Файл: «Формирование ассортимента товаров на предприятиях торговли. (на примере торгового предприятия)» (Показатели ассортимента и факторы, влияющие на них).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 220
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы анализа формирования ассортимента товаров розничного предприятия
1.2 Показатели ассортимента и факторы, влияющие на них
2.1 Организационно-экономический характер сети магазинов «Магнит»
2.2 Анализ маркетинговой и коммерческой деятельности сети магазинов «Магнит»
2.3 Анализ формирования ассортимента товаров сети магазинов «Магнит»
3 Рекомендации и мероприятия по совершенствованию ассортимента товаров в сети магазинов «Магнит»
3.1 Рекомендации по совершенствованию ассортимента
3.2 Рекомендации по применению новых видов рекламных средств
3.3 Рекомендации по применению рекламных и мультимедийных технологий в торговом зале
б) по структуре ассортимента:
а) групповой ассортимент товаров состоит из перечня товарных групп, которые сформулированы по признаку однородности сырья из которого они были изготовлены, также по способу производства и потребительскому назначению;
б) групповой ассортимент состоит из перечня отдельных крупно-агрегированных видов услуг: здравоохранения, образования, услуги жилищно-коммунального хозяйства, дошкольных учреждений, связи, транспорта, бытовые услуги и так далее;
в) внутри групповой ассортимент - это набор однородных товаров, которые объединены общностью признаков и удовлетворяют аналогичные потребности. Это детализация группового ассортимента;
г) видовой ассортимент товаров является набором товаров различных наименований и видов, удовлетворяющих аналогичные потребности;
д) видовой ассортимент услуг является детализацией
крупно-агрегированных видов услуг;
е) внутривидовой ассортимент товаров является ассортиментом, в который входят разновидности товаров внутри отдельных видов;
ж) внутривидовой ассортимент услуг состоит из перечня конкретных работ, выполняющихся в рамках определённого вида услуг. [1]
1.2 Показатели ассортимента и факторы, влияющие на них
Ассортимент любого предприятия, любого как розничного, так и оптового магазина можно охарактеризовать благодаря системе показателей. Данный подход необходим для осуществления процесса управления ассортиментом на научной основе, а именно организовывать его формирование, планировать, а также регулировать ассортимент, стимулировать продажи и мотивировать продавцов. [8]
Перечислим данные показатели.
Широта ассортимента является количеством групп и подгрупп товаров, которые включены в ассортимент магазина. В товарообороте по их удельному весу в запасах различают ассортиментную структуру универсальных, а также специализированных магазинов.
Глубина ассортимента является количеством видов и разновидностей, а также наименований данных товаров внутри определённых групп и подгрупп в ассортименте магазина. [2]
Глубина и широта ассортимента необходимы для того, чтобы сформировать предложение и распределение степени риска. Это изображено в таблице 1.
Таблица 1 - Альтернативы торгового ассортимента по широте и глубине
При широком ассортименте у покупателей складывается впечатление разнообразие многочисленной продукции. Именно это привлекает различные категории потребителей. Располагая таким ассортиментом, предприятие может лучше приспосабливаться к постоянным изменениям рыночного спроса. Однако управлять этим сложно, так как незамеченными могут остаться изделия, которые пользуются малым спросом.
Простота является основным преимуществом узкого ассортимента.
Как широта, так и глубина ассортимента должны быть выбраны с учётом целей и задач, поставленных перед собой розничным предприятием.
В среднем, российский потребителей приобретает примерно 150 наименований товаров, однако, он хочет выбирать эти товары из большого количества различных родственных товаров и надеется на то, что появятся новые, более качественные товары. Если в магазине имеются все группы товаров, то создаётся впечатление изобилия, но это не гарантирует высокие продажи.
Глубина торгового ассортимента может являться избыточной. Иногда изобилие наименований в одной товарной группе может усложнять принятие решения о покупке.
К показателям ассортимента также относится и его устойчивость.
Устойчивый ассортимент продукции в магазине приводит к сокращению затрат времени клиентов на поиск продукции, помогает при стандартизации всех торгово-технологических процессов и операций. Устойчивость можно определить по следующей формуле:
Ку = 1 - Оn/n*а,
где Ку - коэффициент устойчивого ассортимента товаров в определённом периоде;
O1, О2,... Оn - количество разновидностей товаров, отсутствующих в продаже в момент проверок;
а - количество разновидностей товара, который предусмотрен разработанным ассортиментным перечнем; п - количество проверок.
Оптимальное значение коэффициента устойчивости ассортимента товаров в магазине на протяжении квартала должна быть не ниже:
- 0, 90 для универсамов и гастрономов;
- 0, 80 универмагов;
- 0, 75 магазинов обуви и одежды;
- 0, 85 магазинов галантерейных, хозяйственных и спортивных товаров.
Этот показатель можно назвать условным, если учесть, что во многих магазинах с товарным ассортиментом в несколько тысяч единиц часто просто невозможно проверить количество отсутствующих товаров.
Ещё одним показателем ассортимента является его длина. В связи с тем, что место на полках магазина ограничено, всегда необходимо поддерживать оптимальное количество товара. Ассортимент считается коротким, если при добавлении новых товарных единиц прибыль увеличивается. Ассортимент считается слишком длинным, если при удалении товарных единиц, прибыль увеличивается.
До сих пор нет стандартов, которые бы регламентировали показатели ассортимента (кроме показателя устойчивости), т. е. показатели не отражают, насколько успешен ассортимент, а только характеризует его фактическую структуру. Поэтому при формировании ассортимента часто используется опыт других компаний. [3]
Структура ассортимента является соотношением видов, групп и разновидностей, а также подгрупп товаров, составляющих ассортимент магазина. Структура характеризуется показателями глубины, а также широты. Она имеет определяющее значение в процессе организации его формирования в каком-то определённом магазине.
Существуют два понятия макро- и микроструктуры ассортимента товаров как на предприятии, так и в магазине.
Макроструктура является соотношением между группами товаров непосредственно в общем ассортименте. Микроструктура является соотношением видов, а также разновидностей в каждой товарной группе.
Для поддержания ассортимента продукции в соответствии со спросом населения важную роль играют такие понятия, как стабильность ассортимента товаров в магазине и его полнота.
Полнота ассортимента является соответствием фактического наличия продукции в магазине, который утверждён согласно ассортиментному перечню.
Полнота ассортимента товаров характеризуется коэффициентом полноты и рассчитывается по формуле:
Кп = Рф/Рн,
где Кп - коэффициент полноты ассортимента магазина на конкретную дату;
Рф - фактическое количество разновидностей товаров в момент проверки;
Рн - количество разновидностей товаров, которое предусмотрено обязательным ассортиментным перечнем.
Для наиболее объективной оценки товарного ассортимента его полноту необходимо определять за отдельные периоды на основе данных, полученных за несколько проверок ассортимента магазина. Для этого рассчитывают коэффициент устойчивости ассортимента по следующей формуле:
Куст = Р1 + Р2 + Рз +... + Рn/ Рн*n,
где Куст - коэффициент устойчивости ассортимента товаров в магазине за период (месяц, квартал, год);
Р1, Р2, Рз, Рn - фактическое количество разновидностей товаров в момент отдельных проверок;
Рн - это количество разновидностей товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем;
п - количество проверок.
Таким образом, устойчивость или по-другому стабильность ассортимента является бесперебойным наличием в продаже товаров по их разновидностям, а также по их видам, которые были заявлены в ассортиментом перечне.
Обновляемость ассортимента представляет собой пополнение ассортимента новейшими видами продукции в соответствии с ассортиментной политикой фирмы. Обновление торгового ассортимента магазина должно быть до 10% в год.
Особое место среди показателей, которые характеризуют состояние ассортимента, занимает показатель его рентабельности.
Рентабельность торгового ассортимента является ассортиментным набором, обеспечивающий в своей совокупности получение хозяйствующим субъектам заранее запланированного размера чистой прибыли, а именно определённого превышения доходов над расходами по реализации товаров и налоговыми и неналоговыми платежами.
Следует заметить тот факт, что положительная оценка состояния ассортимента предприятия или магазина по всем вышеописанным показателям обеспечивает во многом с экономической стороны целесообразную коммерческую деятельность предприятия на розничном рынке.
На показатели, характеризующие ассортимент определённого предприятия либо магазина оказывают влияние множество факторов.
Изучение влияния вышеперечисленных факторов осуществляется в процессе исследования рынка специалистами-маркетологами, а также специалистами коммерческого отдела торговой фирмы. Все факторы принято разделять на общие специфические.
Общие факторы не зависят от определённых условий деятельности фирмы. Общие факторы делятся на:
1) социальные. В их число входят социальный состав населения, уровень культуры, социальное обеспечение населения, характер трудовой деятельности;
2) экономические. В их число входят развитие производства товаров, уровень доходов населения и источники их образования, развитие экономики района деятельности, цена на товары и другое;
3) демографический. В их число входят половозрастной состав, количество и структура семей, профессиональный состав населения и другое;
4) национально-бытовые. В их число входят национальный состав населения, традиции, нравы и обычаи;
5) природно-климатические. В их число входят географическое расположение (города, сёла), климат, природные ресурсы и другое.
Специфические факторы отражают конкретные условия работы фирмы.
Учитываемые при определении широты ассортимента:
1) роль данного магазина в системе торгового обслуживания;
2) наличие других магазинов в зоне деятельности и их специализация;
3) тип и мощность фирмы;
4) характеристика сегментов;
5) транспортные связи.
Учитываемые при определении глубины ассортимента:
1) уровень доходов по сегментам;
2) специфика спроса внутри сегментов;
3) размер торговой площади и характеристики, параметры оборудования.
Также оказывает своё влияние и такой фактор, как спрос. Но для начала, коммерческому аппарату необходимо определиться, на каких сегментах будет работать эта организация торговли. Такая работа проводится специалистами маркетингового отдела, а также специалистами коммерсантами в процессе маркетингового исследования на основе результатов комплексного исследования розничных предприятий определённого региона.
Именно поэтому необходимо при формировании ассортимента товаров на розничном рынке обладать достоверной информацией о структуре спроса, его объёме, динамике его развития, особенностях и характере спроса на отдельные товары и у различных контингентов покупателей.
Также необходим периодический мониторинг среды деятельности предприятия, а также его организации торговли. Это нужно для того, чтобы своевременно можно было внести изменения либо какие-то коррективы в процесс формирования ассортимента определённого предприятия или розничного либо оптового магазина. [2]
1.3 Принципы, этапы формирования ассортимента и контроль за его состоянием в организациях розничной торговли
Формирование ассортимента является процессом подбора групп, видов, а также разновидностей товаров.
Формирование ассортимента магазина должно быть согласованным со стратегическими целями фирмы, а также его ассортиментной политикой.
При формировании ассортимента в розничной торговле необходимо учесть различные факторы. Это:
1) объём, структуру и содержание спроса целевых потребителей;
2) ассортиментный профиль магазина;
3) рентабельность предприятия и отдельных товарных групп;
4) материально-техническую базу предприятия, его обеспеченность складскими помещениями и оборудованием;
5) содержание и структуру товарного предложения у производителей и поставщиков;
6) содержание и структуру товарного предложения у основных конкурентов. [5]
Коммерческая служба организации розничной торговли, после обобщения информации о факторах влияния на торговый ассортимент, осуществляет формирование ассортимента с учётом основных положений, которые имеют неизменное значение и содержание, т. е. учитывая принципы построения торгового ассортимента. Данные принципы изображены в таблице 2.