Файл: Ремонт летательных аппаратов и авиационных двигателей Текст лекций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 690

Скачиваний: 17

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

118 обрабатывается зенкованием и затем притирается совместно с сочленяемой деталью.
Неисправные клапаны с резиновыми вкладышами заменяют новыми или восстанавливают (меняют вкладыш). Вновь установленный вкладыш после его приклейки и вулканизации шлифуют на станке до получения чистой и ровной поверхности.
В некоторых клапанах седло представляет собой втулку, запрессованную в корпусную деталь. При необходимости втулку удаляют после нагрева корпуса клапана до 150° С. Новые втулки изготовляют из стали или бронзы с обеспечением требуемых допусков на посадку и чистоты поверхности класса 10.
При износе рабочих (цилиндрических) поверхностей клапанов поршневого или плунжерного типа их восстанавливают до требуемых размеров хромированием или химическим никелированием.
После ремонта клапаны проходят испытание на герметичность и работоспособность (функционирование) на специальных стендах.
Испытаниям на прочность подвергают только те агрегаты, у которых заменялись силовые детали или производилась механическая обработка корпусных деталей.
Ремонт воздушных редукторов. В воздушных системах обычно применяются редукционные клапаны (редукторы) с мембранными и клапанными устройствами, устанавливаемые на участках между бортовыми баллонами высокого давления и агрегатами-потребителями, требующими пониженного постоянного давления воздуха.
Наиболее часто встречаются такие неисправности редукторов, как негерметичность в соединениях, нарушение регулировки, износ и коррозия деталей. Утечка воздуха, выявляемая в процессе испытаний редукторов до разборки, происходит из-за износа или разрушения мембран, резиновых и эбонитовых вкладышей золотников
(клапанов), уплотнительных прокладок, а также вследствие отворачивания штуцеров и заглушек.
При ремонте детали уплотнений и мембраны заменяют. Новые мембраны и вкладыши, изготовленные из резины с тканью или кожей, устанавливают таким образом, чтобы резиновый слой был повернут в сторону внутренней полости или седла клапана. Резиновые детали закрепляют на золотниках и клапанах вулканизацией или завальцовкой в гнездах.
Дефекты на эбонитовых вкладышах золотников в виде вмятин
(отпечатков) глубиной не более 0,25 мм устраняют притиркой на плите сначала микропорошками М20-М14 (с керосином), а затем - пастой ГОИ до получения чистоты поверхности класса 10. Коррозия на деталях удаляется зачисткой шлифовальной шкуркой и полированием фетром с пастой ГОИ.


119
После ремонта редукторы проходят испытания на герметичность и работоспособность на специальной установке. Консервации редукторы не подвергаются.
3.9. Дефектация и восстановление деталей остекления
Характерные дефекты остекления. При эксплуатации самолетов и вертолетов детали остекления подвергаются воздействию аэродинамических нагрузок, избыточного давления, резких изменений температур, атмосферных осадков, ультрафиолетовых лучей. Это приводит к некоторому уменьшению прочности и в ряде случаев — к воз- никновению растрескивания («серебра»). Возможны также механические повреждения стекол (царапины, заколы, забоины, глубокие трещины), отслаивание ленты мягкого крепления, нарушение герметичности кабин в местах заделки стекол и их помутнение.Серебро и механические повреждения деталей остекления, являясь концентраторами напряжений, могут привести к разрушению стекла в полете. В зависимости от размеров дефектов остекление или допускают к эксплуатации, или восстанавливают.
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   18

Дефектация деталей остекления.
Определение технического состояния остекления включает в себя внешний осмотр и дефектацию с применением приборов и инструментов. Наиболее опасными дефектами в местах заделки стекол, особенно при жестком креплении, являются сквозные трещины и сколы. В настоящее время применяется оптический метод дефектации стекол, основанный на явлениях отражения и преломления света в органическом стекле. Вблизи края каркаса или наклеенной ленты на стекло устанавливают призму 1. Поверхность соприкосновения призмы и стекла смазывают жидкостью ( масло МК-8 или касторовое). Для того, чтобы свет проник в затемненный участок стекла, применяется осветитель . Свет от источника благодаря осветительной призме и масляной прослойке не пересекает стекло, а попав на него и отражаясь от верхней и нижней поверхности, движется по всему сечению. Осветительная призма может быть установлена у края заделки или на некотором расстоянии, так как благодаря явлению полного внутреннего отражения свет далеко проникает по сечению стекла.
Дефектация производится в затемненном помещении или при местном затемнении (чехлом). Для осмотра стекла необходимо:
— протереть участки стекла вблизи заделки чистой салфеткой;
— нанести на стекло вблизи заделки касторовым маслом (или МК-8) полосу шириной 80— мм; толщина слоя масла должна быть такой, чтобы не было участков с воздушной прослойкой между призмами и исследуемым стеклом;
— установить смотровую призму и осветитель на покрытый маслом участок стекла;
— осмотреть все стекло в местах заделки, последовательно перемещая смотровую призму и осветитель. При жесткой заделке стекла для осмотра

120 участка за болтом необходимо устанавливать смотровую призму справа и слева от болта;
— после окончания осмотра удалить масло со стекла чистой салфеткой.
Определение глубины поверхностных трещин. Для определения глубины поверхностных трещин может быть использована лупа с измерительной шкалой в поле зрения. Лупу располагают под углом к поверхности стекла.Для измерения глубины трещины необходимо:
— установить лупу на стекло так, чтобы она опиралась всеми тремя опорами;
— вращая окулярное и наружное кольца лупы, получить четкое изображение шкалы и трещины;
— установить шкалу перпендикулярно направлению трещины;
— совместить деление шкалы с краями трещины. Произвести отсчет делений;
— вычислить глубину трещин, для чего отсчитанное число делений умножить на 2,6—коэффициент, учитывающий изменение цены деления вследствие преломления отраженного света в стекле и наклона лупы.
Пример. Глубина трещины равна двум делениям по шкале окуляра лупы, что соответствует 0,2 мм. Истинная глубина трещины 0,2Х2,6=0,52 мм.
Определение прочности склейки стекла с элементами мягкого крепления. Определение прочности приклейки ленты мягкого крепления основано на применении специального щупа, вводимого между стеклом и лентой. При этом измеряются сила, приложенная к щупу, и глубина его проникновения. Чем ниже качество приклейки, тем глубже проникает щуп между стеклом и лентой, разрушая клеевое соединение. Щуп изготовляется из стальной пластинки толщиной 0,5 мм и шириной 14,5 мм.
Углы пластинки закругляются по радиусу 5 мм. Приспособление тари- руется путем подвешивания к концу пластины гирь массой от 0,5 до 2,5 кг.
На линейке делают отметки через каждые 0,5 кг. Для определения прочности приклейки ленты к стеклу снимать блистер или фонарь с самолета не требуется. Порядок работы следующий:
— направить острие загнутого конца пружинной пластины щупа вдоль поверхности стекла перпендикулярно клеевому шву в стык между лентой и стеклом;
— нажать на место стыка с силой 2 кгс (проверить силу нажатия по линейке);
— отметить глубину проникновения конца пластины (глубину отслаивания ленты) по имеющимся на ней делениям;
— определение прочности приклейки произвести по всему периметру стекла через интервалы 200— мм.
Определение размеров царапин и забоин. Глубину царапин и забоин измеряют с помощью индикаторного прибора КП-1 со сменной стойкой и иглой. На стекле рядом с дефектом устанавливают прибор и замечают


121 показание стрелки индикатора, затем прибор смещают таким образом, чтобы игла измерительного штифта попала на самое глубокое место дефекта. Вновь отмечают показание стрелки. Разность показаний прибора равна глубине дефекта. Ширину и длину царапин измеряют штангенциркулем.
Определение напряжений в стекле. Остаточные напряжения в стекле определяют с помощью поляроидов. Поляроиды—прозрачные пленки, обладающие свойством поляризации света (направленность действия света в плоскостях, поперечных лучу). Применение поляроидов основано на изменении оптической активности органического стекла в напряженном состоянии. С помощью поляроидов, в частности, можно выявить повышенные напряжения, возникшие в стеклах в процессе неправильного формования, слишком сильной затяжки болтов крепления, а также при распиловке, сверлении и фрезеровании затупленными инструментами или с нарушением режимов обработки стекла.
Портативный поляроидный прибор состоит из переносного фонаря , свет которого поляризуется при прохождении через пленку , и очков , в которые также вставлены поляроидные пленки. Фонарь является поляризатором, а очки — анализатором. В качестве поляризатора и анализатора могут быть также использованы обычные поляроидные стекла.
При работе с поляроидными приборами необходимо подбирать
(«скрещивать») положение поляризатора (фонаря) и анализатора (очков) так, чтобы свет, идущий от поляризатора, не был виден через анализатор.
В процессе исследования стекла поворачивать поляризатор и анализатор в
«скрещенном»состоянии вокруг общей оптической оси на угол 20—
градусов по часовой стрелке или в обратном направлении. Можно сохранять поляроидный прибор в неподвижном состоянии, а вращать на тот же угол исследуемое стекло. Стекла, не имеющие напряжений, при наблюдении через поляроидный прибор не просвечиваются. В местах с остаточными напряжениями наблюдается сплошное или местное просветление с наличием различной окраски, зависящей от величины напряжений. Окрашенность указывает на наличие значительных напряжений.
Ввиду отсутствия норм по поляроидной дефектации описанный метод рекомендуется лишь для качественной оценки напряжений в деталях остекления, а такжедляпроверки точности соблюдения режимов механической обработки, формования и монтажа. Для каждого типа остекления после осмотра 15— деталей может быть установлен определенный нормальный вид в поляризованном свете. В случае обнаружения резких отклонений от установленного нормального вида необходимо сделать соответствующую запись в формуляре для после- дующего выявления причин выхода из строя этих деталей.


122
Восстановление
остекления
кабин.
Устранение дефектов поверхностных слоев стекла шлифованием и полированием. В большинстве случаев глубина поверхностных трещин не превышает 0,5 мм, а это и есть тот допуск на толщину, в пределах которого механическая прочность стекла находится в заданном интервале. Наряду с этим удаление трещин приводит к полному восстановлению механических свойств стекла. Способами механического шлифования и полирования, которые бы не приводили к образованию в поверхностных слоях опасных напряжений растяжения, являются виброшлифование и виброполирование.
Отличительной особенностью виброшлифования от виброполирования является то, что шлифование производится абразивными порошками при обильном смачивании водой. Рабочим инструментом является мягкая пластина, облицованная поливинилхлоридной пленкой и совершающая орбитальное движение диаметром 2— мм со скоростью 3— тысячи оборотов в минуту. Давление на шлифуемую поверхность при нормальной работе равно 0,01 кгс/см . Усилие резания абразивных зерен невелико. Это объясняется тем, что абразивные зерна в этом случае подвижны в отличие от их жесткого закрепления на поверхности шлифовальной шкурки.
Происходит так называемое бархатное шлифование. Машинка приводится в движение сжатым воздухом при давлении 4— кгс/см . Если в процессе шлифования чрезмерным нажатием повысить давление машинки на обрабатываемую поверхность, то процесс шлифования прекратится, так как шлифующая поверхность перестанет перемещаться и вместо нее орбитальное движение начинает совершать корпус. Целесообразно при шлифовании последовательно уменьшать зернистость порошка. Например, при глубине дефекта 0,5 мм применять порошок № 10 до остаточной глубины дефекта 0,1—,2 мм, затем применять порошок № 6 до незначи- тельных следов дефекта, а затем — порошок № 4 до полного удаления дефекта.
После удаления дефекта можно приступать к следующему этапу—к виброполированию, которое производится этой же машинкой, но площадкой, облицованной фетром. Полирование также производится при обильном смачивании водой вначале смесью паст ГОИ и ВИАМ-2, а затем только одной пастой ВИАМ-2. Шлифованию и полированию без термообработки подвергают стекла, имеющие повреждения поверхностных слоев в виде «серебра», забоин (заколов), царапин в пределах допуска. В процессе всей работы шлифуемую поверхность необходимо охлаждать водой. В противном случае возможно повышение температуры поверхностного слоя и появление «серебра»на этом участке стекла. Вода постепенно уносит с поверхности измельченное стекло и абразивный порошок. Поэтому в процессе шлифования необходимо добавлять свежий абразивный порошок. Разрешается отдельные участки зачищать циклей, шабером или острой бритвой, а затем шлифовать