Файл: 1 Общий анализ заданий всероссийских проверочных работ по географии для 68 классов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 114

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
одну ошибку или не указал один из объектов, выставляется 1 балл.

      Задание 1.3. проверяет умение определять географические координаты на карте  и знание названий крупных географических объектов на территории материков и океанов (островов, полуостровов, заливов, проливов, морей и т.п.). Для выполнения этой части задания по обозначенной на карте линии маршрута экспедиции отмечены точки, каждая из которых расположена на территории какого-либо крупного географического объекта. Координаты одной из точек необходимо определить  и записать  в поле для ответа,  а затем определить название географического объекта, на территории которого расположена эта точка. Таким образом, полный правильный ответ должен содержать два элемента и оценивается, соответственно, по двум критериям: запись географических координат точки и запись названия объекта.

      При оценивании по первому критерию учитывается правильность определения географических координат в градусах с допуском ошибки в 1о и корректность записи ответа в требуемой форме (например, 30 о с.ш. 20 о в.д.). Если обучающийся верно определил значение широты и долготы в градусах, но неверно указал положение точки относительно экватора и/или нулевого меридиана (северная / южная широта, западная / восточная долгота), ответ не засчитывается, и выставляется 0 баллов. Если координаты точки не определены или допущена ошибка, запись названия географического объекта не учитывается, даже в случае указания верного названия, и за выполнение задания в целом выставляется 0 баллов. Если координаты точки определены правильно, но неверно указан объект, выставляется 1 балл.

     Сопоставление обучающимся  своих ответов в рамках выполнения задания 1.3 позволяет ему  своевременно оценить правильность выполнения этих частей задания с возможностью своевременно уточнить координаты точки, что обеспечивает проверку уровня владения основами самоконтроля. 



Вопросы, возникающие при оценивании выполнения задания 1.

- Если в ответе на задание 1.1 ученик не указал имя путешественника, но правильно подписал материк на карте, можно ли засчитать этот ответ и выставить 1 балл? 

Предметное содержание задания направлено на проверку уровня сформированности представлений об от­крытиях великих путешественников и землепроходцев, таким образом, знание их имен и маршрутов экспедиций является первичной задачей в данном задании. Поэтому если имя путешественника не указано, за выполнение задания выставляется 0 баллов, независимо от наличия подписи материка (или океана) на карте.

 - Если ученик в части 1.2 указал названия не тех объектов, которые обозначены буквами, но при этом тоже определяющих географическое положение материка, можно ли засчитать этот ответ?   

Действия ученика при выполнении задания четко определяются как самой формулировкой задания, так и наличием таблицы ответов с соответствующими буквами. Поэтому запись названия любого другого объекта, который буквой не обозначен, будет считаться ошибкой. 

 - Если в названиях географических объектов учеником допущено большое количество ошибок, можно ли оценивать такой ответ как правильный?

 Ошибки в географических названиях говорят о недостаточном уровне знания географической номенклатуры, однако можно допустить не более одной ошибки в названии объекта. Если в названии объекта содержится две и более ошибки, или ошибки искажают название, то такую запись нельзя считать верным ответом. 

Примеры из работ учеников: Аврека, Северо-Едовитый океан, Северо-Атлантический океан, Беренговое море, Гриландия, Модгоскар и т.п.

 - Следует ли считать ошибкой в записи названий географических объектов неверное указание (или отсутствие указания) типа объекта: остров, полуостров, залив, пролив? 

 Отсутствие указания типа объекта следует считать ошибкой, поскольку тип объекта является составляющей частью его географического  названия.

- Почему в задании 1.3 в случае ошибки в определении координат точки, но правильном указании названии объекта задание оценивается в 0 баллов, а в случае правильного определения координат, но неверном указании объекта – 1 балл?

Основой данного задания является проверка умения определять географические координаты по карте и сопоставлять их с географическими объектами. Таким образом, проверка знания географической номенклатуры в данном случае играет вспомогательную роль, позволяя обучающемуся провести анализ своего ответа через знание номенклатуры, так как сопоставление координат точки с названием  объекта, на территории которого она расположена, подтверждает или опровергает правильность ответа.    


 

 

Начало формы

Следующая страница

1.4. Особенности оценивания ответов на задания всероссийских проверочных работ по географии в 8 классе

8 класс

      Проверочная работа для 8 класса состоит из семи заданий, которые различаются по содержанию и характеру решаемых обучающимися задач. При  этом все задания проверяют умения школьников работать с различными источниками географической информации (картами, фотографиями, таблицами, текстами, схемами, графиками и иными условно-графическими объектами).

      Все задания комплексные, каждое задание состоит из нескольких частей. Каждая часть в свою очередь направлена на проверку  того или иного из вышеуказанных умений в рамках единого содержания, основанного на основных содержательных блоках курса географии 8 класса. 

      Задания предполагают разные форматы ответов.  Большинство ответов должны быть представлены в  формате краткого ответа в виде записи слова или сочетания слов, последовательности цифр, чисел, часть ответов – в  виде заполнения таблицы или блок-схемы.  Некоторые задания предполагают фиксирование ответа на контурной карте или использование представленной на ней информации.

      Представленные в данной теме описания заданий и особенностей оценивания ответов на них сопровождаются вопросами, возникающими при оценивании работ.

 

      Задание 1.

      Задание направлено на проверку первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления, умений работать с иллюстративной и графической информацией, применять модели и схемы для решения определенных задач, различать географические объекты.

      Содержание задания направлено на проверку сформированности представления о граничащих с Россией странах и особенностях границ на основе знания географического положения России и умения использовать схему для отображения географической информации.

      Все части задания взаимосвязаны, что необходимо учитывать при оценивании их выполнения. 

      Задание 1.1. проверяет умение узнавать страны, граничащие с Россией, по их очертаниям на основе знания стран-соседей России и названий их столиц, а также умение ориентироваться в расположении этих стран по отношению к границам России на основании представления об их  географическом положении.

     Эта часть задания предполагает запись названий стран-соседей России (или столиц стран), представленных  в виде рисунков с изображением их контуров, и указание расположения этих стран на схеме. При этом в тех вариантах ВПР, в которых

требуется  определить страны по их очертаниям, на рисунках с изображением контуров стран указаны названия столиц этих стран, а в вариантах ВПР, где в задании требуется записать названия столиц, рисунки сопровождаются подписями названий стран. На схеме, приведенной в задании, расположение этих стран по отношению к границам России обозначено пустыми квадратами, в которые требуется вписать номера стран. Работа со схемой дает возможность проверить умение использовать взаимодополняющую информацию о странах-соседях России, их столицах и географическом положении.  

      Выполнение этой части задания оценивается по двум критериям, которые учитывают:  1) наличие подписи названий стран (или столиц) под рисунками; 2) указание расположения стран на схеме. В вариантах ВПР обучающимся предлагается по четыре рисунка с контурами стран. Полный правильный ответ включает подписи под соответствующими рисунками названий четырех стран (или столиц) и правильное указание расположения всех четырех стран  на схеме и оценивается в 3 балла. При наличии одной ошибки в подписи названий стран (или столиц) под рисунками или при наличии одной ошибки в указании страны на схеме выставляется 2 балла. Если обучающийся правильно подписал под рисунками названия двух стран (или столиц) и при этом правильно указал расположение этих же двух стран на схеме, а также, если правильно подписал три-четыре названия стран, но на схеме указал только одну страну (или не заполнил схему), выставляется 1 балл.

     При двух и более ошибках в подписи названий стран под рисунками в случае правильного указания расположения на схеме только одной страны или отсутствия правильного указания расположения стран выставляется 0 баллов.  При неправильном указании названий трех стран (или столиц) под рисунками независимо от указания их расположения на схеме также выставляется 0 баллов. 

     Задание 1.2. проверяет умение сопоставлять знания о границах России со странами-соседями с отображением имеющихся сведений в графической форме. Оно основано на анализе диаграмм, отражающих количественные показатели протяженности или структуры границ России с указанными в задании 1.1 странами. Ответ на задание должен быть представлен в виде записи названия страны, соответствующей условию задания по параметрам, отраженным на диаграмме.   Выполнение задания оценивается в  1 балл. 


                                                                                                     

Выполнение задания 1.2 засчитывается только при условии выполнения задания 1.1. Если  за выполнение задания 1.1 выставлено 0 баллов, то ответ на задание 1.2 не засчитывается и выставляется 0 баллов.



Вопросы, возникающие при оценивании выполнения задания 1.

- Если обучающийся неправильно записал название одной из стран под рисунком, при этом три другие страны верно подписал и указал цифрами на схеме, а  цифру, которой обозначена ошибочно подписанная страна, занес в свободный квадрат на схеме, можно ли считать это за одну ошибку? И как в этом случае оценить выполнение задания 1.1?

Пример из работы обучающегося.

Правильно подписаны страны: 1- Белоруссия, 2 – Грузия, 4 - Норвегия.

Ошибка в подписи: вместо правильного ответа 3 - Монголия под цифрой 3 указан Китай.

На схеме верно указаны страны: Белоруссия (1), Грузия (2), Норвегия (4).

В квадрате, стоящем на границе России с Монголией, указана цифра 3, которая соответствует подписи «Китай» под рисунком.

В данном случае учеником допущены две ошибки: в подписи названия одной страны и в указании этой страны на схеме. Однако это не влияет на оценку. Подобная ситуация предусмотрена указаниями по оцениванию заданий: если «Правильно подписаны названия трех стран; правильно вписаны номера трех-четырех стран», выставляется 2 балла.

 - Как можно оценить задание 1.1, если ученик не подписал названия столиц стран под рисунками, но верно указал все страны на схеме?

 В соответствии с указаниями по оцениванию ответ на задание 1.1 «должен содержать следующие элементы: 1) подписи названий стран (столиц) под рисунками; 2) вписанные номера стран на схеме». Если «Названия стран (столиц) не подписаны / подписаны неправильно независимо от наличия/отсутствия вписанных номеров стран на схеме» выставляется 0 баллов.

- Можно ли считать правильным ответом  на задание 1.2 указание номера страны, а не ее названия?

Формулировка задания 1.2 требует записи в ответе названия страны, на этом акцентируется внимание обучающегося путем выделения жирным шрифтом и подчеркиванием.  Чтение формулировок заданий, как и любых других текстов, является одним из важнейших межпредметных умений, прямо или косвенно проверяемых в ВПР, поэтому, если в ответе вместо названия страны записан ее номер, которым она обозначена на рисунке, то этот ответ нельзя считать правильным, поскольку он не соответствует условию задания. (Страны под названием «3» (например), не существует!) 


Конец формы
1.5. Наиболее сложные вопросы оценивания ответов на задания ВПР по географии для 6-8 классов

Сложности и ошибки в оценивании выполнения заданий

Сложности, возникающие при оценивании работ, отражены в вопросах по оцениванию каждого задания, представленных в материале глав 1.2 – 1.4.

Наиболее часто встречаются вопросы по оцениванию заданий,  для которых необходимо учитывать взаимосвязь частей внутри задания и последовательность их выполнения обучающимся. Поскольку проверочные работы ориентированы на проверку в рамках каждого задания целого комплекса умений на основе единого содержания, то подобные задания занимают в работах значительную часть.

Также часто встречаются вопросы, связанные с оцениванием заданий, в которых обязательным условием их выполнения является указание двух или более объектов, но обучающимся указан правильно только один из них. Зачастую эти вопросы пересекаются с вопросами об оценивании выполнения заданий с взаимосвязанными частями.

Указанные сложности и ошибки при оценивании таких заданий можно проиллюстрировать и разобрать на следующих примерах.

  Пример 1а





Комментарий

В представленном примере показана взаимосвязь двух частей задания 1: 1.1 и 1.2, а также двух вопросов в задании 1.2. В данном случае ученик в задании 1.1 верно записал названия двух материков (что и требуется в соответствии с указаниями по оцениванию), а в задании 1.2 верно выбрал материк, с которым связаны имена  Васко да Гамы и Бартоломеу Диаша, и  правильно подписал на карте океаны, омывающие берега этого материка. Таким образом, ответы демонстрируют очевидную связь всех частей задания, и выполнение задания верно оценено экспертом  максимальным количеством баллов.

 

   

   Пример 1б




Комментарий

В представленном примере ученик записал название только одного материка, поэтому ответ в задании 1.1 не может быть оценен в 1 балл, за выполнение этой части задания выставляется 0 баллов. При этом, поскольку с именами путешественников связан именно правильно названный материк, учитывая  взаимосвязь частей задания, ответ в задании 1.2 оценен экспертом в 1 балл верно, согласно указаниям по оцениванию: «Правильно указано название материка, подписан только один океан» - 1 балл