Файл: «Формирование ассортимента товаров на предприятиях торговли. (на примере торгового предприятия)» (Ассортимент товаров предприятия торговли: характеристика, структура, процесс формирования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Теоретические основы формирования ассортимента товаров на предприятиях торговли

1.1. Ассортимент товаров предприятия торговли: характеристика, структура, процесс формирования

1.2. Методы формирования ассортимента товаров предприятия торговли

1.3. Проблемы формирования ассортимента товаров на предприятии торговли и пути их решения

2. Анализ формирования ассортимента товаров на примере предприятия розничной торговли ООО «Ария Групп»

2.1. Краткая характеристика предприятия розничной торговли ООО «Ария Групп»

2.2. Анализ состояния и направлений формирования ассортимента товаров на предприятии ООО «Ария Групп»

3. Совершенствование формирования ассортимента товара на предприятии торговли ООО «Ария Групп»

3.1. Рекомендации по совершенствованию формирования ассортимента товаров на исследуемом предприятии

3.2. Расчет экономической эффективности предлагаемых мероприятий на предприятии ООО «Ария Групп»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

В работе Завьялова П.С. по формированию ассортимента рассматриваются необходимые составляющие системы формирования ассортимента: определение текущих и перспективных потребностей покупателей, особенности покупательского поведения, оценка существующих товаров-аналогов, выпускаемых конкурентами и. т.д. [39, С. 57] Однако автор не приводит алгоритма формирования и управления товарным ассортиментом, что является существенным недостатком.

Анализ различных методик формирования товарного ассортимента и их особенностей позволили выявить определенное сходство между ними. Все методики основаны, в целом, на исследовании рыночного восприятия продукции и на оценке товарного ассортимента с точки зрения экономической эффективности предприятия.

Формирование ассортимента особенно важно при наличии свободы выбора сферы и направления деятельности. Для формирования ассортимента необходима информация о характеристиках сегментов рынков, товаров, покупательских предпочтений, динамики цен. В основе формирования ассортимента предприятия лежит тот факт, что каждый товар в ассортименте в той или иной степени оказывает влияние на финансовое состояние предприятия. В рамках формирования ассортимента можно предложить алгоритм для торговых предприятий. [29, С. 25]

На основе анализа достоинств и недостатков рассмотренных точек зрения различных авторов, представляется возможным к инструментам формирования ассортимента отнести количественные и качественные методы (рисунок 4).

Рис. 4. Методы формирования товарного ассортимента [27, С. 435]

Таким образом, оптимально подобранный ассортимент непродовольственных товаров предприятия прямо воздействует на сбытовую деятельность, что позволяет управлять чистой прибылью предприятия. [3, С. 126] При несбалансированной структуре ассортимента происходит снижение уровня прибыли, потеря конкурентных позиций на перспективных потребительских и товарных рынках и, как следствие этого, наблюдается снижение экономической устойчивости предприятия.

1.3. Проблемы формирования ассортимента товаров на предприятии торговли и пути их решения


При построении ассортиментной политики также возможны проблемы следующего характера:

- современная конъюнктура рынка вынуждает предприятие постоянно обновлять ассортимент, а для чего необходимы дополнительные ресурсы;

- высокая конкуренция приводит к тому, что новый товар не успевает окупить инвестиции в его производство и продвижение; -

не в полном объёме изучены потребительские предпочтения;

- в структуре ассортимента отсутствуют какие-либо товарные позиции;

- ошибки в планировании и оптимизации работы с ассортиментом увеличивают дополнительные расходы и сокращают прибыль;

- не уделяется должного внимания анализу внутренних ресурсов и резервов предприятия. [46, С. 57]

В целом грамотная ассортиментная политика позволяет решить серьёзные конкурентные преимущества и может привести к желаемому росту продаж и увеличение прибыли, в то же время выстраивание ассортиментной политики сложный процесс, которому необходимо уделять большое внимание.

В современных условиях мирового финансового кризиса основная задача большинства торговых предприятий – это сокращение затрат и увеличение эффективности коммерческой деятельности. Для её решения необходимо внимательно подходить к ассортиментной политике: оптимизация товарных остатков на складах, сбалансированной ассортиментной матрице, рыночному соотношению цены и качества товара. Комплексный подход в этом вопросе позволит предприятию не только не потерять своих позиций, но и разработать меры по их устранению [23, С. 51].

Эффективная ассортиментная политика направлена на обеспечение торговому предприятию лидерства в конкурентной борьбе и преимущества в завоевании покупателей.

В розничной торговле рассматривается, в первую очередь, торговый ассортимент, который объединяет номенклатуру товаров нескольких отраслей промышленности и сельского хозяйства, исходя из специализации розничного торгового предприятия, его мощности и других факторов. [8, С. 48] Номенклатуру каждой отрасли удобно делить на товарные группы, подгруппы, виды, типы, сорта, размеры, марки, артикулы и т.д.

К проблемам формирования ассортимента можно отнести:

- Отсутствие грамотного формирования и поддержки оптимального ассортимента продукции.

Определение наиболее эффективного товарного ассортимента чрезвычайно важно для предприятий розничной торговли. Слишком широкий ряд продаваемой продукции приводит к конкуренции между собственными марками, слишком узкий – к потере части рынка. [24, С. 78] Только качественный и регулярный сбор данных о рынке, мониторинг цен позволят эффективно сформировать товарный ассортимент.


Необходимо выявлять связь между продажами схожих товаров от различных производителей и формировать правильный ассортимент. Также проводить глубокое предварительное изучение покупателей, анализ типов торговых точек и мест реализации с целью выбора наиболее эффективных средств продвижения продукции.

- Отсутствие анализа предпочтений потребителей

Различными средствами анализ групп потребителей может проводиться по любым доступным параметрам: объемы покупок, количество купленных товаров, количество покупателей, объемы покупок по дисконтным карточкам и т.п. [40, С. 119]

- Проблемы в формировании оптимального и своевременного заказа

На основании сравнительного анализа можно определять лучших поставщиков, предлагающих в данный момент самые привлекательные цены, сроки поставки, а также условия оплаты и доставки товаров.

- Проблемы в развитии таких направлений формирования товарного ассортимента, как инновативность и сбалансированность.

Торговое предприятие должно периодически отслеживать, как развиваются направления формирования товарного ассортимента. С помощью расширения, совершенствования и оптимизации можно повысить развития каждого из направлений. [44, С. 11]

- Неэффективное управление оборотными средствами

В условиях ограниченности оборотных ресурсов высокая эффективность их использования имеет ключевое значение. Освобождение даже небольшого дополнительного объема оборотных средств может принести предприятию значительное увеличение маржинальности.

Одна из важнейших задач, которая актуальна практически для всех розничных предприятий – это обеспечение постоянного наличия товаров. Улучшение этого показателя на 1-2 процентных пункта означает для крупных розничных сетей получение миллионов долларов дополнительной выручки в год. [26, С. 108]

Различные модели складских остатков, предлагаемые на рынке информационных услуг, позволяют быстро вычислять и визуализировать движение товаров. Возможность визуальной анимации динамики складских остатков позволяет пользователям проанализировать изменение складских остатков в течение суток, в ходе праздников. [30, С. 20] Эта информация позволяет заблаговременно подготовиться к возможным резким колебаниям спроса.

Таким образом, формирование товарного ассортимента – это процесс подбора товаров, удовлетворяющих реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителя и предприятия при рациональных затратах на их приобретение и потребление. Задача формирования товарного ассортимента – повышение рентабельности торгового предприятия.


Основными направлениями формирования товарного ассортимента являются: углубление ассортимента; расширение ассортимента; обновление ассортимента; поддержание полноты ассортимента; повышение устойчивости ассортимента; гармонизация ассортимента; развитие инновативности ассортимента; обеспечение сбалансированности ассортимента.

Для удовлетворения потребностей покупателей предприятию необходимо тщательно формировать товарный ассортимент на основе учета показателей ассортимента и его свойств, а также разрабатывать рекомендации по его формированию с целью поддержания конкурентоспособности в условиях изменчивой рыночной среды.

2. Анализ формирования ассортимента товаров на примере предприятия розничной торговли ООО «Ария Групп»

2.1. Краткая характеристика предприятия розничной торговли ООО «Ария Групп»

Анализируемое предприятие возникло в 2006 году и в настоящее время именуется ООО «Ария Групп» в городе Москва. Организационно-правовая форма анализируемого розничного торгового предприятия: общество с ограниченной ответственностью. Общество, являющееся юридическим лицом, осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством РФ, а также в соответствии с Уставом данного предприятия. Также в Уставе прописано положение о том, что Общество имеет право осуществлять владение принадлежащим ему имуществом на частной основе. В настоящее же время в составе Общества имеется как собственная торговая площадь, так и арендуемая. Сооружения и оборудование также является собственностью предприятия.

Адрес: Дмитровское ш., 163А, Москва (ТЦ Рио)

Метро: Алтуфьево, Селигерская, Бибирево

Телефон: 8 800 20082-80, +7 926 95296-85

Сайт: aryahome.ru

Открыто: ежедневно, 10:00–22:00

Организационная структура исследуемого предприятия представлена на рисунке 5.

Численность торгового предприятия ООО «Ария Групп» составляет 16 человек, в том числе торгово-оперативного состава 8 человек, из них продавцов 4 человека.


Рис. 5. Организационная структура ООО «Ария Групп»

Данная организационная структура имеет тип линейно-функциональной. Продажа товаров осуществляется непосредственно продавцами, расчеты с покупателями производит кассир-контролер, разгрузка товаров, поступивших непосредственно в магазин или на склад, осуществляется грузчиком. [19, С. 126] Координирует их работу администратор, в чьи обязанности также входит решение различных вопросов, касающихся предотвращения конфликтов, возникающих между продавцами и покупателями, предоставления дополнительных услуг, проведение анкетного опроса покупателей с целью выяснения потребностей.

Одним из основных этапов оценки финансового состояния предприятия является анализ системы основных технико-экономических показателей, который позволяет определить динамику показателей за ряд лет. [21, С. 278] Основные показатели сведены в таблице 3.

Таблица 3

Система технико-экономических показателей торгового предприятия ООО «Ария Групп» за 2015 – 2017 гг.

Показатели

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Абсолютное отклонение (+,-)

Темп прироста, %

2017 г. от:

2017 г. к:

2015 г.

2016 г.

2015 г.

2016 г.

Выручка от продажи, тыс. руб.

17 450,00

18 898,00

20 239.00

2 789,00

1 341,00

15,98

7,10

Себестоимость проданных товаров, тыс.руб.

13 088

14 174

15 179

2 091,75

1 005,75

15,98

7,10

Управленческие и коммерческие расходы, тыс. руб.

3034,85

3270,89

3563,79

428,94

192,9

14,13

5,90

Прибыль от продажи, тыс. руб.

1 327,65

1 453,61

1 595,96

268,31

142,35

20,21

9,79

Прибыль до налогообложения, тыс. руб.

1 327,65

1 453,61

1 595,96

268,31

142,35

20,21

9,79

Чистая прибыль, тыс. руб.

1009,014

1104,7436

1212,9296

203,92

108,19

20,21

9,79

Стоимость основных средств, тыс. руб.

5630,35

5662,13

5694,28

63,93

32,15

1,14

0,57

Стоимость активов, тыс. руб.

3117,7

3234,1

2847,8

-269,9

-386,3

-8,66

-11,94

Собственный капитал, тыс. руб.

1456

1576

1657

201,00

81,00

13,80

5,14

Заемный капитал, тыс. руб.

1661,7

1568,1

1190,8

-470,90

-467,30

-28,34

-28,18

Численность ППП, чел

16

16

16

0,00

0,00

0,00

0,00

Производительность труда, тыс.руб. (1/11)

1090,63

1181,13

1264,94

174,31

83,81

15,98

7,10

Фондоотдача, руб. (1/7)

3,099

3,338

3,554

0,45

0,22

14,68

6,49

Оборачиваемость активов, раз (1/8)

5,60

5,84

7,11

1,51

1,26

26,98

21,62

Рентабельность собственного капитала по чистой прибыли, % (6/9*100%)

69,30

70,1

73,20

3,90

3,1

Рентабельность продаж, % (4/1*100%)

7,61

7,69

7,89

0,28

0,19

Рентабельность капитала по прибыли до налогообложения, % (5/(9+10)

42,58

44,95

56,04

13.46

11,10

Затраты на рубль выручки от продажи, (2/1*100 коп.)

75,00

75,00

75,00

0,00

0,00