Файл: «Выбор стиля руководства в организации» (Теоретические аспекты влияния стиля руководства на управление персоналом предприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 118

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3 Иванцевич Д. Человеческие ресурсы управления [Текст]/Д. Иванцевич, А. Лобанов.- М.:Дело.-2003, с. 22

4 Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие [текст]/ Под ред, П.В. Шеметова. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2009. – с. 46

5 Шекшня С. В. Управление персоналом современной организации [Текст]/ С.В. Шекшня

  • М: «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2005. – с. 62

6 Управление персоналом организации: Учебник [Текст]/ под ред. А.Я. Кибанова.- М.: ИНФРА-М, 2010.- с. 62

7 Druker P.F. Innovation & Entrepreneurship / P.F. Druker – N.Y. – 1985 – p. 22

эффективную, целенаправленную и производительную группу

Рассмотрим общее определение по каждому из подходов.

Во-первых, управление персоналом как наука, изучающая факторы и инструменты, посредством которых предприятие может воздействовать на персонал и удовлетворять цели и потребности, как организации, так и персонала.

Во-вторых, управление персоналом как процесс, представленный последовательностью этапов выполнения функций управления персоналом: планирование, подбор, адаптация, аттестация, мотивация, корпоративная культура, направленные на достижения поставленных целей.

В-третьих, управление персоналом как система методологий, позволяющая эффективно функционировать предприятию.

В-четвертых, управление персоналом как обеспечение предприятия сотрудниками нужной квалификации, компетенциями в конкретные сроки.

В-пятых, управление персоналом как мотивационная программа, разрабатываемая для конкретного предприятия под установленные цели и задачи.

На основе данных подходов, конкретизируем понятие «управление персоналом».

Управление персоналом - системный процесс, направленный на обеспечение предприятия квалифицированными сотрудниками и воздействия на них с целью достижения организационных и личностных целей.

Основная цель управления персонала - формирование, развитие и реализации с наибольшей эффективностью кадрового потенциала предприятия8.

В истории развития управления персоналом можно выделить следующие концепции:

8 Управление персоналом [Текст]/ Н.П. Беляцкий, С.Е. Веселько, П. Ройш.- Мн.: Интерпрессервис, Экоперспектива,2002.- c. 22

  1. Использование трудовых ресурсов;

Трудовые ресурсы – это мужское и женское население в трудоспособном возрасте, за исключением неработающих инвалидов войны и труда I и II групп и лиц, получающих пенсию по возрасту на льготных условиях, а также лица в нетрудоспособном возрасте, занятые в экономике9. Трудовые ресурсы – это трудоспособная часть населения государства, способная в силу психофизиологических и интеллектуальных качеств, производить товары или услуги10.


  1. Управление персоналом;

Персонал предприятия – это совокупность физических лиц, состоящая с предприятием, как с юридическим лицом в отношениях, которые регулируются трудовым кодексом и трудовым договором11.

  1. Управление человеческими ресурсами;

По мнению В. Габриэляна, «человеческий ресурс – это капитал, инвестиции в который окупаются сторицей. Работа с этим капиталом – серьезная работа». Солидарны с этой точкой зрения Т. Мясоедова и В. Меньшиков, утверждая, что «особое значение начинает приобретать стратегическое управление человеческими ресурсами, поскольку создает основу для разработки подходов к управлению людьми, рассчитанных на длительную перспективу, и направлено на значительные постоянные инвестиции в человеческие ресурсы»12.

  1. Управление человеческим капиталом.

9 Егоршин А.П. Управления персоналом: учебник для вузов [Текст]. - Н.Новгород: НИМБ, 2003.- с. 8

10Трудовые ресурсы [Электронный ресурс].- Режим доступа:http://www.center- yf.ru/data/economy/Trudovye-resursy.php

11 Корсаков М.Н. Экономика предприятия. Конспект лекций [Текст]/ М.Н. Корсаков.- Таганрог: Изд-во ТРТУ.-2005, с. 26

12 Разнодежина Э.Н. Человеческие ресурсы: процесс синтеза категорий «рабочая сила» и

«человеческий капитал» [Текст]/ Э.Н. Разнодежина // Креативная экономика. - 2010. - № 11 (47). - c. 52-57.

В экономической литературе существует множество различных определений понятия «человеческий капитал».

«Человеческий капитал – это полученный посредством инвестиций и накопленные человеком конкретный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, увеличивающий квалификацию сотрудников, а также целесообразно применяемый в конкретной сфере производства и воспроизводства, материальных благ и услуг, содействующий росту производительности и качества труда сотрудника и, в конечном счете, приводящий к росту заработной платы отдельно взятого сотрудника»13.

Человеческий капитал - это экономическая категория, которая характеризует совокупность сформированных и развитых посредством инвестиций в способности, личные качества и мотивацию индивидов, которые находятся в их собственности, применяются в трудовой деятельности, способствуют росту производительности труда и тем самым влияют на увеличение доходов сотрудника и национального дохода.

Понятие человеческий капитал появилось в начале 60-х годов XX века в экономической литературе Западной Европы. Каждая школа менеджмента имела собственное представление о человеческом капитале, и его значении для экономики, как отдельного предприятия, так и страны в целом.


Система управления персоналом выполняет определенные функции, представленные в таблице 1.2.

Таблица 1.2

Функции системы управления персоналом

Функция

Описание

Планирование персонала

  • создание политики и стратегии управления персоналом;
  • оценка кадрового потенциала предприятия и рынка человеческого капитала;
  • создание плана и прогноза потребности в персонале;
  • поддержание взаимосвязей с внешними источниками кадров.

Управление

наймом и

  • подбор кандидатов на вакантную должность;
  • отбор и прием персонала;

13 Голубева П.О. Управление человеческим капиталом предприятия как важный источник его развития [Электронный ресурс]/ П.О. Голубева// экономический интернет-журнал.- Режим доступа: http://nbene.narod.ru/manage/fmanage7.htm

учетом

персонала

  • кадровое делопроизводство;
  • управление занятостью.

Оценка, обучение и

развитие персонала

  • обучение, переподготовка и повышение квалификации персонала;
  • система адаптации новых сотрудников;
  • оценка персонала;
  • управление развитием карьеры.

Управление мотивацией

персонала

  • нормирование трудового процесса и тарификации оплаты труды;
  • система стимулирования;
  • применение методов морального поощрения персонала.

Управление социальным развитием

  • организация питания в течение рабочего дня;
  • обеспечение охраны здоровья и отдыха для сотрудников и их семей;
  • развитие физической культуры;
  • организация социального страхования.

Правовое

обеспечение

  • решение вопросов, связанных с трудовой деятельностью;
  • разработка и согласование нормативной документации.

Информацион ное

обеспечение

  • ведение учета и статистики персонала;
  • информационное и техническое обеспечение системы управления персоналом;

Обеспечение нормальных

условий труда

- обеспечение и контроль соблюдения требований психофизиологии и эргономики труда, охраны труда и окружающей среды.

Управление персоналом традиционно осуществляется на основе следующих принципов: научности; демократического централизма; плановости; первого лица; единства распорядительства; отбора, подбора и расстановки кадров; сочетания единоначалия и коллегиальности, централизации и децентрализации; линейного, функционального и целевого управления; контроля исполнения решений.


Управлять персоналом, необходимо структурировано, основываясь на определенные модели, рассмотрим основные из них.

Во-первых, управление посредством мотивации, представленное изучением потребностей, интересов, настроений, личных целей сотрудников. Кадровая политика в данном случае основана на развитии человеческого капитала, установлении морально-психологического климата, а также на исполнении социальных программ.

Во-вторых, рамочное управление, создающее условия для проявления сотрудниками инициативной, ответственной и самостоятельной трудовой деятельности, повышающее уровень организованных и коммуникабельных сотрудников, и связей между ними, способствующее росту

удовлетворенности трудовой деятельностью сотрудников и развитию корпоративного стиля руководства.

В-третьих, управление на базе делегирования, основанное на передаче сотрудникам компетенции и ответственности, права самостоятельно принимать решения и осуществлять их.

В-четвертых, предпринимательское управление полагается на концепцию интрапренерства («антрепренерство» - предпринимательство и

«интре» - внутренний). Данная концепция основана на развитии предпринимательской активности внутри предприятия, представленной совокупностью предпринимателей, новаторов и создателей.

Рисунок 1.1. Группы методов управления персоналом

Группа административных методов основана на применении иерархической власти и нормативно-правовом обеспечении трудовой деятельности. Административные методы управления представлены организационным и нормативным воздействием.

Организационное воздействие включает в себя: регламентирование (положения о подразделениях, определяющих их функции, права и обязанности, штатное расписание); нормирование (нормативы); организационно-методическое инструктирование (должностные инструкции, методические указания к выполнению работ).

Экономические методы – это элементы экономического механизма, которые обеспечивают функционирование и развитие предприятия,

посредством мобилизации человеческого капитала на достижение определенного результата.

Мотивация трудовой деятельности, является основным методом данной группы и заключается в большинстве случаев в материальном стимулировании работников.

В дополнение одним из экономических методов является социальная защита сотрудников. На рисунок 1.2. проиллюстрированы основные мотивационные факторы.


Рисунок 1.2. Мотивационные факторы

Социально-психологические методы управления персоналом основаны на применении основ социологических и психологических наук, и заключаются в оказании влияния на интересы отдельного человека, группы или коллектива. Воздействие на отдельного человека происходит посредством применения психологических методов, а для воздействия на группу и коллектив - социологические.

Важным результатом применения психологических методов является минимизация психологических конфликтов, управление формированием карьеры на основе индивидуальных особенностей каждого сотрудника, обеспечение здорового климата, формирование организационной культуры.

Далее рассмотрим понятие стиля руководства.

    1. Понятие стиля руководства.

Стиль руководства или управления - это гибкая манера поведения руководства, в отношении сотрудников, которая корректируется со временем, согласно ситуации. Проявляется стиль руководства в способах выполнения управленческой деятельности, подчиненных руководителю сотрудников.

Стиль руководителя - это система типичной и относительно стабильной методологии воздействия руководства на сотрудников с целью эффективного выполнения управленческих функций и тем самым стоящих перед предприятием целей.

Стиль руководства - это способ, совокупность методик воздействия руководства предприятия на свой персонал. Один из ключевых факторов эффективной деятельности предприятия, полной реализации потенциальных возможностей отдельного сотрудника и коллектива14.

Выделяют традиционные и современные подходы к определению стиля руководства. Впервые стили руководства были рассмотрены К. Левиным:15

    • Директивный стиль (авторитарный);

Определяется высокой централизацией руководства, доминированием единоначалия. Руководитель требует, чтобы обо всех действиях на предприятии докладывали именно ему, единолично принимает решения или отменяет их. К мнению своих сотрудников не прислушивается, все решает за коллектив самостоятельно. Преобладающие методы управления - это приказы, наказания, замечания, выговоры, лишение различных льгот. Контроль очень строгий, детальный, который лишает сотрудников предприятия инициативы. Интересы дела ставятся значительно выше интересов сотрудников, в общении преобладают резкость и грубость. Авторитарный стиль руководства отрицательно сказывается на морально-