Файл: Деятельность участкового уполномоченного полиции по предупреждению преступлений и административных правонарушений.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 380

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Общее предостережение - это деятельность, направленная на выявление и устранение объективных внешних причин, вызывающих правонарушения, и условий, способствующих их совершению2. Она реализуется при активном использовании социальных, финансовых, политических, правовых и других антикриминогенных факторов.

Необходимо также подметить связь понятия общего предупреждения преступлений с суждением общей превенции, которое сформировалось в рамках уголовного права и обозначает сдерживающее воздействие уголовно-правовых норм на сознание и поведение людей за счет содержащейся в них информации о возможности ответственности и наказания за совершение преступлений. Однако понятие общей превенции уже понятия общего предупреждения, поскольку первая представляет собой лишь некоторый элемент механизма предупреждения преступлений в целом.

Говоря об общем предупреждении преступлений, следует из всего многообразия профилактических мер скрыть те, которые устремлены на выявление и ограничение действия наиболее значительных криминогенных факторов (причин преступности и условий, способствующих совершению преступлений, стимулирующих или облегчающих преступное поведение). Именно такие меры носят обще профилактический характер и тесно объединены с обще социальным воздействием на криминальность. Само же общее предупреждение преступлений заключается в деятельности, направленной на ограничение криминогенного воздействия тех факторов социальной среды, которые предопределяют модификации в преступности как массовом социальном явлении.

Основные инновационные подходы к всеобщему предостережению преступлений приобрели свое развитие и формированию в ряде нормативных правовых актов, регламентирующих подобающую активность правоохранительных органов. В их, в частности, отмечается, что предостережение преступлений - одно из приоритетных направлений борьбы с преступностью, главными задачами которой демонстрируют охрану жизни, здоровья, прав и свобод людей, собственности, интересов сообщества и страны от беззаконных и других посягательств, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности.

Совместно с тем, что в предупредительной деятельности нужно отметить конкретные меры, имеющие очевидно выраженное обще профилактическое значение. К ним следует отнести1: - обнаружение и нейтрализацию криминогенных причин, способствующих совершению правонарушений; - создание на основе анализа криминогенной обстановки условий, беспристрастно препятствующих совершению правонарушений на определенной местности (объекте); - вынесение представлений об ликвидации причин и условий преступлений в соответствующие муниципальные органы и общие организации; - инициативное оказание услуг по охране имущества всех форм имущества на основе заключения и исполнения договоров в порядке, определенном действующим законодательством; - осуществление правовой пропаганды и правового воспитания населения; - формирование общественного мнения, объективно отражающего деятельность по предупреждению преступлений; - организацию и осуществление технических и иных мер по обеспечению личной и общественной безопасности; - патрулирование силами органов правопорядка и общественности в местах с наиболее высоким уровнем преступности; - проведение комплексных и целевых оперативно-профилактических операций по выявлению и пресечению деятельности преступных групп, задержанию преступников и других правонарушителей, улучшению криминогенной обстановки на обслуживаемой территории.


Этот список мер всеобщего предостережения правонарушений может существовать дополнен проведением криминологической экспертизы проектов и действующих решений органов законодательной и исполнительной власти, а еще также разработкой, реализацией комплексных, целевых федеральных и региональных программ борьбы с преступностью.

Как уже подмечалось, сплошное предостережение правонарушений призвано противодействовать криминализации соц. процессов, положительно воздействовать на создание и упрочение в сообществе атмосферы законности, удаление угроз правам, волям и законным заинтересованностям личности. Значительную роль в достижении данных целей играют правовое воспитание народонаселения, разработка и введение стандартов сохранности от правонарушений, а также использование специальных методов предупреждения отдельных групп преступлений; вовлечение общественности, в том числе общественных объединений правоохранительной направленности (народных и казачьих дружин, отрядов содействия полиции, частных охранных структур), к работе по предостережению правонарушений; информирование народонаселения о средствах и методах правомерной защиты от преступных посягательств; осуществление общей виктимологической профилактики1.

Следует иметь в виду, что жесткие разграничительные линии между различными видами, формами и методами предупреждения преступлений провести невозможно. На практике все они реализуются в узком переплетении меж собой. Но центральной идеей всеобщего предостережения правонарушений является действие на детерминационный комплекс преступности, что и предопределяет её специфику. Именно поэтому обнаружение и анализ детерминантов преступности, ее видов и групп правонарушений является логически и фактически исходным моментом всеобщего предостережения правонарушений. Невозможно на сколько-нибудь эффективно подействовать на беззаконность, не зная обстоятельств, её порождающих, и тех беспристрастных и субъективных критерий, какие способствуют развертыванию действия этих причин. При широком детерминистском подходе беззаконность предстает не как итог твердых причинных связей, а как последствие трудной многоплановой детерминации, в том числе и самодетерминации.

Мировозренческий анализ обстоятельств правонарушений и условий, им способствующих, дозволяет произносить о трудной многофакторной природе данных явлений. Они видоизменяют специфичными особенностями различных регионов, видоизменяются совместно с переменами в общественной и правовой жизни общества. Поэтому попытки создать универсальную модель причинного комплекса преступности, годную для всех времен и условий, являются малопродуктивными.



В связи с происходящими в сообществе социальными действами, изменениями в уголовной политике, необходимостью экономии уголовной репрессии существенно возросло количество лиц, осуждаемых к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, а еще освобождаемых от уголовной ответственности с использованием мер административного воздействия. Эти процессы определяют необыкновенную значимость личного предостережения (профилактики) преступлений, объектами которого являются конкретные лица и их социальная микросреда с более выраженными криминогенными характеристиками.

Личное предостережение преступлений (персональная профилактика) - это активность муниципальных и негосударственных органов, организаций и их представителей по выявлению лиц, от которых, судя по их поведению, можно ожидать совершения правонарушения, оказанию воздействия на них и окружающую их среду с целью положительной коррекции поведения этих лиц, ликвидации либо их нейтрализации криминогенных факторов, действующих в данной среде1.

Проведение индивидуального предостережения правонарушений связано с преодолением серьезных проблем, многие из которых порождены особенностями современной ситуации. Существенным из этих особенностей являются следующие:

  • Прежде существовавшая слаженная система негосударственных субъектов личной профилактики которые (добровольные народные дружины, товарищеские суды, домовые комитеты и т.п.) распалась;

  • Количество общественных помощников органов внутренних дел в проведении личной профилактической работы резко сократилось либо их вообще не стало вообще;

  • Существенно убавились возможности органов внутренних дел в оказании профилактируемым лицам помощи в бытовом, трудовом устройстве, в ресоциализации лиц, освобожденных из мест лишения свободы;

  • Вследствие повышения численности безработных, бедствующих слоев населения резко выросло количество маргинальных элементов (бродяг, попрошаек и просто нищих), слабо поддающихся индивидуально-профилактическому воздействию, пополняющих ряды злоумышленников;

  • Отсутствие уверенности в завтрашнем дне, в перспективе социального благополучия осложняет отношения во многих семействах, все это способствует бытовым конфликтам, отрицательно влияет на воспитание детей, порой перечеркивает все усилия индивидуально-профилактического воздействия;

  • Ликвидация одних (лечебно-трудовых профилакториев, спецприемников для лиц, занимающихся бродяжничеством) и преобразовании других мест изоляции (медицинские вытрезвители) маргинальных элементов и преступников резко понизили возможности применения мер принуждения к лицам, на которых убеждение и оказание помощи не действуют1.


Все это заставляет участковых уполномоченных искать новые формы и методы индивидуально-профилактического воздействия, принимать меры по восстановлению в преобразованном виде системы субъектов и мер индивидуальной профилактики.

Личность – главное звено в цепочке причин преступного поведения. Именно через нее в результате взаимодействия "преломляется" влияние криминогенной среды. Конкретизация этого воздействия требует внимания к следующим основным характеристикам личности:

  1. Антиобщественное поведение и образ жизни лица, совершение правонарушений которым достаточно вероятно;

  2. Социальные и демографические элементы структуры личности, отображающие и одновременно определяющие ее отрицательное поведение (антиобщественную направленность);

  3. Социально значительные психофизические особенности в меру их подверженности исправлению, изменению, лечению. Здесь имеются в виду особенности личности, которые сами по себе, возможно, не имеют криминального значения, но в конкретной неблагополучной для личности жизненной ситуации они могут сыграть роль побудительной силы к совершению преступления (аномалии в психике, не исключающие вменяемости, в сексуальном поведении и т.п.);

  4. Условия неблагоприятного развития личности и криминогенного воздействия на нее в семье, бытовом окружении, в сферах труда, учебы, досуга, в других социальных группах;

  5. Неблагополучные обстоятельства личного бытия и другие длительно действующие обстоятельства, определяющие криминальную ситуацию и облегчающие совершение правонарушения;

  6. Элементы неблагоприятной жизненной ситуации, которые имеют криминогенный характер и существуют довольно продолжительное время, чем обусловливает возможность их выявления и воздействия на них1.

При этом необходимо иметь в виду, что определенной сферы лиц, требующих профилактического действия, при отсутствии законных оснований может повлечь за собой произвольные решения, и тем самым - ущемление прав граждан. Применительно к личной профилактической работе правоохранительных органов такие основания - это прежде всего факты противоправного поведения конкретных лиц. Собственно они дают и имеют право поставить лицо на профилактический учет, влекущий за собой определенное ограничение его прав и свобод. Потому категории данных лиц и виды их антиобщественного поведения намеренно установлены в законодательных и нормативных актах, что определяет пределы личной профилактической работы правоохранительных органов.


Распорядок проведения участковым уполномоченным полиции индивидуальной профилактической работы с гражданами, состоящими на профилактическом учете, в целях предостережения совершения ими преступлений и административных правонарушений предусмотрен приказом МВД России от 31.12. 2013 г. № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции». 

Участковый уполномоченный полиции проводит индивидуальную профилактическую работу со следующими категориями граждан, состоящих на профилактическом учете:

  1. освобожденными из мест лишения свободы и имеющими непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, в отношении которых судом установлены временные ограничения прав и свобод и обязанности, предусмотренных федеральными законами (то есть поднадзорными лицами), а также освобожденными из мест лишения свободы и имеющим непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого и особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего;

  2. Больными алкоголизмом или наркоманией, состоящими на учете в медицинской организации и представляющими опасность для окружающих;

  3. Совершившими правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений и представляющими опасность для окружающих;

  4. Совершившими административные правонарушения против порядка управления или административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность при проведении общественно-политических, спортивно-массовых, культурно - массовых, религиозных и иных общественно - значимых мероприятий;

  5. Входящими в неформальные молодежные объединения противоправной направленности, совершившими административные правонарушения против порядка управления и административные правонарушения, которые посягают на общественный порядок и общественную безопасность;

  6. С лицами, которым было назначено административное наказание за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или же е их аналогов, а также за их потребление без назначения врача.

Кроме того, участковый уполномоченный полиции также участвует в пределах собственной компетенции в осуществлении контроля за поведением: - осужденных за совершение преступления, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы, или назначено наказание в виде лишения свободы условно; - несовершеннолетних, состоящих на учете в ПДН.