Файл: Сборник материалов практического семинара среди преподавателей и.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 202
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Список использованной литературы:
1. Брызгалова С.О. Разработка муниципальной модели интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями на основе системно- комплексного подхода. – Екатеринбург, 2007.
91 2. Голикова Т.А. Инклюзивное образование: опыт, проблемы, поиски
[Электронный ресурс].http://www.sch1961.ru/work_op.php?id=106
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ
Халиуллина Р.Р.,
преподаватель
ГБПОУ «Спасский техникум отраслевых технологий»
Аннотация: В этой статье рассматривается понятие «инклюзивное образование», связанных с актуальными проблемами развития системы профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе СПО.
Ключевые слова: Инклюзивное образование, цели, принципы, инвалид, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья.
Инклюзивное образование – является процессом общего развития образования, обеспечивающегося новую форму образования для обучения студентов с особыми потребностями.
Обучение, воспитание и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья направлено на социализацию личности в современных социально- экономических условиях.
Инклюзивное образование обеспечивает возможность выбора равного образовательного маршрута для любого ученика с ограниченными возможностями, независимо от его физических или иных возможностей.
Общество постепенно осознает, что коллективное воспитание детей и сверстников с ограниченными физическими возможностями имеет большое значение по условным нормам.
Конечно, этот процесс на практике является сложным и очень противоречивым, поскольку до сих пор не разработаны четкие, понятные механизмы для педагогов, позволяющие эффективно решать вопросы вовлечения детей с ограниченными возможностями в образовательную среду.
Вам необходимо создать систему действий, которая облегчит полноценное участие в жизни группы детей с нормальным развитием и специальными потребностями.
Цель педагогической помощи:
-обеспечение условий для личностно-познавательного развития студентов с ограниченными возможностями здоровья при разработке программ профессионального образования и повышения квалификации.
Задачи педагогического обеспечения:
92
- оказание индивидуальной ориентированной помощи детям с ограниченными возможностями с учетом особенностей и индивидуальных возможностей их психофизиологического развития;
- обеспечить, чтобы учащиеся с ограниченными возможностями могли освоить профессиональную программу профессионального образования на приемлемом для них уровне и интегрировать их в образовательное учреждение;
- создание условий для успешной социализации учащихся этих групп.
Принципы инклюзивного процесса в образовательной организации:
* консистенция (cиcтемноcть);
* единство диагностики и коррекции;
* личный подход;
*обеспечение положительного эмоционального благополучия участников образовательного процесса.
Основная цель-помочь студентам с ограниченными возможностями понять себя полноценным членом общества. Именно способность студентов, имеющих отклонения в развитии, идти и развиваться вместе со временем позволит им не бояться и успешно адаптироваться к реалиям жизни после окончания системы среднего профессионального образования.
Обучение ведется на основе комплексного подхода. Это тесное сотрудничество педагога-психолога техникума с другими специалистами
(медицинским персоналом, педагогами, социальными педагогами), а также с родителями и учениками. Психолог активно сотрудничает с центром психотерапии. Кроме того, психолог и социальный педагог выступают в качестве помощников педагогов по образованию.
Для осуществления деятельности в техникуме имеются следующие ресурсы:
1. Кадровый компонент: педагог-психолог, социальный педагог, куратор, педагог-организатор, учитель физического воспитания, руководители кружков и секций.
Педагоги должны не только знать методы диагностики, консультирования, коррекции, обучения и развития учащихся с ограниченными возможностями, но и уметь анализировать проблемные ситуации.
2. Материально-техническая база: актовый зал, библиотека техникума, ресурсный центр.
При выборе содержания мы учитываем не только возрастные потребности студентов с ограниченными возможностями здоровья, их реальный уровень развития, готовность к освоению определенных знаний и умений, но и реальную ситуацию в конкретной группе.
Проблемы инклюзивного образования:
1. Инклюзивные образовательные организации вынуждены самостоятельно решать многие проблемы;
93 2. Ограниченные финансовые ресурсы;
3. Привлечение специалистов, обладающих навыками работы с детьми- инвалидами.
4. Невозможность создания специальных условий для пребывания детей с ограниченными возможностями в образовательных учреждениях.
Предложение:
* создание собственной базы данных студентов с ОВЗ;
* разнообразие и дальнейшее совершенствование методов и методов организации учебного процесса;
* планирование дальнейших мероприятий по расширению материальной базы;
* привлечение специалистов из различных отделов и служб;
* привлечение студентов с ограниченными возможностями к работе кружка;
* привлечение студентов с ограниченными возможностями к общественно полезному труду;
* создание сопроводительного буклета или буклета по социальной адаптации;
* создание системы пошаговых инструкций с фотографиями;
* создание единой группы в социальной сети;
* создание памятки-напоминание;
* развитие образования.
Таким образом, процесс психолого-педагогической помощи студентам с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии представляет собой сложный динамический процесс, основанный на тесном взаимодействии специалистов различного профиля, педагогов и семей студентов с ограниченными возможностями здоровья.
Список использованной литературы:
1.
Аксенова, Л.И., Белякова Л.И., Архипов Б.А. Специальная педагогика.-
М.: Академия, 2005.-400с.
2.
Алешина О.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М.: Независимая фирма «Класс», 2007.-208с.
3.
Ахутина, Т.В. Дети с трудностями обучения//Начальная школа: плюс- минус. - 2000. - №12. - С. 20-25.
4.
Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании.-СПб.:
Союз,2008.-272с.
5.
Безюлева, Г.В., Малышева В.А., Паншина И.А. Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью. - М.: ИРГЮ, 2003.-210с.
94
ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ
ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Шаймухаметова Г.Н.,
преподаватель
ГАПОУ «Сармановский аграрный колледж»
В современном мире увеличивается численность детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), которые испытывают трудности в усвоении образовательной программы. Для них требуется создание специальных условий обучения и воспитания, и возникает необходимость комплексного сопровождения таких детей в условиях образовательных учреждений. Иными словами, необходима без барьерная образовательная среда, которая бы позволила детям с
ОВЗ реализовать в полной мере свои образовательные потребности. В связи с этим возникает необходимость создания инклюзивного образовательного пространства для детей с ОВЗ, также подготовки педагогов к работе с такими детьми.
Начиная работу с детьми с ОВЗ, педагоги, психологи, социальные педагоги встают перед проблемой организации для них учебного процесса, выбора форм и методов работы с этой категорией воспитанников.
Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья — одна из основных тенденций развития современной образовательной практики.
Распространившиеся в России быстрыми темпами процессы интеграции опередили разработку в отечественной дефектологической науке теоретических подходов в этом направлении, а также экспериментальные исследования в этой области. В том числе неизученной оказалась проблема профессиональной компетентности педагогов, работающих в условиях инклюзивного образования.
Анализ форм организации, программных и методических материалов, предлагаемых разными вузами, свидетельствует, что не разработан профессионализм педагога инклюзивного образования, не определены опти- мальные формы и сроки подготовки педагогов к новым условиям профессиональной деятельности, ее содержание, учебно-методические материалы и др. Подготовка педагогов для реализации инклюзивного образования в основном направлена на формирование знаний об особенностях детей и подростков с нарушениями развития и учета их в педагогическом процессе. При этом значи- тельно меньше внимания обращается на профессионально-личностную готовность педагога к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Согласно нашему взгляду, готовность к оказанию помощи — интегральное личностное качество, включающее милосердие, толерантность, педагогический оп- тимизм, высокий уровень самоконтроля и само регуляции, доброжелательность, умение наблюдать, способность суммировать наблюдения и использовать
95 увеличившийся объем информации о ребенке (взрослом) для оптимизации педагогической работы; перцептивные умения; креативность, творческий подход к решению проблем, задач педагогической работы и др. Педагог должен осознавать значимость этих качеств и стремиться их развивать.
Преподаватель, работающий с детьми с ограниченными возможностями здоровья, должен обладать высоким уровнем регуляции своей деятельности, контролировать себя в стрессовых ситуациях, быстро и уверенно реагировать на изменение обстоятельств и принимать решения. Ему необходимо иметь в своем арсенале умения, позволяющие справляться с негативными эмоциями, навыки релаксации, умение владеть собой, способность адаптироваться в трудных, неожиданных ситуациях. Самообладание педагога, его уравновешенность, эмоциональная устойчивость позволяют предупредить конфликтные ситуации в отношениях между детьми, между детьми и педагогом, что имеет особую значимость для правильной организации учебно-воспитательного процесса, в котором важное место отводится созданию охранительного режима, щадящего нервную систему ребенка с ограниченными возможностями здоровья и оберегающего его от излишнего перевозбуждения и утомления.
Педагог несет ответственность за выбранные цели, задачи, содержание, методы обучения и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья, так как изначально такой ребенок является более зависимым от педагогической помощи, чем нормально развивающиеся сверстники.
Таким образом, профессионально-личностная готовность педагога к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья предполагает сформированность целого комплекса качеств, которые основываются на личностных ресурсах. Не каждый педагог, работающий в образовательном учреждении с нормально развивающимися детьми, способен к работе с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья.
Инклюзивная компетентность педагогов относится к уровню специальных профессиональных компетентностей. Это интегративное личностное образование, обуславливающее способность учителей осуществлять профессиональные функции в процессе инклюзивного образования, учитывая разные образовательные потребности учащихся и обеспечивая включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в среду образовательной организации и создание условий для его развития и саморазвития.
Педагог, готовящийся работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья, должен принять следующую систему профессионально-ценностных ориентаций:
▪ признание ценности личности человека независимо от степени тяжести его нарушения;
96
▪ направленность на развитие личности человека с нарушением в развитии в целом, а не только на получение образовательного результата;
▪ осознание своей ответственности как носителя культуры и ее транслятора для людей с нарушениями в развитии;
▪ понимание творческой сущности педагогической деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья, требующей больших духовных и энергетических затрат;
▪
Пройти курсы повышения по инклюзивному обучению.
Важная составляющая профессионально-личностной готовности педагога, работающего с лицами с ограниченными возможностями здоровья— готовность к оказанию помощи. Психологи считают, что готовность к помощи у разных людей неоднородна. Чем выше уровень ответственности, заботливости, тем выше уровень готовности к помощи.
Важным требованием к педагогу, осуществляющему педагогическую деятельность с детьми с ограниченными возможностями здоровья, является проявление им деликатности и тактичности, в том числе умение соблюдать конфиденциальность служебной информации и личных тайн воспитанника (то есть деонтологический менталитет).
Первоначально перед педагогами должны стоять особые задачи по отношению к детям:
– подготовка специальной общеобразовательной среды;
– способствование социализации и адаптации;
– предоставление адаптированных программ, которые соответствуют уровню индивидуального развития;
– формирование особых знаний в области специальной педагогики и психологии у всех участников образовательного процесса (педагогов, родителей и детей)
Таким образом, разработанная на основе компетентностного подхода модель профессиональной подготовки педагогов к инклюзивному образованию представляет собой процесс, обеспечивающий формирование ценностно- мотивационного, когнитивного и личностного компонентов готовности, проявляющихся в виде комплекса профессиональных и социально-личностных компетенций. Специфика организации образовательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, обусловливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения, обеспечивающего образование.
Педагогические работники образовательного учреждения должны знать основы коррекционной педагогики и специальной психологии, иметь четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, о
97 методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса таких детей.
Список использованной литературы:
1. Алехина, С. В. Поддержка учителя в инклюзивном образовании
[Электронный ресурс] : Современная зарубежная психология / С. В. Алехина, Т.А.
Силантьева.
–
М.,
2014.
Т.
3.
№ 3.
–
С.
5-15.
–
URL: http://psyjournals.ru/jmfp/2014/n3/72696.shtml (дата обращения: 15.04.2020).
2. Алехина, С. В. Психолого-педагогические основы инклюзивного образования [Текст] : коллективная монография / отв. ред. С. В. Алехина. М.:
МГППУ, ООО «Буки Веди», 2013. – 334 с.
3. Бирюкова, Ю. С. Организационно-педагогические условия инклюзивного образования в образовательных организациях [Текст] / Ю. С. Бирюкова // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза : Материалы всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей / Урал. Гос. пед. ун-т. –
ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ К УЧАСТИЮ В КОНКУРСАХ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА «АБИЛИМПИКС» ПО
КОМПЕТЕНЦИИ «ПОВАРСКОЕ ДЕЛО», «КОНДИТЕРСКОЕ ДЕЛО»
Юнусова Ф.Ф,
мастер производственного обучения ГАПОУ «Буинский ветеринарный
техникум»
То, что дети могут сделать вместе сегодня,
завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно.
Л. Выготский
Абилимпикс – это олимпиады возможностей среди инвалидов по профессиональному мастерству по различным категориям. Первоначально эти соревнования имели формат именно профессиональных конкурсов. Однако в дальнейшем, Абилимпикс помог изменить традиционные взгляды на потенциал и способности инвалидов, что привело к росту возможностей для их трудоустройства и их профессиональной стабильности, и эти соревнования стали своего рода еще и
«ярмаркой вакансий трудоустройства» и именно эта задача стала одной из приоритетных при проведении этих Конкурсов.
98
Я поняла, что работа с детьми ограниченными возможностями здоровья непростая, а требующая не только педагогических и технологических знаний и навыков, но и базовых знаний психологий и особенностей работы с обучающимися ограниченными возможностями здоровья.
Есть небольшой опыт работы у меня с инвалидами. На базе нашего техникума
ЦПД по компетенции «Поварское дело», где сдали экзамен 72 участника, среди них 1 инвалид- Сабирзянов Марсель- 120 группа сдал на 15,93 балла-«хорошо».
А на следующий учебный год вырасло количество обучающихся детей инвалидов и с ОВЗ до 12 обучающихся. Так же 2018-2019 учебном году готовила участников конкурса «Абилимпикс» по компетенции «Поварское дело» и «Кондитерское дело». Участник не прошел отбор по компетенции «Кондитерское дело», а по
«Поварскому делу» занял на Региональном третье место. У меня появился шанс улучшить результат, реализуя проект: Подготовка студентов с ограниченными
возможностями здоровья к участию в конкурсах профессионального
мастерства «Абилимпикс» по компетенции «Поварское дело», «Кондитерское
дело».
Актуальность данного проекта - в удовлетворении потребности общества в инклюзивном образовании путем включения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду техникума.
В октябре месяце 2018-2019 учебного года, в рамках декады инвалидов учащимся коррекционного класса гимназии им. М.Вахитова организовали мастер- класс «Приготовление капкейков». После проведенного мероприятия 8 учащихся заявились получить профессию повара. К ним присоединился коррекционный класс Черки- Гришинской СОШ в количестве 4 учащихся- вот что и стало опорным пунктом проекта, где целью является создание в ГАПОУ «Буинский ветеринарный техникум конкурсов профессионального мастерства для людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс» по компетенциям «Поварское дело», «Кондитерское дело», обеспечивающей эффективную профессиональную ориентацию и мотивацию студентов с инвалидностью к получению профессионального образования, содействие их трудоустройству, формирование позитивного имиджа рабочих профессий, специальностей через выявление, поддержку и поощрение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, а также распространение успешного опыта их обучения в профессиональных образовательных организациях в субъектах Российской Федерации.
1. Брызгалова С.О. Разработка муниципальной модели интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями на основе системно- комплексного подхода. – Екатеринбург, 2007.
91 2. Голикова Т.А. Инклюзивное образование: опыт, проблемы, поиски
[Электронный ресурс].http://www.sch1961.ru/work_op.php?id=106
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ
Халиуллина Р.Р.,
преподаватель
ГБПОУ «Спасский техникум отраслевых технологий»
Аннотация: В этой статье рассматривается понятие «инклюзивное образование», связанных с актуальными проблемами развития системы профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе СПО.
Ключевые слова: Инклюзивное образование, цели, принципы, инвалид, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья.
Инклюзивное образование – является процессом общего развития образования, обеспечивающегося новую форму образования для обучения студентов с особыми потребностями.
Обучение, воспитание и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья направлено на социализацию личности в современных социально- экономических условиях.
Инклюзивное образование обеспечивает возможность выбора равного образовательного маршрута для любого ученика с ограниченными возможностями, независимо от его физических или иных возможностей.
Общество постепенно осознает, что коллективное воспитание детей и сверстников с ограниченными физическими возможностями имеет большое значение по условным нормам.
Конечно, этот процесс на практике является сложным и очень противоречивым, поскольку до сих пор не разработаны четкие, понятные механизмы для педагогов, позволяющие эффективно решать вопросы вовлечения детей с ограниченными возможностями в образовательную среду.
Вам необходимо создать систему действий, которая облегчит полноценное участие в жизни группы детей с нормальным развитием и специальными потребностями.
Цель педагогической помощи:
-обеспечение условий для личностно-познавательного развития студентов с ограниченными возможностями здоровья при разработке программ профессионального образования и повышения квалификации.
Задачи педагогического обеспечения:
92
- оказание индивидуальной ориентированной помощи детям с ограниченными возможностями с учетом особенностей и индивидуальных возможностей их психофизиологического развития;
- обеспечить, чтобы учащиеся с ограниченными возможностями могли освоить профессиональную программу профессионального образования на приемлемом для них уровне и интегрировать их в образовательное учреждение;
- создание условий для успешной социализации учащихся этих групп.
Принципы инклюзивного процесса в образовательной организации:
* консистенция (cиcтемноcть);
* единство диагностики и коррекции;
* личный подход;
*обеспечение положительного эмоционального благополучия участников образовательного процесса.
Основная цель-помочь студентам с ограниченными возможностями понять себя полноценным членом общества. Именно способность студентов, имеющих отклонения в развитии, идти и развиваться вместе со временем позволит им не бояться и успешно адаптироваться к реалиям жизни после окончания системы среднего профессионального образования.
Обучение ведется на основе комплексного подхода. Это тесное сотрудничество педагога-психолога техникума с другими специалистами
(медицинским персоналом, педагогами, социальными педагогами), а также с родителями и учениками. Психолог активно сотрудничает с центром психотерапии. Кроме того, психолог и социальный педагог выступают в качестве помощников педагогов по образованию.
Для осуществления деятельности в техникуме имеются следующие ресурсы:
1. Кадровый компонент: педагог-психолог, социальный педагог, куратор, педагог-организатор, учитель физического воспитания, руководители кружков и секций.
Педагоги должны не только знать методы диагностики, консультирования, коррекции, обучения и развития учащихся с ограниченными возможностями, но и уметь анализировать проблемные ситуации.
2. Материально-техническая база: актовый зал, библиотека техникума, ресурсный центр.
При выборе содержания мы учитываем не только возрастные потребности студентов с ограниченными возможностями здоровья, их реальный уровень развития, готовность к освоению определенных знаний и умений, но и реальную ситуацию в конкретной группе.
Проблемы инклюзивного образования:
1. Инклюзивные образовательные организации вынуждены самостоятельно решать многие проблемы;
93 2. Ограниченные финансовые ресурсы;
3. Привлечение специалистов, обладающих навыками работы с детьми- инвалидами.
4. Невозможность создания специальных условий для пребывания детей с ограниченными возможностями в образовательных учреждениях.
Предложение:
* создание собственной базы данных студентов с ОВЗ;
* разнообразие и дальнейшее совершенствование методов и методов организации учебного процесса;
* планирование дальнейших мероприятий по расширению материальной базы;
* привлечение специалистов из различных отделов и служб;
* привлечение студентов с ограниченными возможностями к работе кружка;
* привлечение студентов с ограниченными возможностями к общественно полезному труду;
* создание сопроводительного буклета или буклета по социальной адаптации;
* создание системы пошаговых инструкций с фотографиями;
* создание единой группы в социальной сети;
* создание памятки-напоминание;
* развитие образования.
Таким образом, процесс психолого-педагогической помощи студентам с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии представляет собой сложный динамический процесс, основанный на тесном взаимодействии специалистов различного профиля, педагогов и семей студентов с ограниченными возможностями здоровья.
Список использованной литературы:
1.
Аксенова, Л.И., Белякова Л.И., Архипов Б.А. Специальная педагогика.-
М.: Академия, 2005.-400с.
2.
Алешина О.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М.: Независимая фирма «Класс», 2007.-208с.
3.
Ахутина, Т.В. Дети с трудностями обучения//Начальная школа: плюс- минус. - 2000. - №12. - С. 20-25.
4.
Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании.-СПб.:
Союз,2008.-272с.
5.
Безюлева, Г.В., Малышева В.А., Паншина И.А. Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью. - М.: ИРГЮ, 2003.-210с.
94
ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ
ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Шаймухаметова Г.Н.,
преподаватель
ГАПОУ «Сармановский аграрный колледж»
В современном мире увеличивается численность детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), которые испытывают трудности в усвоении образовательной программы. Для них требуется создание специальных условий обучения и воспитания, и возникает необходимость комплексного сопровождения таких детей в условиях образовательных учреждений. Иными словами, необходима без барьерная образовательная среда, которая бы позволила детям с
ОВЗ реализовать в полной мере свои образовательные потребности. В связи с этим возникает необходимость создания инклюзивного образовательного пространства для детей с ОВЗ, также подготовки педагогов к работе с такими детьми.
Начиная работу с детьми с ОВЗ, педагоги, психологи, социальные педагоги встают перед проблемой организации для них учебного процесса, выбора форм и методов работы с этой категорией воспитанников.
Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья — одна из основных тенденций развития современной образовательной практики.
Распространившиеся в России быстрыми темпами процессы интеграции опередили разработку в отечественной дефектологической науке теоретических подходов в этом направлении, а также экспериментальные исследования в этой области. В том числе неизученной оказалась проблема профессиональной компетентности педагогов, работающих в условиях инклюзивного образования.
Анализ форм организации, программных и методических материалов, предлагаемых разными вузами, свидетельствует, что не разработан профессионализм педагога инклюзивного образования, не определены опти- мальные формы и сроки подготовки педагогов к новым условиям профессиональной деятельности, ее содержание, учебно-методические материалы и др. Подготовка педагогов для реализации инклюзивного образования в основном направлена на формирование знаний об особенностях детей и подростков с нарушениями развития и учета их в педагогическом процессе. При этом значи- тельно меньше внимания обращается на профессионально-личностную готовность педагога к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Согласно нашему взгляду, готовность к оказанию помощи — интегральное личностное качество, включающее милосердие, толерантность, педагогический оп- тимизм, высокий уровень самоконтроля и само регуляции, доброжелательность, умение наблюдать, способность суммировать наблюдения и использовать
95 увеличившийся объем информации о ребенке (взрослом) для оптимизации педагогической работы; перцептивные умения; креативность, творческий подход к решению проблем, задач педагогической работы и др. Педагог должен осознавать значимость этих качеств и стремиться их развивать.
Преподаватель, работающий с детьми с ограниченными возможностями здоровья, должен обладать высоким уровнем регуляции своей деятельности, контролировать себя в стрессовых ситуациях, быстро и уверенно реагировать на изменение обстоятельств и принимать решения. Ему необходимо иметь в своем арсенале умения, позволяющие справляться с негативными эмоциями, навыки релаксации, умение владеть собой, способность адаптироваться в трудных, неожиданных ситуациях. Самообладание педагога, его уравновешенность, эмоциональная устойчивость позволяют предупредить конфликтные ситуации в отношениях между детьми, между детьми и педагогом, что имеет особую значимость для правильной организации учебно-воспитательного процесса, в котором важное место отводится созданию охранительного режима, щадящего нервную систему ребенка с ограниченными возможностями здоровья и оберегающего его от излишнего перевозбуждения и утомления.
Педагог несет ответственность за выбранные цели, задачи, содержание, методы обучения и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья, так как изначально такой ребенок является более зависимым от педагогической помощи, чем нормально развивающиеся сверстники.
Таким образом, профессионально-личностная готовность педагога к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья предполагает сформированность целого комплекса качеств, которые основываются на личностных ресурсах. Не каждый педагог, работающий в образовательном учреждении с нормально развивающимися детьми, способен к работе с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья.
Инклюзивная компетентность педагогов относится к уровню специальных профессиональных компетентностей. Это интегративное личностное образование, обуславливающее способность учителей осуществлять профессиональные функции в процессе инклюзивного образования, учитывая разные образовательные потребности учащихся и обеспечивая включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в среду образовательной организации и создание условий для его развития и саморазвития.
Педагог, готовящийся работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья, должен принять следующую систему профессионально-ценностных ориентаций:
▪ признание ценности личности человека независимо от степени тяжести его нарушения;
96
▪ направленность на развитие личности человека с нарушением в развитии в целом, а не только на получение образовательного результата;
▪ осознание своей ответственности как носителя культуры и ее транслятора для людей с нарушениями в развитии;
▪ понимание творческой сущности педагогической деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья, требующей больших духовных и энергетических затрат;
▪
Пройти курсы повышения по инклюзивному обучению.
Важная составляющая профессионально-личностной готовности педагога, работающего с лицами с ограниченными возможностями здоровья— готовность к оказанию помощи. Психологи считают, что готовность к помощи у разных людей неоднородна. Чем выше уровень ответственности, заботливости, тем выше уровень готовности к помощи.
Важным требованием к педагогу, осуществляющему педагогическую деятельность с детьми с ограниченными возможностями здоровья, является проявление им деликатности и тактичности, в том числе умение соблюдать конфиденциальность служебной информации и личных тайн воспитанника (то есть деонтологический менталитет).
Первоначально перед педагогами должны стоять особые задачи по отношению к детям:
– подготовка специальной общеобразовательной среды;
– способствование социализации и адаптации;
– предоставление адаптированных программ, которые соответствуют уровню индивидуального развития;
– формирование особых знаний в области специальной педагогики и психологии у всех участников образовательного процесса (педагогов, родителей и детей)
Таким образом, разработанная на основе компетентностного подхода модель профессиональной подготовки педагогов к инклюзивному образованию представляет собой процесс, обеспечивающий формирование ценностно- мотивационного, когнитивного и личностного компонентов готовности, проявляющихся в виде комплекса профессиональных и социально-личностных компетенций. Специфика организации образовательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, обусловливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения, обеспечивающего образование.
Педагогические работники образовательного учреждения должны знать основы коррекционной педагогики и специальной психологии, иметь четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, о
97 методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса таких детей.
Список использованной литературы:
1. Алехина, С. В. Поддержка учителя в инклюзивном образовании
[Электронный ресурс] : Современная зарубежная психология / С. В. Алехина, Т.А.
Силантьева.
–
М.,
2014.
Т.
3.
№ 3.
–
С.
5-15.
–
URL: http://psyjournals.ru/jmfp/2014/n3/72696.shtml (дата обращения: 15.04.2020).
2. Алехина, С. В. Психолого-педагогические основы инклюзивного образования [Текст] : коллективная монография / отв. ред. С. В. Алехина. М.:
МГППУ, ООО «Буки Веди», 2013. – 334 с.
3. Бирюкова, Ю. С. Организационно-педагогические условия инклюзивного образования в образовательных организациях [Текст] / Ю. С. Бирюкова // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза : Материалы всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей / Урал. Гос. пед. ун-т. –
ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ К УЧАСТИЮ В КОНКУРСАХ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА «АБИЛИМПИКС» ПО
КОМПЕТЕНЦИИ «ПОВАРСКОЕ ДЕЛО», «КОНДИТЕРСКОЕ ДЕЛО»
Юнусова Ф.Ф,
мастер производственного обучения ГАПОУ «Буинский ветеринарный
техникум»
То, что дети могут сделать вместе сегодня,
завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно.
Л. Выготский
Абилимпикс – это олимпиады возможностей среди инвалидов по профессиональному мастерству по различным категориям. Первоначально эти соревнования имели формат именно профессиональных конкурсов. Однако в дальнейшем, Абилимпикс помог изменить традиционные взгляды на потенциал и способности инвалидов, что привело к росту возможностей для их трудоустройства и их профессиональной стабильности, и эти соревнования стали своего рода еще и
«ярмаркой вакансий трудоустройства» и именно эта задача стала одной из приоритетных при проведении этих Конкурсов.
98
Я поняла, что работа с детьми ограниченными возможностями здоровья непростая, а требующая не только педагогических и технологических знаний и навыков, но и базовых знаний психологий и особенностей работы с обучающимися ограниченными возможностями здоровья.
Есть небольшой опыт работы у меня с инвалидами. На базе нашего техникума
ЦПД по компетенции «Поварское дело», где сдали экзамен 72 участника, среди них 1 инвалид- Сабирзянов Марсель- 120 группа сдал на 15,93 балла-«хорошо».
А на следующий учебный год вырасло количество обучающихся детей инвалидов и с ОВЗ до 12 обучающихся. Так же 2018-2019 учебном году готовила участников конкурса «Абилимпикс» по компетенции «Поварское дело» и «Кондитерское дело». Участник не прошел отбор по компетенции «Кондитерское дело», а по
«Поварскому делу» занял на Региональном третье место. У меня появился шанс улучшить результат, реализуя проект: Подготовка студентов с ограниченными
возможностями здоровья к участию в конкурсах профессионального
мастерства «Абилимпикс» по компетенции «Поварское дело», «Кондитерское
дело».
Актуальность данного проекта - в удовлетворении потребности общества в инклюзивном образовании путем включения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду техникума.
В октябре месяце 2018-2019 учебного года, в рамках декады инвалидов учащимся коррекционного класса гимназии им. М.Вахитова организовали мастер- класс «Приготовление капкейков». После проведенного мероприятия 8 учащихся заявились получить профессию повара. К ним присоединился коррекционный класс Черки- Гришинской СОШ в количестве 4 учащихся- вот что и стало опорным пунктом проекта, где целью является создание в ГАПОУ «Буинский ветеринарный техникум конкурсов профессионального мастерства для людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс» по компетенциям «Поварское дело», «Кондитерское дело», обеспечивающей эффективную профессиональную ориентацию и мотивацию студентов с инвалидностью к получению профессионального образования, содействие их трудоустройству, формирование позитивного имиджа рабочих профессий, специальностей через выявление, поддержку и поощрение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, а также распространение успешного опыта их обучения в профессиональных образовательных организациях в субъектах Российской Федерации.
1 ... 4 5 6 7 8 9 10 11 12