Файл: Исследование систем управления подготовка к экзамену.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 88

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

14. Общая характеристика методов исследования.
На сегодня существуют несколько понятий метода научного исследования, однако они незначительно отличаются друг от друга. В переводе с греческого само слово означает «путь или прослеживание», термин на основе этого и рассматривается как способ познания, который помогает достижению поставленной цели при помощи определенной последовательности действий.
Основные теоретические методы научного исследования
Индукция – движение мысли от частного к общему, зная отдельные факты можно прийти к закону, лежащему в их основе. Ее особенность – то, что полученные сведения, как правило, носят вероятностный характер, а не заведомо истинный.
Дедукция прямо противоположна, частное вытекает из общего. Эта цепочка умозаключений, в отличие от предыдущей, логична, ее звенья приводят к неопровержимому выводу.
Аксиоматический, специфика метода – в начале процесса задается набор базовых положений, они не требуют доказательств и принимаются за явные, по сути, являются аксиомой.
Анализ, в основе – мысленное разложение предмета на части, которые его составляют.
Синтез объединяет умозаключения, полученные в ходе предыдущего метода исследования, в единое целое.
Основные эмпирические методы научного исследования
Наблюдение пользуется заслуженной популярностью. Для него характерно восприятие тех или иных явлений в целостности и динамике. Метод относится к практическим.
Эксперимент носит комплексный характер, он часто используется в педагогике, психологии.
Анкетирование удобно тем, что за сравнительно короткий промежуток времени помогает собрать солидное количество данных.
Беседа, интервью. Опросные методы, которые относятся к практическим.

Все общенаучные методы целесообразно распределить для анализа на три группы: общелогические, теоретические и эмпирические.
Общелогическими методами являются анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия.
Анализ — это расчленение, разложение объекта исследования на составные части. Он лежит в основе аналитического метода исследования. Разновидностями анализа являются классификация и периодизация. Метод анализа используется как в реальной, так и в мыслительной деятельности.
Синтез — это соединение отдельных сторон, частей объекта исследования в единое целое. Однако это не просто их соединение, но и познание нового — взаимодействия частей как целого. Результатом синтеза является совершенно новое образование, свойства которого не есть только внешнее соединение свойств компонентов, но также и результат их внутренней взаимосвязи и взаимозависимости.
Индукция — это движение мысли (познания) от фактов, отдельных случаев к общему положению.
Индуктивные умозаключения “наводят” на мысль, на общее. При индуктивном методе исследования для получения общего знания о каком-либо классе предметов необходимо исследовать отдельные предметы, найти в них общие существенные признаки, которые послужат основой знания об общем признаке, присущем данному классу предметов.
Дедукция — это выведение единичного, частного из какого-либо общего положения; движение мысли (познания) от общих утверждений к утверждениям об отдельных предметах или явлениях.
Посредством дедуктивных умозаключений “выводят” определенную мысль из других мыслей.
Аналогия — это способ получения знаний о предметах и явлениях на основании того, что они имеют сходство с другими, рассуждение, в котором из сходства изучаемых объектов в некоторых признаках делается заключение об их сходстве и в других признаках. Степень вероятности (достоверности) умозаключений по аналогии зависит от количества сходных признаков у сравниваемых явлений.
Наиболее часто аналогию применяют в теории подобия.
К методам теоретического уровня причисляют аксиоматический, гипотетический, формализацию, абстрагирование, обобщение, восхождение от абстрактного к конкретному, исторический, метод системного анализа.
Аксиоматический метод — способ исследования, который состоит в том, что некоторые утверждения (аксиомы, постулаты) принимаются без доказательств и затем по определенным логическим правилам из них выводятся остальные знания.
Гипотетический метод — способ исследования с использованием научной гипотезы, т. е. предположения о причине, которая вызывает данное следствие, или о существовании некоторого явления или предмета.
15. Общенаучные методы исследований.


16. Методы анализа социальной информации.
Обработка первичного социологического материала и обобщение результатов, интерпретация обоснованных обобщений, формулировка выводов и рекомендаций являются заключительным этапом эмпирического исследования. Данный этап весьма трудоемкий и при ручной обработке занимает почти половину времени социологического исследования. Поэтому ныне широко используется для обработки данных ЭВМ, ибо применение анализа математической статистики открыло большие возможности для компьютеризации этого этапа.
В начале этого этапа идет подготовка исходных данных к обработке. Она содержит три последовательно выполненные операции:
выбраковка и редактирование массовых данных; предварительная группировка и кодирование информации; создание в памяти ЭВМ «образа» инструментария (в случае машинной обработки).
Данные социологических исследований вводятся в ЭВМ, переносятся на таблицы наблюдений и могут быть в любое время востребованы. Они практически готовы для последующей обработки.

16. Методы анализа социальной информации.
На этом этапе вступает в силу синтетический анализ, осуществленный с помощью различных видов обработки исходных данных:
1)первичная обработка включает простую группировку, перекрестную группировку (классификацию), определение мер центральной тенденции и изменчивости, расчет мер сопряженности и связи, статистической значимости полученных результатов;
2)вторичная обработка предусматривает использование методов прикладного статистического анализа для поиска тенденций и взаимных связей между социальными показателями на основе первичной обработки;
3) обработка с использованием методов «нечисловой» статистики на основе поиска причинно-следственных связей.
В процессе обработки исследователь переводит данные социологического исследования, полученные на основе вопросов-индикаторов, в понятия, которые бы давали ответ на вопросы исследования.
При обработке и анализе данных, полученных методом опроса, широко применяются методы ранжирования, шкалирования, корреляции и др.
Ранжирование - процедура установления относительной значимости (предпочтительности) исследуемых объектов на основе их упорядочивания. Ранг - показатель, характеризует порядковое место оцениваемого объекта в группе и других объектов, обладающих существенными для оценки свойствами. Ранг, например ведущих политиков в стране, может быть определен на основе экспертного опроса.
Одним словом, методы шкалирования и измерения управляют, процессами трансформации результатов наблюдений в эмпирические обобщения.
Логические методы (индукция и др.) позволяют интегрировать эмпирические факты в систему нового теоретического знания, дать ответы на вопросы исследования.
Завершается эмпирическое социологическое исследование формированием выводов, предложений и рекомендаций. Важно, чтобы результаты обработки данных имели высокую наглядность, четкость и ясность, а выводы и рекомендации были своевременны и конкретны.


Традиционный анализ — это цепочка умственных, логических построений, направленных на выявление сути анализируемого материала. Проведение традиционного анализа означает преобразование первоначальной формы информации в необходимую исследователю форму. Это - интерпретация содержания документа, его толкование.
Формализованный анализ: количественные методы анализа документов (контент-анализ). Суть анализа: найти легко подсчитываемые признаки, черты, свойства документа (например, такой признак, как частота употребления определенных терминов), которые с необходимостью отражали бы определенные существенные стороны со- держания. Таким образом, качественное содержание делается измеримым, становится доступным точным вычислительным операциям. Результаты анализа становятся в достаточной мере объективными.
Ограниченность формализованного анализа: далеко не все содержание документа может быть измерено с помощью формальных показателей.
17. Метод анализа документов.
Традиционный анализ. Контент-анализ.

18. Метод наблюдения.
Наблюдение – это запланированное и целенаправленное восприятие объекта, процесса, явления и т.д., полученные результаты которого фиксируются исследователем (наблюдателем).
Сущность наблюдения заключается в точной и полной фиксации фактов, полученных с помощью органов чувств (зрение, слух и т.д.), знаний, умений и жизненного опыта.
Таким образом, наблюдение – это активная форма чувственного познания, цель которого заключается в накоплении фактов и первоначальных представление об объекте исследования. Важной чертой наблюдения является то, что оно тесно связано с мышлением. Исследователь, проводящий наблюдение должен уметь анализировать, вычленять важное из общего, осуществлять группировку фактов, свойств, явлений и признаков.
Кроме того, наблюдение неотделимо от речи, то есть умения точно и полно описывать увиденное. В том случае, если полученные факты описаны скудно или недостаточно, то ценность полученной информации будет малонаучной и низкой.
Целью проведения наблюдения является изучение характерных особенностей и изменений определенного явления, предмета или действия, которые находятся в конкретных условиях. Результаты явления во многом зависят от уровня подготовленности и опыта исследователя. Одной из особенностей наблюдения является то, что результаты зависят от субъективного отношения исследователя к объекту наблюдения. Именно поэтому наблюдение необходимо сочетать с другими методами исследования. Комплексное сочетание методов гарантирует получение максимально объективного результата.


19. Эксперимент.
Эксперимент- это метод познания, базирующийся на управлении поведением объекта с помощью ряда факторов, контроль за действием которых находится в руках исследователя.
Эксперимент не вытеснил полностью наблюдение. Наблюдение в условиях эксперимента фиксирует воздействие на объект и реакцию объекта. Без этого эксперимент идет вхолостую.
Главное отличие эксперимента от наблюдения заключается в том, что даже в самом простом эксперименте создается искусственная система элементов, ранее не встречающаяся в практике человека. Эта искусственная система будет экспериментальной установкой.
Главное требование к эксперименту - воспроизводимость его результатов. Это означает, что эксперимент, проведенный в разные моменты времени, при прочих равных условиях, должен давать один и тот же результат. Тем не менее не всякий биологический эксперимент, например, можно повторить сколько угодно раз (пересадка сердца и т.д.). Такой повтор возможен в принципе. Но есть еще и вопрос о целесообразности повтора.
В зависимости от предмета исследования эксперимент подразделяют на естественнонаучный, технический и социальный. Выбор то или иного вида эксперимента, как и план его осуществления, зависит от исследовательской задачи. В этой связи эксперименты подразделяют на: поисковые, измерительные, контрольные, проверочные.

20. Социометрический опрос.
Социометрический опрос – это метод сбора первичной социальной информации об отношениях между личностями в небольших социальных группах.
С помощью опроса можно получить информацию о различных фактах, явлениях и событиях, ценностных ориентациях людей.
Сущность социометрического опроса состоит в том, чтобы его участники выбрали или наоборот не выбрали одного или несколько членов исследуемой группы по определенным социометрическим критериям.
С помощью социометрического опроса можно исследовать отношения внутри не больших групп с целью их изучить или улучшить, таким образом, социометрические методы используются исследователями, когда необходимо выявить, к примеру, скрытого лидера, который оказывает влияние на других членов группы. При социометрическом опросе результатом является знание респондента не о каких-то событиях или явлениях, а об отношениях между участниками опроса, когда каждому участнику в соответствие ставится несколько других членов группы.
Социометрические критерии формулируются в форме вопросов, а ответы на них и есть основания для изучения структуры отношений внутри группы. Для того, чтобы люди могли сделать выбор, нужно предложить определенный социометрические критерии («с кем бы вы не побоялись оказаться на необитаемом острове». Благодаря такому опросу выявляется потребность в общении, а также симпатии и антипатии. Социометрические критерии делятся на производственные, непроизводственные и прогностические.


21.Виды опроса.
Экспертный опрос используется, когда необходимо выяснить мнения определенной группы специалистов по интересующей проблеме.
Отличительная особенность этого метода состоит в том, что он предполагает компетентное участие экспертов (экспертизу) в анализе и решении проблем исследования.
• Ситуационный опрос проводится для выяснения мнения целевой аудитории по определенной проблеме в конкретный момент времени.
Дает информацию о степени информированности об учреждении или ведомстве: какова его репутация, как оцениваются его действия в глазах общественности. Используется перед проведением PR-кампании для планирования дальнейшей PR-деятельности.
• Проблемный опрос направлен на изучения конкретной проблемы и на поиск путей ее решения.
• Панельный опрос предполагает неоднократное обращение к одной и той же группе опрашиваемых. В первых исследованиях выясняется общее представление целевой аудитории об интересующей проблеме.
Дальнейшие опросы показывают изменение отношения респондентов к проблеме в результате проведенной PR-кампании.
Анкетирование – письменная форма опроса, осуществляющаяся, как правило, без прямого контакта интервьюера с респондентом.
Целесообразно когда нужно опросить большое число респондентов за относительно короткое время и респонденты должны тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами отпечатанный вопросник.

22. Разработка инструментария опроса.
Этап разработки инструментария (анкеты)
Разработка инструментария начинается с выбора метода, где опрос является одним из них.
Опрос - метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросом к определенной группе людей либо одному человеку.
Преимущества метода опроса:
Экономичность: по опросу небольшого количества человек можно делать выводы о целой группе людей.
Оперативность: дает возможность в короткие сроки опросить большие группы людей и получить информацию;
Широта охвата:позволяет проводить исследование на разные темы и дает возможность изучить мнение разных групп людей.
Информация, полученная с помощью опроса, отражает реальность в том виде, как она «преломилась» в сознании опрашиваемых. Поэтому не всегда можно ставить знак равенства между объективной реальностью и данными, отражающими мнения людей о фактах их поведения, о событиях и явлениях. Следует всегда учитывать возможные искажения, связанные с особенностями отражения в сознании людей, а также направления и размеры этих искажений.