Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 118
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таблица 17 Оценка особенностей артикуляционной моторики
Уровни навыков | Баллы | Описание сформированности компонента речевого развития |
Высокий | 5 | все движения доступны, выполнение точное, объем полный, тонус нормальный, темп хороший, переключаемость ненарушена. |
Выше среднего | 4 | все движения доступны, объем полный, тонус нормальный, темп выполнения и переключаемость несколько замедлены, 1–2 движения выполняются со второй попытки. |
Средний | 3 | движения выполняет, темп выполнения и переключаемость снижена, объем движений неполный, отмечается длительный поиск позы во многих заданиях, истощаемость, напряженное удержание позы, требуются повторные показы движений |
Ниже среднего | 2 | наблюдается быстрая истощаемость, вялость или чрезмерное напряжение языка, тремор, сопутствующие движения, гиперсаливация, некоторые движения не удаются. |
Низкий уровень | 1 | невыполнение, отказ от деятельности |
Таким образом, используя разработанный протокол обследования психологической базы навыка чтения у младших школьников, а также подобранный к нему иллюстративный материал и на основании составленной системы оценки была проведена диагностика для выявления недостаточно сформированных или несформированных компонентов, на основе которых происходит формирование полноценного навыка чтения.
Обследование детей проходило в индивидуальной форме во время дополнительных занятий. На каждого ребенка был распечатан протокол исследования, где и фиксировались все результаты (Приложение 3). После проведения диагностики все результаты были проанализированы в соответствии с разработанной системой оценки.
Результаты диагностики отображены в таблице 18
Таблица 18 Результаты диагностики констатирующего этапа педагогического эксперимента
№ | Имя фамилия | Оценочные показатели в баллах | Уровень развития | ||||
53-65 | 40-52 | 27-39 | 14-26 | 1-13 | |||
1 | Алина Ц. | | | 38 | | | средний |
2 | Данил В. | | | | 25 | | ниже среднего |
3 | Ева К. | 62 | | | | | высокий |
4 | Женя К. | | | 30 | | | средний |
5 | Игорь С. | | | | | 13 | низкий |
6 | Кирилл Р. | 59 | | | | | высокий |
7 | Лена Б. | | 47 | | | | выше среднего |
8 | Лера М. | | | 34 | | | средний |
9 | Максим П. | | | 31 | | | средний |
10 | Платон З. | 56 | | | | | высокий |
11 | СаянаЧ. | | 51 | | | | выше среднего |
12 | Сережа И. | | | | | 12 | низкий |
Проанализировав полученные результаты, можно сделать следующие выводы: двое детей (Игорь С. и Сережа И.), это 17% от общего количества детей, у которых отмечаются самые низкие показатели, у них хотя бы по одному компоненту стоит средний уровень развития. У 2 учащихся (12%) были получены самые высокие результаты. У 25% учащихся отмечается уровень выше среднего, у 17% учащихся средние показатели, и у 24 % детей показатели ниже среднего.
Представим результаты констатирующего эксперимента графически на рис. 3 в виде гистограммы.
Рис. 3 Результаты I и II этапа диагностики констатирующего этапа опытно-практической работы.
Среди всех компонентов наибольшую несформированность в целом по классу можно наблюдать у таких компонентов как: внимание, графомоторные навыки, фонематический слух и фонематический анализ, грамматический строй речи. Что касается мотивации к занятиям, к школьному обучению в целом по группе, то она также снижена и находится на среднем уровне. У 3 детей в классе (25%) имеются не автоматизированные звуки, как правило это звуки «р−р’», у одного ребенка (8%) не автоматизированы звуки «л−л’». У двоих детей отмечаются нарушения звукопроизношения, искаженное произнесение звуков, обусловленное стертой дизартрией.
Таким образом, в рамках дальнейшего исследования была выделена группа детей, имеющая низкие показатели сформированности компонентов, необходимых для полноценного формирования навыка чтения в 1 классе, а именно: Сережа И., Игорь С., Данил В., Женя К., Лера М..
Этим детям должна быть рекомендована консультация логопеда, а также коррекционные занятия по развитию фонематического восприятия, звуковому анализу, развитию связной речи. Выявленные 42% детей в классе попадают в группу риска. В случае оказания своевременной коррекционно-развивающей помощи, возможно, предупредить у данной группы детей появление в дальнейшем стойких специфических ошибок при чтении и на письме. В рамках нашего исследования будем использовать комплекс коррекционных занятий, направленных на предупреждение имеющихся нарушений навыков чтения у учащихся первого класса.
2.2. Апробация системы занятий по коррекции дислексии
На втором этапе опытно-практической работы проводился формирующий эксперимент с группой детей в составе из 5 человек, имеющих низкие показатели сформированности речевых и познавательных компонентов.
Цель формирующего эксперимента – апробация выдвинутой гипотезы на практике, а именно профилактическая работа по предупреждению и коррекции дислексии у младших школьников будет эффективной при следующих условиях:
1) при проведении комплексной диагностики и выявлении несформированных компонентов речевых и познавательных процессов, на основе которых происходит формирование полноценного навыка чтения;
2) при использовании комплексной системы логопедической работы, которая включает в себя:
− разработку перспективного планирования занятий;
− составление планов индивидуальной работы для учащихся, имеющих низкий уровень сформированности речевых и психических компонентов, на основе которых происходит формирование полноценного навыка чтения;
− включение элементов коррекционно-логопедических заданий в учебный процесс;
− повышение уровня школьной мотивации у учащихся первых классов.
Для решения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1) применить систему логопедической работы по предупреждению трудностей в формировании процесса чтения у младших школьников;
2) подобрать дидактический материал для коррекции неречевых психических функций, необходимых для формирования полноценного навыка чтения;
3) провести занятия с детьми, имеющими различные трудности в формировании процесса чтения.
4) составить план работы, по коррекции речевых функций, необходимых для формирования полноценного навыка чтения для детей с низким уровнем сформированности психологической базы чтения.
Опираясь на теоретическое исследование подходов к изучению проблемы нарушения чтения у детей младшего школьного возраста и проведенное диагностическое обследование детей, обучающихся в первом классе, нами была подобрана система коррекционной работы по предупреждению трудностей в формировании процесса чтения.
Теоретической основой предлагаемой системы являются идеи Р.И. Лалаевой, Л.Н. Ефименковой по проблемам формирования и преодоления нарушений процесса чтения у детей.
При составлении комплексной системы коррекционной работы использованы:
– системы коррекционной работы на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях, предложенные в работах И.Н. Садовниковой, В.И. Городиловой, М.З. Кудрявцевой, Л.Н. Ефименковой, Л.Г. Мисаренко;
– система работы со слоговыми таблицами А.Н. Корнева;
– система психологических упражнений и заданий, предложенная С.Н. Костроминой и Л.Г. Нагаевой;
– система заданий, направленных на совершенствование дикции и выразительности чтения, предложенная Л.М. Козыревой.
Использование разработанной системы предполагает:
– определение тематики и содержания коррекционно-развивающих занятий для получения положительной динамики в коррекции процесса чтения;
– отбор и систематизацию материала для разработки коррекционно-развивающих занятий.
Разработанная система предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста, обучающимися по общеобразовательной базовой программе и имеющими следующие особенности в формировании процесса чтения:
– временная затянутость ступеней становления навыка чтения и трудность перехода на более высокую ступень;
– наличие трудностей при чтении, обусловленных несформированностью психологической базы чтения;
– замедленный темп чтения.
Система коррекционной работы включает в себя четыре раздела:
-
обследование психологической базы навыка чтения у младших школьников; -
формирование неречевых психических функций, участвующих в процессе чтения; -
коррекция несовершенного навыка чтения; -
совершенствование навыка чтения.
В процессе планирования учебных занятий по подобранной системе коррекционной работы необходимо учитывать индивидуально-личностные особенности и уровень речевого развития каждого ребенка, более глубоко рассматривать индивидуальное планирование занятий. Принципы, заложенные в систему коррекционной работы:
– единство диагностики, коррекции и развития;
– этиопатогенетический подход к анализу причин нарушений речи;
– доступность;
– комплексность коррекционного воздействия.
– дифференцированный индивидуальный подход.
Результативность разработанной системы мы планируем определить по итогам сравнительного анализа данных первичного диагностического обследования и состояния навыка чтения на заключительном этапе.
В соответствии с разработанной системой работы, занятия по коррекции чтения с группой проводились два раза в неделю. Каждая тема отрабатывалась несколько занятий, в зависимости от степени усвоения речевого материала. Наиболее трудными для усвоения оказались задания, направленные на развитие словесно-логического мышления, а именно дети затруднялись в установлении логических связей между словами, объяснении смысла пословиц и фразеологизмов, чтении текстов с пропущенными словами. На отработку данного материала было увеличено количество занятий вдвое.
Реализуя принципы доступности и индивидуального подхода
, дидактический материал предъявлялся как аудиально, так и визуально, то есть отрабатывался традиционным способом посредством предметных, сюжетных картинок, многократного повторения речевого материала, так и с помощью различных дидактических и лексико-грамматических игр, индивидуальных карточек на печатной основе. Система логопедической работы по преодолению трудностей в формировании процесса чтения у младших школьников представлена в табл. 18,19,20, 21.
Таблица 18. Диагностика
Тема | Кол-во часов | Содержание работы | Виды работ |
Исследование состояния устной речи | 1 час | исследование звукопроизношения; исследование фонематического восприятия; исследование звукового и слогового анализа, синтеза представлений; исследование грамматического строя речи; исследование словарного запаса; исследование связной речи | отраженная речь; ответы на вопросы; выделение звуков из слогов, слов; деление слов на слоги; составление рассказа по картинке и серии сюжетных картинок; пересказ текста. |
Исследование состояния начальных навыков чтения | 1 час | выявление знания печатных и прописных букв; исследования навыка чтения слогов; исследования навыков языкового синтеза | нахождения заданных печатных и прописных букв среди других; чтение слоговых таблиц; составление слов из разрезной азбуки. |
Тема | Кол-во часов | Содержание работы | Виды работ |
Исследование состояния неречевых психических функций | 1 час | исследование состояния зрительных функций (внимания, памяти, поля зрения); исследование состояния мышления; исследование состояния зрительно-моторной координации; исследование состояния графомоторных навыков; исследование состояния природного темпа деятельности и мотивации учения | графические диктанты; методика «Оперативная память», «Запомни пару»; диагностические методики на изучение концентрации, устойчивости, переключаемости и объема внимания; диагностические методики на изучение наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления. анкетирование, для определения школьной мотивации. |