Файл: Примерная рабочая программа по учебному предмету Адаптивная физическая культура для обучающихся с легкой умственной отсталостью.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 204

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

164 22. Мячи футбольные;
23. Сетка для переноски и хранения мячей. б) спортивное оборудование, спортивные тренажёры:
1. Игровая площадка с качественным покрытием и ограждением.
2. Прыжковая яма;
3. Гимнастические скамейки;
4. Гимнастическая стенка;
5.Тренажёры:
- разноуровневый тренажёр для укрепления мышц брюшного пресса, спины;
- «мистер–степпер» для развития и укрепления мышц стопы; беговая дорожка;
6. Навесной турник;
7. Гимнастические маты;
8. Индивидуальные коврики;
9. Лабиринт;
4. Технические средства обучения:
1. Видео: «Оздоровительная гимнастика для детей» (6 частей), «Гимнастика для спины»
2. Диски с музыкой для релаксации, музыкальные файлы для выполнения комплексов упражнений, проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий;
3. Дидактический материал для изучения программного материала
4. Видеоролики по видам спорта;
5. Презентации (для изучения программного материала);
6. Видеоматериал Специальной Олимпиады по видам спорта.

165
3. Примерная рабочая программа по учебному предмету
«Адаптивная физическая культура» для обучающихся с
умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью,
тяжёлыми и множественными нарушениями развития
2.1. Пояснительная записка
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) образование обучающихся, осваивающих АООП 2 варианта, осуществляется по специальной индивидуальной программе развития (СИПР), разрабатываемой на основе адаптированной основной общеобразовательной программы индивидуальных образовательных потребностей обучающихся.
Индивидуальные планируемые результаты и индивидуализированное содержание образования по учебному курсу «Адаптивная физкультура» конкретного обучающегося отражается в его СИПР.
Примерная рабочая программа по учебному предмету «Адаптивная физкультура» для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью, тяжёлыми множественными нарушениями развития (ТМНР) является ориентиром для составления рабочих программ по адаптивной физкультуре педагогами образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Она даёт представление о целях, общей стратегии коррекционно-образовательного процесса обучающихся средствами учебного предмета «Адаптивная физкультура». Программа может служить ориентиром при определении видов деятельности и содержания образования по разделам программы по адаптивной физкультуре.


166
Цель и задачи примерной рабочей программы по адаптивной
физкультуре
Цель примерной рабочей программы по адаптивной физкультуре: создание условий для всестороннего развития личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения их к физической культуре, коррекции недостатков психофизического развития, расширения индивидуальных двигательных возможностей, социальной адаптацию.
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в качестве задач реализации содержания учебного предмета «Адаптивная физкультура» в течение всего срока освоения адаптированной основной образовательной программы определяет следующие:

компенсация утраченных или нарушенных двигательных функций;

согласованности движений отдельных звеньев тела (рук, ног, туловища, головы);

согласованности выполнения симметричных и асимметричных движений;

согласованности движений и дыхания;

коррекция основных движений в ходьбе, беге, плавании, метании, прыжках, лазании, упражнениях с предметами и др.;

формирование и совершенствование основных и прикладных двигательных навыков;

формирование туристических навыков, умения кататься на велосипеде, ходить на лыжах, плавать, играть в спортивные игры;

укрепление и сохранение здоровья обучающихся, профилактика болезней и возникновения вторичных заболеваний;

целенаправленное «подтягивание» отстающих в развитии физических способностей;

167

развитие мышечной силы, элементарных форм скоростных способностей, ловкости, выносливости, подвижности в суставах.

формирование и коррекция осанки;

профилактика и коррекция плоскостопия;

коррекция массы тела;

укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

развитие зрительно-предметного, зрительно-пространственного и слухового восприятия;

развитие зрительной и слуховой памяти;

развитие зрительного и слухового внимания;

коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы.
Общая характеристика учебного предмета «Адаптивная физкультура»
Учебный предмет «Адаптивная физкультура» входит в число обязательных предметных областей учебного плана. В примерном учебном плане общего образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) учебный предмет
«Адаптивная физкультура» относится к предметной области «Физическая культура».
Общее количество часов, отведенных на изучение учебного предмета
«Адаптивная физкультура», с (I¹) I по IV класс составляет 336 часов за 5 учебных лет (включая I¹ класс при варианте обучения с I¹ по IV класс) и 272 часа за 4 учебных года (при варианте обучения с I по IV класс):
I¹ класс – 66 часов;
I класс – 66 часов;
II класс – 68 часов;
III класс – 68 часов;
IV класс – 68 часов.
Общее количество часов, отведенных на изучение учебного предмета
«Адаптивная физкультура» с V по ХII класс, составляет 544 часа:


168
V класс – 68 часов;
VI класс – 68 часов;
VII класс – 68 часов;
VIII класс – 68 часов;
IХ класс – 68 часов;
Х класс – 68 часов;
ХI класс – 68 часов;
ХII класс – 68 часов.
Особенности психического и физического развития обучающихся с
умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью, ТМНР
Для организации занятий по адаптивной физической культуре возможно условное деление обучающихся на 4 группы (без ориентации на реальный возраст обучающихся и год обучения): по степени обучаемости, по характеру овладения функциями контроля над собственным телом, по уровню освоения двигательных умений, проявлению интереса к разным видам активной деятельности и реакциям на физические нагрузки, текущему состоянию и заболеваниям конкретного обучающегося, группе здоровья:
1
группа:
прослеживается неловкость крупных движений, недостаточная координированность и ловкость при выполнении тех или иных действий в статическом положении, при выполнении динамических и силовых проб, при совместных действиях обеих рук, ног и т.д. Отмечаются недостатки произвольных движений.
Ограничены знания о себе, семье, ближайшем окружении. Способны самостоятельно устанавливать взаимоотношения с взрослыми и детьми на вербальном уровне. Могут длительное время поддерживать контакт с взрослыми, проявляя интерес к взаимодействию. У некоторых обучающихся возникают трудности при налаживании контакта, у других проявляется в ходе общения недостаточно адекватное реагирование, несоблюдение дистанции, некритичность. Проявляется потребность в одобрении со стороны

169 окружающих. Проявляют интерес к предлагаемой деятельности, но он носит неустойчивый характер. Требуется многократное повторение инструкции с показом того, что следует сделать. Способны действовать по образцу, пошаговой инструкции. Возможны простейшие самостоятельные действия. В процессе деятельности требуется организующая и направляющая помощь.
Самоконтроль при выполнении задания отсутствует. Волевые усилия недостаточно сформированы. Эмоционально реагируют на оценку их деятельности. Восприятие знакомых и незнакомых людей менее дифференцировано. Способны к восприятию знакомых предметов, объектов.
Дифференцировка зрительных, слуховых сигналов, тактильных и обонятельных раздражителей возможна только с помощью взрослого.
Перенос показанного способа действия при решении новых задач вызывает трудности. Понимание обращенной речи ограничено понятиями ближайшего окружения. Преобладание пассивного словаря. Активный словарь беден. Трудности в построении фразы.
2 группа:недостаточная четкость основных движений. Неловкая походка. Слабая регуляция мышечных усилий. Трудности зрительно- двигательной координации. Трудности самостоятельного выполнения двигательных упражнений. Недоразвитие дифференцированных движений пальцев рук. Недостатки произвольных движений более выражены.
Нуждаются в постоянной стимуляции и совместных действиях с взрослым.
Низкий уровень ориентировки в окружающем, даже при сопровождающей помощи взрослого. Первичный контакт бывает затруднен из-за ограниченного понимания обращенной речи. Требуется мимическое и жестовое подкрепление. Установление контакта возможно, но ненадолго.
Для его поддержания требуется положительная стимуляция
(доброжелательная улыбка, знаки одобрения, поглаживание и т.п.).
Некоторые обучающиеся привлекают внимание к своим нуждам (еда, туалет, боль и др.). Имитируют действия других в ходе взаимодействия. Интерес вызывает не сама деятельность, а отдельные признаки предметов


170
(звучание, цвет). Интерес нестойкий. Требуется многократное повторение инструкции с показом того, что следует сделать. В процессе работы предлагаемая программа действий не удерживается. Способны к подражанию и совместным действиям с взрослым. Наступает быстрое пресыщение деятельностью. Волевых усилий не проявляют. Эмоциональное реагирование в процессе работы не всегда адекватно. Восприятие знакомых незнакомых людей менее дифференцировано. Требуется организация самого процесса восприятия окружающего и его сопровождение со стороны взрослых.
Дифференцировка зрительных, слуховых сигналов, тактильных и обонятельных раздражителей возможна только с помощью взрослого. Не соотносят запоминаемый материал с предлагаемыми опорами. Помощь взрослого малоэффективна. Предлагаемые задания могут выполняться только при активном взаимодействии с взрослым. Перенос показанного способа действия при решении новых задач вызывает трудности. Большие трудности в понимании обращенной речи. Крайне ограничен как активный, так и пассивный словарный запас. Предпочтение отдается невербальным средствам коммуникации.
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13

3 группа: походка неустойчива, движения хаотичны, плохо координированы, слабо регулируются мышечные усилия. Грубые нарушения зрительно-моторной координации. Невозможность выполнения многих двигательных упражнений даже по подражанию взрослому. Грубое недоразвитие дифференцированных движений пальцев рук. Недостатки произвольных движений носят выраженный стойкий характер. При обслуживании себя полная зависимость от других. Затруднен самоконтроль физиологических потребностей. Не ориентируются в окружающем. Помощь взрослого неэффективна. Контакт крайне затруднен из-за непонимания обращенной речи. Необходимо многократное жестовое и мимическое повторение. Самостоятельно контакт не инициируют. Иногда проявляют негативизм. Характерно пассивное подчинение. Интерес к действиям взрослого активно не проявляется. Пассивны к принятию задания,

171 предлагаемого взрослым. Простейшие действия при совместной пошаговой помощи взрослого выполняются лишь частично. Не удерживают внимания при выполнении действий. Не сформированы регуляторные механизмы.
Организующая, направляющая, разъясняющая помощь не эффективна.
Необходимо совместное с взрослым поэтапное выполнение задания.
Безразличны к оценке результатов работы.
Не понимают простейшие ситуации. С большим трудом формируется опыт. Понимание причинно-следственных зависимостей, проблемных ситуаций недоступны. Доступно пониманию небольшое количество слов бытового характера. Необходимо побуждение мимикой, жестами, многократный показ и совместные действия.
4 группа: обучающиеся с выраженными интеллектуальными нарушениями в сочетании с грубыми нарушениями двигательных и/или сенсорных функций. Планируемые результаты и содержание программы по адаптивной физической культуре для обучающихся этой группы разрабатываются строго индивидуально с учетом особенностей имеющихся нарушений, показаний и противопоказаний к определенным видам физкультурно-спортивной деятельности. Занятия по адаптивной физической культуре с данной категорией обучающихся рекомендуется проводить индивидуально.
2.2. Планируемые результаты освоения программы
В рабочей программе даны конкретные формулировки планируемых результатов, которые могут быть не достигнуты в течение одного или нескольких уроков. Но педагог создает условия, дает обучающимся возможности для выполнения определенных действий, осуществляя деятельностный подход. Для 3-й группы обучающихся личностные и предметные планируемые результаты не являются приоритетными. Основное внимание уделяется формированию базовых учебных действий.

172
Личностные результаты освоения программы учебного курса
«Адаптивная физкультура» включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам освоения программы по адаптивной физкультуре относятся:
1) сформированность адекватных представлений о собственных физических возможностях, о здоровом образе жизни;
2) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни, по уходу и гигиене тела, навыки безопасного поведения при выполнении физических упражнений (утренней гимнастики), гигиенические навыки при занятиях спортом;
3) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, в том числе в процессе участия в командных и подвижных играх, занятиях спортом;
4) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей (разделение радости общего командного результата в спортивном соревновании или игре) и социальных ролей, в том числе ролей, принимаемых с учётом тактических задач спортивной игры;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов к обучению способам выполнения различных видов упражнений, спортивным играм на занятиях адаптивной физической культурой;
6) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, в том числе в процессе командных игр, парной и групповой работы на занятиях адаптивной физической культурой;
7) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально- нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей: разделение радости достижения общекомандного результата, проявление эмпатии и взаимопомощи к сверстникам в командных

173 спортивных играх, в соревновательной деятельности, на занятиях адаптивной физической культурой;
8) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к занятиям физической культурой, физическому развитию, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
9) проявление готовности к самостоятельным занятиям физкультурой и спортом, выполнению утренней гимнастики.
Предметные результаты освоения программы учебного курса
«Адаптивная физкультура» представлены в примерной АООП в соответствии с этапами реализации адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (АООП II варианта). Предметные планируемые результаты в примерной «рабочей» программе по адаптивной физической культуре рассматриваются как возможные, поскольку индивидуальные планируемые результаты отбираются в СИПР конкретного обучающегося с учётом уровня его актуального развития, а не с учётом его возраста, класса (ступени) или года обучения.
Предметные результаты освоения программы по адаптивной физической культуре обучающимися с умеренной умственной отсталостью с
(I¹) I по XII класс, на момент завершения ХII класса:
- выполнение комплексов утренней гимнастики под руководством учителя;
- знание основных правил поведения на уроках физической культуры и осознанное их применение;
- выполнение несложных упражнений по словесной инструкции при выполнении строевых команд;
- представления о двигательных действиях; знание основных строевых команд;
- представление об основных упражнениях для формирования правильной осанки и развития мышц туловища; участие в оздоровительных занятиях в режиме дня (физкультминутки);

174
- выполнение основных двигательных действий в соответствии с заданием учителя: бег, ходьба, прыжки и др.;
- выполнение строевых команд;
- ходьба в различном темпе с различными исходными положениями;
- взаимодействие со сверстниками в организации и проведении подвижных игр, элементов соревнований; участие в подвижных играх и эстафетах под руководством учителя;
- знание правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях;
- совместное участие со сверстниками в подвижных играх и эстафетах;
- оказание посильной помощи и поддержки сверстникам в процессе участия в подвижных играх и соревнованиях;
- знание способов использования различного спортивного инвентаря в основных видах двигательной активности и их применение в практической деятельности;
- знание правил и техники выполнения двигательных действий, применение усвоенных правил при выполнении двигательных действий под руководством учителя;
- знание и применение правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием в повседневной жизни;
- соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях;
- выбор (под руководством учителя) спортивной одежды и обуви в зависимости от погодных условий и времени года;
- демонстрация жизненно важных способов передвижения человека
(ходьба, бег, прыжки, лазание, ходьба на лыжах, плавание);
- выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и учебной деятельности;
- выполнение строевых действий в шеренге и колонне;

175
- выполнение общеразвивающих упражнений, воздействующих на развитие основных физических качеств человека (силы, ловкости, быстроты, гибкости и координации);
- выполнение элементарных технических действий и приемов игры в футбол, баскетбол, волейбол (под руководством учителя) в условиях учебной и игровой деятельности;
- использование разметки спортивной площадки при выполнении физических упражнений;
- правильная ориентировка в пространстве спортивного зала и на стадионе;
- освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности: физическая подготовка, езда на велосипеде, ходьба на лыжах, спортивные игры, туризм, плавание;
- умение ездить на велосипеде, передвигаться на лыжах, плавать, играть в подвижные игры.
Личностные учебные действия:
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением занятий адаптивной физической культурой в условиях спортивного зала, на спортивной площадке (на открытом воздухе);
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней;
- готовность к безопасному и бережному поведению в процессе занятий спортом и физической культурой;
- осознанное отношение к своему здоровью, здоровому образу жизни.
Коммуникативные учебные действия:
- вступать в контакт и взаимодействовать в паре, группе, команде при выполнении упражнений, в процессе подвижных и командных игр, соревнований (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;

176
- слушать и понимать инструкцию к упражнениям на занятиях адаптивной физической культурой;
- доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с взрослыми и сверстниками в процессе выполнения упражнений и командных игр;
- договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими (в соревновательной деятельности, в подвижных и командных играх и др.)
Регулятивные учебные действия:
- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия при выполнении упражнений, ориентироваться на образец выполнения;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов при выполнении упражнений.
- адекватно реагировать на внешний контроль и оценку учителя правильности выполнения упражнений, корректировать свою деятельность на основе показа способа выполнения упражнения учителем, на основе оценки учителя правильности выполнения упражнений.
Познавательные учебные действия:
- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности (например, подбирать соответствующую спортивную одежду в соответствии с погодой).

177
2.3. Содержание программы
Модуль/тематичес кий блок
Разделы
Содержание программы
Дифференциация видов деятельности обучающихся
1 группа
2 группа
3 группа
(I¹) I - XII класс
Физическая
подготовка
Построения и перестроения
Принятие исходного положения для построения и перестроения: основная стойка, стойка «ноги на ширине плеч» («ноги на ширине ступни»).
Построение в колонну по одному, в одну шеренгу, перестроение из шеренги в круг. Размыкание на вытянутые руки в стороны, на вытянутые руки вперед. Повороты на месте в разные стороны. Повороты на месте в разные стороны с опорой на ориентиры.
Ходьба в колонне по одному, по двое. Бег в колонне. Бег парами, взявшись за руки.
- принимают исходное положение для строения, перестроения;
- выполняют простые виды построений («по одному», «в шеренгу»), осваивают на доступном уровне строевые действия в шеренге и колонне
(с помощью учителя);
- выполняют строевые команды
(«становись»,
«равняясь», «вольно», «на право» и т.п.);
- выполняют перестроение из шеренги в круг (с помощью учителя);
- выполняют размыкание на вытянутые руки в стороны, на вытянутые руки вперед; повороты на месте направо, налево (с помощью учителя);
- выполняют повороты в разные стороны с опорой на ориентиры
(визуальные, слуховые);
- выполняют простые
- принимают исходное положение для строения, перестроения;
- выполняют простые виды построений («по одному»,
«в шеренгу»), осваивают на доступном уровне строевые действия в шеренге и колонне (с помощью учителя);
- выполняют размыкание на вытянутые руки в стороны, на вытянутые руки вперед; повороты на месте направо, налево
(с помощью учителя);
- выполняют повороты в разные стороны с опорой на ориентиры
(визуальные, слуховые);
- выполняют бег
- принимают исходное положение для строения, перестроения
(с помощью учителя);
- выполняют ходьбу в колонне по одному, по двое (с помощью учителя).
- выполняют повороты в разные стороны с опорой на ориентиры
(визуальные, слуховые) с помощью учителя.

178 команды по сигналу учителя с одновременным показом способа выполнения построения и перестроения.
- выполняют ходьбу в колонне по одному, по двое;
- выполняют бег парами, взявшись за руки;
- по сигналу учителя переключатся с ходьбы в колонне на бег, с бега на ходьбу. парами, взявшись за руки;
- выполняют ходьбу в колонне по одному, по двое.
Общеразвиваю щие и корригирующие упражнения.
Дыхательные
упражнения: произвольный вдох
(выдох) через рот (нос), произвольный вдох через нос (рот), выдох через рот (нос).
- удерживая тело в вертикальном положении, выполняют бесшумный вдох
(не поднимая плеч), спокойный и ровный выдох
(не надувая щёки).
- выполняют произвольный вдох (выдох) через рот (нос);
- выполняют произвольный вдох через нос (рот), выдох через рот (нос).
- выполняют произвольный вдох
(выдох) через рот
(нос);
- показывают положительную эмоциональную реакцию на совместные действия с учителем.
Общеразвивающие
упражнения:
Одновременное
(поочередное) сгибание
(разгибание) пальцев.
Противопоставление первого пальца остальным на одной руке
(одновременно двумя руками), пальцы одной руки пальцам другой
На этапе знакомства с
упражнением обучающиеся:
- зрительно воспринимают и оценивают образец выполнения упражнения;
- слушают объяснение
(инструкцию) учителя с фиксацией на этапах выполнения упражнения;
- выполняют по показу учителя упражнения для
На этапе знакомства
с
упражнением
обучающиеся:
- слушают объяснение
(инструкцию) учителя с фиксацией на этапах выполнения упражнения;
- выполняют по показу учителя упражнения для
На
этапе
знакомства
с
упражнением
обучающиеся:
- выполняют упражнения для развития тактильно- кинестетической способности рук (с помощью учителя):
• одновременное

179 руки поочередно
(одновременно).
Сгибание пальцев в кулак на одной руке с одновременным разгибанием на другой руке.
Круговые движения кистью.
Сгибание фаланг пальцев.
Одновременные
(поочередные) движения руками в исходных положениях
«стоя»,
«сидя», «лежа» (на боку, на спине, на животе): развития тактильно- кинестетической способности рук (с помощью учителя):

одновременное
(поочередное) сгибание
(разгибание) пальцев;

противопоставление первого пальца остальным на одной руке
(одновременно двумя руками), пальцы одной руки пальцам другой руки поочередно (одновременно);

сгибание пальцев в кулак на одной руке с одновременным разгибанием на другой руке.
На
этапе
закрепления
способа
выполнения
упражнения:
- выполняют упражнение по показу учителя, по пошаговой/поэтапной инструкции педагога.
На этапе знакомства с
упражнением обучающиеся:
- зрительно воспринимают и оценивают образец выполнения упражнения; развития тактильно- кинестетической способности рук (с помощью учителя):

одновременное
(поочередное) сгибание (разгибание) пальцев;

противопоставление первого пальца остальным на одной руке
(одновременно двумя руками), пальцы одной руки пальцам другой руки поочередно
(одновременно);

сгибание пальцев в кулак на одной руке с одновременным разгибанием на другой руке.
На этапе закрепления
способа
выполнения
упражнения:
- выполняют упражнение по показу учителя/с помощью учителя.
На этапе знакомства
с
упражнением
обучающиеся:
- слушают объяснение
(поочередное) сгибание
(разгибание) пальцев.
На
этапе
закрепления способа
выполнения
упражнения:
- выполняют упражнение с помощью учителя;
- испытывают положительные эмоции от выполнения упражнения вместе с учителем.
На
этапе

180 вперед, назад, в стороны, вверх, вниз, круговые движения.
Круговые движения руками в исходном положении
«руки к плечам».
Движения плечами вперед (назад, вверх, вниз).
Движения головой: наклоны вперед
(назад, в стороны), повороты, круговые движения. Поднимание головы в положении
«лежа на животе».
Наклоны туловища вперед
(в стороны, назад).
Повороты туловища вправо (влево).
Круговые движения прямыми руками вперед
(назад).
Наклоны туловища в сочетании с поворотами. Стояние на коленях.
- слушают объяснение
(инструкцию) учителя с фиксацией на этапах выполнения упражнения;
- выполняют по показу учителя общеукрепляющие упражнения:
• круговые движения кистью;
• сгибание фаланг пальцев;
• одновременные
(поочередные) движения руками в исходных положениях «стоя», «сидя»,
«лежа» (на боку, на спине, на животе): вперед, назад, в стороны, вверх, вниз, круговые движения;
• круговые движения руками в исходном положении
«руки к плечам»;
• движения плечами вперед
(назад, вверх, вниз);
• движения головой: наклоны вперед (назад, в стороны), повороты, круговые движения;
• поднимание головы в положении
«лежа на животе»
• наклоны туловища вперед
(в стороны, назад);
• наклоны туловища в сочетании с поворотами;
(инструкцию) учителя с фиксацией на этапах выполнения упражнения;
- выполняют по показу учителя общеукрепляющие упражнения:
• круговые движения кистью;
• сгибание фаланг пальцев;
• одновременные
(поочередные) движения руками в исходных положениях
«стоя»,
«сидя»,
«лежа» (на боку, на спине, на животе): вперед, назад, в стороны, вверх, вниз, круговые движения;
• круговые движения руками в исходном положении «руки к плечам»;
• движения плечами вперед (назад, вверх, вниз);
• движения головой: наклоны вперед
(назад, в стороны), повороты, круговые движения;
знакомства
с
упражнением
обучающиеся:
- выполняют по показу учителя общеукрепляющие упражнения
(с помощью учителя):
• одновременные
(поочередные) движения руками в исходных положениях «стоя»,
«сидя», «лежа» (на боку, на спине, на животе): вперед, назад, в стороны, вверх, вниз, круговые движения;
• движения плечами вперед (вверх, вниз);
• движения головой: наклоны вперед
(назад, в стороны), повороты;
• поднимание головы в положении «лежа на животе»
• наклоны туловища вперед (в стороны, назад);
• стояние на коленях.
На
этапе
закрепления способа

181
Осанка.
Стойка у вертикальной плоскости в правильной осанке.
Движение руками и ногами, стоя у вертикальной плоскости: отведение рук в стороны, поднимание вверх и возвращение в исходное положение, поочередное поднимание ног вперед, отведение в стороны.
Отход от стены с сохранением правильной осанки.
• стояние на коленях.
На
этапе
закрепления
способа
выполнения
упражнения:
- выполняют упражнение по показу учителя, по пошаговой/поэтапной инструкции педагога.
На этапе знакомства с
упражнением обучающиеся:
- зрительно воспринимают и оценивают образец выполнения упражнения;
- слушают объяснение
(инструкцию) учителя с фиксацией на этапах выполнения упражнения;
- выполняют по показу учителя упражнения на формирование правильной осанки:
• стойка у вертикальной плоскости в правильной осанке;
• движение руками и ногами, стоя у вертикальной плоскости;
• отход от стены с сохранением правильной осанки.
На этапе закрепления
• поднимание головы в положении «лежа на животе»
• наклоны туловища вперед (в стороны, назад);
• наклоны туловища в сочетании с поворотами;
• стояние на коленях.
На этапе закрепления
способа
выполнения
упражнения:
- выполняют упражнение по показу учителя/с помощью учителя.
На этапе знакомства
с
упражнением
обучающиеся:
- слушают объяснение
(инструкцию) учителя с фиксацией на этапах выполнения упражнения;
- выполняют по показу учителя упражнения на формирование правильной осанки:
• стойка у вертикальной
выполнения
упражнения:
- выполняют упражнение с помощью учителя;
- испытывают положительные эмоции от выполнения упражнения вместе с учителем.
На
этапе
знакомства
с
упражнением
обучающиеся:
- выполняют по показу учителя упражнения на формирование осанки (с помощью учителя):
• стойка у

182 способа выполнения упражнения:
- выполняют упражнение по показу учителя, по пошаговой/поэтапной инструкции педагога. плоскости в правильной осанке;
• движение руками и ногами, стоя у вертикальной плоскости;
На этапе закрепления
способа
выполнения
упражнения:
- выполняют упражнение по показу учителя/с помощью учителя. вертикальной плоскости в правильной осанке;
• движение руками и ногами, стоя у вертикальной плоскости.
На
этапе
закрепления способа
выполнения
упражнения:
- выполняют упражнение с помощью учителя;
- испытывают положительные эмоции от выполнения упражнения вместе с учителем.
Ходьба.
Ходьба с высоким подниманием колен.
Хлопки в ладони под поднятой прямой ногой.
Движения стопами: поднимание, опускание, наклоны, круговые движения. Приседание.
Поочередные
(одновременные) движения ногами: поднимание (отведение) прямых (согнутых) ног,
- получают элементарные сведения о правилах дыхания во время ходьбы;
- получают представление о правильном положении тела во время выполнения ходьбы;
- сохраняют правильную осанку при ходьбе (под контролем учителя);
- выполняют движения стопами: поднимание, опускание, наклоны, круговые движения;
- получают элементарные сведения о правилах дыхания во время ходьбы;
- получают представление о правильном положении тела во время выполнения ходьбы;
- сохраняют правильную осанку при ходьбе
(под
- получают элементарные сведения о правилах дыхания во время ходьбы;
- получают представление о правильном положении тела во время выполнения ходьбы;
- сохраняют правильную осанку при ходьбе
(под

183 круговые движения.
Переход из положения
«лежа» в положение
«сидя» (из положения
«сидя» в положение
«лежа»).
Ходьба по доске, лежащей на полу.
Ходьба по гимнастической скамейке: широкой
(узкой) поверхности гимнастической скамейки, ровной
(наклонной) поверхности гимнастической скамейки, движущейся поверхности, с предметами
(препятствиями).
Ходьба с удержанием рук за спиной (на поясе, на голове, в стороны).
Движения руками при ходьбе: взмахи, вращения, отведение рук назад, в стороны, подъем вверх. Ходьба ровным шагом, на носках, пятках, высоко поднимая бедро, захлестывая голень, приставным шагом, широким шагом, в полуприседе, приседе.
- выполняют ходьбу на внутреннем и внешнем сводах стопы (в колонне по одному в обход зала за учителем);
- выполняют ходьбу с высоким подниманием колен, с захлёстыванием голени;
- приседают, выполняют ходьбу полуприседом, приседом на небольшие расстояния (в колонне по одному в обход зала за учителем на посильную дистанцию 5м);
- выполняют поочередные и одновременные движения ногами
(поднимание, отведение, круговые движения);
- переходят из положения
«лёжа» в положение «сидя» и наоборот (упражнение выполняется на матах);
- выполняют ходьбу по доске, лежащей на полу;
- выполняют ходьбу по гимнастической скамейке;
- выполняют ходьбу по ровной и наклонной поверхности гимнастической скамейки;
- выполняют ходьбу по контролем учителя);
- выполняют движения стопами: поднимание, опускание, наклоны, круговые движения
(обучающиеся с трудностями координации выполняют движения с помощью учителя;
- выполняют ходьбу на внутреннем и внешнем сводах стопы (в колонне по одному в обход зала за учителем);
- выполняют поочередные и одновременные движения ногами
(поднимание, отведение, круговые движения);
- переходят из положения «лёжа» в положение «сидя» и наоборот (упражнение выполняется на матах);
- выполняют ходьбу по доске, лежащей на полу;
- выполняют ходьбу контролем учителя);
- выполняют движения стопами: поднимание, опускание
(с помощью учителя);
- переходят из положения «лёжа» в положение «сидя» и наоборот
(упражнение выполняется на матах);
- выполняют ходьбу по доске, лежащей на полу (с помощью учителя);
- выполняют ходьбу с удерживанием различных предметов;
- выполняют ходьбу в разном темпе
(медленном, быстром) и со сменой направления движения
(с помощью учителя).
- выполнят ходьбу небольшими группами в прямом направлении за учителем, ходьбу всей группой в

184
Ходьба в умеренном
(медленном, быстром) темпе.
Ходьба с изменением темпа, направления движения. движущейся поверхности;
- выполняют ходьбу с удерживанием различных предметов в разном положении
(«руки в стороны», «руки вверх»,
«руки перед собой»);
- выполняют ходьбу с удержанием рук за спиной
(на поясе, на голове, в стороны);
- выполняют движения руками при ходьбе: (взмахи, вращения, отведения рук назад и в стороны, подъем рук);
- выполняют ходьбу ровным шагом, на носках, на пятках;
- выполнят ходьбу широким шагом, приставным шагом.
- выполняют ходьбу в разном темпе (медленном, быстром) и со сменой темпа, направления движения.
- выполнят ходьбу небольшими группами в прямом направлении за учителем, ходьбу всей группой в прямом направлении за учителем;
- выполняют ходьбу в колонне по одному небольшими группами, ходьба в колонне по одному по гимнастической скамейке;
- выполняют ходьбу по ровной и наклонной поверхности гимнастической скамейки;
- выполняют ходьбу с удерживанием различных предметов;
- выполняют ходьбу с удержанием рук за спиной (на поясе, на голове, в стороны);
- выполняют движения руками при ходьбе:
(взмахи, вращения, отведения рук назад и в стороны, подъем рук);
- выполняют ходьбу ровным шагом, на носках, на пятках;
- выполнят ходьбу широким шагом, приставным шагом.
- выполняют ходьбу в разном темпе
(медленном, быстром) и со сменой темпа, направления движения.
- выполнят ходьбу прямом направлении за учителем
(с помощью учителя);
- выполняют ходьбу в колонне по одному небольшими группами, ходьба в колонне по одному всей группой
(с помощью учителя);
- выполняют ходьбу врассыпную, ходьбу парами (с помощью учителя).
- преодолевают препятствия при ходьбе
(перешагивают предмет)
(с помощью учителя).

185 всей группой;
- выполняют ходьбу ходьба с остановкой по сигналу учителя;
- выполняют ходьбу врассыпную, ходьбу парами, ходьбу змейкой.
- преодолевают препятствия при ходьбе (перешагивают предмет, шнур);
- выполняют ходьбу с перешагиванием через большие мячи с высоким подниманием бедра;
- выполняют ходьбу шеренгой с открытыми и закрытыми глазами
(по возможности);
- участвуют в соревновательной деятельности. небольшими группами в прямом направлении за учителем, ходьбу всей группой в прямом направлении за учителем;
- выполняют ходьбу в колонне по одному небольшими группами, ходьба в колонне по одному всей группой;
- выполняют ходьбу ходьба с остановкой по сигналу учителя;
- выполняют ходьбу врассыпную, ходьбу парами.
- преодолевают препятствия при ходьбе (перешагивают предмет, шнур);
- участвуют в соревновательной деятельности.
Бег.
Бег в умеренном
(медленном, быстром) темпе. Бег с изменением темпа и направления движения. Преодоление препятствий при ходьбе
(беге). Бег с высоким
- осваивают и выполняют бег с остановкой по сигналу учителя;
- выполняют бег в разном темпе (медленном, быстром) и со сменой темпа, направления движения;
- выполняют бег с
- осваивают и выполняют бег с остановкой по сигналу учителя;
- выполняют бег в разном темпе
(медленном, быстром) и со сменой темпа,
- выполняют ходьбу с изменением на бег и обратно
(по возможности и с помощью учителя).

186 подниманием бедра
(захлестыванием голени, приставным шагом).
Бег на выносливость (3 минуты). изменением направления движения;
- выполняют ходьбу с переходом на бег и обратно;
- выполняют бег на скорость по прямому указанию учителя;
- выполняют различные виды бега: на носках, с высоким подниманием бедра и захлёстыванием голени назад, приставным шагом (в колонне по одному в обход зала за учителем), челночный бег;
- выполняют бег с преодолением простейших препятствий: подлезание под сетку, оббегание конуса и т. д.
- участвуют в соревновательной деятельности по возможности (участвуют в эстафете). направления движения;
- выполняют бег с изменением направления движения;
- выполняют ходьбу с переходом на бег и обратно;
- выполняют бег с преодолением простейших препятствий: подлезание под сетку, оббегание конуса и т. д (по возможности).
- участвуют в соревновательной деятельности по возможности
(участвуют в эстафете).
Прыжки.
Прыжки на двух ногах (с одной ноги на другую).
Прыжки на двух ногах на месте (с поворотами, с движениями рук), с продвижением вперед
(назад, вправо, влево).
Прыжки на одной ноге на месте, с
- Выполняют прыжки после инструкции и неоднократного показа учителя;
- удерживают правильное положение тела в процессе выполнения прыжков (под контролем учителя);
- прыгают на двух ногах на
- Выполняют прыжки после инструкции и неоднократного показа учителя;
- удерживают правильное положение тела в процессе выполнения прыжков
(под
-
Выполняют прыжки на двух ногах с помощью учителя после инструкции и неоднократного показа
(по возможности)

187 продвижением вперед
(назад, вправо, влево).
Перепрыгивание с одной ноги на другую на месте, с продвижением вперед.
Прыжки в длину с места, с разбега. Прыжки в высоту, глубину. месте и с продвижением вперёд, назад, вправо, влево;
- перепрыгивают с одной ноги на другую;
- перепрыгивают через начерченную линию, шнур, положенный на пол;
- перепрыгивают с ноги на ногу на месте, с продвижением в перед;
- прыгают на двух ногах с поворотами вправо, влево, хлопая ладонями над головой;
- выполняют прыжки на двух ногах в обруч и из обруча, лежащего на полу;
- подпрыгивают вверх на месте с захватом или касанием висящего предмета
(мяча);
- прыгают в длину с места, с разбега;
- прыгают на одной ноге на месте, с продвижением вперёд, в стороны;
- прыгают с высоты с мягким приземлением;
- спрыгивают со скамейки высотой 10 см.
- выполняют прыжки на корточках с продвижением вперёд. контролем учителя);
- прыгают на двух ногах на месте и с продвижением вперёд, назад, вправо, влево;
- перепрыгивают с одной ноги на другую;
- перепрыгивают через начерченную линию, шнур, положенный на пол;
- перепрыгивают с ноги на ногу на месте, с продвижением в перед;
- выполняют прыжки на двух ногах в обруч и из обруча, лежащего на полу;
- подпрыгивают вверх с захватом или касанием висящего предмета (мяча);
- спрыгивают со скамейки высотой 10 см.
Ползание,
Ползание на животе, на - выполняют ползанье на - выполняют ползанье - выполняют

188 подлезание, лазание, перелезание четвереньках.
Подлезание под препятствия на животе, на четвереньках.
Лазание по гимнастической стенке вверх (вниз, в стороны), по наклонной гимнастической скамейке вверх (вниз), через препятствия, по гимнастической стенке вправо
(влево), по канату.
Вис на канате, рейке.
Перелезание через препятствия. четвереньках (на ладонях и коленях);
- выполняют ползанье на животе (на мате способом
«по-пластунски»);
- выполняют подлезание под шнур, верёвку, бревно (и другие препятствия) на ладонях и коленях (высота
50 см), подлезание под шнур не касаясь руками пола, пролезание в обруч не касаясь руками пола;
- выполняют лазание по гимнастической скамейке, лежа на животе и подтягиваясь на руках вперед и назад к краю скамейки;
- выполняют перелезание через гимнастическую скамейку, поролоновые кубы, мягкое бревно и др.;
- перелезание через наклонную скамейку, установленную под углом
10°;
- выполняют лазание по гимнастической стенке приставными шагами, по одной рейке начиная с нижней, постепенно поднимаясь выше и выше
(вниз не смотреть); на четвереньках (на ладонях и коленях);
- выполняют ползанье на животе (на мате способом
«по- пластунски»);
- выполняют подлезание под шнур, верёвку, бревно (и другие препятствия) на ладонях и коленях
(высота
60 см), подлезание под шнур не касаясь руками пола, пролезание в обруч не касаясь руками пола;
- выполняют лазание по гимнастической скамейке, лежа на животе и подтягиваясь на руках вперед и назад к краю скамейки;
- выполняют перелезание через гимнастическую скамейку, поролоновые кубы, мягкое бревно и др.;
- выполняют лазание по гимнастической стенке приставными шагами, по одной ползанье на четвереньках
(на ладонях и коленях);
- выполняют ползанье на животе
(на мате);
- выполняют ползанье на четвереньках (на ладонях и коленях);
- выполняют ползанье на животе
(на мате);
- выполняют перелезание через гимнастическую скамейку, поролоновые кубы, мягкое бревно и др.;

189
- выполняют лазание по гимнастической стенке приставными шагами в сторону;
- выполняют спуск с гимнастической стенки приставными шагами, по одной рейке, начиная с нижней, постепенно спускаясь ниже (вниз не смотреть);
- лазание по наклонной скамейке произвольным способом вверх и под уклон;
- выполняют лазание по канату (в два или три приёма);
- выполняют вис на канате, рейке на прямых руках (5c). рейке начиная с нижней, постепенно поднимаясь выше и выше
(вниз не смотреть);
- выполняют спуск с гимнастической стенки приставными шагами, по одной рейке, начиная с нижней, постепенно спускаясь ниже (вниз не смотреть);
Броски, ловля, метание, передача предметов и перенос груза
Передача предметов в шеренге (по кругу, в колонне).
Броски среднего
(маленького) мяча двумя руками вверх
(о пол, о стенку). Ловля среднего
(маленького) мяча одной
(двумя) руками. Бросание мяча на дальность. Сбивание предметов большим
(малым) мячом. Броски
(ловля) мяча в ходьбе
(беге). Метание в цель
- Выполняют правильный захват различных по величине и форме предметов одной и двумя руками;
- удерживают мячи разных размеров
(волейбольный, баскетбольный, пляжный);
- перекатывание мяча партнеру через ворота из набивных мячей, коридор из гимнастических палок, между двух параллельно расположенных в длину
-
Выполняют правильный захват различных по величине и форме предметов одной и двумя руками;
- удерживают мячи разных размеров
(волейбольный, баскетбольный, пляжный);
- перекатывание мяча партнеру через ворота
-
Выполняют правильный захват различных по величине и форме предметов одной и двумя руками;
- удерживают мячи разных размеров
(волейбольный, баскетбольный, пляжный);
- передают мяч в руки учителя по его

190
(на дальность). Перенос груза. скакалок из положения сидя, присев, стоя;
- катание мяча вдоль гимнастической скамейки;
- подбрасывание мяча над собой и ловля двумя руками;
- подбрасывание мяча над собой и ловля после того, как он ударился об пол;
- бросок мяча в стену и ловля его; то же, но ловля после отскока от пола;
- перебрасывание мяча двумя руками снизу из-за головы партнеру и ловля двумя руками;
- ведение баскетбольного мяча на правой, левой рукой, поочередно меняя руки; ведение в ходьбе, в беге.
- поднимание набивного мяча вверх, вперед, вправо, влево;
- ходьба с набивным мячом в руках, удерживая его на уровне груди 20 с;
- ходьба с мячом в руках, из гимнастических палок, между двух параллельно расположенных в длину скакалок из положения сидя;
- катание мяча вдоль гимнастической скамейки;
- подбрасывание мяча над собой и ловля двумя руками;
- бросок мяча в стену и ловля его;
- перебрасывание мяча двумя руками снизу из-за головы партнеру и ловля двумя руками;
- ведение баскетбольного мяча на правой, левой рукой, поочередно меняя руки;
- поднимание набивного мяча вверх, вперед;
- ходьба с набивным просьбе;
- ловля меча, брошенного учителем;
- бросание мяча через верёвку двумя руками;
- бросание мяча в горизонтальную цель (ящик, корзина) с расстояния вытянутой руки с помощью учителя.

191 удерживая его за головой 20 сек.;
- прокатывание набивного мяча таким образом, чтобы с расстояния 1-2 м сбить кеглю;
- перекладывание, перебрасывание мяча из одной руки в другую;
- подбрасывание мяча двумя руками перед собой, ловля двумя;
- подбрасывание мяча перед собой правой (левой) и ловля двумя;
- подбрасывание мяча правой, ловля левой и наоборот с постепенным увеличением высоты полета;
- удары мяча об пол и ловля его двумя руками;
- броски мяча в цель с близкого расстояния;
- метание в горизонтальную цель (обруч) с дистанций 1-3 м;
- метание в цель тремя мячом в руках, удерживая его на уровне груди 10 сек.
(или меньше, исходя из возможностей ребёнка;
- перекладывание, перебрасывание мяча из одной руки в другую;
- подбрасывание мяча двумя руками перед собой, ловля двумя;
- удары мяча об пол и ловля его двумя руками;
- броски мяча в цель с близкого расстояния;
- метание в горизонтальную цель
(обруч) с дистанций 1 м.;
- сбивание кеглей, выстроенных в ряд, мячом, катящимся по полу с дистанцией 1 м.
- передача мячей,

192 мячами
(пластмассовым, резиновым и теннисным), разными по весу и материалу в вертикальную цель
(мишень, обруч), расположенную на стене на уровне глаз;
- сбивание кеглей, выстроенных в ряд, мячом, катящимся по полу с дистанцией 1-2 м;
- передача мячей, флажков, палок в шеренге, по кругу, в колонне, меняя направление, перенос гимнастической скамейки вдвоём
(по возможности). флажков, палок в шеренге, по кругу, в колонне, гимнастической скамейки вчетвером.
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13