Файл: Сборник материалов практического семинара среди преподавателей и.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 205

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Поставила следующие задачи проекта:
- самоподготовка в области учета особенностей преподавания обучающимся с инвалидностью и ОВЗ;
-проведение анализа особенностей здоровья детей с ОВЗ и определение участников Абилимпикс;

99
−создание системы профессиональной ориентации и мотивации людей с инвалидностью к профессиональному образованию через конкурсы профессионального мастерства;
−включение работодателей в процесс инклюзивного профессионального образования и трудоустройства людей с инвалидностью.
Реализацию проекта делила на 3 стадии:
Организационно-подготовительный этап- с октября 2018 г по июнь 2019г.
Практический этап (реализационный) с сентября 2019 г по март 2020г.
Заключительный этап (рефлексивный) с апреля 2020 г по июнь 2020г.
Обозначила следующие ожидаемые результаты проекта:
-повышение престижа профессии;
-приобретенный опыт участия в конкурсах профессионального мастерства обучающимися.
Обучающимся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья участие в подобных конкурсах важно и необходимо. У них формируется ответственность и добросовестное отношения к труду, развитие творческого мышления, профессионального интереса, коммуникативных качеств, позволяющих найти свое место на рынке труда, правильно адаптироваться к условиям взрослой жизни.
Надеюсь, что данный проект будет первой ступенью получения образования к профессии для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ.
Список затекстовых ссылок:
http://abilympics.ru/about/ , http://rgsu.net/ , http://www.gks.ru/
ФОРМИРОВАНИЕ ИНКЛЮЗИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ
ГАПОУ «ЛАИШЕВСКИЙ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
ТЕХНИКУМ»
Якимова О.В.
Зам.директора по учебной работе
ГАПОУ «Лаишевский технико-экономический техникум»
Неотъемлемым правом каждого человека является получение образования.
Дети с ограниченными возможностями здоровья занимают особое место в системе отечественного образования.
По данным
Всемирной организации здравоохранения, с каждым годом таких детей становится все больше, и эта тенденция будет сохраняться. Одной из основных задач политики образования в

100
Российской Федерации является получение лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью качественного профессионального образования, являющегося одним из наиболее эффективных механизмов повышения их социального статуса и защищенности.
Инклюзивное образование
– это специально организованный образовательный процесс, обеспечивающийся обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью обучение в среде сверстников в образовательной организации по образовательным программам с учетом имеющихся особых образовательных потребностей. Главное в процессе реализации инклюзивного образования студента с ОВЗ и инвалидностью – получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками.
Основной критерий эффективности инклюзивного образования – успешность социализации, введение в культуру, развитие социального опыта наряду с освоением академических знаний. Обучение студентов с ОВЗ и инвалидностью должно быть направлено на то, чтобы создавать благоприятные условия для реализации равных возможностей, получения образования и обеспечения достойной жизни в современном обществе.
Происходящие в последнее время существенные изменения в сфере образования Российской Федерации связаны с новым отношением к инвалидам и детям с ОВЗ. Состояние здоровья некоторых студентов с ОВЗ и инвалидностью препятствует возможностям их обучения без использования специальных программ, а также особых условий. Это понятие подразумевает, что обучающийся имеет особенности развития, которые носят временный или постоянный характер.
При правильном комплексном подходе к обучению и сопровождению, можно корректировать состояние студента, полностью или частично исправить вторичные проявления первичного дефекта. Многие нарушения не являются ограничением при взаимодействии лица с ОВЗ и инвалидностью с окружающим миром.
Грамотное психолого–педагогическое сопровождение студентов с ОВЗ и инвалидностью позволят данной категории лиц овладеть учебным материалом и обучаться вместе со сверстниками в профессиональной организации.
Так, в ГАПОУ «Лаишевский технико-экономический техникум» в настоящее время обучаются 11 студентов, имеющих статус ребенок-инвалид, все имеют нозологию – соматические заболевания. Все они обучаются по основным профессиональным образовательным программам, посещают уроки физической культуры вместе с остальными студентами, освобождены от сдачи нормативов и сильных физических нагрузок.
Вместе с тем, развитие инклюзивного образования сопряжено с рядом сложностей, но наибольшую важность для внедрения инклюзивного образования составляет проблема формирования инклюзивной культуры у всех участников образовательного пространства: педагогов, родителей и обучающихся.


101
Многие педагоги переживают по поводу методического обеспечения, создания условий для обучения и воспитания студентов с особыми образовательными потребностями. Родители детей с ОВЗ волнуются за своего ребенка. Родители нормально развивающихся студентов волнуются о «снижении стандартов», в случае, если дети с депривацией или другими специальными нуждами будут включены в обычные группы. И, наконец, «обычные» студенты не привыкли видеть рядом с собой других, которые выглядят и ведут себя по-другому.
Все это обуславливает необходимость формирования толерантного отношения к обучающимся с особыми образовательными потребностями, поощрения студентов к совместной деятельности. Таким образом, необходимо проводить целенаправленную работу по формированию инклюзивной культуры. Особого внимания требуют подростки, так как подростковый возраст является наиболее сложным периодом становления личности человека. Подростки отличаются высокой критичностью, неуравновешенностью, негативизмом, что является препятствием на пути создания предпосылок для формирования толерантного отношения здоровых детей к больным детям и инклюзивной культуры у подростков в целом.
Существуют различные определения понятия «инклюзивная культура». Вот некоторые из них:
1. Особая философия, согласно которой ценности, знания об инклюзивном образовании и ответственность приняты и разделены между всеми участниками данного процесса;
2. Часть общей культуры, направленной на обеспечение поддержки ценностей инклюзии, высокий уровень которой способствует повышению эффективности процесса инклюзии в целом;
3. Уникальный микроклимат доверия, способствующий развитию взаимозависимых отношений семьи и образовательной организации, позволяющих избежать конфликтных ситуаций и нанести потенциальный вред каждому участнику процесса;
4. Фундаментальная основа для создания культуры инклюзивного общества, в котором многообразие потребностей приветствуется, поддерживается, аккумулируется обществом, обеспечивая возможность достижения высоких результатов в соответствии с целями инклюзивного образования и обеспечивая сохранность, принятие, сотрудничество и стимулирование непрерывного совершенствования педагогического сообщества и общества в целом.
Перечисленные трактовки позволяют рассматривать инклюзивную культуру в широком и в узком смысле. Для понимания культуры как емкого и всеобъемлющего понятия исследователи предлагают использовать модель айсберга. «Надводная» часть айсберга – это осознаваемые элементы культуры, которые легко заметить. «Подводная» часть включает неосознаваемые правила


102 поведения, социальные нормы, ценности и их иерархию, нормы невербальной коммуникации. Если использовать эту модель для рассмотрения инклюзивной культуры образовательной организации, то «надводная часть» – это организация образовательного пространства в соответствии с принципами доступности и безопасности; адаптированные образовательные программы, специальные методы обучения и воспитания, учебники, учебные пособия, дидактические материалы, технические средства, команда специалистов и т.п.
«Подводная часть» инклюзивной культуры — явление более сложное, поскольку включает в себя ценностно-смысловые основы инклюзивной политики и практики образовательной организации, нормы отношений субъектов образовательного процесса. Эта составляющая культуры точно определяется Н.М.
Лебедевой, как совокупность неосознаваемых положений, стандартных процедур и способов поведения, которые были усвоены в такой степени, что люди не рассуждают о них, это система представлений, правил, установок, ценностей и моделей поведения, общих для группы и являющихся условием устойчивости группы. Именно «подводная часть» составляет сердце инклюзии.
Формирование инклюзивной культуры характеризуется целенаправленным изменением как человека с ограниченными возможностями здоровья, так и его здоровых сверстников при совместном взаимодействии в общении, игре, спорте, образовании, предметно-практической и духовно-практической деятельности на основе формирования общих ценностей и ценностных ориентаций, нравственных норм и правил жизнедеятельности.
Рассмотрим приемы формирования инклюзивной культуры, которые мы используем в образовательном процессе в ГАПОУ «Лаишевский технико- экономический техникум».
На территории города Лаишево расположены 2 учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья: ГБОУ «Лаишевская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья» и ГАУСО «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями МТЗ и СЗ РТ в
Лаишевском муниципальном районе», с каждым из них заключено соглашение о сотрудничестве и совместной деятельности. Остановимся подробнее на каждом из учреждений.
Одной из реализуемых образовательных программ является программа подготовки специалистов среднего звена 40.02.01 Право и организация социального обеспечения, обязательным элементом которой является МДК 01.02
Психология социально-правовой деятельности. Поэтому студенты, обучающиеся данной специальности, не только проходят практику в школе-интернате, но и посещают уроки в рамках программы профессионального модуля ПМ 01.
Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной зашиты по теме «Обучение детей с ОВЗ». Предварительно, как


103 преподаватель данного МДК, знакомлю студентов с особенностями детей, имеющих зрительную депривацию.
Еще одной формой развития инклюзивной культуры является волонтерство.
Ежегодно во время Декады инвалидов студенты техникума посещают воспитанников школы с театрализованным представлением, готовят для ребят интерактивную программу, покупают сладкие подарки. Дети уже ждут «Сундучок со сладостями от студентов».
Взаимодействие с ГАУСО «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями МТЗ и СЗ РТ в Лаишевском муниципальном районе» также осуществляется в том числе и волонтерами. Во время Декады инвалидов студенты представляют концертную программу для ребят, проходящих реабилитацию, проводят совместные игры. Как правило, это происходит ежегодно
5 декабря в Международный день добровольцев. После этого дети с ответным визитом посещают техникум, где для них проводится экскурсия, предоставляется возможность попробовать себя в качестве бухгалтера, юриста или тракториста (на тренажере).
Отдельно хотелось бы рассказать об участии наших мастеров производственного обучения и студентов, обучающихся профессии Повар, кондитер, в федеральном проекте Всероссийской политической партии «Единая
Россия» «Крепкая семья», под эгидой которого в Реабилитационном центре реализовывался республиканский социально-гуманитарный проект «Сможем вместе» Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ. В рамках реализации проекта было заключено трехстороннее соглашение между техникумом, Реабилитационным центром и ГКУ «Центр занятости населения
Лаишевского района» о проведении совместных мероприятий.
Было проведено 8 мастер-классов по приготовлению различных блюд по реализации направления «Мои способности – мои возможности».Мастер-классы проводили студенты под руководством мастеров производственного обучения.
Детям с ОВЗ тоже предоставлялась возможность приготовления. Самым запоминающимся было, конечно, чаепитие, которое организовывали студенты к приезду гостей. Пока пили чай – все, что приготовили – выпекалось и гости с удовольствием, забирали это с собой. Эта форма сохраняется и сейчас, несмотря на о, что мероприятия проекта уже завершены.
Таким образом, формирование инклюзивной культуры у студентов должно быть направлено на привлечение их внимания к проблемам людей-инвалидов, способствовать развитию нравственных качеств студентов и показать, что люди с ограниченными возможностями очень волевые, сильные и могут достичь высоких результатов во многих сферах жизни.


104
СОДЕРЖАНИЕ
Агелтдинова Г.М. Методическое сопровождение деятельности педагогических работников образовательных организаций, задействованных в реализации инклюзивного образования
...................................................................................................................... 4
Архангельская И.А. Педагогическая работа со студентами, имеющими нарушения слуха, в условиях инклюзии
........................................................................................... 7
Багаутдинова Е.В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с
ОВЗ и инвалидностью в ГАПОУ «Казанский торгово-экономический техникум»
. 9
Богданова Л.Г. Формы и методы организации профориентационной работы в профессиональных образовательных организациях для детей-инвалидов и лиц с
ОВЗ
..................................................................................................................................................................... 14
Галимова Л.И. Инклюзивная культура в образовательном пространстве
................. 18
Ермолаева Е.В. Подходы к пониманию и формированию инклюзивной культуры в образовательном учреждении
........................................................................................................... 20
Земскова М.М. Формирование инклюзивной образовательной культуры в студенческом коллективе профессионального колледжа
...................................................... 23
Ковалева М.А. Особенности формирования инклюзивной культуры в процессе преподавания дисциплин профессионального цикла
............................................................ 25
Кузнецова М.Г. Ресурсные возможности регионального этапа национального чемпионата «Абилимпикс» в профориентационной работе профессиональной образовательной организации
............................................................................................................. 29
Кулагина Е.Е. Специфика занятий хореографией студентов с ОВЗ
............................. 31
Куличкова Е.А Инклюзивная культура: формирование и развитие методов работы в Чистопольском сельскохозяйственном техникуме
.............................................................. 34
Миннахметова Л.Т. Примеры воспитания инклюзивной культуры
............................. 37
Музалевская Л.З. Актуальность инклюзивного образования: перспективы, опыт
............................................................................................................................................................................... 40
Мусаева З.Ш. Инклюзивная культура: формирование и развитие
................................. 46
Назмутдинова Ч. М. Инклюзивное образование в системе среднего профессионального образования
........................................................................................................ 48
Несмеянова В.Э. Тьюторское сопровождение профессиональной мотивации и профессиональной ориентации студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью
.................................................................................................................... 51
Нурмиева Г.Р. Роль педагогических работников в формировании непрерывной инклюзивной образовательной среды ......................................................................... 55
Окрикова Р.К., Инклюзивные модели образования детей с ограниченными возможностями здоровья
........................................................................................................................ 57