ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 790
Скачиваний: 59
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
14 нения. 10. Документ (список сотрудников предприятия, в котором указаны соответствующие каждому сотруднику должности и обязанности. По вертикали
1. Процесс (работа, связанный с научными исследованиями, разработкой новых товаров, услуги их освоением. 7. Место (роль) каждого сотрудника предприятия, назначаемое руководителем. 8. Должностной документ, определяющий порядок деятельности специалиста в соответствии с обязанностями, соответствующими занимаемой должности. Ответы нас. Задание 5.5 Цель задания деловая игра по формированию рабочих групп. Содержание задания формирование рабочих групп с учетом неформальной структуры коллектива. Цель деловой игры на основе максимального учета направленности межличностных связей между отдельными участниками деловой игры следует создать равноценные по работе группы. Деловая настоящая игра носит несамостоятельный характера является одним из предварительных этапов любой формы проведения практических занятий по курсу менеджмента, где необходимы групповые, а не индивидуальные действия. Ее нельзя проводить по отношению к условным группам, те. общности, включающей субъекты, которые не имели до этого прямых или косвенных взаимоотношений друг с другом. Функции руководителя деловой игры руководитель деловой игры должен ознакомить ее участников со сценариями их действий. В дальнейшем он является основным лицом, анализирующим поступающую информацию и доводящий свое решение до участников деловой игры. Порядок проведения деловой игры в случае необходимости руководитель деловой игры объясняет ее участникам содержание следующих понятий. Рабочая группа — ограниченная в размерах группа людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков, которые существенно важны для ее последующего функционирования. Неформальная группа — группа людей, не имеющая юридически фиксированного статуса, добровольно объединенная на основе интересов, дружбы и симпатий либо на основе прагматичной пользы. Межличностные связи — субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. Вернуться в каталог учебников http://
учебники.информ2000.рф/uchebniki.shtml
В дальнейшем руководитель деловой игры определяет способ передачи необходимой информации и форму фиксации итогов ее анализа для участников деловой игры. Этапы деловой игры Этап 1. Ранжирование участников деловой игры по степени выраженности у них качеств, необходимых для успешного проведения совместной деятельности.
1.1. Руководитель деловой игры предлагает каждому ее участнику анонимно в письменной форме назвать пофамильно определенное число (N) человек, обладающих в наибольшей степени необходимыми качествами (желательно от 4 до 6 человек. Эти лица должны быть в анкете расположены в порядке убывания у них данных качеств.
1.2. За первое место в индивидуальном списке каждый участник получает N баллов, за второе N – 1 и т.д.
1.3. Баллы, полученные каждым участником во всех анкетах, суммируются.
1.4. По сумме набранных баллов все участники деловой игры ранжируются по местам. При равном числе набранных баллов ранг индивидуума устанавливается произвольно руководителем деловой игры (лучше по алфавитному принципу.
1.5. Ранжированный список участников деловой игры в любой форме доводится до каждого ее участника.
1.6. В ранжированном списке выделяются группы 1, 2, …, L, где
L — число рабочих групп, которые необходимо сформировать по условию деловой игры. Группы должны быть равные по численности. При наличии неделимого остатка из него формируется последняя по выделяемому качеству группа меньшей численности. Этап 2. Формирование рабочих групп.
2.1. Лица, попавшие в первую группу, являются центром формирования рабочих групп. При этом каждой группе изначально присваивается число баллов, полученное в результате опроса ее первым членом.
2.2. Из числа лиц, попавших во вторую по рангу группу, первые члены рабочих групп выбирают себе партнера. Преимущественное право в выборе имеют группы с меньшем числом баллов у их лидера. Согласия участника из второй по рангу группы с выбором не требуется. Баллы двух членов рабочих групп суммируются и используются в дальнейшем для определения приоритетов при выборе третьего члена группы.
2.3. Аналогично п. 2.2 проводится выбор третьего партнера.
2.4. Выбор остальных членов рабочей группы производится по схеме, описанной в п. 2.2, до тех пор, пока все участники деловой игры не будут распределены.
2.5. После окончания распределения участников деловой игры по рабочим группам ее руководитель не должен разрешать переме-
Вернуться в каталог учебников http://
учебники.информ2000.рф/uchebniki.shtml
1.1. Руководитель деловой игры предлагает каждому ее участнику анонимно в письменной форме назвать пофамильно определенное число (N) человек, обладающих в наибольшей степени необходимыми качествами (желательно от 4 до 6 человек. Эти лица должны быть в анкете расположены в порядке убывания у них данных качеств.
1.2. За первое место в индивидуальном списке каждый участник получает N баллов, за второе N – 1 и т.д.
1.3. Баллы, полученные каждым участником во всех анкетах, суммируются.
1.4. По сумме набранных баллов все участники деловой игры ранжируются по местам. При равном числе набранных баллов ранг индивидуума устанавливается произвольно руководителем деловой игры (лучше по алфавитному принципу.
1.5. Ранжированный список участников деловой игры в любой форме доводится до каждого ее участника.
1.6. В ранжированном списке выделяются группы 1, 2, …, L, где
L — число рабочих групп, которые необходимо сформировать по условию деловой игры. Группы должны быть равные по численности. При наличии неделимого остатка из него формируется последняя по выделяемому качеству группа меньшей численности. Этап 2. Формирование рабочих групп.
2.1. Лица, попавшие в первую группу, являются центром формирования рабочих групп. При этом каждой группе изначально присваивается число баллов, полученное в результате опроса ее первым членом.
2.2. Из числа лиц, попавших во вторую по рангу группу, первые члены рабочих групп выбирают себе партнера. Преимущественное право в выборе имеют группы с меньшем числом баллов у их лидера. Согласия участника из второй по рангу группы с выбором не требуется. Баллы двух членов рабочих групп суммируются и используются в дальнейшем для определения приоритетов при выборе третьего члена группы.
2.3. Аналогично п. 2.2 проводится выбор третьего партнера.
2.4. Выбор остальных членов рабочей группы производится по схеме, описанной в п. 2.2, до тех пор, пока все участники деловой игры не будут распределены.
2.5. После окончания распределения участников деловой игры по рабочим группам ее руководитель не должен разрешать переме-
Вернуться в каталог учебников http://
учебники.информ2000.рф/uchebniki.shtml
16 щение лиц из группы в группу. В противном случае (при увеличении внутригрупповой сплоченности) усилится вариация объектов по степени эффективности их действий. В условиях конкурентного характера последующего взаимодействия рабочих групп (деловые игры, семинары и т.п.) это может снизить улиц, изучающих курс менеджмента, интерес к проведению практических занятий, ибо достаточно точно можно будет прогнозировать и победителей, и проигравших. Задание 5.6 Цель задания деловая игра по созданию концепции предприятия. Содержание задания создание концепции предприятия. Цель деловой игры настоящая деловая игра преследует цель закрепить на практике теоретические положения, усвоенные студентами при изучении дисциплины Менеджмент. Практические навыки, выработанные в процессе игры, помогут студентам вдаль- нейшем при разработке стратегии предприятия, при определении сегментов рынка и поиске своей ниши на рынке товаров и услуг на этапе организации предприятия, а также при осуществлении диверсификации деятельности уже работающей фирмы при решении задачи конкурентоспособности предприятия на несколько лет вперед. Условия проведения деловой игры группа студентов (слушателей) делится на подгруппы по 3—5 человек. Каждая подгруппа имитирует управленческий аппарат (штаб, занимающийся вопросами стратегического планирования в составе директора и его заместителей, например по коммерции, маркетингу, снабжению, общим вопросам. Каждый участник игры занимается вопросами стратегического планирования соответственно выполняемой функции на предприятии, советуясь с остальными участниками подгруппы для выработки общего решения. Не рекомендуется количество участников подгруппы менее трех человек, так как в данном случае трудно приобрести навыки необходимого общения, проверки правильности своей версии по планированию направления хозяйственной деятельности фирмы. Каждая подгруппа на основе выработанного в ней общего мнения выступает как единый разработчик стратегии предприятия. В конце деловой игры разработанная стратегия каждой подгруппой оценивается на конкурентоспособность студентами всей группы совместно с преподавателем. Высказываются положительные и отрицательные мнения студентов (сточки зрения будущих потребителей услуг. Стратегия может быть доработана и представлена снова. Для проведения деловой игры в течение одного учебного дня (с проведением экспертизы проектов) не рекомендуется создавать количество подгрупп более четырех. Вернуться в каталог учебников http://
учебники.информ2000.рф/uchebniki.shtml
Функции руководителя деловой игры руководитель деловой игры должен ознакомить участников с условиями и этапами игры, порядком оформления выступления по разработанной стратегии. В дальнейшем он контролирует время выполнения этапов, разъясняет участникам игры отдельные моменты деловой игры, разрешает спорные вопросы, поясняет действие внешней среды по отношению к предприятию, предупреждает вынесение неправильных решений. Обязательным в поведении руководителя деловой игры является рекомендательный характер его действий. Вовремя игры участники могут пользоваться стандартами по классификации предприятий той или иной сферы услуг, другими инструкциями и рекомендациями. Для лучшего проведения игры руководитель должен заранее рекомендовать участникам необходимую литературу. Желательно организовать посещение лучших предприятий отрасли, успешно выполняющих свою стратегию развития, имеющих четко выраженную концепцию фирмы. Порядок проведения деловой игры сфера деятельности и условия функционирования предприятий задаются руководителем. Руководитель игры с целью создания дополнительной конкуренции между предприятиями может оговаривать месторасположения фирм, определять группу потребителей и т.д. Ниже приведены этапы проведения игры, очередность которых может быть изменена пожеланию игроков. Этапы деловой игры
1. Разработка планировки предприятия и его интерьера.
2. Выбор материала для строительства здания фирмы и оформления интерьера.
3. Выбор места расположения предприятия.
4. Учет культурных традиций региона.
5. Выбор сегмента потребителей услуг.
6. Перечень услуг, предоставляемых предприятием (ожидание клиента.
7. Тип связи с потребителем. Описание действий участников деловой игры при выполнении отдельных этапов Этап 1. Разработка планировки предприятия и его интерьера. На данном этапе необходимо определить тип предприятия, его размеры, количество торговых залов, этажность, планировку предприятия необходимо обсудить оборудование предприятия и мебель, расстановку, технологию продажи товаров и т.п. Этап 2. Выбор материала для строительства здания фирмы и оформления интерьера. Вернуться в каталог учебников http://
учебники.информ2000.рф/uchebniki.shtml
1. Разработка планировки предприятия и его интерьера.
2. Выбор материала для строительства здания фирмы и оформления интерьера.
3. Выбор места расположения предприятия.
4. Учет культурных традиций региона.
5. Выбор сегмента потребителей услуг.
6. Перечень услуг, предоставляемых предприятием (ожидание клиента.
7. Тип связи с потребителем. Описание действий участников деловой игры при выполнении отдельных этапов Этап 1. Разработка планировки предприятия и его интерьера. На данном этапе необходимо определить тип предприятия, его размеры, количество торговых залов, этажность, планировку предприятия необходимо обсудить оборудование предприятия и мебель, расстановку, технологию продажи товаров и т.п. Этап 2. Выбор материала для строительства здания фирмы и оформления интерьера. Вернуться в каталог учебников http://
учебники.информ2000.рф/uchebniki.shtml
18 На этом этапе надо выбрать тип материала для здания предприятия и для оформления интерьера. Надо обратить внимание на то, чтобы стоимость материала соответствовала общей концепции, рекомендуемой в общепринятых стандартах по классификации предприятий. Этап 3. Выбор месторасположения предприятия. Этап очень важен для дальнейшего успешного функционирования предприятия, так как торговля и сфера услуг имеют свою особенность. Отдельную услугу или комплекс услуг обычно нельзя транспортировать. Клиент сам посещает предприятие для потребления услуг. Поэтому, если место выбрано не очень удачно, у предприятия могут возникнуть проблемы со сбытом товаров и услуг. Необходимо не только указать месторасположения, но и уточнить возможности передвижения потребителей, наличие авиа- и железнодорожных линий, близких маршрутов городского транспорта и т.д. Большое значение имеет окружение предприятия наличие других предприятий торговли и сферы услуг, экологическая обстановка, шум. Не рекомендуется размещать предприятия, главной целью которых является предоставление клиентам комплекса услуг, включая полноценный отдых, тишину и спокойствие, вблизи автостоянок, бензоколонок, ремонтных мастерских и т.д. Другим отрицательным примером может быть размещение крупных предприятий торговли и питания, рассчитанных на одновременный прием большого количества покупателей и посетителей при кратких сроках обслуживания, в жилых массивах, вдали от основного потока потребителей. Этап 4. Учет культурных традиций региона. Для создания особой обстановки внутри предприятия, отличительной его особенности возникает необходимость подчеркнуть местные традиции и привычки населения региона соответствующим оформлением интерьера, предоставлением комплекса услуг, учитывающих местную культуру. Этап 5. Выбор сегмента потребителей услуг. На этом этапе окончательно уточняется тип клиента, его потребности и желания, уровень развития спроса, его сезонности, возможность расширения рынка за счет другого сегмента и т.д. Этап 6. Перечень услуг, предоставляемых предприятием (ожидание клиента. На данном этапе окончательно согласовывается перечень услуг, возможность предоставления комплексного (интегрированного) продукта, режим работы предприятия, уровень качества обслуживания, устанавливаются примерные цены на товары и услуги. Впер- вую очередь необходимо обратить внимание на качество товаров, способы их реализации, на организацию реализации услуг. Важно также продумать возможности изменения перечня услуг, диверсификации деятельности при неблагоприятной конъюнктуре. Вернуться в каталог учебников http://
учебники.информ2000.рф/uchebniki.shtml
Этап 7. Тип связи с потребителем. При создании нового предприятия необходимо предоставить потребителю нужную информацию. Важное значение приобретает правильно подобранное название предприятия, его эмблема, марка продукта, наружное оформление здания, вывеска и т.д. Необходимо также продумать рекламу фирмы, способы ее подачи и средство рекламы. Главное, чтобы реклама была краткой, ясной, достоверной, способствовала привлечению внимания, побуждала к определенному действию, имела строгую направленность на своего потребителя. При достаточно эффективном способе реализации товаров и услуг напрямую потребителю необходимо указать взаимосвязь с посредническими организациями, которые осуществляют связь с потребителем по месту его проживания, работы и т.д. Окончательное оформление концепции развития предприятия На этом этапе участники игры готовятся к выступлению (презентации своего предприятия) перед аудиторией, стараются сообщить только самое ценное, заслуживающее интерес. Участникам игры желательно выразить концепцию своего предприятия в нескольких словах и пояснить их (миссия предприятия. После выполнения всех этапов каждая из подгрупп выступает перед группой со своей стратегией развития предприятия. По некоторым разделам концепции руководитель или участники игры могут задавать выступающим вопросы, требующие пояснения. Затем проводится выбор лучшей концепции развития предприятия из альтернативных вариантов. По каждому из показателей выставляются оценки по пятибалльной системе. Полученная оценка умножается на соответствующий ей коэффициент значимости уточнение оценок, представленный в следующей таблице
№ п/п Показатель Коэффициент значимости
1 2 3
1 Насколько удачно выбрано месторасположения предприятия
6 2 Насколько удачно учитываются культурные традиции местности
4 3 Соответствуют ли примерные затраты на строительство (или аренду) здания и оформление интерьера его категории и ценам на товары и услуги
3 Вернуться в каталог учебников http://
учебники.информ2000.рф/uchebniki.shtml
№ п/п Показатель Коэффициент значимости
1 2 3
1 Насколько удачно выбрано месторасположения предприятия
6 2 Насколько удачно учитываются культурные традиции местности
4 3 Соответствуют ли примерные затраты на строительство (или аренду) здания и оформление интерьера его категории и ценам на товары и услуги
3 Вернуться в каталог учебников http://
учебники.информ2000.рф/uchebniki.shtml
20 1 2 3
4 Насколько точно соответствуют ключевые слова (если есть) общей стратегии предприятия
5 5 Соответствует ли тип предприятия выбранному сегменту потребителей
3 6 Насколько эффективно выбраны средства рекламы, эмблемы, марки и т.д.?
4 7 Соответствует ли перечень предоставляемых услуг типу предприятия и ожиданиям клиента
4 8 Насколько вероятно, что работа предприятия сразу же привлечет внимание потенциальных потребителей
3 Лучшая концепция развития предприятия выбирается по максимальному значению суммы уточненных оценок. Задание 5.7 Цель задания контроль знаний по теме Организация как система управления. Содержание задания из предложенных ответов на поставленные вопросы выберите один наиболее полный и правильный, по вашему мнению, ответ.
1. Организационная наука А. Наука, изучающая основные принципы, законы и закономерности природы и общества. Б. Наука о принципах, законах и закономерностях создания, развития и функционирования организаций. В. Наука о количественных соотношениях и качественных характеристиках объектов окружающего мира.
2. Организация как социальное явление А. Группа людей, объединившихся для достижения определенной цели в области производства товаров, услуг, информации и знаний. Б. Большая группа разных людей, собравшихся для проведения митинга. В. Частный предприниматель, ведущий самостоятельную коммерческую деятельность.
3. Организационная система А. Сотрудник, выполняющий работу в соответствии с полученным от руководителя заданием. Б. Единое образование из взаимодействующих между собой звеньев, предназначенное для целенаправленной деятельности. Вернуться в каталог учебников http://
учебники.информ2000.рф/uchebniki.shtml