нюхай!» побуждает ее к дальнейшему поиску.


После того как собака начнет находить образцы руды среди других предметов, занятия усложняются: использу­ют куски вмещающей породы без вкраплений и с вкрапле­ниями руды (куски с вкраплениями должны быть известны

дрессировщику). Раскладывают их на расстоянии 70-100 см друг от друга, собаке дают занюхать образец искомой руды, после чего посылают на выборку. Если вмещающие породы берутся в сыпучем виде, то для выборки они закладываются в небольшом мешочке из воздухопроницаемой ткани (мар­ля и др.).

Дрессировщик лишь на первых занятиях должен знать, где находится кусок вмещающей породы с вкраплением руды, затем его работу с собакой контролирует помощник. За правильную выборку собаку всегда поощряют.

При выработке навыка поиска и обнаружения минера­ла (руды) и горючего газа возможны следующие основные ошибки дрессировщика:

  • образцы руды, предметы с запахом газа и лакомство дрес­сировщик берет одной и той же рукой. В результате со­бака привыкает искать образцы минерала (руды), пред­меты с запахом газа по запаху лакомства;

  • помощник, раскладывая образцы минералов (руд) и пред­меты с запахом газа на «обыск местности», входит на обыскиваемый участок (а должен ходить на границе обыскиваемого участка). В результате собака привыка­ет искать образцы и предметы по запаховому следу че­ловека (помощника);

  • использование при обыске местности и для выборки об­разцов только в кустах. В результате собака приучается искать не только по запаху, но и по внешнему виду;

  • раскладка при дрессировке образцов минералов (руд) всегда на одном и том же расстоянии друг от друга. В ре­зультате у собаки вырабатывается нежелательная связь хорошо искать лишь в определенных местах;

  • случайное перенесение запаха с образца минерала (руды) на куски вмещающих пород при дрессировке на выбор­ку проб. В результате собака начинает совершать оши­бочные действия, выбирая образцы пустой породы. После окончания курса дрессировки по рудорозыскной

службе собака должна уметь:

  • выбирать пробы минерала (руды), разложенных среди других четырех различных предметов (куска камня, де­рева, кирпича и др.) на расстоянии 70-100 см друг от друга, обозначая выборку посадкой (укладкой) возле проб минерала (руды) и голосом (лаем);

  • на участке протяженностью 250 м находить три образца минерала (руды), расположенных на расстоянии не ме­нее 20 м друг от друга и зарытых в землю на глубину до 15 см, обозначая их посадкой (укладкой) возле них и го­лосом (лаем).


После окончания курса дрессировки по газоразведыва­тельной службе собака должна уметь:

  • выбирать два предмета, насыщенных газом (ветошь, тряпки, губка, щепки и др.), разложенных среди дру­гих четырех таких же предметов, но без запаха газа, раз­ложенных на расстоянии 60-70 см один от другого, обо­значая выборку посадкой (укладкой) возле предметов и голосом (лаем);

  • на участке протяженностью 250 м находить не менее од­ного предмета, насыщенного газом (ветошь, тряпка, губ­ка и др.) из разложенных друг от друга 6 аналогичных предметов, три из которых насыщены газом, и обнару­живать утечку газа из баллона типа «Турист», зарытого в землю на глубину 70-80 см, обозначая их посадкой (ук­ладкой) возле них и голосом (лаем).

Контрольные вопросы и задания

  1. Каковы цели и задачи дрессировки собак для геолого-поиско­вой (рудопоисковой) и газоразведывательной служб?

  2. Каким специальным навыкам и как приучают собак для геолого-поисковой (рудопоисковой) и газоразведывательной служб?

  3. Какие способы приучения собак к поиску геологических проб, минералов, рудных валунов и утечки газа на трассе газопро­вода вы знаете?

  4. Какие ошибки встречаются при дрессировке собак для геоло­го-поисковой (рудопоисковой) и газоразведывательной служб и пути их исключения?

  5. Какие требования предъявляются к собакам геолого-поиско­вой (рудопоисковой) и газоразведывательной служб?

ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ПЯТАЯ

ТРЕНИРОВКА
СЛУЖЕБНЫХ СОБАК


Тренировка служебных собак является продолжением дрессировки, цель которой — закрепление и совершенство­вание навыков, выработанных при дрессировке, а также приучение собаки к работе в определенных условиях. Пол­ное отсутствие тренировки или ее неэффективность, ред­кое служебное использование собаки, а также недостаточ­ное подкрепление условных раздражителей безусловными вызывает угасательное торможение в коре головного мозга собаки, в результате которого ранее выработанные услов­ные рефлексы постепенно ослабляются и перестают прояв­ляться на условные раздражители (команды и жесты). По­этому и по окончании курсов общей дрессировки (ОКД) и специальной дрессировки (СКД) необходимо проводить с собакой регулярные тренировки.

Тренировка собак должна проводиться планово, под ру­ководством инструктора-дрессировщика, и самостоятель­но — дрессировщиком (хозяином). Тренировочные заня­тия собак под руководством инструкторов проводятся на спортивно-дрессировочных площадках клубов служебно­го собаководства по месячным планам, составляемым в клу­бах. Инструкторы разделяют дрессировщиков с собаками на учебные группы в зависимости от служебного назначе­ния собак и степени их подготовки. На основе месячных планов составляются расписания занятий на недели и от­дельные дни.