Файл: Минобрнауки россии федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 283

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Основными направлениями поддержки малого предпринимательства является финансово-кредитная поддержка инновационной деятельности, кадровое и информационное обеспечение, налоговая политика, создание эффективной законодательной базы и т.д. 

Субсидия - вид денежной безвозвратной помощи для субъектов предпринимательства, которая выдается для целевого использования (бизнеса).

Субсидии малому бизнесу могут выдаваться с целью приобретения помещения, покупки оборудования, товара для последующей продажи, покупки нематериальных активов и др. Выделенные средства обязательно должны быть направлены на развитие малого бизнеса.

Все программы помощи предпринимателям делятся на:

1) федеральные общероссийские;

2) ведомственные (от Минобрнауки, Минсельхоза, Внешэкономбанка, Минтруда);

3) региональные (с учетом направления развития региона).

В соответствии с муниципальной программой «Содействие развитию малого и среднего предпринимательства в городе Гаврилоа-Ям» на 2015 - 2017 годы, утвержденной Администрацией г. Гаврилов-Ям предусмотрено предоставление средств городского бюджета на поддержку и развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в форме[12]:

- субсидий физическим и юридическим лицам;

- оплаты товаров, работ, услуг,

- грантов начинающим субъектам малого предпринимательства горда Ярославля и на создание малой инновационной компании;

- субсидий муниципальным образованиям города, и т.д.

Так же, правительство страны разработало специальную государственную программу кредитования малого бизнеса. Реализация государственной программы в городе Гаврилов-Ям началась еще в 2008 году, и с того времени ее финансирование увеличилось в несколько раз. Благодаря данной государственной поддержке малые предприятия промышленности, предприниматели инновационных сфер, представители торгового бизнеса значительно улучшили свои финансовые показатели.

Следующим направлением финансовой поддержки малого бизнеса в России, является поддержка начинающих предпринимателей. В России предлагается государственное финансирование индивидуальных предпринимателей в специальных центрах и фондах поддержки бизнеса, а также в Центре занятости населения. Помощь Центров занятости заключается в субсидировании безработных, открывающих собственное дело, обучению новым профессиям и основам бизнеса, а также  в оказании информационных услуг.


В городе Гаврилов-Ям Центр занятости населения выделяет субсидии начинающим предпринимателям в целях содействия самозанятости и поддержки предпринимательства.

Главной целью и конечным результатом функционирования Центра занятости города Гаврилов-Ям является обеспечение максимального трудоустройства незанятого, ищущего работу трудоспособного населения и высвобождаемых работников, а также их социальная защита. Центр занятости города Гаврилов-Ям я, также оказывает услуги по организации самозанятости населения, реализует программы по поддержке предпринимательства малого и среднего бизнеса в соответствии с финансированием данных программ государством.

Для получения субсидии в Центре занятости г. Гаврилов-Ям, претенденту необходимо сначала зарегистрироваться в качестве безработного, пройти тестировании на наличие предпринимательских способностей, написать заявление на предоставление субсидии и предоставить на рассмотрение комиссии бизнес-план.

Бизнес-план должен включать следующие обязательные разделы: общая информация, конъюнктура и перспективы развития, описание услуг, маркетинг и способы продвижения услуг, организация производства, финансовый план и оценка эффективности бизнес-проекта.

Далее происходит оценка бизнес-плана и если комиссия принимает положительное решение, претенденту на субсидию необходимо зарегистрироваться в качестве ИП или ООО. Центр занятости переводит предпринимателю 58800 на сберкнижку. После квартала деятельности предпринимателю нужно будет отчитаться о расходах денежных средств, полученных от Центра занятости. Расходы должны соответствовать запланированным расходам в бизнес-плане.

По итогам исследования процесса предоставления субсидии Центром занятости города Гаврилов-Ям, в рамках программы содействия самозанятости безработных граждан, нами выявлено, что процедура принятия решения о предоставлении субсидии основана на бальной оценке по пяти критериям. Но, хотелось бы заметить, что оценка проходит по критериям, оценивающим экономическую и социальную значимость проекта, при этом не учитываются плановые показатели окупаемости деятельности и риски проекта. По нашему мнению, субсидия должна выдаваться на открытие бизнеса, который будет развиваться и существовать больше отчетного периода.



На практике, начинающий предприниматель, не имея опыта ведения бизнеса, не может учесть всех «подводных камней», просчитать все риски и дать гарантию, что бизнес будет успешным. Поэтому в процессе оценки бизнес-проектов необходимо учитывать не только значимость вида экономической деятельности опыт начинающего предпринимателя в сфере предполагаемой деятельности, но и ряд других критериев.

Предлагаем для оценки бизнес-проекта Центром занятости дополнительно использовать такие критерии как:

- срок окупаемости проекта;

- наличие рисков проекта.

Оценивать данные критерии предлагаем так же по 3х бальной шкале оценок.

По итогам оценки бизнес-проекта, предоставляемого в Центр занятости г. Гаврилов-Ям, с использованием новых критерием получили балл ниже, чем балл оценки самого Центра занятости. Проект набрал 2 балла и по нему, все равно, будет принято положительное решение. Но, учитывая, что у каждого проекта вои показатели, то введение новых критериев оценки позволит ужесточить требования к бизнес-проектам предоставляемым в Центр занятости для получения субсидии, начинающим предпринимателям даст возможность более серьезно подойти к вопросу планирования бизнеса.

Это особо актуально в период сокращения финансирования программ государственной поддержки малых предприятий. Количество субсидий Центра занятости ограничено, поэтому, исключая рисковые и финансово-трудно реализуемы проекты, появится возможность дать субсидию начинающим предпринимателям, реально оценивающим сои силы.

Таким образом, исследовав процесс оценки бизне-проектов на получении субсидии Центра занятости в рамках программы содействия самозанятости населения выявили, что система оценки имеет свои недостатки. В связи с чем, предлагаем ввести дополнительные критерии оценки: срок окупаемости проекта и уровень риска.

Проведя исследование финансово-кредитных методов государственной поддержки малого бизнеса выявили, что основными ее направлениями являются:

- государственное субсидирование малого бизнеса:

- поддержка начинающих предпринимателей Центром занятости;

- льготное кредитование малого бизнеса.

Все вышеперечисленные программы реализуются в городе Гаврилов-Ям.

По данным Отдела статистики по Ярославской области выявили
, что в городе Гаврилов-Ям в 2014 и 2015 году наблюдается сокращение численности малых предприятий, так же, снижение количества предприятий получивших микрозаймы по системе льготного кредитования. Это связано с финансовым кризисом в стране и с сокращением финансирования. При этом программа по предоставлению услуги самозанятости населению, с каждым годом становится все популярнее и число граждан получивших услугу увеличивается.

К сожалению, государственная помощь от Центра занятости минимальна, и на развитие более или менее серьезного дела ее недостаточно. Процесс субсидирования малых предприятий требует постоянного развития и совершенствования.

Нами выделен ряд общих проблем в области государственной поддержки малого бизнеса в городе Гаврилов-Ям:

-не сформированы и не работают инструменты финансовой поддержки начинающих предпринимателей, опытных предпринимателей в части субсидирования затрат по договорам лизинга и затрат на технологическое присоединение (хотя такие инструменты заявлены),

-отсутствует последующее сопровождение и мониторинг «грантовых» проектов.

- не полностью развит и используется институт микрокредитования.

- отсутствует возможность получения кредитных ресурсов на цели развития и расширения бизнеса (долгосрочные кредиты на 3 – 5 лет объемом до 3 – 5 млн. руб.), субсидирования процентной ставки, которые в последующем могут быть объединены в комплексную программу льготного кредитования.

Далее нами предложены мероприятия по развитию малого бизнеса в г. Гаврилов-Ям:

- создание муниципальных техно-парков на базе неработающих предприятий или заводов;

- развитие наукоемких технологий в городе: поощрений малых предпринимателей, занимающихся инновационной деятельностью;

- «Специальные» группы клиентов программ государственной поддержки: малый бизнес для женщин; для пенсионеров; для студентов;

- финансовая поддержка: налоговое послабление, льготные кредиты, финансирование специальных направлений;

- поощрение диалога малого бизнеса и власти;

- проведение конкурса «Молодой предприниматель г. Гаврилов-Ям».

Список использованной литературы
Нормативно-правовые материалы1

  1. Конституция Российской Федерации. От 12.12.1993г. (с учетом поправок, внесенных Законом РФ о поправках к Конституции РФ N 11-ФКЗ от 21.07.2014).

  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (в ред. от 29.12.2015).

  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая и вторая) от 30.11.1994. №51-ФЗ (в ред. от 13.07.2015).

  4. Налоговый кодекс РФ, часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ. (в ред. от 29.12.2015).

  5. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ (в ред. от 13.07.2015).

  6. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ (в ред. от 29.12.2015).

  7. Об обществах с ограниченной ответственностью. Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 29.06.2015).

  8. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 28.11.2015).

  9. О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства. Постановление Правительства РФ от 13.07.2015 N 702.

  10. О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства в 2015 году. Постановление Правительства РФ от 30.12.2014 N 1605 (ред. от 26.12.2015).

  11. Областная целевая программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства Ярославской области на 2013 - 2015 годы. Постановление правительства Ярославской области от 07.12.2012 N 1387-п. (в ред. от 9.11.2015).

  12. Об утверждении муниципальной программы «Содействие развитию малого и среднего предпринимательства в городе Гаврилов-Ям» на 2015 - 2017 годы. Постановление Администрации города Гаврилов-Ям от 00.00.2014 N 0000.