Файл: Исследование систем управления подготовка к экзамену.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 90

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

23. Методы экспертных оценок.
Сущность метода экспертных оценок заключается в проведении экспертами интуитивно-логического анализа проблемы с количественной оценкой суждений и формальной обработкой результатов. Получаемое в результате обработки обобщенное мнение экспертов принимается как решение проблемы.
Характерными особенностями метода экспертных оценок как научного инструмента решения сложных неформализуемых проблем являются:
научно обоснованная организация проведения всех этапов экспертизы, обеспечивающая наибольшую эффективность работы на каждом из этапов,
· применение количественных методов как при организации экспертизы, так и при оценке суждений экспертов и формальной групповой обработке результатов.
Особой разновидностью метода экспертной оценки является экспертный опрос — разновидность опроса, в ходе которого респондентами являются эксперты — высококвалифицированные специалисты в определенной области деятельности.

24. Метод парных сравнений и его практическое применение.
Метод парного сравнения - наиболее простой из существующих классификационных тестов, поскольку он предусматривает сопоставление только двух образцов продукта
Преимущество метода парных сравнений перед ранжированием заключается в том, что легче вынести суждение, поскольку супервизору одновременно нужно сравнивать только двух человек. Второе преимущество в том, что он предоставляет возможность поставить на один уровень людей, обладающих одинаковыми способностями.
Метод парных сравнений позволяет провести строгий, статистически обоснованный анализ согласованности мнений экспертов, выявить, случайны или нет полученные оценки.
Несомненно, процедура метода парных сравнений сложнее метода простой ранжировки, но проще метода последовательных сравнений.
Данный метод очень прост и он позволяет исследовать большее количество объектов (по сравнению, например, с методом рангов) и с большей точностью.

24. Метод парных сравнений и его практическое применение.
Чтобы воспользоваться этим методом, придется поручить компетентным работникам компании разработать специальную программу или заказывать ее у стороннего разработчика. Кроме того, пока не существует апробированных бизнес-решений в области деловой оценки, основанных исключительно на парных сравнениях, это скорее математический полуфабрикат, который служит для создания инструментов шкалирования. К тому же сама тестовая процедура выглядит довольно монотонной, что влияет на объективность исследовательских выводов. Да и качество результатов напрямую зависит от количества оценок и оцениваемых показателей, а также правильного отбора пар и их однозначного толкования.
Как правило, считается, что метод парных сравнений лучше, чем прямое ранжирование. Такая точка зрения не совсем верна, и вот почему.
Выбор метода всегда обусловлен исследовательской ситуацией, целями исследования. Естественно, если можно однозначно сформулировать основание ранжирования, то метод парных сравнений дает отличный результат и надо выбирать этот метод. Но бывают ситуации, когда невозможно и не очень нужно однозначно понимаемое основание ранжирования.
Недостатком метода является рост трудоемкости процедуры при увеличении числа объектов: уже при 12-15 объектах процедура становится трудоемкой.
Кроме того, разные пары объектов иногда сопоставляются респондентами по разным критериям, что приводит к нетранзитивности предпочтений. Метод широко используется в экспертных оценках.


25. Методы анализа социальной информации.
Среди методов сбора первичной социальной информации самым популярным является метод опроса, который у многих людей ассоциируется именно с социологией.
Опрос - метод сбора социальной информации об исследуемом объекте во время непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) социально-психологического общения социолога и респондента путем регистрации ответов респондентов на сформулированные вопросы.
С помощью опроса можно получить информацию, которая не всегда отражена в документальных источниках или доступна прямому наблюдению. К опросу прибегают, когда необходимо, а часто и единым источником информации является человек - непосредственный участник, представитель, носитель исследуемых явления или процесса.
Вербальная (словесная) информация, полученная благодаря этому методу, значительно богаче, чем невербальный. Она легче поддается количественному обработке и анализа, что дает возможность широко использовать для этого вычислительную технику. В пользу этого метода служит и его универсальность, поскольку во время опроса регистрируют мотивы деятельности индивидов, результаты этой деятельности. Все это обеспечивает опросу преимущества относительно метода наблюдения или метода анализа документов.

26. Первичное измерение социальных характеристик. Характеристики шкал измерения.
Предпосылка всех операций с количественными выражениями свойств социальных объектов и процессов — первичное измерение качественных признаков или их квантификация. Любое измерение начинается с поиска простейших качественных признаков, отношения между которыми могли бы быть выражены в некотором числовом масштабе.
Измерение - это процедура, с помощью которой измеряемый объект сравнивается с некоторым эталоном и получает числовое выражение в определенном масштабе.
В принципе изменению подлежат любые свойства социальных объектов: качественные и количественные. С количественными (такими, как возраст в числе исполнившихся лет, заработок в денежных единицах, образование в годах обучения и т. п.) дело обстоит сравнительно просто. Для них уже есть общепринятые эталоны измерения: один год для возраста или образовательной подготовки, один рубль для исчисления заработка, один человек для исчисления размера семьи и т.д.
Качественные же характеристики (социальная принадлежность, мнения людей и т. п.) не имеют установленных эталонов измерения. Их приходится конструировать в соответствии с природой изучаемого объекта и согласно гипотезам исследования. Поэтому измерительные процедуры качественных характеристик — своего рода изобретения, которые, вместе с тем, изготовляются с соблюдением четко установленных принципов и техник.
В социальных исследования такие эталоны измерения существенно варьируются по степени своей комплекстности, начиная от простых анкетных вопросов и заканчивая сложными тестовыми методиками. Применение анкетных вопросов различной степень сложности характерно преимущественно для социологических исследований, а тестовых методик — для психологических.
Отдельно можно выделить традицию конструирования специфических измерительных шкал, таких как, например, шкала Терстоуна или шкала Гутмана (см.примечание). Вместе с тем, эта последняя традиция менее популярна и, соответственно, менее распространена в социальных исследованиях.
Но несмотря на существование различных подходов к измерению, можно выделить общие требования к измерительным инструментам.


26. Первичное измерение социальных характеристик. Характеристики шкал измерения.
Критерий качества шкалы
Суть данного критерия
Способы проверки
Обоснованность
Уверенность в том, что фиксируется запланированное свойство, а не какое- либо иное.
Логические рассуждения как строгая самокритика придуманной шкалы: тест по известной группе на малой выборке; использование независимого
(дополнительного) измерения иным способом; судейство группой, представляющей микромодель выборочной совокупности планируемого исследования; построение сводного показателя (индекса).
Устойчивость
Однозначность, повторяемость результатов измерения с минимальной ошибкой.
Повторное измерение с расчетом абсолютной ошибки измерения (мера полной устойчивости) или относительной ошибки (показатель относительной устойчивости шкалы); использование нескольких лиц при измерении одного и того же свойства для проверки различимости индикаторов шкалы.
Точность и правильность
Достаточная чувствительность шкалы как оптимальная дробность, дающая устойчивое измерение без систематических погрешностей.
Устранение явных погрешностей: скошенности данных к одному полюсу, выпадания каких-то пунктов шкалы; испытание нескольких шкал разной дробности с расчетом абсолютной ошибки каждой из них и сравнения относительных ошибок; минимизация относительной ошибки при высокой устойчивости повышает точность и правильность.

27. Понятие и структура консалтинговой деятельности.
Консалтинг — это комплекс профессиональных услуг, оказываемых индивидуальным предпринимателям, организациям всех форм собственности в вопросах осуществления управленческой деятельности. Одни специализированные компании имеют достаточно узкую специализацию и оказывают помощь в строго определенных вопросах, например, в кадровой политике или в финансовом аудите.
Профессиональная помощь предприятиям всех форм собственности в экономической, правовой, финансовой и других сферах называется консалтингом.
Простыми словами, это привлечение сторонних, внештатных специалистов, готовых предоставить на платной основе консультации в вопросах экономической, финансовой, правовой и управленческой деятельности. Основной целью таких услуг является повышение производительности и эффективности руководства предприятием. Содержание: Понятие и виды Структура и особенности Функции и задачи Правовые формы бизнеса Понятие и виды Консалтинг — это комплекс профессиональных услуг, оказываемых индивидуальным предпринимателям, организациям всех форм собственности в вопросах осуществления управленческой деятельности. Одни специализированные компании имеют достаточно узкую специализацию и оказывают помощь в строго определенных вопросах, например, в кадровой политике или в финансовом аудите. Другие готовы предоставить широкий спектр консультаций по всем направлениям деятельности с учетом особенностей отрасли. Суть понятия консалтинг заключается в профессиональной помощи клиенту, которая может предоставляться в виде полезной и ценной информации и рекомендаций или выполнения конкретно поставленных задач. Специалисты таких агентств занимаются тщательным изучением и анализом существующей ситуации на предприятии, предлагают нововведения и пути решения возможных проблем, а также убеждают руководителей компании принять предложенные меры и реализовать их на практике. Частыми клиентами консалтинговых фирм являются крупные организации, но не менее популярными являются подобные услуги и среди небольших ИП. Привлечение внештатных специалистов может быть как разовым, так и осуществляться в форме регулярных проектов.


27. Понятие и структура консалтинговой деятельности.
субъекты — специалисты, обладающие достаточным запасом знаний и навыков для оказания помощи клиентам в лице частных предпринимателей и организаций; объекты — определенные сферы деятельности предприятий или ИП, которые подпадают под анализ и исследования и для которых разрабатываются мотивированные, экономически обоснованные решения.

Управленческое консультирование — услуга, выполняющая множество функций, среди которых развитие и совершенствование управленческих компетенций менеджеров фирмы, улучшение их взаимодействия, оценка прибыльности компании и помощь в поиске путей увеличения дохода и оптимизации издержек, создание и усиление конкурентных преимуществ компании и ее продукта, рост числа лояльных клиентов. Основными принципами качественного управленческого консалтинга считаются компетентность, конкретность, системность, креативность и эффективность.
В процессе достижения главной цели может решаться ряд задач в различных направлениях, соответственно, по типам задач управленский консалтинг может быть условно разделен на четыре основные группы.
Стратегический консалтинг. Выработка стратегий для достижения долгосрочных и краткосрочных целей и детальных планов по их реализации. Стратегический консалтинг помогает выстроить эффективную бизнес-модель.
Маркетинговый консалтинг. Проведение исследований и разработка маркетинговой стратегии компании.
Кадровый консалтинг. Анализ деятельности управленческого персонала, включая аттестацию и выработку рекомендаций по итогам ее проведения. Разработка систем мотивации персонала и их внедрение. Построение системы управления в компании
— анализ и оптимизация систем управленческого учета: распределение полномочий, функций, ответственности, создание системы бизнес-процессов и системы прогнозирования и информационного обмена, выстраивание оптимальной структурно-функциональной схемы организации.
Методы консалтинга. Существует великое множество методов управленческого консалтинга, самыми популярными (если не сказать традиционными) из которых в
России являются SWOT-анализ и бизнес-коучинг.
28. Организация консалтинговой деятельности в области управления.

29. Основные подходы в системном исследовании и их краткая характеристика.
Системный подход – является теоретической и методологической основой системного анализа. Это подход к исследованию объекта (проблемы, явления, процесса) как к системе, в которой выделены элементы, внутренние и внешние связи, наиболее существенным образом влияющие на исследуемые результаты его функционирования, и цели каждого из элементов, исходя из общего предназначения объекта. Он ориентирует на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих его механизмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину.
Цель системного подхода – опираясь на изучение объективных закономерностей развития систем, дать правила организации мышления по многоэкранной схеме.
Суть системного подхода при исследовании научной проблемы
– представление этой проблемы как системы. Кроме этого системный подход представляет любую систему как подсистему, ибо над любой системой есть надсистема, которая находится на более высоком уровне иерархии систем.


30. Основные принципы системного анализа.
Принцип направленности на основную цель: направление всех производимых работ имеет целью конечный заданный результат. Принцип использования измеренных величин: на его основе можно судить о надёжности работы выбранного объекта только относительно систем более высокого уровня. Принцип единообразия: объект рассматривается и как единое целое и как набор составляющих его элементов. Принцип единства связей: все составные части объекта рассматриваются в их взаимосвязи с окружающей средой. Принцип модульной структуры: объект подразделяется на модули и изучается как их набор. Принцип подчинённости: удобно использовать иерархическую зависимость элементов объекта между собой. Принцип функционала: одновременное изучение структурных и функциональных свойств объекта с уклоном на приоритет функций. Принцип совершенствования: учитываются все возможности совершенствования объекта, его направленность на информационное и структурное развитие. Принцип автономности: использование в выбранных направлениях работы как централизованного управления, так и автономного. Принцип случайных связей: означает принятие во внимание всех неоднозначностей и случайных зависимостей объекта.

Методология - это логическая организация деятельности человека состоящая в определении цели и предмета исследования, подходов и ориентиров в его проведении, выборе средств и методов, определяющих наилучший результат .
Любая деятельность человека характеризуется методологией. Но в успехе исследовательской деятельности методология играет решающую, определяющую роль.
Методология исследования систем управления основывается на разумной организации деятельности руководителей и менеджеров предприятия по рационализации системы управления.
Как уже было сказано, цель - важная составляющая исследования. Методология любого исследования начинается с выбора, постановки и формулирования его цели.
Цель исследования заключается в поиске наиболее эффективных вариантов построения системы управления и организации её функционирования и развития.
Однако это общее представление о цели. На практике проведение исследования преследует разные цели, например мониторинг качества управления, формирование атмосферы творчества и инноваций в системе управления, своевременное распознавание проблем, обострение которых может в будущем осложнить работу, повышение квалификации персонала управления, оценка стратегий и т.п.
Цели исследования могут быть текущими и перспективными, общими и локальными, постоянными и эпизодическими.
Объект исследования является также важной частью методологии ИСУ. В целом таковым является система управления. Для её понимания необходимо знать утвержденные схемы управления, должностные характеристики. Однако в методологическом отношении очень важным оказывается понимание и учет класса этой системы. Она относится к классу социально-экономических систем. А это значит, что основополагающим ее элементом является человек, деятельность человека определяет особенности всех процессов ее функционирования и развития. Связи, благодаря которым существует эта система, характеризуют сложные и противоречивые отношения между людьми, основанные на их интересах, ценностях, мотивах и установках.
Особый интерес представляет собой предмет исследования, так как вопрос о нём тесно связан с вопросом касающимся «проблемы». Хотя общепринятым является мнение, что предмет исследования - это взаимоотношения между подразделениями, расположенными на разных уровнях системы управления, но общем случае предметом исследования является проблема. Проблема -- это реальное противоречие, требующее своего разрешения.
Функционирование системы управления характеризуется множеством разнообразных проблем, которые выступают как противоречие стратегии и тактики управления, условий рынка и возможностей фирмы, квалификации персонала и потребностей в инновациях и пр.
31. Сущность методологии исследования систем управления.