Файл: Минобрнауки россии федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования.doc
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 285
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В 2014 году из 26 человек, которым была предоставлена услуга самозанятости, 23 – получили субсидию на открытие бизнеса, но по данным на май 2016 года продолжают предпринимательскую деятельность 18 человек, что составляет 78%, они ведут предпринимательскую деятельность всего один год, и есть вероятность, что не все смогут выдержать экономический кризис. 9 человек не смогли развить свой бизнес и прекратили предпринимательскою деятельность.
В 2015 году из 29 человек, которым была предоставлена услуга самозанятости, 25 – получили субсидию на открытие бизнеса. По данным на май 2016 года продолжают предпринимательскую деятельность 20 человек, что составляет 80%, 5 человек - не смогли реализовать свои предпринимательские способности закрыли бизнес.
По данным аналитиков на развитие и укрепления бизнеса требуется от 1 до 5 лет, в зависимости от сферы деятельности. Многие начинающие предприниматели из-за нехватки знаний в сфере финансов, маркетинга и управления персоналом, не выдерживают современной конъюнктуры рынка и прекращают деятельность.
Поэтому в процессе оценки бизнес-проектов необходимо учитывать не только значимость вида экономической деятельности опыт начинающего предпринимателя в сфере предполагаемой деятельности, но и ряд других критериев.
Предлагаем для оценки бизнес-проекта Центром занятости дополнительно использовать такие критерии как:
- срок окупаемости проекта;
- наличие рисков проекта.
Оценивать данные критерии предлагаем так же по 3х бальной шкале оценок.
1.Срок окупаемости проекта.
Если предприниматель планирует начать деятельность, требующую больших финансовых вложений и с низким уровнем доходности, при этом срок окупаемости проекта больше 3х лет, то велика вероятность, что в период окупаемости он не сможет в полной профинансировать свой проект и его придется закрыть. С таким проектом предпринимателю лучше воспользоваться другими средствами государственной поддержки, например льготным кредитованием. В данном случае предлагаем оценить проект в 1 балл.
Если срок окупаемости проекта от 1-го года до 3х лет, то вероятность успеха такого проекта увеличивается. При наличии знаний ведения бизнеса предприниматель сможет с небольшими вложениями его развить. Предлагаем такой проект оценивать в 2 балла.
Если срок окупаемости проекта менее года, то, скорее всего, при грамотном построении бизнеса предприниматель сможет добиться успеха. Такой проект предлагаем оценивать в 3 балла.
2. Наличие рисков проекта
При оценке данного критерия, необходимо учитывать, степень риска проекта.
Анализируя эффективность тех или иных бизнес-проектов, часто приходится сталкиваться с тем, что рассматриваемые при их оценке потоки денежных средств (расходы и доходы) относятся к будущим периодам и носят прогнозный характер. Неопределенность будущих результатов обусловлена влиянием как множества экономических факторов (колебания рыночной конъюнктуры, цен, валютных курсов, уровня инфляции и т. п.), не зависящих от усилий предпринимателей, так и достаточного числа неэкономических факторов (климатические и природные условия, политические отношения и т. д.), которые не всегда поддаются точной оценке. Неопределенность прогнозируемых результатов приводит к возникновению риска того, что цели, поставленные в проекте, могут быть не достигнуты полностью или частично.
Таким образом, при составлении бизнес-плана для получения субсидии в Центре занятости, предприниматель необходимо провести оценку бальную оценку рисков.
Оценка рисков бизнес-проекта, очень сложный процесс и требует специальных знаний. Так как не все предприниматели имеют знания в области оценки рисков, то предлагаем Центру занятости оказывать консультации по финансовым вопросам, в том числе и в области оценки рисков.
Для оценки рисков бизнес-проектов, предоставляемых в Центр занятости для получения субсидии, предлагаем использовать шкалу бальной оценки (табл. 25).
Таблица 25
- 1 ... 18 19 20 21 22 23 24 25 26
Шкала балльной оценки рисков бизнес-проекта, предоставляемого в Центр занятости
Оценка по балльной шкале (вероятность x воздействие) | Классификация риска |
1 - 4 баллов | Низкий риск |
5 - 12 баллов | Средний риск |
13 - 25 баллов | Высокий риск |
Для целей ранжирования риска наиболее эффективным инструментом является матрица рисков, которая определяет характер риска в соответствии с его основными характеристиками: вероятностью наступления рискового события и степенью воздействия риска в случае его реализации.
В результате ранжирования риски, присущие проекту, распределяются по соответствующим ячейкам в матрице рисков в соответствии со следующей таблицей (табл. 26):
Таблица 26
Матрица рисков
Рисковое событие | Воздействие риска | ||||
Нематериальное | Незначительное | Умеренное | Значительное | Критическое | |
Почти невозможное | Низкий | Низкий | Низкий | Низкий | Средний |
Маловероятное | Низкий | Низкий | Средний | Средний | Средний |
Возможное | Низкий | Средний | Средний | Средний | Высокий |
Вероятное | Низкий | Средний | Средний | Высокий | Высокий |
Ожидаемое | Средний | Средний | Высокий | Высокий | Высокий |
Ключевыми рисками, которые могут оказать существенное негативное влияние на бизнес-проект, признаются риски, которые по произведению балльных оценок вероятности наступления рискового события и степени воздействия риска в случае его реализации набрали 12 баллов и более.
Соответственно проект с высоким уровнем риска оценивается в 1 балл, со средним уровнем риска - в 2 балла, и с низким уровнем риска - в 3 балла.
Таким образом, учитывая данные критерии при оценке бизнес-проектов Центром занятости, можно будет исключить проекты с высоким сроком окупаемости и с высоким уровнем риска. Так как сумма субсидии от Центра занятости составляет всего 58800 руб. для реализации крупного высоко рискового инвестиционного проекта она незначительна, то такие проекты лучше субсидировать за счет государственных грантов и льготного кредитования.
Проведем оценку бизнес-плана, представленного в приложении 7, с учетом предложенных критериев.
Срок окупаемости проекта 1,76 мес. В проекте выделено 3 риска, оценив их по выше предложенной методике, получили 13 баллов, что характеризует проект как высоко рисковый.
В табл. 27 представим бальную оценку Бизне-плана по критериям Центра занятости с учетом новых критериев.
Таблица 27
Итоговая ведомость оценки бизнес-проекта сотрудниками Центра занятости города Гаврилов-Ям
п/п | Наименование показателей оценки | Оценки членов комиссии в баллах | Средний балл по критерию | ||||
1. | Значимость вида экономической деятельности для области (оценка настоящей и будущей потребности в данном виде товаров, работ, услуг) | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | |
2. | Степень готовности бизнес-проекта к внедрению (наличие места размещения, материально-технических ресурсов, проработка вопроса организации деятельности) | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | |
3. | Наличие профессиональных знаний и квалификации | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | |
4. | Воздействие проекта на уровень занятости в муниципальном образовании, социальная оценка проекта | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | |
5. | Объем использования единовременной финансовой помощи при государственной регистрации на приобретение основных средств | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | |
6. | Срок окупаемости проекта | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | |
7. | Уровень риска проекта | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
Итоговый балл | 14 | 14 | 14 | 14 | 14 |
Итоговый балл выводится по следующей формуле (1):
сумма средних баллов по показателям оценки
Итоговый балл = -------------------------------------------------------------- (1)
число показателей оценки
Итоговый балл = 14/7 = 2,0 балла
По итогам оценки бизнес-проекта, предоставляемого в Центр занятости г. Гаврилов-Ям, с использованием новых критерием получили балл ниже ,чем балл оценки самого Центра занятости. Проект набрал 2 балла и по нему, все равно, будет принято положительное решение. Но, учитывая, что у каждого проекта вои показатели, то введение новых критериев оценки позволит ужесточить требования к бизнес-проектам предоставляемым в Центр занятости для получения субсидии, начинающим предпринимателям даст возможность более серьезно подойти к вопросу планирования бизнеса.
Это особо актуально в период сокращения финансирования программ государственной поддержки малых предприятий. Количество субсидий Центра занятости ограничено, поэтому, исключая рисковые и финансово-трудно реализуемы проекты, появится возможность дать субсидию начинающим предпринимателям, реально оценивающим сои силы.
Таким образом, исследовав процесс оценки бизне-проектов на получении субсидии Центра занятости в рамках программы содействия самозанятости населения выявили, что система оценки имеет свои недостатки. В связи с чем, предлагаем ввести дополнительные критерии оценки: срок окупаемости проекта и уровень риска.
Заключение
Малое предпринимательство в России - это сектор экономики, который создает большую часть национальных продуктов и является «питательной средой» для среднего и крупного бизнеса. Поэтому в настоящее время необходима государственная поддержка малого бизнеса.
Государство участвует в развитии малого бизнеса, регулируя его различными методами, основными из которых являются система административных и экономических методов. Основными направлениями финансово-кредитной поддержки малых предприятий являются субсидии, дотации, льготное кредитование, налоговые льготы и т.д.
Во многих странах рыночной экономики существуют особые фонды государственной поддержки малого бизнеса. Целенаправленное бюджетное финансирование осуществляется в форме безвозвратного субсидирования, через предоставление льготных займов и заключение контрактов на разработку новой продукции и технологии.