Файл: Сборник материалов практического семинара среди преподавателей и.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 206
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
86 для эффективной реализации модели инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями и их семьям. Система управления инклюзивным образованием, согласно спроектированной модели, состоит из двух уровней.
Первый уровень включает в себя орган управления муниципальной образовательной системы (далее – МОС) и психолого-медико-педагогическую комиссию, который отражает треования государственной политики в области обучения детей с особыми образовательными потребностями (далее – ООП), координирует деятельность и мониторинг данного процесса.
Второй уровень – организационно-управленческая структура учреждения – обеспечивает сопровождение детей с ООП, реализацию программ инклюзивного образования, а также диагностирует изменение социального заказа по обучению детей с ООП.
В связи с этим определен пакет нормативных документов учреждения, регламентирующий процесс управления: положение о психолого-медико- педагогическом консилиуме, договор в рамках взаимодействия различных организационных структур по сопровождению детей с ООП, нормативно- правовая база для льготного поступления детей с ООП в училища, техникумы, вузы и др., нормативно-правовая база по трудоустройству выпускников, нормативно-правовая основа по сетевому взаимодействию, договор о предмете сотрудничества.
Таким образом, потенциальные возможности социума для решения проблем детей с ограниченны- ми возможностями, а именно включение детей с ограниченными возможностями в социальные от- ношения со здоровыми сверстниками, эффективно реализуются через модульную систему межведомственного взаимодействия. Тем не менее на сегодняшний день очевидными проблемами при организации межведомственного взаимодействия являются: техническое и технологическое обеспечение; нормативно-правовое обеспечение этого процесса; поиск организационно-правовых форм, отражающих сетевой принцип организации образовательного процесса; механизм продвижения инновационных образовательных программ; процедуры набора групп; привлекательность такого образования для родителей и учащихся.
Список использованной литературы:
1. Организация сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные програм- мы, принимающих участие в конкурсе на государственную поддержку / под ред. А. И. Адамского. М.:
Эврика, 2006.
87 2. Протокол межведомственного взаимодействия по оказанию помощи несовершеннолетним, пострадавшим от жестокого обращения. СПб.: Санкт-
Петербургская общественная организация «Врачи детям», 2010. 108 с.
3. Сартакова Е. Е. Концепция формирования сетевого взаимодействия сельских школ для решения задач модернизации образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2010. Вып. 11 (101). С.
24–31
СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ «ИНКЛЮЗИВНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ»
Хабусов Р.Э.,
преподаватель
ГАПОУ «Лаишевский технико-экономический техникум»
Совершенствование современной системы отечественного образования в соответствии с принципами гуманизации и индивидуализации предполагает разработку теоретических моделей, наиболее полно отражающих содержание и характер помощи детям с ограниченными возможностями в условиях конкретного образовательного комплекса. Важность этой задачи в настоящее время объясняется наблюдающейся тенденцией к увеличению числа детей, имеющих различные нарушения физического и нервно-психического здоровья.
Одной из самых важных и масштабных по своим следствиям перемен, происходящих в современном образовании, является то, что оно по своим целям, по своему назначению становится инклюзивным, то есть включенным, открытым для всех и специальным образом настроенным на каждого.
Инклюзивное образование (фр. inclusif – включающий в себя, лат. includere – заключать, включать) – особый подход к построению общего образования, который подразумевает доступность (возможность) образования для каждых лиц с ОВЗ, независимо от его особых нужд и потребностей. В основе инклюзии – простая идея, что образовательный процесс – для лиц с ОВЗ, какими бы они ни были, а не наоборот, дети особым образом должны готовиться и самое главное – посещать образовательное учреждение.
Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все лица с ОВЗ – индивидуумы с различными потребностями в обучении. Оно старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. В его основе – восемь основополагающих принципов:
- ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
88
- каждый человек способен чувствовать и думать;
- каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
- все люди нуждаются друг в друге;
- подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
- все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
- для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
- разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Работа преподавателя в инклюзивном образовании специфична и требует освоения новых профессиональных умений, овладения новыми педагогическими технологиями. При этом основой профессиональной деятельности становится уверенность в том, что при создании тех или иных специальных условий каждый ребенок способен учиться.
Роль педагога в воплощении принципов инклюзивного образования колоссальна. Как предметник он может организовать учебный процесс таким образом, чтобы знание было усвоено и присвоено каждым учеником класса, независимо от его способностей и особых потребностей. Как классный руководитель он может создать в классе особый климат доверия и принятия, в котором раскрылись бы лучшие стороны каждого ученика, таланты и сильные стороны характера каждого ребенка.
Метод обучения — определенным образом упорядоченная деятельность, обеспечивающая эффективное руководство преподавателя работой учащихся по овладению знаниями. Методы обучения определяются его целями и содержанием.
Хороший метод — залог успеха в любой сфере человеческой деятельности, материальной, духовной, педагогической.
Метод, отмечал великий немецкий философ Г. Гегель (1776-1831), не есть нечто внешнее по отношению к исследуемому предмету, не есть нечто привносимое извне; напротив, метод есть нечто, уже содержащееся в нем самом, метод — это душа предмета. Поэтому физик использует одни методы исследования, биолог — другие, а социолог — третьи, хотя все они используют также и общенаучные методы познания. Свой комплекс методов применяет и преподаватель в процессе обучения. Но поскольку, как отмечалось, содержание обучения чрезвычайно сложно, естественно, что и методы усвоения этого содержания чрезвычайно многообразны.
При характеристике общедидактических методов выделяются те из них, которые используются в изучении всех учебных дисциплин независимо от их специфики и характеризуются определенным своеобразием, некоторыми собственными признаками.
Такими наиболее продуктивными общепедагогическими методами являются следующие.
89
Лекция отличается от других видов учебных занятий обилием сообщаемой информации, она посвящается, как правило, описанию сложных систем, связей, зависимостей причинно-следственного характера.
Учебная дискуссия - суть метода дискуссии состоит в организации в рамках учебной группы обмена взглядами по конкретной проблеме. Преимущества дискуссии — в стимулировании познавательного интереса обучаемых.
Работа с книгой, прежде всего с учебником, стала важнейшим методом обучения, с тех пор как появились книги. Вместе с ними у ученика появилась возможность получать информацию не только непосредственно от преподавателя, но и опосредованно, из книг в удобное время и в удобном месте — дома или в библиотеке.
Видеометод, который сформировался в связи с массовым проникновением в практику работы учебных заведений многообразных аудиовизуальных технических средств, в том числе компьютеров, а также в связи с возможностью выхода в Интернет с его неограниченными информационными возможностями.
Метод обучающей игры основывается на особой любви человека к различного рода играм. Сущность обучающей игры — моделирование, иммитация тех или иных реальных ситуаций. В упрощенном виде в игре воспроизводится, моделируется действительность, а действия участников иммитируют реальные действия.
Упражнения как раз и нацелены на активизацию двигательно-моторных способностей человека. Без правильно организованных упражнений невозможно дополнить полученные знания необходимыми практическими умениями и навыками, опытом творческой деятельности и таким образом реализовать воспитательные задачи образования.
Инклюзивное образование в системе профессионального образования реализуется на всех уровнях профессиональной подготовки: в процессе начального, среднего и высшего профессионального образования. Кроме доступности среды, значение имеет образовательный ценз, которому должны соответствовать обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья по итогам образования.
Обучение на общих основаниях со студентами без отклонений в состоянии здоровья. Обучение по особым образовательным программам исключительно для лиц с ограниченными возможностями.
Совместное обучение по образовательным программам, в которых принимают участие наряду с обычными студентами лица с ограниченными возможностями в целях интерактивных встреч и приобретения навыков взаимодействия.
В процессе инклюзивного обучения нужно: применять экспериментальные, стимулирующие активность методы обучения - применять активные методы обучения, включая дискуссии, общение; уделять больше внимания на усвоение
90 ключевых понятий того или иного предмета; применять способы поэтапного усвоения нового материала-уделять больше времени чтению художественной литературы, давать учащимся понять, что они ответственны за выполнение заданий; предоставлять учащимся большую свободу выбора-внедрять принципы демократических отношений в школе, уделять больше внимания эмоциональным потребностям и изменяющейся манере поведения каждого учащегося, использовать объединяющие виды деятельности, которые содействуют сплочению коллектива; исходить из индивидуальных потребностей учащихся, применяя индивидуализированных видов деятельности, но не делить коллектив на группы, например, исходя из способностей учащихся-оказывать специализированную помощь учащимся с особыми потребностями, которые обучаются с другими детьми, привлекать к сотрудничеству преподавателей, родителей, администрацию и другие заинтересованные организации и общественность; опираться на оценку педагогом успехов учащихся, включая оценку прогресса в обучении.
Образовательное учреждение с инклюзивными классами и группами решает следующие задачи: создание единой психологически комфортной образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности; обеспечение диагностирования эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации детей с особенностями развития на этапе дошкольного обучения; организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования через взаимодействие диагностико- консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социально-трудового направлений деятельности; преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы через включение детей в успешную деятельность; постепенное повышение мотивации ребенка на основе его личной заинтересованности и через осознанное отношение к позитивной деятельности; охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья детей; изменение общественного сознания по отношению к детям с особенностями в развитии.
Подводя итог, необходимо отметить, что инклюзия – это больше, чем интеграция. Это включение не только в образование, но и в жизнь всех без исключения, это учет сильных и слабых сторон каждого, это признание различий, это обогащение представлений о различиях как естественном явлении мира и общества, это возможность получения эффективного образования благодаря постоянной поддержке и изменению образовательного пространства.
1 ... 4 5 6 7 8 9 10 11 12