Файл: 1 Общий анализ заданий всероссийских проверочных работ по географии для 68 классов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 110

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.1. Общий анализ заданий всероссийских проверочных работ по географии для 6-8 классов

Задания на проверку умения работать с текстовой информацией

      География – один из тех общеобразовательных предметов, в рамках которого обучающиеся имеют возможность освоить широкий спектр умений, применимых в разных сферах человеческой деятельности, и на основе которого в наибольшей степени могут быть сформированы межпредметные компетенции, необходимые на протяжении всего периода обучения на всех уровнях образования.  Именно поэтому в основу проверочной работы по географии положен компетентностный подход, при котором уровень освоения предметных географических знаний и умений проверяется с помощью средств и приемов, применимых в разных предметных областях.

     Все задания проверочной работы направлены на проверку умения ориентироваться в различных источниках информации, выявлять взаимодополняющую информацию, интерпретировать и сопоставлять информацию, полученную из разных источников. В основе заданий лежит не столько проверка полученных знаний, сколько умение применять их для решения определенных задач в различных учебных ситуациях.

     Задания являются комплексными и состоят из нескольких частей, тематически связанных между собой содержанием основных блоков программы соответствующего курса. При этом разные части  каждого задания проверяют уровень сформированности разных умений и владения различными навыками и различаются по объему требуемой для их выполнения информации и уровню сложности. Это позволяет в определенной степени обеспечить уровневый подход к осуществлению контроля. 

     Особое внимание уделяется  проверке уровня сформированности умения работать с текстовой информацией, являющегося основой получения научных знаний в рамках любого предмета, в том числе и географических. Поэтому в проверочную работу включены задания с текстами. В одних заданиях этой группы используются специальные тексты, представленные в формате небольшого текстового фрагмента, содержащего описание географического объекта, явления или процесса, в других – тексты представлены в формате отдельных утверждений.  

     Задания предполагают разнообразные виды работы с этими текстами от смыслового прочтения текстового фрагмента с выявлением содержащегося в нем однозначного ответа на поставленный вопрос, до анализа представленной текстовой информации, формулирования на ее основе соответствующих выводов, преобразования ее в другие виды и применения в учебных и учебно-проектных ситуациях. Таким образом, умение читать, понимать, анализировать и интерпретировать контентный текст, составляющий  основу задания, ориентироваться в его содержании и находиться в контексте требуемой информации – это те ключевые умения, которые проверяются посредством заданий данной группы. Все задания на проверку освоения навыков работы с текстом требуют логического рассуждения.


      В качестве примеров заданий этой группы можно привести следующие задания (или отдельные части заданий).

 6 класс

Задание 2.



Задание 7.



7 класс

Задание 5.



 8 класс

Задание 6.



 



Примечание.

     Следует отдельно подчеркнуть, что владение навыками смыслового чтения лежит в основе умения читать формулировки заданий и правильно их интерпретировать, что позволяет обучающимся выполнять задания в полном объеме.  К сожалению, иногда это представляет сложность для учеников, несмотря на однозначность и последовательность построения всех формулировок. Данные умения не могут подлежать самостоятельной проверке, однако уровень их сформированности косвенно влияет на результат выполнения всех заданий.


1.2. Особенности оценивания ответов на задания всероссийских проверочных работ по географии в 6 классе

6 класс

      Проверочная работа для 6 класса состоит из девяти заданий. Задания проверяют различные умения школьников работать с разными источниками географической информации (текстами, картами, фотографиями, графиками и иными условно-графическими объектами). Ответы на задания в основном должны быть представлены в краткой форме (в виде одного или нескольких слов, последовательности цифр, числа), а также графической форме (в виде изображения символов) и записи ответа на контурной карте.

     Представленные в данной теме описания заданий и особенностей оценивания ответов на них сопровождаются вопросами, возникающими при оценивании работ.

      Задание 1.

     Задание проверяет комплекс умений работы с географической картой на основе знания основной географической номенклатуры и представлений о географических объектах, географических исследованиях и основных открытиях великих путешественников и землепроходцев.



     Содержание задания основывается на материале курса «География (5-6 классы)», а также курса «окружающий мир». Задание выполняется с использованием контурной карты мира и состоит из двух частей.

      Задание 1.1. предполагает определение отмеченных на карте буквами двух материков или двух океанов и запись их названий в отведенном для ответа поле. Ответ в этой части задания предполагает обязательное указание двух объектов (материков или океанов) и оценивается 1 баллом. Если обучающийся верно указал только один объект, то выполнение задания оценивается 0 баллов.

     Задание 1.2. предполагает выбор одного из указанных в ответе к заданию 1.1 материка или океана, который исследовался путешественниками, чьи имена представлены в задании, а также обозначение на карте связанных с этим материком или океаном других крупных географических объектов (например, океанов, омывающих данный материк). Имена путешественников сопровождаются их портретами для визуализации образов, что должно облегчать выполнение этой части задания, поскольку  портреты этих путешественников присутствуют в учебниках, либо в изображении есть визуальная подсказка. 

     Эта часть задания должна выполняться последовательно, результат оценивается по двум критериям: 1) указание названия материка или океана, с которым связаны имена путешественников; 2) подписи на карте других географических объектов, связанных с указанным материком или океаном. 

     Если обучающийся верно указал название материка или океана, то выполнение задания оценивается 1 или 2 баллами в зависимости от количества правильно подписанных на карте объектов в соответствии с приведенными указаниями по оцениванию.

     Если обучающийся не указал или неправильно указал название материка или океана, а также если указал только название материка или океана, но не подписал другие связанные с ним объекты на карте, то  выставляется 0 баллов. 

                                                                                                                                                                      

В случае если в задании 1.1 материк (или океан) указан неверно или не указан (соответственно, за выполнение задания 1.1 выставлено 0 баллов), ответы на задание 1.2 не могут быть засчитаны и выставляется 0 баллов.

Если в задании 1.1 верно указан только один материк или океан, но при этом именно с этим материком или океаном связаны имена путешественников в задании 1.2, то правильное выполнение задания 1.2 может быть засчитано и оценено в соответствии с указаниями по оцениванию.   




Вопросы, возникающие при оценивании выполнения задания 1.

- Как оценить выполнение задания 1.1, если в ответе правильно указан только один материк?

Ответ предполагает обязательное указание двух объектов (материков или океанов). Если верно указан только один объект, то выставляется 0 баллов.

 - Как оценить выполнение задания 1.2, если в ответе 1.1 правильно указан только один материк, а имена путешественников связаны именно с этим материком, и задание 1.2 выполнено полностью верно?

В этом случае правильное выполнение задания 1.2 может быть засчитано и оценено в соответствии с указаниями по оцениванию.  

- Как оценить выполнение задания 1.2, если ученик не указал материк в поле для ответа, но верно подписал на карте названия связанных с ним объектов? 

В соответствии с указаниями по оцениванию если название материка или океана не указано, то независимо от подписи на карте связанных с ним объектов выставляется 0 баллов. 

1.3. Особенности оценивания ответов на задания всероссийских проверочных работ по географии в 7 классе

7 класс

       Проверочная работа для 7 класса состоит из восьми заданий, которые различаются по содержанию и характеру решаемых обучающимися задач. Задания проверяют умение работать с различными источниками географической информации (картами, фотографиями, таблицами, текстами, схемами, графиками и иными условно-графическими объектами). Все задания комплексные, каждое задание состоит из нескольких частей. При этом каждая часть направлена на проверку того или иного из вышеуказанных умений в рамках единого содержания. Большая часть заданий требует краткого ответа в виде записи слова или сочетания слов, последовательности цифр, чисел,  а также в графической форме (в виде изображения условных знаков) и в форме заполнения таблицы или блок-схемы. Часть заданий предполагает использование географической карты для ответа или фиксирование ответа на карте.

      Представленные в данной теме описания заданий и особенностей оценивания ответов на них сопровождаются вопросами, возникающими при оценивании работ. 

 

      Задание 1.

      Задание направлено на проверку умения ориентироваться в источниках географической информации и выявлять взаимодополняющую информацию, и проверку уровня владения основами картографической грамотности.


      Предметное содержание задания направлено на проверку уровня сформированности представлений об основных этапах географического освоения Земли, от­крытиях великих путешественников и землепроходцев, умения определять географические объекты и координаты по карте на основе знания географической номенклатуры, владения понятийным аппаратом географии и основами картографической грамотности.

      Задание состоит из трех частей, связанных между собой, что позволяет проверять весь комплекс умений и навыков в рамках содержания  задания. Задание выполняется с использованием контурной карты мира как для считывания отображенной на ней информации, так и для фиксирования ответов на задания.

      Задание 1.1. предполагает определение имени путешественника (из предложенных в задании) по отмеченному на карте маршруту экспедиции и указание на карте названия материка (или океана), по территории которого проходит маршрут. Имя путешественника, маршрут которого отмечен на карте, определяется посредством выбора одного из  представленных в задании. Указанные в задании имена путешественников и исследователей сопровождаются их портретами для визуализации образов, что должно облегчать выполнение этой части задания, поскольку либо портреты этих путешественников присутствуют в учебниках, либо в изображении есть косвенная визуальная подсказка. 

      Выполнение этой части задания оценивается по двум критериям, которые учитывают: 1) указание имени путешественника; 2) подпись на карте материка (или океана). Задание оценивается 2 баллами.

      Если обучающийся верно указал только имя путешественника, но не подписал на карте название материка (или океана), выставляется 1 балл. Если имя путешественника не указано – 0 баллов, независимо от наличия подписи материка (или океана) на карте.

      Задание 1.2. проверяет умение определять по карте объекты на основе знания географической номенклатуры и использования одного из ключевых понятий географии – географическое положение.  Задание предполагает запись в таблице названий объектов, определяющих географическое положение материка (или океана), по которому проходит отмеченный на карте маршрут, на основе выбора объектов из приведенного списка. При этом название материка (или океана) должно быть зафиксировано на карте в качестве ответа к предыдущей части задания. Выполнение задания засчитывается независимо от подписи названия материка (или океана) на карте. Для выполнения задания 1.2 соответствующие географические объекты обозначены на карте буквами, что не только облегчает выполнение задания, но и позволяет в определенной степени проверить правильность выбора объектов. Полный правильный ответ оценивается 2 баллами. Если обучающийся допустил