Файл: «Формирование ассортимента товаров на предприятиях торговли. (на примере торгового предприятия)» (Показатели ассортимента и факторы, влияющие на них).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 208
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы анализа формирования ассортимента товаров розничного предприятия
1.2 Показатели ассортимента и факторы, влияющие на них
2.1 Организационно-экономический характер сети магазинов «Магнит»
2.2 Анализ маркетинговой и коммерческой деятельности сети магазинов «Магнит»
2.3 Анализ формирования ассортимента товаров сети магазинов «Магнит»
3 Рекомендации и мероприятия по совершенствованию ассортимента товаров в сети магазинов «Магнит»
3.1 Рекомендации по совершенствованию ассортимента
3.2 Рекомендации по применению новых видов рекламных средств
3.3 Рекомендации по применению рекламных и мультимедийных технологий в торговом зале
3) основной акцент в поддержке делать на товары «Молоко 3, 5% «Простоквашино»» и «Чай «Гринфилд»», так как они обеспечивают основную долю продаж. Целью здесь будет - удержать положение.
4) низкая доля данного товара, необходимо увеличивать количество новинок и разработок. Существующий товар «Майонез «Мистер Рикко»»развивать, создать конкурентные преимущества.
3 Рекомендации и мероприятия по совершенствованию ассортимента товаров в сети магазинов «Магнит»
3.1 Рекомендации по совершенствованию ассортимента
Проанализировав деятельность ТС «Магнит» можно выделить некоторые её недостатки:
- узкий ассортимент товаров;
- редкое использование рекламы о ТС «Магнит»;
- торговая сеть уделяет мало внимания дизайну торгового зала.
Рассмотрим решение каждой проблемы в отдельности.
Управление товарным ассортиментом является одним из основных направлений деятельности каждой фирмы. Данное направление особенно имеет важное значение в условиях перехода к рыночной экономике, когда к продукции со стороны клиента оказывается повышенное внимание к качеству, а также ассортименту. От эффективности работы с производимой продукцией зависит большое количество различных экономических показателей фирмы и рыночная доля. Анализируя мировой опыт, можно сделать вывод, что лидерство в конкурентной борьбе получит именно тот, кто в наибольшей степени является компетентным в управлении ассортиментом, а также владеет методами ее реализации.
Планирование и управление ассортиментом товаров ТС «Магнит» представляет собой неотъемлемую часть отдела маркетинга. Даже заранее продуманные планы сбыта и рекламы не в состоянии исключить последствия сделанных ошибок, которые были допущены гораздо раньше, ещё при планировании товарного ассортимента.
Разработка ассортиментной концепции предшествует формированию ассортимента. Это направленное построение оптимального товарного предложения, построение улучшенной ассортиментной структуры, за основу в этом случае следует принимать требования клиентов, а также необходимость в обеспечении наиболее эффективным использованием фирмой финансовых, технологических, а также иных ресурсов для того, чтобы производить и продавать товары с низкими издержками.
Ассортиментная концепция ТС «Магнит» - это система показателей, которые характеризуют возможности лучшего развития ассортимента различной продукции. К данным показателям можно отнести: частота и уровень обновления ассортимента, разнообразие видов продукции, уровень и соотношения цен на продукцию данного вида и другое. Цель ассортиментной концепции ТС «Магнит» представляет собой ориентацию фирмы на выпуск и продажу продукции, которая бы в большей степени соответствовала структуре, а также разнообразию спроса клиентов.
Если необходимо разработать систему формирования ассортимента товаров ТС «Магнит», то она будет состоять из следующих основных моментов:
1) определить текущие и перспективные потребностей клиентов, проанализировать способы использования определённых товаров и особенностей поведения клиентов, критически оценить продаваемые и выпускаемые торговой сетью товары в том же ассортименте с позиции клиента;
2) оценить существующие аналоги конкурентов по тем же направлениям;
3) решить вопросы, какие товары следует добавить в ассортимент, а какие необходимо исключить из него по причине изменений в уровне конкурентоспособности; следует ли диверсифицировать товары с помощью других направлений производства фирмы, которые выходят за рамки её сложившегося профиля;
4) рассмотреть предложения о создании новой продукции, усовершенствовании существующей, а также о новых способах и областях применения продукции;
5) провести испытания товаров с учетом потенциальных клиентов с целью выяснения соответствия относительно качества, фасона, цены, наименования, упаковки, сервиса и т. д.
Рассмотрим подробно каждый момент относительно товаров ТС «Магнит».
Первое, что может произвести торговая сеть, а точнее её специалисты - это определить потребности своих покупателей. Данное мероприятие можно осуществить посредством проведения маркетингового исследования. Например, при осуществлении покупок, клиентам будет предлагаться заполнить анкету, где они будут отвечать на вопросы, касающиеся определённых групп товара: Удовлетворяет ли данная продукция их потребности? Устраивает ли цена? Считаете ли Вы данный товар качественным или нет? Данный опрос необходимо проводить не реже, чем раз в месяц. Это связано с тем, что вкусы и интересы клиентов постоянно меняются. Предприятию необходимо постоянно быть в курсе данных изменений и стараться удовлетворить потребности каждого клиента. Данный вид исследования могут проводить студенты, устроившиеся на работу в роли промоутера, а в летнее время этот вид деятельности можно поручить студенту-практиканту. Опрос необходимо проводить в течении трёх дней в одном магазине ТС «Магнит» с 15: 00 до 20: 00. Затраты на данное мероприятие (за три дня) будут включать в себя:
- распечатка анкет;
- З/П промоутера.
За три дня проведения опроса необходимо распечатать анкеты в количестве 100 штук. Затраты в этом случае составят 100 руб. (1 руб. х 100 шт. = 100 руб. ). Пример анкеты приведён в приложении Ж. Также необходимы услуги промоутера. За один час его З/П составит 80 руб. Затраты в этом случае составят 1200 руб. (80 руб. * 5 часов = = 400 руб. и 400 руб. * 3 дня = 1200 руб. ). Итого, за три дня проведения данного мероприятия затраты составят 1300 руб. (100 руб. + 1200 руб. = 1300 руб. ). Можно сделать вывод, что целесообразно проводить данного рода мероприятие, так как при этом затрачивается малое количество денежных средств. После проведения опроса, промоутер должен доставить заполненные анкеты в маркетинговый отдел предприятия, где специалисты маркетологи и помощники маркетологов проанализируют полученные данные и в дальнейшем смогут сделать выводы. Из данных выводов можно будет определить примерные потребности своих потребителей и учесть те моменты, которые их не устраивают.
Второе - это анализ своих конкурентов. В городе Омск основным конкурентом ТС «Магнит» является сеть магазинов «Соседдушка». Здесь можно произвести сравнительный анализ. В чём-то конкурент может обойти ТС «Магнит», это необходимо учесть, ведь именно эти моменты могут повлиять на конкурентоспособность данной сети магазинов. Параметры для сравнения могут быть совершенно разные. Это могут быть: уровень цен, качество обслуживания, дизайн торгового зала, раскладка товара и так далее. Провести сравнительный анализ также возможно, используя опрос. Методика проведения анкетирования будет аналогична методике, описанной в первом случае, однако, вопросы здесь будут другого характера. Затраты также будут составлять в этом случае 1300 руб. Пример данной анкеты приведён в приложении И.
Третье - это решение вопросов, касающихся добавления либо исключения определённых товаров из ассортимента торговой сети. В данном случае возможно создание экспертной группы, которая будет состоять из специалистов маркетингового отдела.
Четвёртое - здесь подразумевается рассмотреть предложения либо о создании новых продуктов, либо о совершенствовании уже существующих. К примеру, у выхода из магазина торговой сети можно установить ящик «Ваши предложения и претензии», куда будут бросать листочки пришедшие клиенты. Пример представлен на рисунке 15.
Рисунок 15 - Пример ящика «Ваши предложения и претензии» в магазинах ТС «Магнит»
Пятое - в данном случае возможно проведение изучения уже существующих товаров или изучение возможностей собственного производства новой продукции. Здесь необходимо будет ответить на вопрос: «Выгодно ли для торговой сети собственное производство? » В данном случае возможно проведение испытания продуктов. Для проведения такого рода мероприятия необходимо отправить образцы товара в лабораторию. В Рязани уже много лет существует подобная лаборатория. Сегодня — Федеральное бюджетное учреждение «Рязанский ЦСМ» — современная организация, укомплектованная высококвалифицированными специалистами и оснащенная точнейшим оборудованием. Лаборатория проводит испытания пищевой продукции по следующим показателям безопасности:
- токсичные элементы: свинец, кадмий, мышьяк, ртуть, медь, железо, олово, цинк;
- микотоксины: афлатоксин В1, афлатоксин М., зеараленон, Т-
2 токсин, патулин, дезоксиниваленол, охратоксин А;
- пестициды: Гексахлорциклогексан (альфа-, бета-, гамма - изомеры), ДДТ и его метаболиты, 2, 4-Д кислота, ее соли, эфиры, ртутьорганические пестициды, гептахлор, гексахлорбензол;
- антибиотики: гризин, бацитрацин, тетрациклиновая группа,
левомицитин, стрептомицин;
- бенз(а)пирен;
- азотсодержащие соединения: гистамин, нитраты, нитрозамины (сумма НДМА и НДЭА);
- радионуклиды (цезий-137, стронций-90) определяются в пищевых продуктах и воде;
- микробиологические показатели: санитарно показательные микроорганизмы, условно патогенные микроорганизмы, патогенные микроорганизмы, в том числе сальмонеллы, микроорганизмы порчи.
- меламин в молоке, сухом молоке, продуктах детского питания на молочной основе, яичном порошке, йогуртах, шоколаде, лактозе и кормах для животных.
В данном случае предлагается отправка образцов хлебобулочных изделий собственного производства. Затраты представлены в таблице 14.
Таблица 14 - Затраты за проведение испытания продукции
Наименование показателей |
Стоимость анализа (руб. ) |
Плотность |
157, 00 |
Нитраты |
389, 00 |
Посторонние примеси |
157, 00 |
Степень измельчения |
157, 00 |
Цвет, запах, вкус и хруст |
157, 00 |
Масса одного изделия |
170, 00 |
Итого: |
1 187 |
Стоимость анализа в общей сложности составила 1 187 руб. Также необходимо учитывать затраты на перевозку данных образцов. При небольшом весе груза, отправка займёт около 5-7 суток с даты выхода транспортного средства. Стоимость составит 5600 руб. Итого, на проведение экспертизы товаров собственного производства предприятие затратит 6787 руб. (1187 руб. +5600 руб. =6787 руб. ).
Также в роли проведения экспертизы товара может выступать дегустация определённых продуктов питания. В роли дегустаторов будут выступать сами клиенты магазинов ТС «Магнит». Каждому клиенту при этом будет выдаваться карточка, где он будет ставить балл (по 5-балльной системе) за тот или иной показатель. Пример карточки представлен на рисунке 16.
Показатель |
Оценка |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Цвет |
|||||
Запах |
|||||
Вкус |
|||||
Внешний вид |
Рисунок 16 - Карточка для оценки товара После этого также будет проводиться анализ, и будут делаться выводы.
Можно сделать вывод, что сущность формирования и управления ассортиментом товаров ТС «Магнит» будет заключаться в том, чтобы сеть магазинов своевременно предлагала определенную совокупность товаров, которые бы наиболее полно удовлетворяли требованиям определенных категорий покупателей.
3.2 Рекомендации по применению новых видов рекламных средств
Так как у ТС «Магнит» существуют недостатки в использовании рекламы, необходимо применить новые виды рекламных средств.
Понятие «рекламные средства» включает в себя широкий круг разных возможностей, которые направлены на передачу рекламного обращения от рекламодателя к потребителю. На сегодняшний день существует огромное количество средств рекламы, что обусловило появление различных классификаций по определённым признакам, например, размеры общения, его направление, назначение, а также способ распространения информации и тому подобное. [6]
Для того, чтобы потребитель узнал о расширении ассортимента, о появлении новых товаров в ТС «Магнит» необходимо в полной мере использовать рекламные средства, так как это является основным способом доведения данной информации до своих потребителей. Если потребитель увидит рекламу нового товара на баннере или, к примеру, по телевизору, то он может отправиться за ним в магазин ТС «Магнит». Именно благодаря рекламным средствам мы можем узнать о поступлении нового товара, а также в некоторых случаях и о его цене, скидках и новых акциях в магазине.