Файл: Борьба с пожаром на судах по расширенной программе.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 511

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- от точки А пересечения проведённой прямой с графиком опустить перпендикуляр на ось абсцисс Qв и по ней определить требуемую подачу воды.

После определения требуемой подачи воды Qв обеспечить необходимое количество пожарных стволов исходя из подачи воды каждым стволом.

Время подачи воды для тушения пожара не менее 0,5 ч.

Время непрерывной подачи пены показано в табл. 4.


Рис. 1. График для расчёта тушения пожаров водой

и пеной низкой и средней кратности

Таблица 5

Интенсивность и время подачи пены


Помещения

Время непрерывной подачи пены, мин

Грузовые наливные танки и палуба грузовых танков

30

Танки для нефтепродуктов с температурой вспышки 600С и выше (топливные цистерны)

20

Трюмы для сухих грузов

45

Машинные и другие помещения, оборудование в которых работает на жидком топливе

Время 5-кратного заполнения пеной высокой кратности, для пены низкой и средней кратности - 30

Фонарные, малярные, кладовые воспламеняющихся жидкостей, воспламеняющихся сжиженных и сжатых газов

20

Грузовые помещения ролкеров, производственные помещения, не составляющие часть машинного помещения, в которых применяется жидкое топливо, воспламеняющиеся жидкости или обрабатываются горючие материалы, помещения инсенераторов

Для пены высокой кратности - 45, для пены низкой и средней кратности - 30


Оценка тушения пожара высокократной пеной при объёмном тушении пожара в помещениях, оборудование в которых работает на жидком топливе, показано на графиках рис.2, где v – объём горящего помещения, м3; s – площадь наибольшего горизонтального сечения помещения, м2; Qв – требуемая подача раствора пенообразователя, л/с; Мпо – требуемое количество пенообразователя, л; τ – минимальное время непрерывной подачи пены, с (мин).

Для расчёта тушения пожара пеной высокой кратности необходимо:

- провести горизонтальную прямую от оси ординат
v и вертикальную прямую от шкалы s с осью абсцисс Qр требуемую суммарную подачу 12 % раствора воды с пенообразователем – значение величины Qр;


Рис. 2. График для расчёта тушения пожаров высокократной пеной

- на пересечении горизонтальной прямой от оси ординат v со шкалой Мпо определить требуемое количество пенообразователя Мпо;

- от точки А пересечения горизонтальной прямой от v и вертикальной прямой от шкалы s по ближайшему лучу к шкале τ определить минимально требуемое время τ подачи пены в горящее помещение.

При тушении пеной высокой кратности пожара в грузовых помещениях ролкеров, производственных помещениях, не составляющих часть машинного помещения, в которых применяются жидкое топливо, воспламеняющиеся жидкости или обрабатываются горючие материалы, расчёт производится по графикам, рис. 3.

Для решения следует:

- провести горизонтальную прямую через ось ординат v;

- через точку А пересечения горизонтальной прямой от шкалы с гра- фиком 1 опустить вертикальную прямую и на шкале требуемого для тушения количества пенообразователя определить значение величины Мпо;

- через точку Б пересечения горизонтальной прямой от шкалы с графиком 2 опустить вертикальную прямую и на оси абсцисс Qр, требуемой для тушения пожара подачи 12 % раствора пенообразователя, определить значение этой величины.

Минимальное время непрерывной подачи пены для тушения пожара в этой группе помещений 45 мин.



    1. Предотвращение пожаров




      1. Конструктивное обеспечение взрыво- и

пожаробезопасности на судах

На основании опыта аварийных происшествий, мировой практики судостроения, требований Международной конференции по спасения жизни на море разработан сборник основных требований к проектированию судов, где чётко указаны требования по взрыво- и пожаробезопасности.

На судах должны быть реализованы комплексно конструктивные средства обеспечения живучести, которые должны включать в себя:


- комплекс конструктивных мер, обеспечивающих пожаро- взрывобезо-





Рис. 3. График для расчёта тушения пожаров высокократной пеной.

пасность судна и защиту личного состава от токсичных продуктов горения и воздействия высоких температур;

- комплекс стационарных противопожарных и противовзрывных средств и систем, обеспечивающих обнаружение и тушение пожаров;

- переносные средства тушения очагов возгорания на судне и средства защиты личного состава от токсичных продуктов горения и воздействия высоких температур.

Таким образом, противопожарная и противовзрывная защита (ПП и ПВЗ) судна должна обеспечить:

- предупреждение;

- своевременное обнаружение;

- локализацию и тушение любых пожаров в условиях деятельности судна независимо от места их возникновения.

Проектом судна должно быть предусмотрено рациональное размещение аварийно-спасательного (АСИ) и противопожарного имущества (ППИ) на судне и обоснованы нормы снабжения этим имуществом.

СОЛАС требует, чтобы противопожарная защита на судах должна быть выполнена по одному из трёх основных способов:

  1. Все применяемые на судне материалы должны быть негорючими. Горючие материалы только- топливо, масло, мебель, отделка – все в ограниченном количестве и в точном месте. Судно делится на противопожарные зоны огнезадерживающими переборками и огнестойкими палубами, препятствующими распространению пожара. (Способ предложен США в 1948 г.).

  2. Во всех жилых и служебных помещениях устанавливается автоматическая спринклерная система пожаротушения, являющаяся одновременно и системой обнаружения пожара. Никаких ограничений по применению горючих материалов нет. (Предложен Англией).

  3. Судно делится на контуры (противопожарные зоны) площадью 120-150 м2 огнезадерживающими переборками. Все пожароопасные помещения должны быть оборудованы автоматическими системами обнаружения пожара. Существуют ограничения по применению горючих материалов. (Предложен Францией).

По степени участия личного состава в использовании противопожарной защиты и характеру воздействия на процесс горения различают

конструктивную (пассивную) и активную противопожарную защиту.




Рис. 4.

      1. Конструктивная (пассивная) противопожарная защита судна

Конструктивная противопожарная защита судна предназначена:

- для предотвращения возникновения пожаров и взрывов на судне при аварийных повреждениях;

- ограничения распространения пожара по судну при его возникновении;

- создания рубежей борьбы с пожаром, а также путей эвакуации личного состава.

Состав комплекса мер конструктивной ПП и ПВ защиты существенно зависит от класса судна, особенностей его архитектурного типа и компоновки, условий эксплуатации.

Конструктивная ПП и ПВЗ в отличие от активных средств не требует энергозатрат и находится всегда в готовности к выполнению своего назначения. В то же время она в значительной степени влияет на количественный и качественный состав активных средств борьбы с пожарами и определяет принципиальные направления по разработке и совершенствованию тактики их использования. При наличии КПП и ПВЗ появляется возможность сокращения комплекса средств и систем активной противопожарной и противовзрывной защиты.

В настоящее время рассматривают следующие направления обеспечения конструктивной противопожарной защиты:

- разделение судна на противопожарные зоны;

- разделение больших пожароопасных помещений на меньшие объёмы (зоны, помещения);

- рациональная компоновка помещений судна, исключающая опасное и нежелательное соседство;

- рациональное размещение оборудования в самих помещениях;

- обеспечение герметичности отсеков и помещений;

- применение негорючих материалов;

- использование пожаробезопасных изделий и оборудования или принятие мер по повышению их безопасности.

Одним из наиболее эффективных средств конструктивной противопожарной защиты следует считать разделение помещений на меньшие изолированные отсеки с разнесением опасных объёмов друг от друга, т.е. создание местных противопожарных зон. Часто водонепроницаемые отсеки являются одновременно противоположными зонами, локализующими пожар в своих пределах. Переборки и палубы являются, как правило, границами рубежей обороны по борьбе с пожаром.

      1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


Активная противопожарная защита судна

Активная ППЗ судна предназначена для обнаружения и сигнализации о возникновении пожара или взрывоопасной ситуации, воздействия на реакцию горения в автоматическом режиме или с участием человека, предотвращение или подавление взрывов.

В состав активной противопожарной защиты входят:

- системы пожарной сигнализации;

- противопожарные системы судна;

- переносные средства борьбы с пожаром.

Системы пожарной сигнализации делятся на:

- системы обнаружения пожара;

- системы оповещения о пожаре;

- системы предупреждения о включении систем пожаротушения.

Система обнаружения пожара предназначена для выявления очага пожара ранней стадии его развития и формирования сигнала. В ней используются специальные инфракрасные, тепловые, давления, дифференциальные, температурные и дымовые датчики. Система оповещения о пожаре предназначена для подачи звуковых и световых сигналов на командные пункты (КП). На современных и судах системы обнаружения и оповещения сводят в единую систему автоматического обнаружения и, как правило, совмещают их с соответствующими системами пожаротушения.

Все судовые стационарные системы пожаротушения и переносные средства можно классифицировать по их конструктивным особенностям. Конкретное конструктивное исполнение систем зависит от категории судового помещения и его расположения.

По способу использования энергии все средства и системы можно разделить на автономные и неавтономные. Автономные средства не требуют подвода энергии и используют для своего функционирования либо двигатели, либо различного рода аккумуляторы (электрические, воздушные, химические). Неавтономные средства необходимо подключать к судовым источникам энергии (электрическая сеть, пожарная магистраль, система воздуха высокого или среднего давления).

По огнетушащему составу противопожарные системы и средства можно разделить на водяные, пенные, газовые, порошковые и хладоновые (ингибиторные).

По принципу тушения различают системы и средства поверхностного и объёмного тушения.

По категориям обеспечиваемых помещений выделяют:

- общесудовые противопожарные системы;

- системы защиты помещений энергетической установки.

Для полной характеристики какой-либо противопожарной системы необходимо указать все её классификационные признаки. Например, стационарная автономная система объёмного пенного тушения пожара в электростанции.