Файл: Деятельность участкового уполномоченного полиции по предупреждению преступлений и административных правонарушений.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 382
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1
Правомочия участкового уполномоченного полиции как субъекта производства по делам об административных правонарушениях.
Статья 22.1 КоАП РФ устанавливает, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных особенной частью настоящего Кодекса, в пределах компетенции рассматриваются:
1) судьями (мировыми судьями);
2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;
3) федеральными органами исполнительной власти, их учреждениями, структурными подразделениями и территориальными органами, а также иными государственными органами, уполномоченными на то исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.2
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, кроме того, в пределах полномочий, установленных этими законами рассматриваются:
1) уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
2) административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Если рассматривать органы внутренних дел, как субъект, осуществляющий административно - юрисдикционную деятельность, то можно выделить две категории должностных лиц, обладающих разно уровневой компетенцией.
Первую группу составляют должностные лица, уполномоченные на применение мер административного принуждения в целях предупреждения и пресечения административных правонарушений и как, правило, не наделенные административно - юрисдикционными полномочиями. Исходя из этого любой сотрудник полиции, выполняя свои функциональные обязанности, тем не менее, вправе составить протокол на лицо, совершившее любое административное правонарушений, выявление которых возложено на милицию, но для ряда подразделений и служб это является обязанностью (патрульно-постовая служба, служба участковых уполномоченных полиции и т.д.)
Вторую группу образуют должностные лица, обладающих правом применения мер административного принуждения в полном объеме, включая административно - юрисдикционные полномочия. В системе органов внутренних дел такими полномочиями, согласно ст. 23.3 КоАП РФ, обладает лишь ограниченный ряд должностных лиц. В территориальном органе внутренних дел это начальник, его заместители, старшие участковые и участковые уполномоченные полиции, начальник ГИБДД и его заместитель.
Говоря об участковом уполномоченном полиции, следует отметить, что по роду своей деятельности на административном участке, при исполнении своих должностных инструкций эта категория сотрудников полиции не только обладает правом применения мер административного принуждения в полном объеме, но и активно применяет это право. Участковые уполномоченные полиции выявляют, предотвращают, пресекают административные правонарушения, составляют протоколы об административных правонарушениях и иные процессуальные документы, возбуждают дела и проводят административное расследование в случаях, предусмотренных ст. 28.7 КоАП РФ, применяют при пресечении правонарушений физическую силу и специальные средства, применяют меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении и наконец, в пределах своей подведомственности и компетенции рассматривают и разрешают дела об административных правонарушениях.1
Говоря об административно - юрисдикционной деятельности участкового уполномоченного полиции, следует кратко затронуть и другую часть его полномочий по применению мер принуждения, а именно меры административно-процессуального пресечения.
Название этих мер вытекает из их двойной функции, направленной на принудительное ограничение свободы передвижения лица, а также пользования определенными предметами, явившимися орудием или предметом административного правонарушения в целях его пресечения (меры административного пресечения) и обеспечения производства по делу, т.е. возможности получения доказательств (меры административного обеспечения) и своевременного и правильного рассмотрения дела.
Законодатель в главе 27 КоАП РФ соединил указанные в таблице меры в одну группу, как обеспечивающие производство по делам об административных правонарушениях, что, конечно, не увеличивает их применения и в других случаях. К примеру, административное задержание часто выступает не только как мера обеспечения последующего производства по делу об административном правонарушении, но и как мера пресечения самого правонарушения и как мера обеспечения вынесенного постановления судьи о назначении административного наказания в виде административного ареста. 1Очень часто одна примененная мера принуждения, преследует целью применить другую. Так, например, доставление в орган внутренних может иметь целью не только составление протокола и установление личности
, но и административное задержание, а личный досмотр обращен на выявление вещей и документов, которые в случае их обнаружения изымаются. Достаточно часто личный досмотр, как мера административно-процессуального пресечения выступает как источник выявления уголовно-наказуемого правонарушения. Или доставление лица, для установления личности и составления протокола об административном правонарушении оказывается мерой содействовавшей аресту лица, находящегося в розыске за совершенное преступление.
Таким образом, применение мер административно-процессуального обеспечения, как и вообще деятельность полиции по применению административного законодательства выполняет и профилактическую функцию в борьбе с преступлениями.
Хотя законодатель ограничил компетенцию участкового уполномоченного полиции четырнадцатью составами, по которым он вправе принять решение, тем не менее, свое доверие этой категории сотрудников он выказал, тем самым, поддержав авторитет этой службы среди населения.2
Особенности работы участкового уполномоченного полиции по составлению административно-процессуальных документов.
КоАП РФ при проведении всех процессуальных действий, обозначить начала или окончания стадии производства по делу об административном правонарушении, фиксации доказательств, распоряжается оформлять следующие виды документов: протокол; постановление; определение; рапорт; акт; заявление; предупреждение; объяснение; поручение; запрос; представление; протест.
Форму составления указанных документов законодатель не установил, перечислив лишь содержание ряда протоколов; об административном правонарушении (ст. 28.2); об административном задержании (ст. 27.4); о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице (ст. 27.7); об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там предметов и документов (ст. 27.8); о досмотре автотранспортного средства (ст. 27.9); об изъятии вещей и документов (ст. 27.10); об отстранении от управления автотранспортным средством и о направлении на медицинское освидетельствование (ст. 27.12); об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей (ст. 27.14); о рассмотрении дела об административном правонарушении (ст. 29.8). Кроме того, ст. 29.10 и 29.12 устанавливают соответственно содержание постановления и определения по делу об административном правонарушении, а ст. 26.4 - содержание определения о назначении экспертизы.
Таким образом, должностное лицо, собирающее какой либо административно-процессуальный документ вправе его заполнять на листе бумаги, соблюдая при этом требования КоАП РФ.
Участковый уполномоченный полиции, как должностное лицо, обладающее полными административно- юрисдикционными полномочиями вправе составлять:
Кроме указанных административно-процессуальных документов участковый может принять заявление (ходатайства) от участниц производства по делу об административном правонарушении, оформить их свидетельства в виде объяснения, справки, рапорта. В практике нередки случаи, когда в деле об административном правонарушении фигурирует протокол осмотра места iпроисшествия, предусмотренный Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Это, как правило, дела, по которым проводилась первоначальная проверка по заявлению (сообщению) о злодеянии, по результатам которой в возбуждении уголовного дела отказано, но усматривает состав административного правонарушения. Обычно это дела о хулиганстве (ст. 20.1); мелком хищении (ст. 7.27); неповиновении законному распоряжению сотрудника полиции (ст. 19.3); осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без лицензии (ст. 14.1); обман потребителей (ст. 14.7); незаконное приобретение либо хранение наркотических средств или психотропных веществ, а также оборот их аналогов (ст. 6.8).1
Следует сказать и то, что при прекращении уголовного дела за отсутствием состава преступления, участковый уполномоченный полиции, дознаватель, следователь обязаны принять меры по привлечению к административной ответственности лица, в действиях которого есть все признаки состава административного правонарушения. В этом случае в деле об административном правонарушении могут быть и копии уголовно-процессуальных документов.
2
Таким образом, подводя итоги рассмотрения вопроса можно сделать выводы о том, что участковый уполномоченный полиции, как должностное лицо, обладающее административно-юрисдикционными полномочиями вправе составлять практически все административно-процессуальные документы, предусмотренные КоАП РФ, а в отдельных случаях использовать при рассмотрении дел документы, предусмотренные и другими законами.
Правомочия участкового уполномоченного полиции как субъекта производства по делам об административных правонарушениях.
Статья 22.1 КоАП РФ устанавливает, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных особенной частью настоящего Кодекса, в пределах компетенции рассматриваются:
1) судьями (мировыми судьями);
2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;
3) федеральными органами исполнительной власти, их учреждениями, структурными подразделениями и территориальными органами, а также иными государственными органами, уполномоченными на то исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.2
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, кроме того, в пределах полномочий, установленных этими законами рассматриваются:
1) уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
2) административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Если рассматривать органы внутренних дел, как субъект, осуществляющий административно - юрисдикционную деятельность, то можно выделить две категории должностных лиц, обладающих разно уровневой компетенцией.
Первую группу составляют должностные лица, уполномоченные на применение мер административного принуждения в целях предупреждения и пресечения административных правонарушений и как, правило, не наделенные административно - юрисдикционными полномочиями. Исходя из этого любой сотрудник полиции, выполняя свои функциональные обязанности, тем не менее, вправе составить протокол на лицо, совершившее любое административное правонарушений, выявление которых возложено на милицию, но для ряда подразделений и служб это является обязанностью (патрульно-постовая служба, служба участковых уполномоченных полиции и т.д.)
Вторую группу образуют должностные лица, обладающих правом применения мер административного принуждения в полном объеме, включая административно - юрисдикционные полномочия. В системе органов внутренних дел такими полномочиями, согласно ст. 23.3 КоАП РФ, обладает лишь ограниченный ряд должностных лиц. В территориальном органе внутренних дел это начальник, его заместители, старшие участковые и участковые уполномоченные полиции, начальник ГИБДД и его заместитель.
Говоря об участковом уполномоченном полиции, следует отметить, что по роду своей деятельности на административном участке, при исполнении своих должностных инструкций эта категория сотрудников полиции не только обладает правом применения мер административного принуждения в полном объеме, но и активно применяет это право. Участковые уполномоченные полиции выявляют, предотвращают, пресекают административные правонарушения, составляют протоколы об административных правонарушениях и иные процессуальные документы, возбуждают дела и проводят административное расследование в случаях, предусмотренных ст. 28.7 КоАП РФ, применяют при пресечении правонарушений физическую силу и специальные средства, применяют меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении и наконец, в пределах своей подведомственности и компетенции рассматривают и разрешают дела об административных правонарушениях.1
Говоря об административно - юрисдикционной деятельности участкового уполномоченного полиции, следует кратко затронуть и другую часть его полномочий по применению мер принуждения, а именно меры административно-процессуального пресечения.
Название этих мер вытекает из их двойной функции, направленной на принудительное ограничение свободы передвижения лица, а также пользования определенными предметами, явившимися орудием или предметом административного правонарушения в целях его пресечения (меры административного пресечения) и обеспечения производства по делу, т.е. возможности получения доказательств (меры административного обеспечения) и своевременного и правильного рассмотрения дела.
Законодатель в главе 27 КоАП РФ соединил указанные в таблице меры в одну группу, как обеспечивающие производство по делам об административных правонарушениях, что, конечно, не увеличивает их применения и в других случаях. К примеру, административное задержание часто выступает не только как мера обеспечения последующего производства по делу об административном правонарушении, но и как мера пресечения самого правонарушения и как мера обеспечения вынесенного постановления судьи о назначении административного наказания в виде административного ареста. 1Очень часто одна примененная мера принуждения, преследует целью применить другую. Так, например, доставление в орган внутренних может иметь целью не только составление протокола и установление личности
, но и административное задержание, а личный досмотр обращен на выявление вещей и документов, которые в случае их обнаружения изымаются. Достаточно часто личный досмотр, как мера административно-процессуального пресечения выступает как источник выявления уголовно-наказуемого правонарушения. Или доставление лица, для установления личности и составления протокола об административном правонарушении оказывается мерой содействовавшей аресту лица, находящегося в розыске за совершенное преступление.
Таким образом, применение мер административно-процессуального обеспечения, как и вообще деятельность полиции по применению административного законодательства выполняет и профилактическую функцию в борьбе с преступлениями.
Хотя законодатель ограничил компетенцию участкового уполномоченного полиции четырнадцатью составами, по которым он вправе принять решение, тем не менее, свое доверие этой категории сотрудников он выказал, тем самым, поддержав авторитет этой службы среди населения.2
Особенности работы участкового уполномоченного полиции по составлению административно-процессуальных документов.
КоАП РФ при проведении всех процессуальных действий, обозначить начала или окончания стадии производства по делу об административном правонарушении, фиксации доказательств, распоряжается оформлять следующие виды документов: протокол; постановление; определение; рапорт; акт; заявление; предупреждение; объяснение; поручение; запрос; представление; протест.
Форму составления указанных документов законодатель не установил, перечислив лишь содержание ряда протоколов; об административном правонарушении (ст. 28.2); об административном задержании (ст. 27.4); о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице (ст. 27.7); об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там предметов и документов (ст. 27.8); о досмотре автотранспортного средства (ст. 27.9); об изъятии вещей и документов (ст. 27.10); об отстранении от управления автотранспортным средством и о направлении на медицинское освидетельствование (ст. 27.12); об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей (ст. 27.14); о рассмотрении дела об административном правонарушении (ст. 29.8). Кроме того, ст. 29.10 и 29.12 устанавливают соответственно содержание постановления и определения по делу об административном правонарушении, а ст. 26.4 - содержание определения о назначении экспертизы.
Таким образом, должностное лицо, собирающее какой либо административно-процессуальный документ вправе его заполнять на листе бумаги, соблюдая при этом требования КоАП РФ.
Участковый уполномоченный полиции, как должностное лицо, обладающее полными административно- юрисдикционными полномочиями вправе составлять:
-
протокол об административном правонарушении; -
определение о возбуждении дела об административном правонарушении; -
протокол о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении; -
предупреждение, при назначении наказания без составления протокола; -
постановление о назначении административного наказания или о прекращении дела об административном правонарушении; -
определение о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия; -
определение о назначении экспертизы.
Кроме указанных административно-процессуальных документов участковый может принять заявление (ходатайства) от участниц производства по делу об административном правонарушении, оформить их свидетельства в виде объяснения, справки, рапорта. В практике нередки случаи, когда в деле об административном правонарушении фигурирует протокол осмотра места iпроисшествия, предусмотренный Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Это, как правило, дела, по которым проводилась первоначальная проверка по заявлению (сообщению) о злодеянии, по результатам которой в возбуждении уголовного дела отказано, но усматривает состав административного правонарушения. Обычно это дела о хулиганстве (ст. 20.1); мелком хищении (ст. 7.27); неповиновении законному распоряжению сотрудника полиции (ст. 19.3); осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без лицензии (ст. 14.1); обман потребителей (ст. 14.7); незаконное приобретение либо хранение наркотических средств или психотропных веществ, а также оборот их аналогов (ст. 6.8).1
Следует сказать и то, что при прекращении уголовного дела за отсутствием состава преступления, участковый уполномоченный полиции, дознаватель, следователь обязаны принять меры по привлечению к административной ответственности лица, в действиях которого есть все признаки состава административного правонарушения. В этом случае в деле об административном правонарушении могут быть и копии уголовно-процессуальных документов.
2
Таким образом, подводя итоги рассмотрения вопроса можно сделать выводы о том, что участковый уполномоченный полиции, как должностное лицо, обладающее административно-юрисдикционными полномочиями вправе составлять практически все административно-процессуальные документы, предусмотренные КоАП РФ, а в отдельных случаях использовать при рассмотрении дел документы, предусмотренные и другими законами.