Файл: Психологические и организационные основы обеспечения профессионального обучения персонала (Теоретические аспекты психологических и организационных основ обеспечения профессионального обучения персонала).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 149

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В отличие от очной формы обучения занятия на очно-заочной (вечерней), как правило, проводятся несколько раз в неделю в будние или выходные дни (в зависимости от высшего учебного заведения). В отличие от заочной очно-заочная (вечерняя) предполагает систематические аудиторные занятия (лекции, семинары, практические занятия) в течение всего учебного года, а не только в периоды установочных и экзаменационных сессий.

Для выпускников, имеющих диплом о среднем профессиональном образовании (окончивших колледж или техникум) есть возможность обучения на очно-заочной (вечерней) форме обучения в областных городах, с сокращением сроков до 3 лет по профилю, соответствующему направлению подготовки или специальности. Зачастую Абитуриенты ошибочно называют программы обучения с сокращением сроков «ускоренными» программами обучения.

Срок обучения: 4-6 лет в зависимости от выбранного ВУЗа и специальности или направления обучения; сокращение срока обучения до 3 лет реализуется при наличии профильной специальности среднего профессионального образования соответствующего профиля, полученной в колледже или техникуме[9].

Преимущества:

  • возможность совмещения работы и учебы;
  • по окончании обучения студент обладает как теоретическими знаниями, так и практическим опытом работы;
  • гораздо легче поступить, так как проходной балл по тестированию значительно ниже, чем на очную форму, а выпускники прошлых лет могут сдавать вступительные испытания, проводимые ВУЗом самостоятельно;
  • стоимость обучения ниже, чем на очной форме.

Заочная классическая форма обучения предполагает большой объем самостоятельной работы обучающихся в ВУЗе над учебным материалом. Как правило, посещение занятий происходит 2 раза в год длительностью 20-25 календарных дней для получения новых знаний и сдачи зачетов и экзаменов.

Срок обучения: нормативный срок обучения 6 лет. Как правило, при получении первого высшего образования после колледжа или техникума - возможно сокращение сроков до 3 лет. Второе высшее образование в ВУЗе можно получить заочно и за 3 года - в зависимости от специальности или направления первого высшего образования.

Преимущества:

  • как правило, сравнительно низкая стоимость (ниже, чем на очную и вечернюю формы);
  • обучение в комфортном для себя темпе по сравнению с очным обучением, придерживаясь учебного плана и расписания сессий.

Дистанционная (Заочная форма обучения с использованием дистанционных технологий).


Особенностью данной формы обучения является осуществление процесса освоения и контроля знаний студентов с использованием образовательного портала Internet. Как правило, все необходимые учебно - методические материалы и задания на самостоятельную работу студент получает в электронном виде на CD дисках, по электронной почте. Также по электронной почте студент отправляет преподавателям выполненные задания. Кроме того, Вам не придется тратить время на записывание конспектов, как это было бы при очном обучении[10].

Срок обучения: возможно сокращение срока обучения до 3 лет.

Преимущества:

  • студент самостоятельно планирует график занятий и интенсивность обучения;
  • студент, как правило, имеет возможность сдачи зачетов и экзаменов через Интернет;
  • стоимость обучения гораздо ниже традиционных форм обучения.

Обучение и повышение квалификации - две стороны одного процесса. Обучение связано с развитием общего интеллекта у человека, а повышение квалификации - с приобретением знаний, относящихся непосредственно к выполняемой работе. Повышение квалификации представляет целевое обучение, конечная цель которого - обеспечение предприятия достаточным количеством работников, чьи профессиональные качества в полной мере соответствуют производственно-коммерческим целям организации. Программы обучения должны быть составлены с учетом конкретных особенностей структуры персонала и актуальных задач развития каждой организации.

Целью организации профессионального обучения кадров на производстве должно стать создание системы непрерывного образования персонала на основе оптимального сочетания различных форм подготовки новых рабочих, переподготовки и обучения, рабочих вторым профессиям, повышения их квалификации и уровня знаний с учетом динамичных изменений в технике, технологии, организации производства, в тесной увязке с их индивидуальным профессионально - квалификационным продвижениям.

Суть концепции «непрерывного» образования состоит в постоянной адаптации, периодическом повышении квалификации и переподготовке рабочей силы в течение всей активной трудовой жизни как в рамках формальной, так и в рамках неформальной системы образования на основе качественной базовой, начальной подготовки. Принцип непрерывности профессионального обучения должен обеспечиваться поэтапностью и преемственностью прохождение каждым рабочим отдельных ступеней образования (от низших, начальных, к высшим) на основе последовательного усвоения знаний, умений, навыков. Для этого процесс обучения целесообразно строить по восходящей линии таким образом, чтобы каждая последующая ступень является логическим продолжением предыдущих и представляла собой законченный цикл обучения.[11]


В системе непрерывного профессионального образования Беларуси сегодня выделяют пять ступеней квалификации (таблица 1.1)[12]. Их совокупность составляет квалификационную структуру профессионального образования, которая отражает традиции и тенденции развития профессиональной подготовки в республике, определяет роль и место профессии в экономической системе и учитывает квалификационные требования стран Европейского сообщества.

Таблица 1.1

Квалификационная структура профессионального образования РБ

Ступень квалификации

Уровень общего образования, требуемый для получения профессии

Уровень профессионального образования

1

Основное

Ускоренная профессиональная подготовка

2

Основное

Начальное профессиональное образование по профессиям, для овладением которыми не требуется среднего общего образования

3

Среднее (полное)

Начальное профессиональное образование по профессиям, для овладением которыми требуется среднего общего образования

4

Среднее (полное)

Повышенное профессиональное образование рабочих лиц. Среднее профессиональное образование. Повышенное профессиональное образование специалистов среднего звена.

5

Среднее (полное)

Бакалавриат, магистратура, послевузовское специальное образование.

На практике существуют три ступени обучения – начальная, средняя, высшая. По каждой из них строго определены объем знаний и навыков, которыми должны овладеть обучающиеся на каждой ступени, содержание профилирующих специальных дисциплин. Рабочие последовательно проходят обучение в ПТУ, техникумах, колледжах в вузе[13].

В современной практике компаниями используются различные виды организации процесса обучения. По месту проведения различают внутренне и внешнее обучение:

Обучение на рабочем месте подразумевает обучение в процессе фактического выполнения определенной работы. В конечном итоге каждый сотрудник проходит в той или иной степени обучение на рабочем месте. Обучение на рабочем месте отличается своей практической направленностью, непосредственной связью с производственными функциями сотрудника, предоставляет, как правило, значительные возможности для повторения и закрепления вновь изученного. Здесь можно выделить такие методы как: наставничество, ротация, производственный инструктаж, стажировка и другие методы.


Обучение вне рабочего места: чтение лекций, проведение деловых игр, проведение конференций и семинаров, тренинги, самообучение и другие методы. Методы обучения вне рабочего места дают учащемуся возможность абстрагироваться от сегодняшней ситуации на рабочем месте и выйти за рамки традиционного поведения. Такое обучение способствует формированию принципиально новых поведенческих и профессиональных компетенций.

Методы обучения персонала – это способы, при которых достигается овладение знаниями, умениями, навыками обучающихся[14].

Существуют следующие методы повышения квалификации персонала:

  1. Традиционные методы повышения квалификации персонала:

Лекция - является традиционным и одним из самых древних методов профессионального обучения. Лекция является непревзойденным средством изложения большого объема учебного материала в короткий срок. Ограниченность лекций как средства профессионального обучения связана с тем, что слушатели являются пассивными участниками происходящего. В результате практически отсутствует обратная связь, инструктор не контролирует степень усвояемости материала и не может внести коррективы в ход обучения.

Семинары предполагают большую активность участников и используются для совместного обсуждения проблемы, выработки общих решений или поиска новых идей. Наиболее известны и популярны семинары, посвященные развитию корпоративной культуры, стратегические сессии, мозговой штурм. Например, с приглашенными экспертами можно обсудить конкретные проблемы, возникающие в компаниях - проблемы сбора долгов, оптимизации документооборота, управленческого учета.

Самостоятельное обучение является наиболее простым видом обучения - для него не требуется ни инструктор, ни специальное помещение, ни определенное время - обучающийся учится там, тогда и так как ему удобно. Организации могут извлечь значительную пользу из самообучения при условии разработки и предоставления сотрудникам эффективных вспомогательных средств - аудио и видео дисков, учебников, обучающих компьютерных программ.

  1. Активные методы повышения квалификации персонала:

Инструктаж представляет собой разъяснение и демонстрацию приемов работы непосредственно на рабочем месте и может проводиться как сотрудником, давно выполняющим данные функции, так и специально подготовленным инструктором. Инструктаж, как правило, ограничен во времени, ориентированным на освоение конкретных операций или процедур, входящих в круг профессиональных обязанностей обучающегося.


Ротация представляет собой метод самостоятельного обучения, при котором сотрудник временно перемещается на другую должность с целью приобретения новых навыков. Ротация широко применяется предприятиями, требующими от работников владения несколькими профессиями. Помимо чисто обучающего эффекта ротация оказывает положительное влияние на мотивацию сотрудника, помогает преодолевать стресс, вызываемый однообразными производственными функциями, расширяет социальные контакты на рабочем месте[15].

Наставничество является традиционным методом обучения, особенно распространенным там, где практический опыт играет исключительную роль в подготовке специалистов. Данный метод требует особой подготовки и склада характера от наставника, которым практически невозможно стать по распоряжению сверху.

Рассмотрение практических ситуаций (кейсов) позволяет в определенной мере преодолеть этот недостаток. Данный метод предполагает анализ и групповое обсуждение гипотетических или реальных ситуаций, которые могут быть представлены в виде описания, видеофильма и т.д. В основе рассмотрения практических ситуаций лежит дискуссия, обсуждение, в котором обучающиеся играют активную роль, а инструктор направляет и контролирует их работу.

Деловые игры представляют собой метод обучения, наиболее близкий к реальной профессиональной деятельности обучающихся. Преимущество деловых игр состоит в том, что, являясь моделью реальной организации, они одновременно дают возможность значительно сократить операционный цикл и, тем самым, продемонстрировать участникам, к каким конечным результатам приведут их решения. В условиях деловых игр создаются исключительно благоприятные возможности включения участников творчески и эмоционально в отношения, подобные действительным отношениям в производстве. В игре происходят быстрое пополнение знаний, дополнение их до необходимого минимума, практическое освоение навыков.

В отличие от конкретной ситуации, где воспроизводится момент производственной обстановки, в деловой игре обстановка выражается в динамике, процесс производства - в развитии[16].

Тренинг - это активная форма обучения с использованием практических упражнений. Тренинги призваны развивать определенные управленческие и коммерческие навыки - управление исполнением, планирование, делегирование, мотивирование эффективные продажи, переговоры, презентацию. Эффективность усвоения новой информации на тренингах гораздо выше, чем на лекциях и семинарах, так как здесь не только приобретаются знания теоретического характера, но в различных ролевых играх и учебных ситуациях вырабатываются практические умения и навыки. Повышению действенности тренингов способствует применение видеоаппаратуры, когда участники могут анализировать видеозапись деловых игр.