Файл: Организация коммерческой деятельности (Теоретические основы организации коммерческой деятельности предприятия).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 224
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы организации коммерческой деятельности предприятия
1.1. Сущность и содержание организации процесса продажи товаров предприятием
1.2. Планирование товарного предложения и формирование ассортимента продукции
2. Анализ коммерческой деятельности ОАО «Чувашметалл»
2.1. Организационная и экономическая характеристика организации
2.2. Анализ организации процесса продажи товаров организацией
2.3. Направления совершенствования коммерческой деятельности организации
Предприятие может быть конкурентоспособным и иметь хорошие экономические показатели деятельности лишь тогда, когда эффективно выполняется задача по организации систематического планирования товарной номенклатуры.
Важной характеристикой любого товара или услуги является ассортимент, который формируется по определенному признаку, набору свойств и удовлетворяющие разнообразные потребности покупателей.
Различают общие и специфические факторы формирования ассорти-мента. К общим фактором можно отнести спрос и рентабельность, поскольку они влияют на формирование промышленного и торгового ассортимента. Достижения науки, материальная, техническая и сырьевая база при производстве товаров относятся к специфическим фактором промышленного ассортимента.
Большинство товаропроизводителей предлагают много различных товаров. Эти товары составляют товарную номенклатуру предприятия.
Одним из важных направлений ассортиментной политики является планирование новой продукции, которая выступает как дополнение либо замена уже выпускаемой продукции. Необходимо оценить все факторы: материальные, трудовые, финансовые. Затем определить издержки производства, возможную величину прибыли. По итогам испытания определяется жизнеспособность продукта и его возможность стать удачным дополнением к товарному ассортименту.
Анализ экономической литературы позволил классифицировать методы оценки товарной политики предприятий (рисунок 3)
Все методы делятся по количеству факторов и показателей, которыми они оперируют. Так, можно выделить матричные методы, которые анализируют товарную политику предприятия при помощи двух факторов, так называемые однофакторные модели, а также многофакторные.
Рисунок 3 – Классификация методов оценки товарной политики предприятия
Таким образом, для проведения полноценного анализа ассортимента целесообразно совместить несколько известных и универсальных методов, возможных для адаптации к ситуации конкретного предприятия. Результаты анализа продуктового портфеля, полученные по различным методам, сравниваются между собой и на основании полученной информации формируются предложения по изменениям ассортимента. Во второй главе исследования будет проведен анализ коммерческой деятельности ОАО «Чувашметалл».
2. Анализ коммерческой деятельности ОАО «Чувашметалл»
2.1. Организационная и экономическая характеристика организации
ОАО «Чувашметалл» - это высокомеханизированная организация, коллектив профессионалов, способных решать самые сложные вопросы по обеспечению покупателей металлопродукцией в любом количестве и ассортименте.
ОАО «Чувашметалл» расположено по адресу: 428903, Чувашская Республика - Чувашия, город Чебоксары. Общую правовую основу деятельности ООО «Техник Универсал» составляют следующиенормативные документы:
- Гражданский кодекс РФ;
- Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;
- Устав ОАО «Чувашметалл».
Деятельность ОАО «Чувашметалл» преследует две цели:
- извлечение прибыли;
- расширение рынка товаров.
На предприятии функционирует отдел маркетинга, отдел продаж специализирующийся на реализации:
- листового проката, труб и метизов;
- рядового и качественного проката.
Проведем анализ финансовых результатов деятельности предприятия в 2018-2019 гг. Анализ выполнен на основании данных отчета о финансовых результатах. Результаты отразим в таблице 1.
За 2019 г. выручка предприятия сократилась на 39172 тыс. руб. или на 16,5%. Снижение себестоимости продаж составило 29853 тыс. руб. или на 16%. В результате снижение валовой прибыли составило 9319 тыс. руб. или на 19%. Коммерческие расходы сократились на 4419 тыс. руб. или на 11%, в результате чего прибыль от продаж сократилась на 5900 тыс. руб. или на 54%. Значительно сократились прочие доходы на 91683 тыс. руб. или на 38%. В результате прибыль до налогообложения сократилась на 9070 тыс. руб. и составила 1392 тыс. руб., снижение составило 87%, а чистая прибыль сократилась на 93% и составила в 2019 г. 555 тыс. руб.
Таблица 1 – Показатели финансовых результатов деятельности ОАО «Чувашметалл» за 2018-2019 гг., тыс. руб.
Показатели |
2018 г. |
2019 г. |
Отклонение, (+/-) |
||
сумма |
уд. вес, % |
сумма |
уд. вес, % |
||
1. Выручка |
237726 |
100,0 |
198554 |
100,0 |
-39172 |
2. Себестоимость продаж |
188685 |
79,37 |
158832 |
79,99 |
-29853 |
3. Валовая прибыль |
49041 |
20,63 |
39722 |
20,01 |
-9319 |
4. Коммерческие расходы |
39163 |
16,47 |
34744 |
17,50 |
-4419 |
5. Прибыль от продаж |
10878 |
4,58 |
4978 |
2,51 |
-5900 |
6. Доходы от участия в других организациях |
815 |
0,34 |
494 |
0,25 |
-321 |
7. Проценты к получению |
441 |
0,19 |
404 |
0,20 |
-37 |
8. Проценты к уплате |
1456 |
0,61 |
1747 |
0,88 |
291 |
9. Прочие доходы |
242907 |
102,18 |
151224 |
76,16 |
-91683 |
10. Прочие расходы |
243123 |
102,27 |
153961 |
77,54 |
-89162 |
11. Прибыль до налогообложения |
10462 |
4,40 |
1392 |
0,70 |
-9070 |
12. Чистая прибыль |
7863 |
3,31 |
555 |
0,28 |
-7308 |
На протяжении всего периода около 80% от выручки приходилось на себестоимость продаж. Доля себестоимости продаж в выручке изменилась незначительно – возросла на 0,6% и составила в 2019 г. 80% от выручки предприятия. Доля валовой прибыли сократилась на 0,64% и составила в 2019 г. 20% от выручки. Значительно возросла доля коммерческих расходов на 1% и в 2019 г. составила 17,5% от выручки. В результате доля прибыли от продаж сократилась на 2%. Также произошло значительно сокращение доли прочих доходов. Доля прибыли до налогообложения снизилась на 3,7% и составила 0,7% от выручки. Также очень низко значение доля чистой прибыли: 0,28% от выручки.
Далее проведем STEP-анализ деятельности ОАО «Чувашметалл» (таблица 2).
Таблица 2 – STEP-анализ деятельности ОАО «Чувашметалл»
Факторы |
Влияние (+,-) |
Экспертная оценка, баллы |
Средняя вероятность |
Уд. вес, % |
Важность |
||
1 |
2 |
3 |
|||||
Снижение уровня образования |
- |
25 |
0 |
25 |
16,67 |
5 |
0,83 |
Спад экономичес- кого развития |
- |
100 |
100 |
100 |
100,0 |
25 |
25,00 |
Развитие новых технологий и материалов |
+ |
50 |
50 |
75 |
58,33 |
10 |
5,83 |
Дефицит госбюджета |
- |
100 |
75 |
50 |
75,0 |
10 |
7,5 |
Спад производ- ственной деятельности |
- |
100 |
75 |
75 |
83,33 |
15 |
12,5 |
Изменение законодатель-ства |
+ |
50 |
75 |
50 |
58,33 |
15 |
8,75 |
При проведении STEP-анализ деятельности ОАО «Чувашметалл» в качестве экспертов выступали работники предприятия, обладающие большим опытом работы в данной сфере. Все эксперты отметили, что наибольшее негативное влияние на осуществление деятельности оказывают экономические факторы. В частности, на экономический спад производства приходилось 25 баллов, на дефицит бюджета 7,5 баллов, а на снижение производства в 12,5 баллов. Положительное влияние на развитие ОАО «Чувашметалл» оказывает изменение законодательства, что составляет 8,75 баллов по мнению экспертов. Существенное влияние оказывает развитие новых технологий и материалов 5,83 балла. Результаты анализа внешней среды предприятия используются руководством при разработке проектов развития ОАО «Чувашметалл».
Основу конкурентоспособности ОАО «Чувашметалл» на рынке Чувашской Республики составляет модель анализа пяти конкурентных сил по М. Портеру.
Таблица 3 – Обобщенная оценка конкурентоспособности ОАО «Чувашметалл» на рынке по модели М. Портера
Параметр |
Значение |
Описание |
Угроза со стороны продукции-субститутов |
Высокая |
Организация осуществляет стандартизированную деятельность, не предлагает уникальную продукцию |
Угроза конкуренции внутри отрасли |
Высокая |
Конкуренция внутри отрасли крайне высокая |
Угроза появления новых конкурентов |
Высокая |
Крайне высокий риск появления новых участников рынка, поскольку необходимы минимальные затраты |
Угроза потери покупателей |
Средняя |
Отсутствуют ключевые покупатели, для организации характерно наличие множества покупателей с небольшими объемами покупки |
Угроза со стороны поставщиков |
Низкая |
Замена поставщиков не предполагает трудностей, в данном направлении все стабильно |
Вся продукция, предлагаемая к продаже ОАО «Чувашметалл» не обладает уникальностью и широко представлена на рынке конкурентами, что позволяет оценить угрозу со стороны продукции-субститутов как высокую.
Оценка конкуренции внутренней отрасли, выполняемая по ряду параметров, к числу которых относятся численность участников рынка, его темпы роста, дифференциация продукции, ограничение динамики цен в виде их прироста. Набранные ОАО «Чувашметалл» 10 баллов свидетельствуют о высоком уровне внутриотраслевой конкуренции на рынке.
Оценка надежности входных барьеров на рынок для новых участников, выполняемая по таким параметрам как экономия масштаба торговли, наличия лояльности и знаний о реализуемой продукции, дифференциация продукции, доступность каналов распределения и т.д. Набранные ОАО «Чувашметалл» 18 баллов свидетельствуют о высоком уровне возможности появления новых конкурентов на рынке.
Оценка рыночной власти покупателей, выполняемая по таким параметрам как доля крупных покупателей, уровень чувствительности к изменению цен, склонность к продукции-субститутам, удовлетворенность качеством рынка. Оценка угрозы со стороны поставщиков, выполняемая по таким параметрам как их численность, ресурсная ограниченность, затраты на смену, приоритетность. Набранные ОАО «Чувашметалл» 4 балла свидетельствуют о наличии низкого влияния поставщиков на деятельность организации.
Таблица 4 - SWOT-анализ ОАО «Чувашметалл»
Сильные стороны: - большой опыт работы в этой сфере - высококвалифицированный персонал - быстрота и качество изготовления продукции - постоянные клиенты |
Слабые стороны: - высокие цены - неэффиктивное использование маркетинговых коммуникаций - недостаточный уровень финансовой платежеспособности - неполный ассортимент по сравнению с ключевыми конкурентами |
Угрозы: - приход новых конкурентов - неудовлетворенность клиентов качеством некоторой продукции - снижение общего уровня покупателеской способности - увеличение налогов - дальнейшее расширение спектора продукции |
Возможности - увеличение группы потребителей - рост доходов населения - возможности повышения квалификации сотрудников |
Анализируя каждое преимущество по отдельности можно сказать, что сильными сторонами данной организации являются:
- сроки выполнения договоров;
- компетентность персонала;
- качество продукции.
К слабым сторонам можно отнести:
- известность фирмы;
- уровень цен;
- последующее обслуживание.
Таким образом, несмотря на внешнее благополучение, ОАО «Чувашметалл» сталкивается с рядом трудностей: приход новых конкурентов, снижение покупательской способности, неэффективности использование маркетинговых коммуникаций и т.д. Поэтому остаются нереализованными возможности роста выручки за счет увеличения групп потребителей.
2.2. Анализ организации процесса продажи товаров организацией
Основными процессами, из которых складывается деятельность ОАО «Чувашметалл» являются: изучение спроса; закупка товаров; управление товарными запасами и ассортиментом; продажа товаров; реклама. Плюсы и минусы деятельности ОАО «Чувашметалл» можно представить в виде таблицы с учетом основных функций управления в таблице 5.
Таблица 5 – Функции управления в системе коммерческой деятельности ОАО «Чувашметалл»
Функции управления |
Закупка товаров |
Товарные запасы и ассортимент |
Продажи и реклама |
Планирование |
Изучение спроса не проводится. Закупается стандартный ассортимент товаров |
Планирование ассортимента предлагаемых товаров не производится |
Не планируются затраты на организацию продаж и рекламу |
Организация |
Не отлажена логистика поставок, возникают перебои с закупкой товара |
Отсутствие системы, способной эффективно управлять товарными запасами и ассортиментом |
Внедрение прогрессивных форм и методов продаж. Разработка мероприятий по продвижению товара (сезонные акции, скидки) |
Мотивация |
Создание необходимых условий для достижения результативности работы (изменение оплаты труда, нематериальное поощрение) |
||
Контроль |
Не проводится оценка целесообразности каждой закупки |
Анализ изменения товарных запасов не проводится. Необходима разработка мероприятий по ликвидации сверхнормативных неликвидных товарных запасов |
Проведение анализа выручки от реализации, себестоимости и других важных показателей деятельности |