Файл: Сборник материалов практического семинара среди преподавателей и.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 203
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
9
− восприятие устной речи в различных акустических условиях;
− понимание речи устной и письменной, а также правильное понимание действий абонентов, в определенных ситуациях межличностного взаимодействия;
− разработка всех высказываний речи в соответствии с определенными темами и текущими ситуациями межличностного общения;
− сбор и использование собственного жизненного опыта в процессе межличностного общения и обучения;
− создание стабильных нормально дружбы со сверстниками.
Таким образом, это функция преподавателя речи и навыков чтения и письма студентов с недостатком слуха в области образования в интеграции, является организация гибкой среды обучения, способствующей накоплению студентов с недостатком слуха с личным опытом успеха, который определяется как стимул для дальнейшего развития, социальной адаптации и самореализации в жизни.
Список использованной литературы:
1.Боскис Р.М. «Учителю о детях с нарушениями слуха».– М., 1988.
2. Нейман Л.В., Правдина О.В. Нарушение слуха и его влияние на формирование речи. В сб. «Расстройства речи у детей и подростков», под ред.
Проф. С.С. Ляпидевского. – М., 1989.
3. Правдина О.В. Логопедия. / Учеб. пособие для студентов дефектолог. факультета. Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/2/0001/2_0001-1.shtml (Дата обращения 18.02.2021)
4. Психология глухих людей/ под редакцией И. М. Соловьева и др. – М., 1971.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ
В ГАПОУ «КАЗАНСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Багаутдинова Е.В.,
социальный педагог
ГАПОУ «Казанский торгово-экономический техникум», г. Казань
«Для того чтобы было легко жить с каждым человеком, думай о том, что
тебя соединяет, а не о том, что тебя разъединяет с ним.»
Л.Н. Толстой
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательных организациях - относительно молодое направление в образовании, которое
10 является неотъемлемой частью образовательного процесса, которое сегодня выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи обучающемуся в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации.
Концепция модернизации российского образования на период до 2020 г. определила приоритетные цели и задачи, решение которых потребовало построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения.
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на
2013-2020 гг. одним из приоритетов в сфере образования определила обеспечение учебной успешности каждого ребенка, независимо от состояния его здоровья, социального положения семьи. Особое внимание на данном этапе уделяется формированию инструментов поддержки особых групп детей в системе образования (одаренные дети, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети в трудной жизненной ситуации, дети мигрантов). В современном мире интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и инвалидностью в массовые образовательные организации - это глобальный общественный процесс, затрагивающий все высокоразвитые страны. Его основой является готовность общества и государства переосмыслить всю систему отношения к людям с ОВЗ с целью реализации их прав на предоставление равных с другими людьми возможностями в разных областях жизни, включая образование.
Проблемы здоровья детей с ОВЗ и инвалидностью, обеспечение условий их успешной социализации, адаптации и создание равных стартовых возможностей определены как наиболее важные и актуальные в приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации. Получение детьми с
ОВЗ образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности [1].
В нашем учебном заведении особое внимание обращается на основные внутренние противоречия в развитии личности студента с ОВЗ и инвалидностью:
• потребность в социальном признании и ограниченные возможности ее реализации;
• потребность в самостоятельности и покровительственное отношение взрослых, в частности родителей;
• потребность в самоосмыслении, самоидентификации и недостаточная или противоречивая информация о себе, а также сформированность умения интегрировать, переосмысливать эту информацию;
• потребность в понимании и чувство одиночества, отчужденности.
Успешная адаптация означает взаимодействие личности и социального окружения, когда это окружение (в том числе техникумовское) способствует
11 реализации потребностей и стремлений личности, служит раскрытию ее индивидуальности.
Таким образом целью психологического сопровождения студентов с ОВЗ и инвалидностью заключается в оказании помощи студенту в реализации своих способностей, знаний, умений и навыков для достижения успешности в профессиональной деятельности.
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с особыми образовательными потребностями ведутся по четырем направлениям:
Первое направление (адаптационный этап) первые три недели сентября проводится работа со студентом и членами его семьи.
Второе направление подразумевает оказание психолого-педагогической поддержки студенту в условиях техникума с целью развития его коммуникаций.
Третье направление- оказание индивидуальной психолого- педагогической помощи студенту с особыми образовательными потребностями в процессе его обучения в техникуме.
Четвертое направление - работа с педагогическим коллективом.
В настоящее время в нашем техникуме разработана система сопровождения студентов с особыми образовательными потребностями, в которую включены все участники образовательного процесса.
Ключевые условия психолого-педагогического сопровождения:
1. Создание в образовательном учреждении атмосферы толерантности и поддержки обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.
2. Подготовка педагогов к профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования.
3. Согласие студента с ОВЗ на помощь. Он либо сам просит о помощи, либо не отвергает ее, когда предлагают. Необходимое вмешательство осуществляется только в случае опасности для его жизни и здоровья, в ситуациях асоциального поведения.
4. Приоритет самого студента с ОВЗ в решении собственных проблем.
Педагоги и психологи лишь создают для этого условия, вникают в суть проблемы и предлагают свою помощь.
5. Сотрудничество, содействие. Это условие предполагает процесс совместного движения к преодолению препятствий и трудностей.
6. Соблюдение принципа конфиденциальности. Это крайне важно для доверительного общения педагогов и психологов со студентом с ОВЗ, особенно при проведении диагностических методик, бесед, психологических консультаций, и т.п.
7. Доброжелательность и безоценочность. Наличие эмоциональной тональности во взаимодействии со студентом с ОВЗ может являться залогом, как успеха, так и неуспеха в осуществлении психолого-педагогической поддержки.
12
Кроме всего этого Казанский торгово-экономический техникум обладает условиями для обеспечения психолого-педагогического сопровождения. У нас в рамках гранта «Доступная среда» была оформлена комната релаксации, тренинговая комната и, конечно же, комната психолога. Все это необходимо для создания психологической комфортной обстановки в условиях инклюзивного образования и работы с лицами с ОВЗ и инвалидностью. Таким образом в систему психолого-педагогического сопровождения адаптации студентов СПО с
ОВЗ и инвалидностью были определены два этапа:
1 этап: Работа «Школы кураторов и игротехников» (подготовка студенческих кураторов и игротехников к работе с будущими первокурсниками, к проведению тренинговых занятий).
2 этап: Групповая консультация преподавателей-кураторов
(по вопросам организации и проведения модуля «Командообразование» .
Адаптации первокурсников)
Основная цель каждого из этапов:
• актуализировать у первокурсников потребность в сотрудничестве с преподавателями и одногруппниками при решении вопросов, связанных с образовательным процессом в техникуме;
• создать условия для включения первокурсников в социокультурную среду техникума, активную студенческую жизнь КТЭТа.
В результате проведения двух этапов классные руководители получают на руки:
• Паспорт группы
• Карта наблюдений
Все представленные результаты помогают в первые адаптационные месяцы работы в инклюзивной группе.
Студенческая организация нашего техникума, при всем ее разнообразии, создает естественную благоприятную среду, в которой молодые люди и студенты с ОВЗ могут максимально полно реализовать свои организаторские способности и таланты. Эффективными формами и методами социальной инклюзии являются: спортивные секции, разнообразные объединения, участия в международной олимпиаде молодежных инклюзивных играх, фестивали, конкурсы; организация экскурсий, концертов и т. п., методов воспитания, как: классные часы; беседы; дискуссии; игровые тренинги; коммуникативные тренинги; культурно-массовые мероприятия; коллективное творческое дело; игровые и конкурсные программы; выставки, познавательные игры.
Педагогический состав техникума и студенческий орган самоуправления сообща стремятся к тому, чтобы обучающиеся из числа детей– инвалидов, чувствовали себя полноценными членами коллектива техникума. И если мы будем каждый день видеть на их лицах улыбку, интерес к учёбе и стремление к
13 дальнейшим достижениям, можно считать, что наша цель: «Жить инвалидом, но не быть им» достигнута.
Эффективность деятельности по психологическому сопровождению обучающихся с ОВЗ определяется на основании систематической диагностики, бесед, анализа продуктов деятельности и наблюдения. По итогам проделанной комплексной работы по психологическому сопровождению обучающихся с ОВЗ и инвалидностью можно отмечать следующие изменения:
• успешное освоение образовательной программы;
• положительная динамика развития психической, познавательной, эмоционально-волевой сфер;
• формирование самостоятельности, ответственности и активной жизненной позиции;
• овладение приемами и навыками эффективного межличностного общения со сверстниками, преодоление отчужденности;
• формирование умения устанавливать адекватные ролевые отношения с педагогами;
• принятие и соблюдение групповых, социальных и этических норм;
• формирование потребности трудиться, обогащение трудового практического опыта;
• принятие и соблюдение норм здорового образа жизни;
• самостоятельное (или с помощью взрослого) определение дальнейшего профессионального или образовательного маршрута.
Таким образом, в образовательных организациях должно быть организовано качественное психологическое сопровождение обучающихся с ОВЗ. Создан особый морально-психологического климат в педагогическом и групповом коллективах, который будет основан на понимании проблем, нужд подростка и на желании ему помочь. Необходимо окружить данную категорию обучающихся с
ОВЗ вниманием и заботой, обеспечить эмоционально значимое общение, организовать комплексную социально-педагогическую помощь, направленную на стимулирование их личностного развития и социализации.
Список использованной литературы:
1. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / сост. Н.Д. Соколова, Л.В. Калинникова. -
М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2001. - 448 с.
2. Профессиональное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья. (Из опыта работы) / сост. О.А. Антонова, Т.Р. Стрелкова. - М: ТЦ Сфера,
2009.
14
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ
РАБОТЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЯХ ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОВЗ
Богданова Л.Г.,
заместитель директора по научно-методической работе
ГАПОУ «Бугульминский строительно-технический колледж»
В настоящее время профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) отводится важная роль.
Это связано, прежде всего, с необходимостью создания специальных условий для психолого-педагогической поддержки школьников в их профессиональном самоопределении, помощи в выявлении профессиональных интересов и склонностей, определении реальных возможностей в освоении той или иной специальности/профессии, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Таким образом, возникла потребность в обновлении подходов к организации профориентационной работы, в том числе разработке специальных методов диагностики профессиональных интересов и склонностей детей-инвалидов и лиц с ОВЗ.
Профессиональное самоопределение является непременным условием достижения успеха в будущей трудовой деятельности, подготовки функционально грамотных специалистов, способных успешно адаптироваться к социально- экономической и профессионально-производственной среде. В связи с этим, подготовка учащихся к обоснованному выбору профессии – важная социально- педагогическая задача профессиональных образовательных организаций [1, с.101].
Отличительной особенностью современной профориентации является то, что она представляет собой систему подготовки молодежи к свободному,
сознательному и самостоятельному выбору профессии, где должны учитываться индивидуальные особенности личности и ее потребности, с одной стороны, и рынок труда – с другой [1, с.65].
К сожалению, в настоящее время отсутствует инструментарий, необходимый для профориентации детей-инвалидов и подростков с ОВЗ, поэтому профессиональная ориентация лиц этой категории требует разработки специальных форм, методов диагностики их профессиональных интересов и склонностей.
Для решения этой проблемы в ГАПОУ «Бугульминский строительно- технический колледж» реализуется проект «Организация профориентационной работы в рамках сетевого взаимодействия «Учреждение СПО – базовая школа».
Целью проекта является сетевое взаимодействие, в том числе организация профориентационной работы общеобразовательных учреждений и
15 профессиональных образовательных организаций, направленное на самостоятельное самоопределение школьников, детей-инвалидов и подростков с
ОВЗ в выборе профессии и реализацию задач подготовки кадров для инновационной экономики Республики Татарстан.
ГАПОУ «Бугульминский строительно-технический колледж» с 1990 года реализует инклюзивное профессиональное образование для лиц инвалидностью и
ОВЗ по профессиям/специальностям: 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений, 08.01.06 Мастер сухого строительства, 18.01.02 Лаборант- эколог, 19.02.10 Технология продукции общественного питания, 43.01.09 Повар, кондитер. Выбор вышеперечисленных направлений позволяет обеспечить оптимальную адаптацию учебного процесса в соответствии с потребностями лиц с инвалидностью и ОВЗ, а также эффективно использовать возможности дистанционных образовательных технологий.
Профориентационную работу с детьми-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья осложняет неоднородность состава группы по психологическим, познавательным, эмоциональным особенностям учащихся, специфика их заболеваний. В настоящее время фактическая численность обучающихся-инвалидов и лиц с ОВЗ в колледже составляет 120 человек. По программам подготовки специалистов среднего звена обучаются 6 инвалидов, в том числе: с нарушением слуха - 3 чел.; с нарушением речи - 1 чел.; с нарушением зрения - 2 чел.; по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих обучаются 5 инвалидов, в том числе: с нарушением слуха -3 чел.; с ограничением двигательных функций - 2 чел.
Диапазон различий в развитии детей-инвалидов и подростков с ОВЗ очень велик: от детей, практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимыми и тяжелыми поражениями ЦНС; от детей, способных при специальной поддержке обучаться на равных со сверстниками, до детей, нуждающихся в индивидуальной программе образования.
Все эти особенности осложняют профориентационную работу с данными группами. Сложности возникают как на этапе подбора методического инструментария для диагностики, так и при выборе профиля профессиональной подготовки.
При организации и проведении профориентационной работы необходимо учитывать, что младшие подростки с ОВЗ характеризуются повышенной утомляемостью, а старшие — более энергичны. У младших подростков еще не завершилась перестройка организма, а старшие уже адаптировались к произошедшим в их организме биологическим и гормональным изменениям.
Существенно различаются также юноши и девушки этого возраста.