Файл: Коммерческая деятельность по управлению товарными ресурсами(Коммерческая деятельность торговых предприятий).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 1311

Скачиваний: 35

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Источниками формирования товарных ресурсов для предприятий торговли является продукция промышленности, продукция сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, подсобных хозяйств, импорт, товарообменные операции, переходные товарные запасы.

Предприятия торговли должны обеспечивать ритмичную продажу товаров, соответствующих потребительскому спросу по ассортименту, количеству и качеству. Необходимым условием обеспечения процесса реализации товаров предприятием торговли является наличие у него товарных ресурсов, являющихся материальной основой для развития товарооборота. Недостаточное количество или отсутствие товарных ресурсов может привести к снижению объемов реализации и недополучения прибыли [16, c. 186].

Особенностью деятельности предприятий розничной торговли, на отличие от предприятий оптовой торговли, является реализация товаров для конечного потребления. Соответственно процесс формирования товарных ресурсов должен быть направлен на удовлетворение спроса конечного потребителя, который предусматривает разработку сбалансированного ассортимента товаров, который в рациональных соотношениях сочетает товары различных товарных групп в зависимости от потребностей рынка; поддержания хозяйственных отношений с большой количеством поставщиков товаров; осуществление постоянного мониторинга предложения на рынке потребительских товаров и отбор наиболее целесообразных источников обеспечения предприятия товарными ресурсами; осуществление постоянного мониторинга возможных цен закупки и реализации товаров, сравнение их с ценами предприятий- конкурентов.

Для обеспечения эффективной хозяйственной деятельности предприятиям розничной торговли нужно не только обеспечить поступления товаров, являющихся конкурентоспособными по качеству, цене и структурой предложения, но и обеспечить конкурентоспособные условия поставки товаров.

1.3 Управление товарными ресурсами торговых предприятий

Торговля – самостоятельная отрасль экономики страны, представляет собой совокупность организаций и предприятий, которые занимаются куплей-продажей товаров народного потребления. Экономическое значение розничной торговли заключается в увеличении скорости движения товаров и их реализации, а также сохранение количества товара и его качества на всех стадиях [22, c. 255].


В розничной торговле основным показателем, характеризующим объем деятельности, является оборот розничной торговли, который можно определить, как денежное выражение стоимости реализованных товаров. Материальной основой развития оборота розничной торговли организации являются товарные ресурсы (поступление товаров и товарные запасы). Под товарными ресурсами обычно подразумевают всю массу продукции, закупаемую торговыми предприятиями с целью последующей реализации на внутреннем рынке, поставок на экспорт и образования товарных запасов. Другими словами, можно сказать, что товарные ресурсы - это товарное предложение в торговле.

Товарное обеспечение как составляющая товарных ресурсов непосредственно влияет почти на все процессы в торговой организации и находится в неразрывной связи со многими сторонами деятельности. Товарное обеспечение составляет материальную основу оборота розничной торговли торговой организации. Поэтому определение его объемов и структуры имеет первостепенное значение для разработки экономически обоснованного плана оборота розничной торговли. Планирование и осуществление закупок должны способствовать увеличению прибыли организации, оптимизации всех процессов торгово-хозяйственной деятельности. Отрицательные последствия неправильной организации закупочной деятельности оказывают влияние на все аспекты деятельности торговой организации (рисунок 3). [26, c. 92]

Категория ошибки

Последствия

Недостаточный объем заказа или низкая частота поставки

перебои в товароснабжении организации, приводящие к дефициту;

Излишний объем заказа или слишком частая поставка

завоз излишних товаров, увеличение расходов по хранению товаров и товарных потерь, рост потребности в оборотных средствах;

Заказ товара без учета внутригрупповой структуры спроса

отсутствие товаров, пользующихся спросом, невозможность реализации имеющихся товаров, затоваривание при отсутствии свободных складских и торговых площадей;

Отсутствие анализа и выбора поставщиков

поставка большого количества аналогичных товаров, что зачастую превышает возможности их размещения на складе и в торговом зале при сужении ассортимента;

Неполный учет условий поставки товаров (как правило, ориентир на цену товара, стоимость доставки и условия оплаты)

неучет прочих факторов (срок доставки, размер партии, тара и упаковка, возможность возврата, возможность срочной поставки, рекламное сопровождение, возможность изменения ассортимента и др.), что впоследствии приводит к низкой эффективности заключаемых сделок;

Отсутствие экономически обоснованного выбора сделок на этапе их заключения

невозможность изменения условий сделок после заключения договоров, особенно долгосрочных, что может привести к снижению конкурентоспособности


Рисунок 3. Ошибки в организации товарного обеспечения организации

Обеспечение оборота розничной торговли может осуществляться как за счёт поступления товаров, так и за счёт изменения товарных запасов.

Ассортимент товаров – перечень товаров различных видов, который сформирован по различным признаками и призван удовлетворять потребности потребителей.

Понятие управления товарным обеспечением предприятия включает:

  • управление объемом поступления товаров, в том числе его планирование;
  • определение источников поступления товаров;
  • определение оптимальных условий товароснабжения торгового предприятия.

При расчете потребности торгового предприятия в товарных ресурсах учитывается планируемый объем оборота розничной торговли, состояние товарных запасов на начало планируемого периода, необходимость их пополнения до норматива, ресурсы, необходимые для возмещения текущих потерь от естественной убыли и уценки товаров.

Переход экономики России к рыночным отношениям и связанные с этим процессы, коренным образом изменили экономическую, информационную и правовую среду функционирования предприятий розничной торговли. В этих условий успешное функционирование каждого конкретного предприятия торговли зависит от уровня организации его деятельности, от оптимального использования имеющихся товарных ресурсов до рационально организационного процесса управления товарными ресурсами, что дает возможность сформировать необходимый торговый ассортимент товаров для обеспечения населения в розничной торговой сети, обеспечивать сбалансированность между спросом населения и товарным предложением, поддерживать необходимую полноту и глубину ассортимента, регулировать уровень и структуру товарных запасов, благодаря чему обеспечивается выполнение планов товарооборота и других показателей хозяйственной деятельности предприятий розничной торговли. Функционирование экономического механизма любого общества, в котором продукты производства выступают товаром, невозможно без взаимного обмена продуктами производства по закону стоимости.

Управление товарными ресурсами необходимо рассматривать как совокупность задач, связанных непосредственно с их формированием и распределением, управлением ассортимента товаров и совершенствованием структуры управления товарными ресурсами с помощью инновационных технологий.

Управление товарными ресурсами обосновано рядом причин:


  • они являются элементом хозяйственной деятельности, требующим целенаправленного воздействия;
  • представляют собой интегрирующий элемент;
  • от их формирования зависят важнейшие показатели хозяйственной деятельности например оборачиваемость и рентабельность [18, c. 177].

Их управление позволяет учитывать реальные возможности торгового предприятия по достижению необходимого объема товарооборота. Управление товарными ресурсами торговых предприятий необходимо рассматривать как одну из подсистем управления предприятием. Управление товарными ресурсами с позиций процесса принятия решений представляется как несколько однородных или неоднородных хозяйственных операций.

Управление товарными ресурсами:

  • можно рассматривать как одну из функций управления торговым предприятием, имеющую своим объектом товарные потоки;
  • непосредственно связано с процессами, осуществляемыми в цепи «производство – сбыт готовой продукции»;
  • предусматривает использование инновационных подходов к повышению эффективности деятельности предприятия;
  • адаптирует предприятие к требованиям системы «производство – закупка – сбыт». Система управления товарными ресурсами по целевому признаку включает в себя несколько подсистем в зависимости от направлений деятельности: управление подготовкой процесса закупок, управление за ходом выполнения договоров, управление сбытом товаров. Управление товарными ресурсами обеспечивает постоянный контроль за процессом движения товаров в рамках товаропроводящей системы и оказывает нужное воздействие на систему управления товарными ресурсами для поддержания ее параметров в заданных пределах.

Таким образом, процесс управления товарными ресурсами и источниками их формирования начинается с определения их общей потребности, затем выявляются их источники, далее разработка оптимальной их структуры и завершается выбором стратегии и тактики на основе принятия и реализации управленческих решений.

На наш взгляд, совокупность этих элементов будет способствовать повышению эффективности управления товарными ресурсами и их источниками формирования в торговых предприятиях. Управлять товарными ресурсами означает планировать определенные объемы и структуры товарных запасов в соответствии с целями торгового предприятия и их контроль, для того чтобы товарные запасы соответствовали установленным критериям.


2. Осуществление коммерческой деятельности по управлению товарными ресурсами в компании ООО «Агроторг»

2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Агроторг»

Общество с ограниченной ответственностью Агроторг» (далее ООО «Агроторг») имеет сеть торговых предприятий под наименованием «Пятерочка». Данная сеть торговых предприятий основана в 1998 году, магазины размещаются по всей территории России. Самый первый магазин был открыт в г. Санкт-Петербург в 1999 году. В 2013 году был проведен ребрейдинг, в процессе которого произведена смена позиционирования и масштабная программа по обновлению торговых сетей. Количество торговых сетей магазинов «Пятерочка», на конец 2020 года, составляет 16385.

Компания ООО «Агроторг» является юридическим лицом, осуществляет свою деятельность на основании устава и действующего российского законодательства.

ООО «Агротог» является коммерческой организацией и располагается по адресу: город Санкт-Петербург, Невский проспект, 90/92.

Торговая сеть «Пятерочка» от своих конкурентов отличается тем, что:

  • имеет выгодное расположение, непосредственно, вблизи от жилых домов;
  • широкий ассортимент товаров, который удовлетворяет любые требования покупателей;
  • предлагает потребителям качественные товары «эконом-класса», а также продукцию собственного производства;
  • постоянно проводит промоакции, которые позволяют покупателям существенно сэкономить.

Проанализируем организационную структуру компании ООО «Агроторг», которая представлена на рисунке 4.

Организационная структура ООО «Агроторг», которая представлена на рисунке 4 является линейно-функциональной.

Рисунок 4.Организационная структура управления ООО «Агроторг»

Возглавляет компанию генеральный директор, которому в своею очередь подчиняются: исполнительный директор, директор по развитию компании, директор отвечающий за работу склада и логистики, финансовый директор, директор отвечающий за коммерческую работу, директор по маркетингу. У каждого из них в подчинении находятся отделы, которые выполняют непосредственно свои определенные функции. У каждого сотрудника имеется ряд своих обязанностей, которые они обязаны выполнять. Контроль над работой всех отделов ООО «Агроторг» осуществляет непосредственно сам генеральный директор.