Файл: «Выбор стиля руководства в организации» (Теоретические аспекты влияния стиля руководства на управление персоналом предприятия).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 135
Скачиваний: 2
Введение
Актуальность темы.
Роль человеческого капитала, безусловно, влияет на успех организации так, как в настоящее время человеческий капитал является фактором конкурентоспособности и развития организации. В связи с этим возникают проблемы с мотивацией сотрудников и конечно, стиля руководства на предприятии.
В настоящее время в нашей стране идет активное развитие рыночных отношений. В связи с этим происходят изменения в системе управления человеческим капиталом, систем оплаты труда на основе учета рыночной стоимости человеческого капитала, как отдельного региона, так и страны в целом. Также происходят изменения в оценке эффективности труда работников и их квалификации.
Чтобы предприятие эффективно функционировало, необходимо выстраивать организационную иерархию должностей, а также постоянно совершенствовать систему оплаты труда, предусматривая возможность дифференциации оплаты как за уровень выполнения работы, ее качество, так и за достигнутый уровень квалификации, опыта, вклада, что предполагает формирование соответствующего организации стиля руководства.
В настоящих условиях, когда на первое место в функционировании предприятия выходит сотрудник, необходимо учитывать потребности, как предприятия, так и сотрудника, и в связи с этим найти универсальную систему руководства, а также систему мотивации, которая учитывала бы интересы обоих.
Учитывая все вышеизложенное, выбранная тема выпускной квалифицированной работы представляется весьма актуальной и значимой как с теоретико-методологической, так и с практической точек зрения.
Степень научной разработанности проблемы. Вопросы, связанные со стилем руководства, формами и моделями разработаны в трудах таких
исследователей как Д.Макгрегор, К.Лайкерт. Основные вопросы управления человеческим капиталом освещены в работах Р. Беннетта, Х.Т. Грэхэма, А.А. Лобанова. В рамках данной темы актуальным является вопрос мотивации персонала. Данная тема разработана в трудах как зарубежных, так и российских ученых. Обозначим некоторых из них - А.Клочков, Е.П. Ильин, С.Иванова, П. Ф. Друкер, Д. А. Макьярелло.
Исходя из анализа вышеперечисленных исследований и публикаций, можно прийти к выводу, что до сих пор в области управления персоналом остаются не полностью раскрыты теоретические и методологические вопросы влияния стиля руководства на эффективность управления персоналом.
Необходимость формирования соответствующего стиля руководства в организациях различного профиля, в частности, в торговых организациях определяет цель и задачи выпускной квалификационной работы.
Цель исследования: разработать рекомендации, направленные на совершенствование стиля руководства.
Достижение цели исследования обусловило постановку следующих задач:
- Рассмотреть сущность управления персоналом и определить понятие стиля руководства;
- Рассмотреть влияние стиля руководства на управление персоналом;
- Разработать рекомендации, направленные на совершенствование стиля руководства;
Объектом исследования является система управления персоналом.
Предмет исследования - стили руководства.
.
Теоретической основой исследования являются материалы специализированных печатных изданий, таких, как - Управление персоналом. Положения фундаментальных и прикладных научных работ ведущих отечественных и зарубежных ученых в области экономики, управления персоналом, теории человеческого капитала, менеджмента, стратегического менеджмента.
Теоретические аспекты влияния стиля руководства на управление персоналом предприятия
Реформирование товарно-денежных отношений привело к изменению управления персоналом на предприятиях, а также к технологическому перевооружению многих предприятий. В связи с этим началось внедрение новых предметов труда.
История, касающаяся отношений собственности, применяется с целью расширения национального рынка услуг, а также формирования новой структуры взаимоотношений, связанных с трудовой деятельностью, что привело к деятельности процессов миграции и увеличению индивидуальных способностей человека.
Одновременно с интенсивным экономическим ростом увеличивается потребность в модернизации государственной стратегии развития в сфере управления человеческим капиталом и образования.
Отсюда следует, что предприятиям нужно учиться навыкам управления капиталом предприятия как вещественным, так и невещественным, а также навыкам, которые помогли бы поддерживать корпоративный дух предприятия.
Сегодня понятие человеческого капитала - это объект исследований в сфере экономики, результаты которых сейчас представлены в форме теоретических знаний.
Управление персоналом представляет собой деятельность, направленную на достижение целей предприятия, посредством управления
трудовой деятельностью, талантом и опытом, как отдельного сотрудника, так и группы сотрудников1.
Управление персоналом организации - это целенаправленная деятельность менеджмента (топ, среднего звена) предприятия, подразделений системы управления персоналом, которая включает разработку кадровой политики в полном объеме, включая принципы и методы управления персоналом.
В теории управления персоналом выделим следующие подходы:
- Школа научного управления.
Основными положениями данной школы является следующее: индивидуальные обязанности сотрудников предприятия; применение методов воздействия на деятельность посредством стимулирования; хронометрирование производственных процессов для экономии ресурсов, включая временных, на всех производственных этапах; нормирование труда.
Ф. Тейлор основоположник данной школы и его последователи - Г. Гант, Л. Гилберт, считали что, авторитарный способ управления является наиболее подходящим для эффективного управления человеческим капиталом.
- Классическая школа управления.
Цель этой школы заключается в создании универсальных принципов управления: планирование деятельности предприятия; организация процессов управления; вынесение распоряжений; согласование распоряжений с представителями предприятий; контроль выполнения запланированных мероприятий.
М. Вебер, считал, что работники, собственники человеческого капитала, должны участвовать в разработке профессиональных требований для руководителей предприятия.
- Школа бюрократического управления.
1 Управление персоналом [Электронный ресурс]/ сайт www.Grandars.ru.- Режим доступа: http://www.grandars.ru/college/biznes/upravlenie-personalom.html
Данная школа особое внимание уделяет определению должностных обязанностей сотрудников – носителей человеческого капитала. Данная школа предполагает следующее: Иерархия в подчинении; применение типовых методик управления человеческим капиталом; применение методики замены; установление внутренней периодической оценки сотрудников.
Процедура аттестации, по мнению представителей данной школы, способствует развитию человеческого капитала, посредством возможностей для должностного роста. С целью сокращения производственных простоев применяются методы оформления процедур процесса производства в письменной форме.
- Школа человеческих отношений и поведенческих наук.
Данная школа полагает, что умственные затраты человека - это естественные издержки, персонифицируемые с конкретным носителем.
Представители школы - Э. Мэйо, А. Маслоу, Ф. Герцберг, разрабатывали определенные способы, посредством которых проходила оптимизация структуры связей внутри предприятия для увеличения выработки и удовлетворенности трудовой деятельностью сотрудников. В данной школе особое место занимает обращение внимания на развитие личностных способностей сотрудника.
- Школа социальных систем.
Представители данной школы, Т. Парсонс и Р. Мертон считали, что субъекты человеческого капитала во время трудовой деятельности являются элементами системы общественных связей. Трудовая деятельность человека влияет на структуру мышления и поведения персонала - владельца человеческого капитала. В свою очередь, собственник человеческого капитала является ядром производственных отношений. Ученые данной школы считали необходимым найти взаимосвязь между потребностями сотрудников и предпочтениями субъектов трудовых взаимоотношений.
- Школа социального подхода к управлению.
Данная школа считает, что в процессе своего развития предприятию необходимо совершенствовать методы управления человеческим капиталом совместно со сравнением возможностей капитала и спросом потребителей.
Исследование основных положений представленных школ управления человеческого капитала позволяет сделать вывод о важности развития субъектно-объектных отношений. Для эффективного управления человеческим капиталом менеджменту предприятия необходимо понимать практические и теоретические основы управления человеческим капиталом, в процессе выбирая наиболее оптимальную модель управления.
Система управления персоналом представляется совокупностью приемов, методов и технологий, используемых в процессе управления персоналом2.
Сформулированы следующие подходы к определению понятия
«управление персоналом»: научный, процессно-целевой, системный, снабженческий, мотивационный. В таблице 1.1. представлены данные подходы и определения различных авторов.
Таблица 1.1
Подходы к определению понятия «управление персоналом»
1.Научный |
|
Добровинский А.П. |
Комплексная наука об организационно-экономических, административно-управленческих, технологических, правовых, групповых, и личностных факторах, способах и методах воздействия на персонал предприятий для повышения эффективности и достижения целей предприятия |
2.Процессно-целевой |
|
Балабанова Л.В. |
Процесс планирования, подбора, подготовки, оценки, обучения и мотивации персонала, направленный на эффективное его использование и достижение целей предприятия и работников |
Маусов Н. |
Непрерывный процесс, направленный на целевое изменение мотивации людей, чтобы добиться от них максимальной отдачи, а, следовательно, высоких конечных результатов |
Уманский А.М. |
Управленческие действия руководителей и сотрудников кадровых служб предприятия, которые направлены на поиск, оценку, отбор, профессиональное развитие персонала, его мотивацию и стимулирование к выполнению задач, стоящих перед предприятием |
Виноградский |
Деятельность предприятия, направленная на эффективное |
2 Система управления персоналом [Электронный ресурс]/сайт www.grandars.ru.- Режим доступа: http://www.grandars.ru/college/biznes/sistema-upravleniya-personalom.html
М.Д |
использование персонала для достижения целей, как предприятия в целом, так и индивидуальных (личных) каждого работника |
Дж. М. Иванцевич и А.А. Лобанов3 |
Деятельность, выполняемая на предприятии, которая способствует наиболее эффективному использованию работников для достижения организационных и личных целей |
И.Н. Герчикова |
Самостоятельный вид деятельности специалистов-менеджеров, главной целью которых является повышение производственной, творческой отдачи и активности персонала; ориентация на сокращение доли и численности производственных и управленческих работников; разработка и реализация политики подбора и расстановки персонала; выработка правил приема и увольнения персонала; решение вопросов, связанных с обучением и повышением квалификации персонала |
3.Системный |
|
Галенко В.П |
Комплекс взаимосвязанных экономических, организационных и социально-психологических методов, обеспечивающих эффективность трудовой деятельности и конкурентоспособность предприятий |
Маслов Е.В.4 |
Системное, планомерно организованное воздействие с помощью взаимосвязанных организационных, экономических и социальных мер на процесс формирования и перераспределения рабочей силы на уровне предприятия, на создание условий для использования трудовых качеств работника в целях обеспечения эффективного функционирования предприятия и всестороннего развития, занятых на нем работников |
Басаков М.И. |
Целенаправленная деятельность руководителей всех уровней управления предприятия и работников структурных подразделений системы управления персоналом, включающая разработку стратегии кадровой политики, концепцию, принципы, методы и технологию управления персоналом предприятия |
4.Снабженческий |
|
Шекшня С.В.5 |
Обеспечение предприятия необходимым числом работников, выполняющих требуемые производственные функции |
Р. Марр и В. Вебер |
Сфера деятельности, характерной для всех предприятий, и ее главная задача состоит в обеспечении предприятия персоналом и целенаправленном использовании персонала |
5.Мотивационный |
|
Кибанов А.Я.6 |
Формирование и направление мотивационных установок работника в соответствии с задачами, стоящими перед предприятием |
Друкер П.Ф.7 |
Особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в |