Файл: Борьба с пожаром на судах по расширенной программе.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 498

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- в первую очередь вывести пассажиров и членов экипажа, не принимающих участия в тушении пожара; по возможности проникнуть во все каюты, чтобы в них не осталось людей, не могущих выйти;

- при невозможности сразу войти в помещение воду подать на предполагаемый очаг пожара (положение его определяют по разнице в нагреве краски переборок и палуб и другим внешним признакам) через выбитые филёнки дверей, иллюминаторы, другие отверстия в нижней части помещения; в малых помещениях или при невозможности точно определить место очага можно подавать распылённую воду по всему объёму помещения, начиная сверху, судя об эффективности тушения по интенсивности образования пара.

К помещению, расположенному у борта судна и имеющему иллюминаторы, можно спуститься снаружи СС вышележащей палубы на беседке или по трапу со страховочным концом; при нахождении вблизи иллюминаторов нужно беречься стёкол, которые при подаче воды при высокой температуре в помещении могут разлетаться на осколки.


    1. Тушение пожаров в машинных помещениях


Машинные помещения наиболее пожароопасные. Тушение их затруднено наличием больших количеств горючих материалов (топливо, краска и т.д.) в ограниченном объёме, хорошо вентилируемом через шахту, что приводит к быстрому повышению температуры и разрастанию пожара. Пары остатков топлива, скопившиеся под паелами, могут образовывать с воздухом взрывоопасные смеси. Загорание электрических сетей приводит к короткому замыканию.

Из-за сильной вентиляции через шахту при пожаре в машинных и котельных отделениях часто оплавляются и прогорают конструкции шахт, сгорают трубопроводы и обваливаются перекрытия в верхней части при практически невредимом корпусе двигателя, у которого начался пожар.

Машинные помещения ограничены огнестойкими конструкциями типа А-60, которые в течение 60 минут не только предотвращают прохождение дыма и пламени, но и повышение температуры со стороны, противоположной горящему помещению в любой точке не более 180ºС. Основная задача по тушению пожара в машинном отделении в случае неудачи и ликвидации первоначального очага пожара – тушение объёмным методом.

При пожаре в машинных, котельных отделениях и других энергетических и производственно-технологических помещениях, насыщенных горючими жидкостями и газами, электрооборудованием, не-

обходимо:

- отключить вентиляцию; снять напряжение
с электрооборудования при угрозе короткого замыкания; прекратить подачу топлива к механизмам;

- пытаться погасить очаг пожара подручными средствами пожаротушения, имеющимися в машинном помещении, и в случае неудачи немедленно покинуть помещение, герметизировать отсек и включить систему объёмного тушения;

- помещение оставлять и проникать в него через низко расположенные аварийные выходы;

- возгорание электрооборудования до отключения электрического тока гасить только углекислотой, хладонами, огнегасительными порошками, воздушно-механической пеной, полученной на пресной воде;

- топливо из подвесных расходных цистерн не сливать, чтобы не образовывалась взрывоопасная паровоздушная смесь; заполнить их по возможности хладоном, углекислым газом, водой, охлаждать снаружи распылённой водой.

При тушении пожара в районе электроаккумуляторов следует учитывать, что реагируя с водой, электролит выделяет водород, создающий с воздухом взрывоопасную смесь, поэтому воду для тушения пожара в этом случае не использовать, а тушить порошком, пеной на пресной воде или хладоном, углекислым газом из огнетушителей; а также усиленно вентилировать помещение аккумуляторов во избежание скопления взрывоопасной водородно-воздушной смеси (лучше заполнять хладоном, углекислым газом); пролитый электролит немедленно нейтрализовать содой или содовым раствором.


    1. Тушение пожаров в грузовых помещениях


Пожар в грузовом помещении характерен быстрым возрастанием температуры в ограниченном пространстве, труднодоступностью очага пожара, при некоторых грузах – опасностью взрыва груза газо- или пылевоздушной смеси. Конструктивная пожарная защита грузовых помещений зависит от характера грузов, для которых они предназначены. Тактика тушения пожара определяется характером грузов.

При возгорании угля, зерна, рыбной муки, следует:

- в начальной стадии до последней возможности выгружать их на открытую палубу и там охлаждать распылённой водой;

- воду подавать из рукавов без стволов, большим расходом при низком давлении, чтобы не образовать взрывоопасную пылевоздушную смесь.

- при пожаре, охватившем весь трюм, тушить объёмным методом, в особо опасных случаях прибегать к затоплению трюма (при этом учитывать разбухание риса, гороха и некоторых других грузов, которое может привести к повреждениям корпуса судна, и при первой возможности приступить к выгрузке этого груза, залитого водой);



- при тушении угля поверхностным способом трюм усиленно венти-

лировать во избежание скопления метана, выделяющегося при го-

рении угля и образующего с воздухом взрывчатую смесь.

Автомобильную и другую технику с топливом в баках на открытых палубах тушат порошками, воздушно-механической пеной средней и низкой кратности, распылённой водой, при неуспехе сбрасывают за борт.

При пожаре в грузовом помещении для перевозки этих грузов следует отделить горящую часть помещений от общего объёма огнепреграждающими шторами (при их наличии); включить системы водяных завес; водораспыления и спуска воды; помещение герметизировать и тушить пожар объёмным методом хладонами (при невозможности подачи через стационарную систему судна хладон подавать через входные люки с помощью рукавов с переносными стволами-распылителями сразу в нижнюю и среднюю части трюма, учитывая сравнительно большую высоту этих грузовых помещений и низкое расположение в них пожароопасного груза).

В автомобильных гаражах паромов при невозможности герметизации или наличии в автомобилях людей помещение заполнять пеной высокой кратности (или только горящий участок его объёма, отделённый огнепреграждающими шторами, при одновременной защите остальной части помещения водораспылением и водяными завесами).

При пожаре в контейнере рекомендуется:

- организовать контроль за наружной температурой горящего и соседних контейнеров, их охлаждение распылённой водой;

- по грузовым документам установить характер груза, выбрать огне-

тушащее вещество, его ввести в отверстие, которое пробить в крыше или стенке контейнера;

- контейнер заполнить полностью, отверстие заткнуть, продолжать охлаждение его снаружи до полного остывания.

Если контейнер нельзя разгерметизировать (наличие опасных, ядовитых веществ и др.), его и соседние контейнеры только интенсивно охлаждают водой.

При тушении груза в трюме ходить по нему нельзя – в толще груза выгорают пустоты, в которые можно провалиться. Для хождения над грузом надо подвесить к прочным конструкциям трапы, настилы, мостики; тушащих страхуют стальными концами.
В рефрежераторных трюмах следует:

- вскрыть изоляцию и обильно смачвать водой во избежание выбро-


сов пламени, могущих вызвать повторное возгорание;

- для тушения изоляции на подволоке можно прорезать отверстие в вышележащей палубе и подавать воду непосредственно на очаг пожара;

- температурные трубки залить водой или держать закрытыми.

Алюминиево-магниевые сплавы тушить порошками с одновременным интенсивным охлаждением водой близлежащих участков и последующим охлаждением потушенных участков; при отсутствии порошков или малой их эффективности (для ряда сплавов) обильно охлаждать водой конструкции горящего и соседних участков.

    1. 1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16


Тушение топлива


7.6..1. При тушении топлива в помещениях судна

необходимо:

- герметизировать отсеки; заполнить водой коффердамы и балластные цистерны;

- интенсивно охлаждать водой контуры палубы и борта;

--покрыть поверхность топлива в негорящих танках пеной для уменьшения его испарения или заполнить танки пеной (хладонами, углекислым газом, инертными газами);

- горящее топливо в герметичных ёмкостях тушить хладоном, углекислым газом или заполнить их водой;

- в негерметичных ёмкостях горящее топливо изолировать пенами или порошками (с последующим покрытием поверхности топлива пеной), охлаждать распылённой водой или заполнить ёмкость пеной высокой либо средней кратности;

- быть постоянно готовым к взрывам, вскипанию или выброса топлива в танках;

- для предотвращения взрывов, вскипания и выбросов топлива в го-

рящих танках, где нет видимых признаков горения, резко уменьшить концентрацию паров горючей жидкости в паровоздушной смеси над поверхностью горючего, изолировав поверхность жидкости от её паров или разбавив концентрацию паров горючего и воздуха в смеси (до значений меньших, чем нижний предел взрывоопасного диапазона) парами хладона, углекислого газа или другими газами (парами),

не поддерживающими горение;

- при вынужденном оставлении горящего судна продолжать тушение пожара охлаждением наружного контура водой.

Горючие газы тушат:

- в герметичных резервуарах объёмным методом хладонами или углекислым газом;

- в разрушенных резервуарах и помещениях – порошками или интенсивным охлаждением распыленной водой;

- охлаждением распыленной водой контура горящего резервуара, соседние резервуары и конструкции.

При возможности негорящие резервуары заполняют хладоном, углекислым газом, другими газами, флегматизирующими газовоздушные смеси. Газовоздушный факел над отверстиями, трещинами, мерными и газоотводными трубами сбивают струёй порошка или компактной водяной струёй. Отверстия следует заглушить штатным закрытием или смоченными водой пробками, матами, парусиной, кошками и т.п.

При пожаре в нескольких танках и недостаточности средств для одновременного тушения в первую очередь тушить танки, угрожающие распространением пожара на негорящие танки.

Охлаждение резервуаров и корпусных конструкций продолжают до полной ликвидации опасности повторного возгорания.
7.6.2. Топливо, разлитое на воде, тушат: