Файл: «Формирование ассортимента товаров на предприятиях торговли. (на примере торгового предприятия)» (Ассортимент товаров предприятия торговли: характеристика, структура, процесс формирования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 108

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Теоретические основы формирования ассортимента товаров на предприятиях торговли

1.1. Ассортимент товаров предприятия торговли: характеристика, структура, процесс формирования

1.2. Методы формирования ассортимента товаров предприятия торговли

1.3. Проблемы формирования ассортимента товаров на предприятии торговли и пути их решения

2. Анализ формирования ассортимента товаров на примере предприятия розничной торговли ООО «Ария Групп»

2.1. Краткая характеристика предприятия розничной торговли ООО «Ария Групп»

2.2. Анализ состояния и направлений формирования ассортимента товаров на предприятии ООО «Ария Групп»

3. Совершенствование формирования ассортимента товара на предприятии торговли ООО «Ария Групп»

3.1. Рекомендации по совершенствованию формирования ассортимента товаров на исследуемом предприятии

3.2. Расчет экономической эффективности предлагаемых мероприятий на предприятии ООО «Ария Групп»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Согласно проведенному анализу экономических показателей деятельности предприятия можно сделать следующие вывод, что предприятие работает стабильно. Но особого повышения основных показателей не происходит. Администрации данного предприятия следует обратить более пристальное внимание на данные факты и провести ряд мероприятий для повышения выручки от продаж и прибыли.

2.2. Анализ состояния и направлений формирования ассортимента товаров на предприятии ООО «Ария Групп»

Согласно приведенной методике первым этапом анализа формирования товарного ассортимента является АВС – анализ. [38, С. 15] Объектом исследования выступают следующие товарные группы: постельное белье, скатерти, ткани, подушки, полотенца махровые и вафельные, одеяла, пледы, простыни махровые различных производителей.

АВС – анализ позволяет определить наиболее приоритетные позиции в ассортименте, выделить аутсайдеров продаж и выявить базовый ассортимент ООО «Ария Групп» за 2017 год. Для того чтобы определить товарную группу, приносящую предприятию наибольший оборот и прибыль, необходимо провести АВС-анализ по двум параметрам (таблица 4).

Таблица 4

Исследование фактического ассортимента ООО «Ария Групп» на основе АВС-анализа (по обороту и прибыли)

Товарная группа

Оборот за год, тыс. руб.

Доля в обороте, %

Прибыль за год, тыс. руб.

Доля в прибыли, %

Группа по обороту

Группа по прибыли

Постельное белье

5824,78

21,45

480,91

30,13

А

А

Скатерти

603,13

2,98

49,48

3,10

С

С

Ткани

4341,26

28,78

316,17

19,81

А

А

Подушки

2025,92

10,01

132,00

8,27

В

В

Полотенца вафельные

1554,35

7,68

126,41

7,92

В

В

Продолжение Таблицы 4

Полотенца махровые

3058,13

15,11

256,02

16,04

В

В

Одеяла

505,97

2,50

27,45

1,72

С

С

Пледы

1418,75

7,01

127,69

8,00

С

В

Простыни

906,71

4,48

79,97

5,01

С

С

Итого:

20239,00

100,00

1596,10

100,00

-

-


На основании анализа данных, представленных в таблице 3, можно сделать следующие выводы:

- Скатерти, одеяла и махровые простыни входят в группу СС. Данные товары приносят предприятию менее 1% в обороте и прибыли. Они являются аутсайдерами.

- В группу ВВ входят подушки, вафельные и махровые полотенца – это товары устойчивые «середняки».

- К товарам с низким показателем по обороту и среднем показателем по прибыли относятся пледы. Предприятию по данной группе товаров необходимо проводить постоянный сравнительный мониторинг ассортиментных позиций с конкурентами.

- Постельное белье и ткани относятся к группе АА – это лидеры в ассортименте ООО «Ария Групп», наиболее ценные товары. За данными товарными группами необходимо тщательно следить, выделить лучшее место в торговом зале, поддерживать рекламными акциями и мероприятиями. Целесообразно отслеживать конкурентную среду и колебания спроса.

На основании проведенного анализа сформирована матрица распределения товарных групп (рисунок 6).

Рис. 6. Матрица распределения товарных групп по АВС - анализу

Матрица свидетельствует о том, что руководство ООО «Ария Групп» придерживается определенной политики формирования ассортимента, но существуют резервы для совершенствования, возможности роста объемов продаж путем вывода некоторых товарных позиций на лидирующее место.

Для оценки стабильности спроса на продукцию, реализуемую ООО «Ария Групп» необходимо провести XYZ-анализ (Приложение 1).

Анализ данных свидетельствуют о том, что постельное белье, ткани и махровые полотенца пользуются постоянным спросом, по ним можно довольно точно спрогнозировать последующие продажи. Подушки, полотенца вафельные, простыни махровые, пледы и скатерти имеют колебания в спросе и, как следствие, средний прогноз продаж. Одеяла являются товарами с нерегулярным потреблением, спрогнозировать их продажи практически невозможно.

Для того чтобы выявить направления формирования оптимального товарного ассортимента, необходимо провести совмещенный АВС и XYZ – анализ (таблица 5).

Таблица 5

Исследование фактического ассортимента ООО «Ария Групп» на основе совмещенного АВС и XYZ-анализа

Товарная группа

Оборот за год, тыс. руб.

Доля в обороте, %

Коэффициент относительной вариации, %

Группа

Постельное белье

5824,78

28,78

7,76

А

X

Скатерти

150,78

2,98

24,11

С

Y

Ткани

4341,26

21,45

9,13

А

X

Подушки

506,48

10,01

12,67

В

Y

Полотенца вафельные

388,59

7,68

14,21

В

Y

Полотенца махровые

764,53

15,11

8,98

В

X

Одеяла

126,50

2,50

26,19

С

Z

Пледы

354,69

7,01

20,75

С

Y

Простыни

226,68

4,48

18,97

С

Y

Итого:

20239,00

100,00

-

-

-


Результаты совмещенного анализа фактического ассортимента ООО «Ария Групп» позволяют сделать следующие выводы:

- Постельное белье и ткани имеют высокий оборот и стабильный спрос. Необходимо обеспечить их постоянное наличие, но без создания избыточного страхового запаса. Расход товаров этих групп стабилен и хорошо прогнозируется.

- В группу ВХ входят махровые полотенца. Данная товарная группа также отличается высоким выручкой и стабильностью.

- В группу BY входят подушки и вафельные полотенца со средним оборотом и средней стабильностью спроса. Важно, чтобы данная группа товаров присутствовала в ассортиментном перечне с целью осуществления бесперебойной деятельности предприятия и удовлетворения потребностей покупателей.

- В группу СY входят пледы, простыни и скатерти, По товарам данной группы можно использовать систему заказов с постоянным объемом заказа, но при этом формировать страховой запас, исходя из имеющихся у предприятия финансовых возможностей.

- К товару-балласту относятся одеяла. Данную группу товаров можно либо безболезненно выводить из ассортимента, либо регулярно контролировать, так как именно из товаров этой группы возникают труднореализуемые запасы, из-за которых предприятие несет потери.

Для того, что подвести итоги по проведенным исследованиям, необходимо сформировать матрицу совмещенного анализа (рисунок 7).

Матрица свидетельствует о том, что необходимо разрабатывать направления совершенствования формирования ассортимента предприятия с целью стабилизации продаж, увеличения прибыли и исключения из ассортиментного перечня нерентабельных товарных групп.

Рис. 7. Матрица совмещенного анализа фактического ассортимента ООО «Ария Групп»

Анализ показал, что важную роль в выручке предприятия играет постельное белье, следовательно, необходимо провести более детальное исследование по данной группе товаров (таблица 6).

Таблица 6

Исследование фактического ассортимента постельного белья ООО «Ария Групп»

Товарная категория

Оборот за I кв., тыс. руб.

Оборот за II кв., тыс. руб.

Оборот за III кв., тыс. руб.

Оборот за IV кв., тыс. руб.

Оборот за год, тыс. руб.

Постельное белье «Tet-a-Tet»

115,24

117,22

101,86

127,00 461,32

461,32

Постельное белье «Хлопковый рай»

481,73

Постельное белье «Primavelle»

261,03

265,52

230,73

287,68

1044,96

Постельное белье «Унисон»

233,38

237,41

206,29

257,21

934,29

Постельное белье «Романтика»

116,40

118,41

102,89

128,28

465,98

Постельное белье «Arya»

72,90

74,15

64,43

80,34

291,82

Постельное белье «Karven»

465,61

473,62

411,56

513,14

1863,93

Постельное белье «Bella Vita»

70,13

71,34

61,99

77,29

280,75

Итого:

1455,06

1480,08

1286,08

1603,56

5824,78


Анализ данных таблицы 6 свидетельствует о том, что лидерами по обороту является постельное белье «Karven» и постельное белье «Primavelle», за ними следует постельное белье «Унисон», а наименьший оборот характерен для постельного белья «Arya» и «Bella Vita».

На основании анализа данных были выявлены лидеры продаж – постельное белье «Karven», «Primavelle», «Унисон», постельное белье «Tet-aTet», «Романтика», «Хлопковый рай» имеют устойчивый оборот и не требуют постоянного контроля и учета.

Важным шагом в исследовании направлений совершенствования формирования ассортимента ООО «Ария Групп» служит анализ сравнительной их оценки с помощью семантического дифференциала.

Исследование проводилось при помощи сотрудников отдела маркетинга ООО «Ария Групп». Перед исследованием стояла задача оценить товарный ассортимент торгового предприятия ООО «Ария Групп». Респондентами являлись тольяттинцы в возрасте от 25 до 54 лет, покупавшие товары данного торгового предприятия. Объем выборки составил 100 человек, которые являются постоянными клиентами ООО «Ария Групп». Исследование проводилось с помощью личных структурированных интервью.

Таблица 7

Исследование фактического ассортимента постельного ООО «Ария Групп» на основе АВС-анализа

Товарная категория

Оборот за год, тыс. руб.

Доля в обороте, %

Доля в обороте с накопительным итогом, %

Группа

Постельное белье «Tet-a-Tet»

461,32

7,92

7,92

В

Постельное белье «Хлопковый рай»

481,73

8,27

16,19

В

Постельное белье «Primavelle»

1044,96

17,94

34,13

А

Постельное белье «Унисон»

934,29

16,04

50,17

А

Постельное белье «Романтика»

465,98

8,00

58,17

В

Постельное белье «Arya»

291,82

5,01

63,18

С

Постельное белье «Karven»

1863,93

32,00

95,18

А

Постельное белье «Bella Vita»

280,75

4,82

100,00

С

Итого:

5824,78

100,00

-

-

Для семантического дифференциала выбран комплекс направлений формирования ассортимента, включающий восемь наиболее важных составляющих: углубление, расширение, обновление, поддержание полноты, повышение устойчивости, гармонизация, развитие инновативности, обеспечение сбалансированности [37, С. 25] (таблица 8).


Задача, которая стояла перед респондентами, заключалась в оценке товарного ассортимента ООО «Ария Групп». При оценивании использовалась семибалльная шкала. В этой шкале цифрой 7 обозначено идеальное значение характеристики товарного ассортимента.

Таблица 8

Характеристика направлений формирования ассортимента

Показатель

Характеристика

Углубление

Количественные изменения ассортимента товаров за счет разработки и предложения новых торговых марок и/или их модификаций

Расширение

Количественные и качественные изменения набора товаров за счет увеличения показателей широты

Обновление

Способность удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров, не обладающих инновативными свойствами и не присутствующих в ассортименте конкурентов продолжительное время

Поддержание полноты

Направление характеризует способность набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности

Повышение устойчивости

Способность перечня товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары

Гармонизация

Количественные и качественные изменения состояния набора товаров, отражающие степень близости реального ассортимента к оптимальному или лучшим зарубежным и отечественным аналогам, а также наиболее полно соответствующие целям организации

Развитие инновативности

Направление предполагает присутствие в ассортиментном перечне товаров, отвечающих требованиям научно-технического развития

Обеспечение сбалансированности

Направление предполагает рациональное соотношение видов товаров в структуре ассортимента

В ходе беседы интервьюер объяснял респондентам значение этих шкал и правила заполнения. Затем он называл направление формирования ассортимента и просил респондента её оценить.

По результатам оценки были подсчитаны средние значения для каждого направления формирования товарного ассортимента (таблица 9).

Таблица 9

Оценка состояния направлений формирования ассортимента ООО «Ария Групп» постоянными клиентами

Характеристика

Средний балл

Постоянные клиенты

Руководители и специалисты

Углубление

5,03

5,19

Расширение

6,14

6,29

Обновление

6,05

6,10

Поддержание полноты

4,65

5,02

Повышение устойчивости

6,05

6,18