Файл: Деятельность участкового уполномоченного полиции по предупреждению преступлений и административных правонарушений.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 384
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
С 1993 г. работа участковых инспекторов милиции вступает в состав милиции общественной безопасности1, а в 2000 г. понятие «участковый инспектор милиции» было заменено на «участковый уполномоченный милиции»1.
После реформирования системы МВД РФ в 2011 году появилось нынешнее название «участковый уполномоченный полиции».
В собственной деятельности участковые уполномоченные руководствуются Конституцией Российской Федерации, Федеральным Законом от 07 февраля 2011 года №3-ФЗ «О Полиции»2, федеральными конституционными законами, федеральными законодательствами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Основным нормативным актом, регламентирующим организацию деятельности, права и обязанности участковых уполномоченных является Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 31 декабря 2012 г. № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции»3.
К задачам участковых уполномоченных полиции относятся:
Участковый уполномоченный полиции при несении службы на закрепленной части территории муниципального образования, обслуживаемой территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне3, выполняет задачи по охране жизни, здоровья, прав и свобод гражданок Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства4, по противодействию преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечению общественной безопасности.
Направлениями деятельности участкового уполномоченного полиции при несении службы на административном участке являются:
-
охрана личности, сообщества, страны от противоправных посягательств; -
предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; -
выявление и раскрытие преступлений; -
производство сообразно делам об административных правонарушениях.
Участковый уполномоченный полиции при несении службы на административном участке дает участие:
-
в обеспечении правопорядка в публичных местах; -
в поиске лиц, совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых в их совершении; лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда; лиц, пропавших без вести, в идентификации лиц, которые по состоянию здоровья, возрасту либо другим факторам не могут сообщить сведения о себе; в идентификации неопознанных тел; -
в поиске несовершеннолетних, самовольно покинувших из семей или предназначенных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; несовершеннолетних, самовольно покинувших из особых учебно-воспитательных учреждений прикрытого типа органа управления образованием, а также уклоняющихся от недобровольной госпитализации, назначенной судом в связи с наличием психического расстройства; -
в контроле за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия; -
в обеспечении безопасности дорожного движения.
Основными принципами деятельности участковых уполномоченных полиции являются:
-
Неизменная связь с народонаселением обслуживаемого участка выражается в неизменном общении участкового с населением проживающего на обслуживаемой местности, в доведении до людей полной беспристрастной информации о состоянии и структуре преступности с целью предотвращения и предостережения людей о вероятных угрозах и формирования у них доверительного отношения к сотрудникам правоохранительных органов; -
Внимательное отношение к обращениям людей держится в своевременном реагировании на заявления людей о приготовляющихся, совершаемых и абсолютных правонарушениях с последующим доведением до заявителей о проведенной проверки и принятых мерах по сообщению; -
Открытость и справедливость базируется на проведении работы сообразно охране социального порядка беспрепятственно для народонаселения, внедрение административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа либо должностного лица в соответствии с законодательством
Показатели и способы оценки деятельности единичного участкового уполномоченного полиции определяются начальником территориального органа МВД РФ на региональном уровне. При оценке итогов работы участкового уполномоченного полиции учитываются следующие критерии:
-
оперативная обстановка на административном участке и принимаемые меры по ее нормализации, в том числе: -
сообразно предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений; -
сообразно выявлять и раскрыть правонарушения, а также участию в этой работе; -
сообразно проводить индивидуальные профилактические работы с лицами, состоящими на профилактическом учете; -
сообразно своевременности и полноте профилактического обхода; -
по внесенным в органы государственной власти, местного самоуправления, учреждения и организации представлениям (информационным письмам) об устранении причин и условий, способствующих совершению на административном участке преступлений и административных правонарушений и реализации названных документов; -
по привлечению гражданок к внештатному сотрудничеству и эффективности их деятельности, поддержке гражданских инициатив в сфере предупреждения правонарушений и обеспечения правопорядка.
Можно согласиться с мнением В.А. Прокопенко думающим, что «участковый уполномоченный, по существу является организатором профилактики правонарушений и преступлений на назначенной территории»1.
Краткая характеристика состояния преступности в нашей стране, в том числе в Крымском федеральном округе за январь - декабрь 2015 года2.
С января по декабрь 2015 ОВД рассмотрено 29,28 миллионов заявлений (сообщений) о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, что на 3,3% выше, чем за двенадцать месяцев 2014 года. Почти по каждому семнадцатому сообщению это примерно (5,9%) принято решение о возбуждении уголовного дела. Всего возбуждено 1728,6 тыс. уголовных дел, что на 1,9% меньше показателя аналогичного периода прошлого года.
В январе - декабре 2015 года зарегистрировано 2166,4 тыс. преступлений, или на 1,8% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Рост регистрируемых преступлений отмечен в 33 субъектах Российской Федерации, снижение - в 50 субъектах.
В 88,9% всех зарегистрированных правонарушений выявляется ОВД, при этом где то 5,1% из них - на стадии приготовления и покушения. Только на этих стадиях выявлено 98,9 тыс. преступлений (+0,8%).
Значимая часть (43,1%) правонарушений регистрируется в республиканских, краевых и областных центрах - всего 934,39 тысяч, из них пятая часть (21,1%) - в сельской местности, где зарегистрировано 458,1 тысячи, правонарушений, что на 1,8% меньше, чем за январь - декабрь 2014 года.
В результате криминальных посягательств погибло 35 тыс. человек (‑4,6%), здоровью 52,6 тысяч человек причинен тяжелый вред (‑0,4%). На сельскохозяйственную местность приходится 41,8% погибших (14,6 тыс. чел.), на города и поселки, не являющиеся центрами субъектов федерации, - 34,6% лиц, здоровью которых причинен тяжелый вред (18,2 тыс. чел.).
Убыток от преступлений (по завершенным и приостановленным уголовным делам) составил 349,34 миллиардов руб., что на 9,5% меньше аналогичного показателя минувшего года. Почти 2/3 ущерба (59,3%) приходится на правонарушения, зарегистрированные в центрах субъектов Российской Федерации.
В современных аспектах одной из принципиальных задач органов внутренних дел является создание действенной многоуровневой системы профилактики правонарушений. В связи с этим особое внимание уделяется укреплению службы участковых уполномоченных полиции. В настоящее время участковые проводят профилактическую работу фактически с 4 миллионами правонарушителей, состоящих на учетах ОВД.
В 2015 году участковые уполномоченные полиции Омской области раскрыли 15284 преступлений
1;
-
Оказание помощи гражданам и должностным лицам в осуществлении их прав и законных интересов. Каждый год участковыми рассматривается приблизительно 80 процентов заявлений от граждан. Лишь только в 2015 году участковыми рассмотрено 462048 заявлений и обращений граждан1; -
Положение законности, учетно-регистрационной и исполнительской дисциплины. -
Состояние оперативной обстановки на участке и принимаемых мерах по ее нормализации; -
Вовлечение людей к участию в охране общественного порядка и определение доверительных отношений с ними. Служба с населением - главная задача участковых уполномоченных полиции. Именно они для людей - первые помощники и заступники.
К огорчению, участковые стабильно занимают первое место по количеству должностных преступлений. По данным Департамента собственной безопасности лидируют сообразно нарушению закона не сотрудники ГИБДД, а участковые: каждый год более 9 тыс. из них привлекают к ответственности. На втором месте - следователи: 3,6 тыс. человек в год.;
Итоги проведения исследования, проведённых А. И. Варыгиным посреди отбывающих возмездие в виде лишения свободы сотрудников ОВД показывают, что самым распространенным правонарушением, является превышение должностных полномочий. По данным с 2008 по 2012 год около 86 % сотрудников было осуждено по ст. ст.285, 286 УК РФ.
Приказ МВД России от 31 декабря 2012 г. № 11662 конкретизирует данные оценочные показатели. Так, оценка деятельности участкового уполномоченного по обеспечению общего порядка и общественной безопасности зависит от вытекающих показателей. В первую очередность, учитывается, как уже было фиксировано, оперативная обстановка на административном участке и принимаемые меры соответственно её нормализации, в том числе: по предостережению и пресечению преступлений и административных правонарушений; соответственно выявлению и раскрытию злодеяний, а ещё роли в данной работе; в соответствии проведению индивидуальной профилактической работы с лицами, состоящими на профилактическом учете; согласно своевременности и полноте профилактического обхода; соответственно внесенным в органы власти, местного самоуправления, образования и организации представлениям (информационным письмам) об ликвидации причин и условий, содействующих совершению на административном участке злодеяний и административных правонарушений а так же реализации названных документов; сообразно привлечению людей к внештатному сотрудничеству и эффективности их деятельности, помощи гражданских инициатив в сфере
предостережения преступлений и обеспечения правопорядка; коллективное мнение о качестве работы, определяемое по результатам проведения опроса народонаселения, сообщениям в СМИ, а также по записям в книге отзывов и предложений граждан; работа с поступающими письмами и обращениями людей, в том числе: присутствие вторичных жалоб и качество принятых по ним решений; присутствие подтвердившихся жалоб на противозаконные действия при разборе обращений; состояние законности, учетное - регистрационной, исполнительской служебной дисциплины в отчетном периоде; ассоциация взаимодействия с сотрудниками структурных подразделений территориального органа МВД РФ, а также общественными объединениями и гражданами, участвующими в охране общественного порядка на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
За время существования службы участковых уполномоченных в системе органов внутренних дел, не за один раз предпринимались испытания ее трансформации (преобразования) с целью повышения эффективности деятельности; работа неоднократно передавалась из одного структурного подразделения МВД в другое, менялись звенья подчинения, принимались «новые» инструкции, указывались «приоритетные, ведущие» направления деятельности и т.д. Однако, проведенные реформы не разрешили вопроса о росте уровня организационной и правовой основы деятельности службы участковых уполномоченных, что требует поиска новых путей по оптимизации эффективности ее функционирования1.
В заключение хотелось бы также отметить, что специфика деятельности службы участковых уполномоченных полиции основана на принципе внимательного и неформального отношения к обращениям граждан. Это подразумевает регистрацию и проведение проверки по всем поступающим заявлениям и сообщениям, даже если в них не содержится данных о преступлениях и административных правонарушениях.
1.2. Понятие и виды предупреждения правонарушений
Внутри системы специально-криминологического предостережения преступлений отчетливо просматриваются различия между мерами не персонифицированного характера, устремленными на устранение криминогенных факторов, и индивидуализированными мерами, адресованными конкретным лицам. В связи с этим совершенно обоснованной представляется дифференциация специально-криминологического предупреждения преступлений на общее и индивидуальное.