Файл: Борьба с пожаром на судах по расширенной программе.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 494

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- на ограниченной площади пенами;

- на большой площади перемешиванием с водой компактными струями воды, подаваемыми под давлением не менее 3 кгс/см2 под углом 30-40º к поверхности воды;

- разлив сжиженного природного газа тушат порошком;

- учесть, что топливо, разлившееся на воде, волнением до 2 балло разбивается на отдельные горящие части, а при волнении 5 баллов и более – плёнка топлива перемешивается с водой и образует негорючую эмульсию.

При тушении водой разлитого топлива используют приёмы:

- небольшое пятно тушат, маневрируя вдоль его кромки параллельно направлению дрейфа топлива и подавая максимально возможное количество струёй на длинный край пятна, перемещая струи вдоль него челночными движениями;

- длинную полосу топлива шириной не более инерционного пути судна при ветре до 2 баллов сначала разбивают на небольшие участки, для чего проходят через неё на больших скоростях с включёнными системами водяной завесы для отгона и тушения топливной плёнки, направив струи стволов вперёд и по бортам;

- затем тушат отдельные участки, как рекомендовано выше;

- широкую полосу при более сильном ветре, течении и наличии не менее двух спасателей, которые маневрируя вдоль кромок полосы параллельно направлению дрейфа топлива с обеих сторон, встречными струями воды разбивают топливо на небольшие участки и тушат их по отдельности;

- отделяемые от топливного пятна (полосы) тушат сразу после отделения.
7.6.3. Меры безопасности при тушении топлива на воде:

- герметизировать наружный контур спасателя;

- включить системы водяной завесы, отгона и тушения топливной плёнки, а при их отсутствии использовать для этих целей пожарные стволы;

- убирают во внутренние помещения людей, кроме управляющих лафетными стволами с ручным управлением (ручными стволами); управляющим стволами одеться в защитную одежду, а при проходе через полосу топлива – и в изолирующие дыхательные аппараты.
7.6.4. При проходе через полосу горящего топлива:

- развить максимальную скорость;

- ввести в действие все основные резервные механизмы (чтобы обеспечить быструю подмену при остановке работающего механизма из-за недостатка свежего воздуха);


- подготовить суда-бункировщики для вывода остановившихся в полосе горящего потлива судов.

Если горящее топливо не угрожает судну, причалу и т.д. или имеется возможность надёжно защитить суда (причал) водяной завесой, топливу, горящему на воде, дают выгореть, чтобы не загрязнять воду.
7.6.5. Вывод спасателем судна из горящего на воде топлива:

- подойти к судну и выводить его в направлении, противоположном направлению дрейфа топлива; при выводе из вытянутой полосы небольшой ширины – можно поперёк полосы, независимо от направления дрейфа;

- использовать только стальной буксирный трос (якорную цепь);

- выполнять меры безопасности в отношении спасателя и выводимого судна, приведённые выше;

- людям, подающим и принимающим буксирный трос, выйти на палубу в защитных средствах и только непосредственно при подходе спасателя к судну, находящемуся в опасности;

- к горящему судну следует подходить с наветренного борта, если невозможно – с носа или кормы.


    1. Тушение судовых пожаров в море и порту


При тушении пожара в море необходимо:

- защищать от пожара в первую очередь радиорубку, ходовую рубку, спасательные средства, при необходимости спустить спасательные средства, высадить на них пассажиров и членов экипажа, не участвующих в тушении пожара;

- при выборе путей подхода к очагам пожара и отвода газообразных продуктов сгорания избегать открывания входных дверей с наветренного борта во избежание усиления горения и повышения температуры в зоне пожара из-за усиленной вентиляции;

- наружные пожары тушить пеной с наветренного направления, а водой – компактными струями с наветренной стороны при угрозе распространения пожара по ветру – мощными струями воды против и поперёк ветра;

- ночью учитывать, что зарево пожара и окружающая темнота создают преувеличенное представление о размерах бедствия;

- при невозможности в шторм подхода спасателей для высадки и эвакуации людей, передачи средств тушения использовать постановку спасателя на бакштов г горящему судну (или наоборот) с подачей тяжёлых средств пожаротушения на плавсредствах, подтягиваемых от судна к судну на проводнике; рукава подавать, подвесив их на разгрузочном тросе;

- при тушении топлива в шторм пеной расход её увеличить вдвое против обычного (на качке ускоряется разрушение пены);



- определить оптимальный курс следования в ближайший порт или на отмель, удобную для посадки судна, выбирать курсы и располагать судно относительно ветра так, чтобы он не способствовал распространению пожара по судну, наружный очаг пожара удерживать с подветренной стороны.

При пожаре судна в порту надо:

- прекратить погрузку (разгрузку) грузов; сообщить в городскую пожарную охрану и диспетчеру порта; приступить к тушению пожара имеющимися средствами; приготовить судно к отходу от причала; эвакуировать на берег пассажиров и членов экипажа, не участвующих в тушении пожара;

- выявить наличие членов экипажа как с точки зрения вызова для участия в тушении пожара, так и для выяснения возможности нахождения кого-либо в каютах, считающихся пустыми;

- на соседних судах принять меры по тушению пожара на горящем судне и предупреждению пожара на своём судне;

- спасателям одновременно с тушением пожара на судне принять меры по отводу от причала горящего судна или соседних судов; до отвода защищать соседние суда и горючие материалы на причале водяными завесами и охлаждением.

При пожаре на судне, находящемся в ремонте следует:

- оповестить администрацию завода, вызвать заводскую и городскую пожарные команды;

- учесть отсутствие демонтированных на время ремонта противопожарных и других средств, необходимых для обеспечения тушения пожара, снятых для ремонта крышек люков и горловин, дверей, демонтированных участков, вентиляционных трубопроводов, имеющих технологические вырезы в огнестойких и герметичных конструкциях;

- особо защитить на судне и вблизи него пожаро- и взрывоопасные

объекты (газосварочная аппаратура, газовые и топливные резервуары, трубопроводы, скопление лесо- и изоляционных материалов и т.д.).

При пожаре на судне в доке надо:

- особо оберегать от воздействия пожара клетки, кильблоки, упоры, удерживающие судно;

- при тушении пожара водой следить за недопущением превышения веса судна в доке выше установленного, что может привести к повреждению кильблоков, клеток, стапель-палубы; воду откачивать из отсеков или для спуска воды из корпуса судна прорезать отверстия в бортах судна.


  1. МЕДИЦИНСКАЯ ПОДГОТОВКА


В большинстве аварийных случаев до того, как пострадавшему будет оказана первая помощь, его необходимо эвакуировать с места происшествия. Отравившегося угарным газом надо как можно быстрее вынести на свежий воздух. Человека, повреждённая нога которого находится под обломками, следует прежде всего
высвободить и вынести из опасного места, затем осмотреть ногу и наложить шины и т.д.

Действия, которые требуются для спасателей при эвакуации пострадавших, естественно, завися от конкретных обстоятельств, однако они должны совершаться в определённой последовательности


    1. Оказание первой помощи


Обнаружив пострадавшего, спасатель должен прежде всего

оценить его состояние с точки зрения возможной угрозы для жизни. Первое, что необходимо сделать, - это обеспечить пострадавшему свободное прохождение воздуха в лёгкие. Если он не дышит, иногда бывает достаточно запрокинуть ему голову, чтобы открыть пути для прохождения воздуха и восстановления дыхания. В отдельных случаях возникает необходимость введения S-образной трубки или инструмента, вставляемого в рот для прохождения воздуха. Если прохождение воздуха обеспечено, но пострадавший не дышит, необходимо немедленно сделать ему искусственное дыхание. Наиболее эффективным способом является способ «рот в рот» (или «рот в S-образную трубку»). Можно воспользоваться реанимационной маской. Ни при каких обстоятельствах не следует дожидаться применения механического реанимационного аппарата – необходимо как можно быстрее начать делать искусственное дыхание.

Если пострадавший дышит, спасатель должен до подхода помощи попытаться остановить кровотечение, угрожающее жизни, зажав повреждённое место, а если повреждены конечности, то наложив жгут. При остановке сердца необходимо немедленно начать закрытый массаж сердца, который следует продолжать в течение всего процесса оживления.

Спасатель, оказывающий первую помощь, должен тщательно

проверить, нет ли признаков травмы позвоночника, особенно в районе

шеи. Если такие признаки есть (что выясняется из механизма травмы или при осмотре пострадавшего), спасатель должен обеспечить неподвижность туловища и головы пострадавшего, пока не подойдёт дополнительная помощь.


      1. Высвобождение пострадавшего

Как только спасатель получит доступ к пострадавшему, он должен как можно быстрее высвободить его из под обломков. Это необходимо делать одновременно с оказанием первой помощи.

Процесс высвобождения, как и обеспечение доступа к пострадавшему, может быть очень простым и в высшей степени сложным делом. Иногда бывает достаточно разрезать обувь, чтобы высвободить застрявшую ногу. В других случаях, чтобы высвободить пострадавшего, нужно убрать большое количество различных предметов вокруг него. Спасатель должен уметь воспользоваться инструментом для расчистки места при проведении спасательных работ, в том числе ручным и гидравлическим спасательным инструментом, электропилами и оборудованием для резки.



      1. Подготовка к эвакуации

Когда обломки и другие препятствующие доступу к пострадавшему предметы убраны, его следует подготовить к эвакуации. Особо тщательной подготовки требует эвакуация пострадавшего с тяжёлыми травмами: его заворачивают так, что он оказывается как бы упакованным в узел, с целью сведения к минимуму вероятности получения дополнительных травм. При этом, если требуется, должны быть наложены шины и повязки на переломы, забинтованы мягкие ткани. Когда имеются признаки повреждения позвоночника, пострадавшего укладывают на щит или фиксируют позвоночник с помощью доски – в некоторых случаях этот этап более важен, чем все другие виды первой помощи (кроме устранения угрозы для жизни), так как при этом возможно усугубление травмы позвоночника. В этом случае переломами и менее серьёзными травмами можно заниматься после эвакуации пострадавшего с места происшествия. При подготовке к эвакуации спасатель должен внимательно следить за всеми изменениями дыхания пострадавшего.

      1. Эвакуация

Эвакуация также может быть и очень простой. И очень сложной. Иногда от спасателя требуется лишь сопровождение пострадавшего, а в других случаях необходимо поднимать пострадавшего на носилках на другую палубу с помощью тросов. При эвакуации используются различные приёмы. Способ эвакуации зависит от конкретной ситуации и имеющихся средств. Механические приспособления следует применять лишь в тех случаях, когда спасатели умеют пользоваться ими.


      1. Эвакуация пострадавшего из района, где находится электрооборудование под напряжением

Человек, обнаруживший пострадавшего вблизи электрооборудования или кабелей, находящихся под напряжением, должен немедленно затребовать помощь. Необходимо известить кого-либо из механиков, чтобы до начала спасательных работ можно было отключить электроэнергию в данном районе. Затем нужно определить зону опасности. Зона опасности – это площадь вокруг места происшествия, которая может оказаться опасной для спасателей и наблюдателей.

Необходимо тщательно проверить, нет ли поблизости оголённых кабелей. Если обнаружены оборванные или сместившиеся кабели, нужно проследить, чего именно они касаются. Оборванные кабели могут касаться палубы, луж воды и других проводников электричества. Если кабели не касаются пострадавшего, не находятся в непосредственной близости от него и не лежат в воде, можно безопасно подойти к пострадавшему и оказать ему первую помощь. Не следует приближаться к пострадавшему, если палуба или район вокруг него могут быть насыщены электричеством. Если