Файл: Дислексия у детей младшего школьного возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 118

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таблица 17 Оценка особенностей артикуляционной моторики

Уровни навыков

Баллы

Описание сформированности компонента речевого развития

Высокий

5

все движения доступны, выполнение точное, объем полный, тонус нормальный, темп хороший, переключаемость ненарушена.

Выше среднего

4

все движения доступны, объем полный, тонус нормальный, темп выполнения и переключаемость несколько замедлены, 1–2 движения выполняются со второй попытки.

Средний

3

движения выполняет, темп выполнения и переключаемость снижена, объем движений неполный, отмечается длительный поиск позы во многих заданиях, истощаемость, напряженное удержание позы, требуются повторные показы движений

Ниже среднего

2

наблюдается быстрая истощаемость, вялость или чрезмерное напряжение языка, тремор, сопутствующие движения, гиперсаливация, некоторые движения не удаются.

Низкий уровень

1

невыполнение, отказ от деятельности

Таким образом, используя разработанный протокол обследования психологической базы навыка чтения у младших школьников, а также подобранный к нему иллюстративный материал и на основании составленной системы оценки была проведена диагностика для выявления недостаточно сформированных или несформированных компонентов, на основе которых происходит формирование полноценного навыка чтения.

Обследование детей проходило в индивидуальной форме во время дополнительных занятий. На каждого ребенка был распечатан протокол исследования, где и фиксировались все результаты (Приложение 3). После проведения диагностики все результаты были проанализированы в соответствии с разработанной системой оценки.

Результаты диагностики отображены в таблице 18

Таблица 18 Результаты диагностики констатирующего этапа педагогического эксперимента




Имя

фамилия

Оценочные показатели в баллах

Уровень развития

53-65

40-52

27-39

14-26

1-13

1

Алина Ц.







38







средний

2

Данил В.










25




ниже среднего

3

Ева К.

62













высокий

4

Женя К.







30







средний

5

Игорь С.













13

низкий

6

Кирилл Р.

59













высокий

7

Лена Б.




47










выше среднего

8

Лера М.







34







средний

9

Максим П.







31







средний

10

Платон З.

56













высокий

11

СаянаЧ.




51










выше среднего

12

Сережа И.













12

низкий


Проанализировав полученные результаты, можно сделать следующие выводы: двое детей (Игорь С. и Сережа И.), это 17% от общего количества детей, у которых отмечаются самые низкие показатели, у них хотя бы по одному компоненту стоит средний уровень развития. У 2 учащихся (12%) были получены самые высокие результаты. У 25% учащихся отмечается уровень выше среднего, у 17% учащихся средние показатели, и у 24 % детей показатели ниже среднего.

Представим  результаты констатирующего эксперимента графически на рис. 3 в виде гистограммы.



Рис. 3 Результаты I и II этапа диагностики констатирующего этапа опытно-практической работы.

Среди всех компонентов наибольшую несформированность в целом по классу можно наблюдать у таких компонентов как: внимание, графомоторные навыки, фонематический слух и фонематический анализ, грамматический строй речи. Что касается мотивации к занятиям, к школьному обучению в целом по группе, то она также снижена и находится на среднем уровне. У 3 детей в классе (25%) имеются не автоматизированные звуки, как правило это звуки «р−р’», у одного ребенка (8%) не автоматизированы звуки «л−л’». У двоих детей отмечаются нарушения звукопроизношения, искаженное произнесение звуков, обусловленное стертой дизартрией.

Таким образом, в рамках дальнейшего исследования была выделена группа детей, имеющая низкие показатели сформированности компонентов, необходимых для полноценного формирования навыка чтения в 1 классе, а именно: Сережа И., Игорь С., Данил В., Женя К., Лера М..

Этим детям должна быть рекомендована консультация логопеда, а также коррекционные занятия по развитию фонематического восприятия, звуковому анализу, развитию связной речи. Выявленные 42% детей в классе попадают в группу риска. В случае оказания своевременной коррекционно-развивающей помощи, возможно, предупредить у данной группы детей появление в дальнейшем стойких специфических ошибок при чтении и на письме. В рамках нашего исследования будем использовать комплекс коррекционных занятий, направленных на предупреждение имеющихся нарушений навыков чтения у учащихся первого класса.


2.2. Апробация системы занятий по коррекции дислексии
На втором этапе опытно-практической работы проводился формирующий эксперимент с группой детей в составе из 5 человек, имеющих низкие показатели сформированности речевых и познавательных компонентов.

Цель формирующего эксперимента – апробация выдвинутой гипотезы на практике, а именно профилактическая работа по предупреждению и коррекции дислексии у младших школьников будет эффективной при следующих условиях:



1) при проведении комплексной диагностики и выявлении несформированных компонентов речевых и познавательных процессов, на основе которых происходит формирование полноценного навыка чтения;

2) при использовании комплексной системы логопедической работы, которая включает в себя:

− разработку перспективного планирования занятий;

− составление планов индивидуальной работы для учащихся, имеющих низкий уровень сформированности речевых и психических компонентов, на основе которых происходит формирование полноценного навыка чтения;

− включение элементов коррекционно-логопедических заданий в учебный процесс;

− повышение уровня школьной мотивации у учащихся первых классов.

Для решения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

1) применить систему логопедической работы по предупреждению трудностей в формировании процесса чтения у младших школьников;

2) подобрать дидактический материал для коррекции неречевых психических функций, необходимых для формирования полноценного навыка чтения;

3) провести занятия с детьми, имеющими различные трудности в формировании процесса чтения.

4) составить план работы, по коррекции речевых функций, необходимых для формирования полноценного навыка чтения для детей с низким уровнем сформированности психологической базы чтения.

Опираясь на теоретическое исследование подходов к изучению проблемы нарушения чтения у детей младшего школьного возраста и проведенное диагностическое обследование детей, обучающихся в первом классе, нами была подобрана система коррекционной работы по предупреждению трудностей в формировании процесса чтения.

Теоретической основой предлагаемой системы являются идеи Р.И. Лалаевой, Л.Н. Ефименковой по проблемам формирования и преодоления нарушений процесса чтения у детей.

При составлении комплексной системы коррекционной работы использованы:

– системы коррекционной работы на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях, предложенные в работах И.Н. Садовниковой, В.И. Городиловой, М.З. Кудрявцевой, Л.Н. Ефименковой, Л.Г. Мисаренко;

– система работы со слоговыми таблицами А.Н. Корнева;

– система психологических упражнений и заданий, предложенная С.Н. Костроминой и Л.Г. Нагаевой;

– система заданий, направленных на совершенствование дикции и выразительности чтения, предложенная Л.М. Козыревой.


Использование разработанной системы предполагает:

– определение тематики и содержания коррекционно-развивающих занятий для получения положительной динамики в коррекции процесса чтения;

– отбор и систематизацию материала для разработки коррекционно-развивающих занятий.

Разработанная система предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста, обучающимися по общеобразовательной базовой программе и имеющими следующие особенности в формировании процесса чтения:

– временная затянутость ступеней становления навыка чтения и трудность перехода на более высокую ступень;

– наличие трудностей при чтении, обусловленных несформированностью психологической базы чтения;

– замедленный темп чтения.

Система коррекционной работы включает в себя четыре раздела:

  • обследование психологической базы навыка чтения у младших школьников;

  • формирование неречевых психических функций, участвующих в процессе чтения;

  • коррекция несовершенного навыка чтения;

  • совершенствование навыка чтения.

В процессе планирования учебных занятий по подобранной системе коррекционной работы необходимо учитывать индивидуально-личностные особенности и уровень речевого развития каждого ребенка, более глубоко рассматривать индивидуальное планирование занятий. Принципы, заложенные в систему коррекционной работы:

– единство диагностики, коррекции и развития;

– этиопатогенетический подход к анализу причин нарушений речи;

– доступность;

– комплексность коррекционного воздействия.

– дифференцированный индивидуальный подход.

Результативность разработанной системы мы планируем определить по итогам сравнительного анализа данных первичного диагностического обследования и состояния навыка чтения на заключительном этапе.

В соответствии с разработанной системой работы, занятия по коррекции чтения с группой проводились два раза в неделю. Каждая тема отрабатывалась несколько занятий, в зависимости от степени усвоения речевого материала. Наиболее трудными для усвоения оказались задания, направленные на развитие словесно-логического мышления, а именно дети затруднялись в установлении логических связей между словами, объяснении смысла пословиц и фразеологизмов, чтении текстов с пропущенными словами. На отработку данного материала было увеличено количество занятий вдвое.

Реализуя принципы доступности и индивидуального подхода
, дидактический материал предъявлялся как аудиально, так и визуально, то есть отрабатывался традиционным способом посредством предметных, сюжетных картинок, многократного повторения речевого материала, так и с помощью различных дидактических и лексико-грамматических игр, индивидуальных карточек на печатной основе. Система логопедической работы по преодолению трудностей в формировании процесса чтения у младших школьников представлена в табл. 18,19,20, 21.

Таблица 18. Диагностика

Тема

Кол-во часов

Содержание работы

Виды работ

Исследование состояния устной речи

1 час

исследование звукопроизношения;

исследование фонематического восприятия;

исследование звукового и слогового анализа, синтеза представлений;

исследование грамматического строя речи;

исследование словарного запаса;

исследование связной речи

отраженная речь;

ответы на вопросы;

выделение звуков из слогов, слов;

деление слов на слоги;

 составление рассказа по картинке и серии сюжетных картинок;

пересказ текста.


Исследование состояния начальных навыков чтения

1 час

выявление знания печатных и прописных букв;

исследования навыка чтения слогов;

исследования навыков языкового синтеза

нахождения заданных печатных и прописных букв среди других;

чтение слоговых таблиц;

 составление слов из разрезной азбуки.

Тема

Кол-во часов

Содержание работы

Виды работ

Исследование состояния неречевых психических функций

1 час

исследование состояния зрительных функций (внимания, памяти, поля зрения);

 исследование состояния мышления;

исследование состояния зрительно-моторной координации;

исследование состояния графомоторных навыков;

исследование состояния природного темпа деятельности и мотивации учения

графические диктанты;

методика «Оперативная память», «Запомни пару»;

 диагностические методики на изучение концентрации, устойчивости, переключаемости и объема внимания;

диагностические методики на изучение наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления.

анкетирование, для определения школьной мотивации.