ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 498
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- в первую очередь вывести пассажиров и членов экипажа, не принимающих участия в тушении пожара; по возможности проникнуть во все каюты, чтобы в них не осталось людей, не могущих выйти;
- при невозможности сразу войти в помещение воду подать на предполагаемый очаг пожара (положение его определяют по разнице в нагреве краски переборок и палуб и другим внешним признакам) через выбитые филёнки дверей, иллюминаторы, другие отверстия в нижней части помещения; в малых помещениях или при невозможности точно определить место очага можно подавать распылённую воду по всему объёму помещения, начиная сверху, судя об эффективности тушения по интенсивности образования пара.
К помещению, расположенному у борта судна и имеющему иллюминаторы, можно спуститься снаружи СС вышележащей палубы на беседке или по трапу со страховочным концом; при нахождении вблизи иллюминаторов нужно беречься стёкол, которые при подаче воды при высокой температуре в помещении могут разлетаться на осколки.
-
Тушение пожаров в машинных помещениях
Машинные помещения наиболее пожароопасные. Тушение их затруднено наличием больших количеств горючих материалов (топливо, краска и т.д.) в ограниченном объёме, хорошо вентилируемом через шахту, что приводит к быстрому повышению температуры и разрастанию пожара. Пары остатков топлива, скопившиеся под паелами, могут образовывать с воздухом взрывоопасные смеси. Загорание электрических сетей приводит к короткому замыканию.
Из-за сильной вентиляции через шахту при пожаре в машинных и котельных отделениях часто оплавляются и прогорают конструкции шахт, сгорают трубопроводы и обваливаются перекрытия в верхней части при практически невредимом корпусе двигателя, у которого начался пожар.
Машинные помещения ограничены огнестойкими конструкциями типа А-60, которые в течение 60 минут не только предотвращают прохождение дыма и пламени, но и повышение температуры со стороны, противоположной горящему помещению в любой точке не более 180ºС. Основная задача по тушению пожара в машинном отделении в случае неудачи и ликвидации первоначального очага пожара – тушение объёмным методом.
При пожаре в машинных, котельных отделениях и других энергетических и производственно-технологических помещениях, насыщенных горючими жидкостями и газами, электрооборудованием, не-
обходимо:
- отключить вентиляцию; снять напряжение
с электрооборудования при угрозе короткого замыкания; прекратить подачу топлива к механизмам;
- пытаться погасить очаг пожара подручными средствами пожаротушения, имеющимися в машинном помещении, и в случае неудачи немедленно покинуть помещение, герметизировать отсек и включить систему объёмного тушения;
- помещение оставлять и проникать в него через низко расположенные аварийные выходы;
- возгорание электрооборудования до отключения электрического тока гасить только углекислотой, хладонами, огнегасительными порошками, воздушно-механической пеной, полученной на пресной воде;
- топливо из подвесных расходных цистерн не сливать, чтобы не образовывалась взрывоопасная паровоздушная смесь; заполнить их по возможности хладоном, углекислым газом, водой, охлаждать снаружи распылённой водой.
При тушении пожара в районе электроаккумуляторов следует учитывать, что реагируя с водой, электролит выделяет водород, создающий с воздухом взрывоопасную смесь, поэтому воду для тушения пожара в этом случае не использовать, а тушить порошком, пеной на пресной воде или хладоном, углекислым газом из огнетушителей; а также усиленно вентилировать помещение аккумуляторов во избежание скопления взрывоопасной водородно-воздушной смеси (лучше заполнять хладоном, углекислым газом); пролитый электролит немедленно нейтрализовать содой или содовым раствором.
-
Тушение пожаров в грузовых помещениях
Пожар в грузовом помещении характерен быстрым возрастанием температуры в ограниченном пространстве, труднодоступностью очага пожара, при некоторых грузах – опасностью взрыва груза газо- или пылевоздушной смеси. Конструктивная пожарная защита грузовых помещений зависит от характера грузов, для которых они предназначены. Тактика тушения пожара определяется характером грузов.
При возгорании угля, зерна, рыбной муки, следует:
- в начальной стадии до последней возможности выгружать их на открытую палубу и там охлаждать распылённой водой;
- воду подавать из рукавов без стволов, большим расходом при низком давлении, чтобы не образовать взрывоопасную пылевоздушную смесь.
- при пожаре, охватившем весь трюм, тушить объёмным методом, в особо опасных случаях прибегать к затоплению трюма (при этом учитывать разбухание риса, гороха и некоторых других грузов, которое может привести к повреждениям корпуса судна, и при первой возможности приступить к выгрузке этого груза, залитого водой);
- при тушении угля поверхностным способом трюм усиленно венти-
лировать во избежание скопления метана, выделяющегося при го-
рении угля и образующего с воздухом взрывчатую смесь.
Автомобильную и другую технику с топливом в баках на открытых палубах тушат порошками, воздушно-механической пеной средней и низкой кратности, распылённой водой, при неуспехе сбрасывают за борт.
При пожаре в грузовом помещении для перевозки этих грузов следует отделить горящую часть помещений от общего объёма огнепреграждающими шторами (при их наличии); включить системы водяных завес; водораспыления и спуска воды; помещение герметизировать и тушить пожар объёмным методом хладонами (при невозможности подачи через стационарную систему судна хладон подавать через входные люки с помощью рукавов с переносными стволами-распылителями сразу в нижнюю и среднюю части трюма, учитывая сравнительно большую высоту этих грузовых помещений и низкое расположение в них пожароопасного груза).
В автомобильных гаражах паромов при невозможности герметизации или наличии в автомобилях людей помещение заполнять пеной высокой кратности (или только горящий участок его объёма, отделённый огнепреграждающими шторами, при одновременной защите остальной части помещения водораспылением и водяными завесами).
При пожаре в контейнере рекомендуется:
- организовать контроль за наружной температурой горящего и соседних контейнеров, их охлаждение распылённой водой;
- по грузовым документам установить характер груза, выбрать огне-
тушащее вещество, его ввести в отверстие, которое пробить в крыше или стенке контейнера;
- контейнер заполнить полностью, отверстие заткнуть, продолжать охлаждение его снаружи до полного остывания.
Если контейнер нельзя разгерметизировать (наличие опасных, ядовитых веществ и др.), его и соседние контейнеры только интенсивно охлаждают водой.
При тушении груза в трюме ходить по нему нельзя – в толще груза выгорают пустоты, в которые можно провалиться. Для хождения над грузом надо подвесить к прочным конструкциям трапы, настилы, мостики; тушащих страхуют стальными концами.
В рефрежераторных трюмах следует:
- вскрыть изоляцию и обильно смачвать водой во избежание выбро-
сов пламени, могущих вызвать повторное возгорание;
- для тушения изоляции на подволоке можно прорезать отверстие в вышележащей палубе и подавать воду непосредственно на очаг пожара;
- температурные трубки залить водой или держать закрытыми.
Алюминиево-магниевые сплавы тушить порошками с одновременным интенсивным охлаждением водой близлежащих участков и последующим охлаждением потушенных участков; при отсутствии порошков или малой их эффективности (для ряда сплавов) обильно охлаждать водой конструкции горящего и соседних участков.
- 1 ... 8 9 10 11 12 13 14 15 16
Тушение топлива
7.6..1. При тушении топлива в помещениях судна
необходимо:
- герметизировать отсеки; заполнить водой коффердамы и балластные цистерны;
- интенсивно охлаждать водой контуры палубы и борта;
--покрыть поверхность топлива в негорящих танках пеной для уменьшения его испарения или заполнить танки пеной (хладонами, углекислым газом, инертными газами);
- горящее топливо в герметичных ёмкостях тушить хладоном, углекислым газом или заполнить их водой;
- в негерметичных ёмкостях горящее топливо изолировать пенами или порошками (с последующим покрытием поверхности топлива пеной), охлаждать распылённой водой или заполнить ёмкость пеной высокой либо средней кратности;
- быть постоянно готовым к взрывам, вскипанию или выброса топлива в танках;
- для предотвращения взрывов, вскипания и выбросов топлива в го-
рящих танках, где нет видимых признаков горения, резко уменьшить концентрацию паров горючей жидкости в паровоздушной смеси над поверхностью горючего, изолировав поверхность жидкости от её паров или разбавив концентрацию паров горючего и воздуха в смеси (до значений меньших, чем нижний предел взрывоопасного диапазона) парами хладона, углекислого газа или другими газами (парами),
не поддерживающими горение;
- при вынужденном оставлении горящего судна продолжать тушение пожара охлаждением наружного контура водой.
Горючие газы тушат:
- в герметичных резервуарах объёмным методом хладонами или углекислым газом;
- в разрушенных резервуарах и помещениях – порошками или интенсивным охлаждением распыленной водой;
- охлаждением распыленной водой контура горящего резервуара, соседние резервуары и конструкции.
При возможности негорящие резервуары заполняют хладоном, углекислым газом, другими газами, флегматизирующими газовоздушные смеси. Газовоздушный факел над отверстиями, трещинами, мерными и газоотводными трубами сбивают струёй порошка или компактной водяной струёй. Отверстия следует заглушить штатным закрытием или смоченными водой пробками, матами, парусиной, кошками и т.п.
При пожаре в нескольких танках и недостаточности средств для одновременного тушения в первую очередь тушить танки, угрожающие распространением пожара на негорящие танки.
Охлаждение резервуаров и корпусных конструкций продолжают до полной ликвидации опасности повторного возгорания.
7.6.2. Топливо, разлитое на воде, тушат: