Файл: Сборник материалов практического семинара среди преподавателей и.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 200
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1
Министерство образования и науки Республики Татарстан
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Лаишевский технико-экономический техникум»
Сборник материалов практического семинара среди преподавателей и
мастеров производственного обучения «Реализация межведомственного
взаимодействия по вопросам формирования инклюзивной культуры,
развития социальной и образовательной инклюзии»
Сборник статей
2
Министерство образования и науки
РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПО
ВОПРОСАМ ФОРМИРОВАНИЯ ИНКЛЮЗИВНОЙ КУЛЬТУРЫ,
РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНКЛЮЗИИ
Сборник статей
Лаишево
2021
Министерство образования и науки Республики Татарстан
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Лаишевский технико-экономический техникум»
3
УДК 377
ББК 74.75
С 23
Под редакцией Якупова Эльвира Тафилевича, директора ГАПОУ «Лаишевский технико-экономический техникум»
Составитель:
Кузнецова М.Г. – преподаватель общеобразовательных дисциплин ГАПОУ
«Лаишевский технико-экономический техникум»
С23
Реализация межведомственного взаимодействия по вопросам формирования инклюзивной культуры, развития социальной и образовательной инклюзии
ФГОС СПО: сборник статей. Казань. – Редакционно-издательский центр
«Школа». 2019. – 106 с. ISBN 978-5-00162-136-2
Настоящий сборник содержит: статьи преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений СПО Республики
Татарстан. Представленные материалы отражают опыт и практику педагогов и мастеров производственного обучения в сфере межведомственного взаимодействия по вопросам формирования инклюзивной культуры, развития социальной и образовательной инклюзии в условиях реализации ФГОС СПО.
Статьи печатаются в авторской редакции
УДК 377
ББК 74.57
ISBN 978-5-00162-136-2
© ГАПОУ «Лаишевский технико- экономический техникум», 2020
© РИЦ «Школа», 2020
4
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ, ЗАДЕЙСТВОВАННЫХ В РЕАЛИЗАЦИИ
ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Агелтдинова Г.М.,
методист, преподаватель русского языка и литературы
ГАПОУ «Сармановский аграрный колледж»
Одним из актуальных и сложных вопросов на сегодняшний день является получение образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в связи с отсутствием специальных условий и недостаточными знаниями преподавательского состава. Получение образования является одним из основных прав человека, а обеспечение качества и доступности образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья первостепенная задача для образовательных организаций. Расширение возможностей инвалидов в получении образования – это задача, которая может быть решена совместными усилиями всего коллектива. Цель всех образовательных организаций заключается в организации и осуществлении деятельности, направленной на психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья при освоении основных образовательных программ, профориентационную работу и содействие трудоустройству выпускников с инвалидностью на современном рынке труда. Также является распространение и разработка инновационных подходов к обучению студентов с инвалидностью, развитие инклюзивной формы образования.
Психолого-педагогическое сопровождение является особой деятельностью преподавателя, осуществляемой в рамках совместных действий с обучающимся.
Они направлены на определение его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении и образе жизни. Таким образом, это один из способов организации образовательного процесса для студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, который обеспечивает создание специальных условий для принятия студентом оптимальных решений в различных ситуациях образовательно-профессионального выбора, а также позволяющий моделировать и корректировать сам образовательный процесс.
Наша задача рассмотреть психолого-педагогическое сопровождение студентов с инвалидностью как инновационную форму взаимодействия в колледже и как образовательную технологию. Но вместе с тем сделать большой акцент на требования к кадровому составу, осуществляющему психолого-педагогическое сопровождение, так как эта работа требует специальных знаний и умений. И не
5 каждый педагог сможет обучить студента с инвалидностью, не имея специальных условий: технических средств, адаптированных учебных материалов.
Технология осуществления психолого-педагогического сопровождения студентов с инвалидностью – это сложная трудоемкая работа, но без нее невозможно осуществить инклюзивное образование в колледже.
Современное образование в корне изменило способы воспитания. На смену способам жесткого внешнего воспитательного воздействия, базирующегося на принуждении, следовании установившимся стандартам и стереотипам поведения, преобладающими методами становятся способы, ориентированные на уважение к личности, рассчитанные на активность, нравственные регуляторы сознания и поведения. Психолого-педагогическое сопровождение – это ответ науки и практики на требования общества гарантировать помощь любому обучающемуся в успешном индивидуальном развитии. В педагогической литературе наряду с понятием «педагогическая поддержка» используется понятие «педагогическая помощь». Оно трактуется как «определенная система средств, обеспечивающих самореализацию в различных видах деятельности». Существенное различие состоит в том, что педагогическая помощь осуществляется при непосредственном контакте участников, в то время как поддержка может быть косвенной. При этом в педагогике нередко эти два понятия рассматриваются как взаимозаменяемые.
Психолого-педагогическое сопровождение является тем способом организации образовательного процесса, который обеспечивает создание условий для принятия студентом оптимальных решений в различных ситуациях образовательно-профессионального выбора. Специальные условия необходимы для успешного самоопределения в выбранном направлении образования, формирования профессионального сознания обучающихся, оказания помощи в трудоустройстве и планировании профессиональной карьеры.
Задача преподавателя – создать такие условия, в которых студент смог бы увидеть, пережить, примерить на себя различные варианты решения проблем, различные пути самореализации и утверждения себя как будущего профессионала. Показать альтернативные пути, а главное – научить ими пользоваться – в этом смысл профессионально сопровождающей деятельности преподавателя колледжа. Целью системно-ориентированного сопровождения является помощь студентам в освоении и осмыслении нового для них образовательного пространства.
Программа такого сопровождения включает создание условий для освоения и личностного принятия новой социальной роли, нового ведущего вида деятельности; условий для реализации индивидуальности, творческого самовыражения, выработки профессиональных смыслов.
Индивидуально-ориентированное сопровождение связано с изучением индивидуальных, личностных, физических особенностей каждого студента и обеспечением на этой основе внутреннего личностного роста обучающегося за счет
6 самоорганизации его личностного пространства. На этапе адаптации первокурсников к новым условиям жизнедеятельности важно оказать им помощь и поддержку в осознании и принятии этих условий, коррекции профессионального самоопределения. Этап интериоризации в режиме психолого-педагогического сопровождения включает помощь в формировании ценностного отношения к выбранному направлению профессиональной деятельности, выработке профессионально значимых качеств, освоении требуемых компетенций. На завершающем этапе – индивидуализации сопровождается готовность к осознанному, самостоятельному планированию, корректировке и реализации перспектив своего профессионального развития, готовность принимать решение о продолжении образования или трудоустройстве, формируются навыки поведения на рынке труда.
Психолого-педагогическое сопровождение должно осуществляться на протяжении всего периода обучения и зависеть от образовательных задач, решаемых в семестре, учебном году. Система взаимодействия со студентами с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья должна носить адресный характер и определяться адаптационными возможностями личности указанной категории студентов и ступенью их интеграции в образовательное пространство колледжа.
Список использованных источников:
1.
Ахутина, Т. В. Нейропсихолог в школе. Индивидуальный подход к детям с трудностями обучения в условиях общего образования / Т. В. Ахутина, И.
О. Камардина, Н. М. Пылаева. – М.: МГППУ, 2013. – 56 с.
2.
Баталов, А. С. Использование инклюзивных педагогических технологий в диагностике речевого развития учащихся начальных классов / А. С.
Баталов // Начальная школа, 2010. - №7. – С. 101-104.
3.
Дубровская, Т. А. Адаптация и реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: учеб. пособие / Т. А. Дубровская, М. В. Воронцова, В. С.
Кукушин. – М.: РГСУ, 2014. – 364 с.
4.
Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: учебно-методическое пособие / М. С. Староверова, Е. В. Ковалев, А.
В. Захарова. – М.: Владос, 2014. – 168 с.
7
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА СО СТУДЕНТАМИ, ИМЕЮЩИМИ
НАРУШЕНИЯ СЛУХА, В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИИ
Архангельская И.А.,
преподаватель социально-экономических дисциплин
ГАПОУ «Лениногорский нефтяной техникум»
Слух играет в развитии человека очень важную роль. Плохо слышащий человек не обладает способностью воспринимать те звуковые сигналы, которые важны для полного знания окружающего мира, создавать полные и комплексные представления об объектах и явлениях реальности.
Получение образования для студентов с нарушениями слуха является одним из главных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полного участия в обществе и эффективной самореализации во всех видах профессиональной и общественной деятельности.
Инклюзивное образование предоставляет детям с различными нарушениями слуха равные права и возможности пользоваться образовательными услугами, а также оказывает специальную психологическую и педагогическую помощь в соответствии с их возможностями. Основная проблема таких студентов заключается в том, что они не слышат или плохо слышат речь других, что означает, что у них не развивается или плохо развивается понимание речи и собственная речь. Речь необходима для того, чтобы человек не только общался с другими людьми – с помощью речи развивается мышление, способность контролировать эмоции, память, внимание и другие качества. Таким образом, нарушение слуха является первичным расстройством, которое приводит к развитию различных вторичных нарушений у тугоухого студента – мышления, памяти, внимания, эмоциональных и волевых качеств и т.
В нашем учебном заведении есть студенты с диагнозом тугоухость. В связи с тем, что я преподавала в коррекционной школе, центре реабилитации и имея диплом логопеда, я уже знала, как работать с данными студентами.
−
Повернуться лицом к источнику света, подождать, чтобы студент посмотрел на вас, или постучать об пол или парту.
−
Смотрите на студента во время разговора с ним.
−
Во время разговора не кивать головой, не размахивать руками, не прикрывать рот, не поворачиваться к нему спиной.
−
Речь должна быть ясной.
−
Попросите студента сесть за первую парту;
−
Используйте визуальную ясность для более полного и глубокого понимания учебных материалов.
8
Образовательно-когнитивная деятельность студента с нарушением слуха отличается от образовательной и познавательной деятельности обычного студента и это требует постоянного и терпеливого руководства со стороны преподавателей.
Для педагога главная трудность-соотнести индивидуальные возможности студентов с нарушениями слуха с необходимость соблюдения образовательного стандарта. Планирование урока должно включать как общие образовательные задачи (удовлетворение образовательных потребностей в рамках государственного стандарта), так и коррекционные и развивающие задачи. Преподаватели, работающие со студентами с нарушенным слухом, должны использовать учебники, которые хорошо иллюстрированные и легче читать, они упрощают задачи для студента с нарушенным слухом, сосредоточив внимание на основных идеях, заменяют задания альтернативными, предлагать задания на выбор по содержанию, форме выполнения, предусматривать выполнение заданий ребенком на компьютере, предусматривать в ходе урока смену деятельности, чередование активной работы с отдыхом. Обучение детей с нарушением слуха в обычных общеобразовательных организациях требует создания соответствующей образовательной среды, что предполагает постоянный мониторинг детей, точное определение их особых образовательных потребностей. Для включения студентов с нарушениями слуха в процесс инклюзивного образования наиболее важными являются следующие образовательные потребности:
− Восприятие устной речи, в различных акустических условиях;
− понимание письменной речи, а также правильное понимание действий участников, а в некоторых случаях взаимодействие между людьми;
− развитие всех высказываний речи в соответствии с конкретными проблемами и ситуациями, в настоящее время коммуникации, межличностного общения и человеческого общения.;
− накопление и применение собственного жизненного опыта в процессе межличностного общения и обучения;
− формирование стабильных нормальных дружеских отношений со сверстниками.
Таким образом, усвоение речи и навыков чтения и письма у студента с недостатком слуха в области образования в интеграции, является организация гибкой среды обучения, способствующей накоплению студентов с недостатком слуха с личным опытом успеха, который определяется как стимул для дальнейшего развития, социальной адаптации и самореализации в жизни. Обучение студентов с нарушением слуха требует создания соответствующей образовательной среды, которая предполагает постоянный мониторинг студентов, точное определение их особых образовательных потребностей. Для включения студентов с нарушениями слуха в процессе образования интеграционной наиболее важными являются следующие образовательные потребности: