Файл: Сборник материалов практического семинара среди преподавателей и.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 204
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
16
Профессиональная ориентация детей-инвалидов и подростков с ОВЗ предполагает следующие виды работы:
1) анализ результатов медико-психологического обследования (в связи с наличием у подростков на основе главного дефекта в развитии различных нарушений в психическом здоровье);
2) психолого-педагогическое обследование (в процессе обучения, воспитания, развития у этих детей возникают специфические трудности);
3) социально-психологическое консультирование, помогающее подростку с
ОВЗ включаться как в малые группы, так и в более широкое социальное окружение
[3, с.18].
Необходимым условием профессиональной ориентации детей-инвалидов и подростков с ОВЗ является их желание получать помощь в разрешении вопросов
(затруднений), обусловленных психологическими причинами, а также готовность принять ответственность за свое профессиональное будущее. Границы этой ответственности варьируют от высокой активности и самостоятельности до инфантильности и полной психологической зависимости от других. И, поскольку, инфантильность является распространенной чертой подростков с ОВЗ, в ходе профориентационной работы необходимо предпринимать специальные действия для побуждения собственной активности и ответственности консультируемого: позитивный настрой, укрепление веры в его силы и возможности.
В профессиональной ориентации с детьми с ОВЗ необходимо использовать различные формы работы: групповые тренинги по отработке профессионально значимых навыков, ролевые игры, позволяющие примерить различные профессиональные роли, просмотр и обсуждение видеоматериалов. Большое значение имеет привлечение к этой работе и родителей подростков с ОВЗ.
Методический инструментарий для профессиональной диагностики должен быть адекватен уровню развития и особенностям здоровья подростка с ОВЗ. При выборе специальности/профессии необходимо учитывать его типологические и индивидуально-личностные особенности, а также перспективы развития.
Приведем примеры методического инструментария для проведения профессиональной диагностики.
Методика «Мои профессиональные интересы»(Г.В. Резапкина) направлена на осознание профессиональных интересов, отношения к разным видам деятельности и успешности начального опыта в глазах других людей и может быть использована для первичной диагностики профессиональных интересов.
При проведении методики «Определение профессионального типа личности»
(Г.В. Резапкина) попарно сравниваются 60 профессий, относящихся к разным типам по Холланду, но к одному и тому же предмету труда по Климову. Методика включает профессии, доступные лицам с ограниченными возможностями здоровья.
17
Методика «Интеллектуальная лабильность» используется для оценки переключения внимания, умения быстро переходить с решения одних задач на выполнение других, не допуская при этом ошибок, прогноза успешности освоения нового вида деятельности. Методика состоит из тридцати заданий и помогает определить способности к деятельности, требующей хорошего переключения внимания (работа бухгалтера, экономиста, секретаря).
Методика «Определение технических способностей» представляет собой сокращенный вариант (30 заданий) Теста механической понятливости Беннета и служит для выявления технических способностей.
Тест интеллектуального потенциала (ТИП)(П. Ржичан) направлен на выявление уровня развития невербального интеллекта. Успешность его выполнения зависит от способности логически мыслить и раскрывать существенные связи между предметами и явлениями.
Тест эмоций(модифицированная методика Басса-Дарки) состоит из 35 утверждений, характеризующих различные проявления агрессивного поведения
(физическая, косвенная, вербальная, или словесная, агрессия, раздражительность, негативизм, обидчивость, подозрительность).
Результаты могут быть представлены в виде графика, показывающего степень и форму проявления агрессии и помогающего соотнести свое поведение с требованиями профессий, связанных с управлением, общением, обслуживанием, воспитанием, обучением [3, с.33].
Основная задача предложенных методик заключается не только в диагностике, но и в развитии функций, необходимых для освоения конкретной специальности/ профессии.
Квалифицированная помощь при выборе профессии – важный аспект социальной адаптации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Одной из задач комплексной профориентации является формирование у подростков с ОВЗ профессионального выбора и мотивации к деятельности, адекватной их возможностям, так как они испытывают трудности следующего характера:
- из-за ограничений в познании окружающего мира часто недостаточно сформированы их представления о видах профессиональной деятельности;
- ориентация на получение престижных специальностей/профессий может затруднить трудоустройство из-за высокой конкуренции на рынке труда;
- составление профессиональных планов затруднено из-за дефицита специализированных учебных заведений, позволяющих получить избранную профессию [2, с.56].
Учитывая эти особенности, необходимо соблюдать принцип соответствия выбираемой специальности/профессии интересам, склонностям, способностям и возможностям подростка, соотнесенным с реальным состоянием его здоровья и
18 имеющимися ограничениями.
Список использованной литературы:
1.Захарова А.В., Рыжикова, Е.И. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: методическое пособие. / А.В.
Захарова, Е.И. Рыжикова – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 167 с.
2. Крыжановская, Л.М. Психологическая коррекция в условиях инклюзивного образования: пособие для психологов и педагогов / Л.М.
Крыжановская. – М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2014. – 143 с.
3.Организация работы по профориентации и профадаптации детей- инвалидов и лиц с ОВЗ: учебно-методический комплект / [сост. Г.В. Резапкина];
Мин-во образования Респ. Коми, Коми респ. ин-т развития образования. –
Сыктывкар: КРИРО, 2014. – 48 с.
ИНКЛЮЗИВНАЯ КУЛЬТУРА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Галимова Л.И.,
преподаватель
ГАПОУ «Арский педагогический колледж им. Г.Тукая»
Мы много говорим об инклюзивном образовании на сегодняшний день. Это и понятно, так как приоритетным направлением развития российского образования в
XXI веке является доступное образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Техническая и методическая стороны вопроса уже имеют наработки и постепенно внедряются в образовательную систему. Наряду с лучшими инклюзивными практиками от образовательных организаций, учреждений социального характера, есть еще и те, кто мало знаком с инклюзивным образованием. В массовых источниках информации широко ведется реклама инклюзивного образования, конкурсов профессионального мастерства для лиц с
ОВЗ, различных социальных проектов, как “Доступная среда” и др. Все это делается для привлечения людей с ОВЗ в социальные круги из которых они когда- то выпали. Как сказал канадский педагог Жан Ванье: “Мы исключили эту часть людей из общества, и надо вернуть их назад, в общество, потому, что они могут нас чему-то научить”. Эти слова отражают не только суть, но и отношение которое сложилось у общества к инвалидам.
19
И самая сложная проблема заключается не только в том, что “особые” люди требуют особых условий во время получения образования, во время трудовой деятельности и т.д., но в отсутсвиии инклюзивной культуры у общества.
Вопрос воспитания и так является довольно сложным и трудоемким процессом, со всеми вытекающими особенностями, а в инклюзивной практике, данный процесс усложняется еще больше.
Менталитет российского народа имеет зачатки перфекционизма, поэтому показывать свои “особенности”, отличительные признаки от других считается
“пороком”. Из–за этого социализация “особых” детей, воспитание толерантного отношения со стороны здоровых детей является двусторонним процессом.
Предже всего воспитание инклюзивной культуры должна базироваться на восьми постулатах инклюзивного образования, таких как:
1.
Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2.
Каждый человек способен чувствовать и думать;
3.
Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
4.
Все люди нуждаются друг в друге;
5.
Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
6.
Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7.
Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
8.
Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Вопрос инклюзивной культуры еще не достаточно изучен как в теоретическом, так и практическом плане и формирование его у подрастающего поколения пока только набирает обороты.
Что касается организаций среднего профессионального образования, то с каждым годом приход студентов–инвалидов, и лиц с ОВЗ только увеличивается. В связи с этим формирование инклюзивной культуры у студентов является первостепенной задачей образовательной организации, педагогов, классных руководителей и кураторов.
Формирование инклюзивной культуры можно осуществлять на основе духовно-нравственного воспитания. В этом вопросе могуть помочь внеклассные мероприятия различной направленности. Это и культурно-массовые мероприятия, мероприятия напарвленные на сохранение и укрепление здоровья, на развитие творчества, патриотизма и гражданственности.
Создание иклюзивной культуры в образовательной организации должно полагаться на принципы: гуманизма, ненасилия, природосообразности, доступности, защиты, информированности, поддержки разнообразия, индивидуальной помощи, полноценного участия (включенности), принадлежности
20 к сообществу, сотрудничества всех субъектов образовательного процесса, педагогического оптимизма. Все эти принципы связаны между собой.
Также для развития инклюзивной культуры в образовательном учреждении важны три вещи:
- культура обучения (правила поведения на занятиях, освоение знаний);
- культура коммуникации (знание и следование нормам поведения в образовательном учреждении, этике общения с педагогами и свестниками);
- культура группы.[1]
В культуре коммуникации и группы важно показать что каждый человек особенный, если даже не имеет явных физических отличий, и только физические отличия нем могут быть причиной неприятия другого человека обществом. Мы все отличаемся друг от друга по умственным, творческим способностям, и из-за этого нас никто не отторгает от общества, от социального окружения.
Взаимодействие образовательной организации с родителями и законными представителями является неотъемлимой частью образовательного процесса, в вопросах инклюзивного образования это взаимодействие также должно быть налажено. Родители должны видеть что, у учащихся с ОВЗ, и у здоровых детей равные права и возможности для получения образования.
Педагоги должны быть и методически и психологичекски готовы к работе с детьми с ОВЗ и детьми инвалидами, владеть развитыми коммуникативными навыками и высокой педагогической и инклюзивной культурой.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 12
Список использованно литературы:
1.
Полянский А. И., Мартиросян В. Д. Инклюзивная культура в образовательной организации [Электронный ресурс] // Научные труды
Московского гуманитарного университета.
2018.
№ 1.
URL: http://journals.mosgu.ru/trudy/article/view/682 (дата обращения: 15.02.2021);
2.
Принципы инклюзивного образования
URL:https://spravochnick.ru/pedagogika/principy_obucheniya/principy_inklyuziv nogo_obucheniya/ (дата обращения: 15.02.2021).
ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ И ФОРМИРОВАНИЮ
ИНКЛЮЗИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Ермолаева Е.В.,
преподаватель ГАПОУ «Лаишевский технико-экономический техникум»
21
Дети с ограниченными возможностями здоровья занимают особое место в системе современного образования. Такие дети, имеющие особенности развития, обучались преимущественно на дому, в специальных (коррекционных) учебных заведениях или в школах интернатах. На сегодняшний день остро встал вопрос об альтернативных закрытому специальному образованию вариантах обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Также изменилась оценка возможностей учеников с особыми образовательными возможностями и обществом все в большей мере осознается тот факт, что психофизические нарушения ребенка не отменяют его человеческой сущности, способности переживать, чувствовать, получать новый социальный опыт. В связи с этим развивается новая форма получения образования для таких детей – инклюзия.
Принятый 29 декабря 2012 г. Федеральный закон № 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации" вводит новое для российского образования понятие
«инклюзивное образование», которое подразумевает совместное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями и их нормально развивающихся сверстников. В процессе такого обучения у учащихся и педагогов формируется позиция толерантности, высокой степени принятия, а также эмпатии к «особым» ученикам, желание помочь им, при этом снижается риск возникновения агрессии в адрес таких детей. Перечисленные качества формируются в процессе взаимодействия ребенка, имеющего особенности в развитии, со сверстниками без отклонений, за счет пребывания в единой образовательной среде.
Одной из приоритетных задач в реализации инклюзивного подхода в системе российского образования является формирование инклюзивной культуры у всех участников образовательного процесса. Это связано с давно сложившимся типом общественного сознания, в котором понятие «инвалид» во все времена означало
«непригодный к деятельности». Для государства, которое было вынуждено затрачивать на них определенные средства, они становились иждивенцами.
Своеобразные трудности в общении и во взаимодействии с ними возникали и у окружающих людей, в результате чего к ним формировалось предвзятое, незаслуженное отношение. Поэтому проблема, связанная с изменением общественного отношения к людям с особыми образовательными возможностями, формированием инклюзивной культуры, является достаточно ценной.
Несформированность данной культуры отрицательно сказывается на всем образовательном процессе и может не давать высоких результатов. Можно создать идеальные условия обучения здоровых детей и детей с особыми образовательными потребностями, но исключить человеческий фактор невозможно. Негативные установки здоровых учащихся, отказ от контактов с «особым» одногруппником в ряде случаев объясняются дефицитом знаний об особенностях людей, имеющих те или иные недостатки в развитии, и отсутствием опыта общения с ними.