Файл: Ремонт летательных аппаратов и авиационных двигателей Текст лекций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 375

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ремонт летательных аппаратов и авиационных двигателей
Текст лекций
Макин Ю.Н., доктор технических наук, профессор
1. ОРГАНИЗАЦИЯ РЕМОНТА ЛА И АД
1.1Ремонтопригодность, виды и системы ремонта
Ремонтопригодность
Любые изделия, в том числе и летательные аппараты, интересуют нас не сами по себе, а с позиции их качества- совокупности свойств продукции обуславливающих ее пригодность для удовлетворения определенных потребностей в соответствии с ее назначением.Одним из свойств этой совокупности является понятие надежности- свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнить требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, ремонта, хранения и транспортирования. /8/
В процессе эксплуатации летательных аппаратов техническое состояние их деталей , узлов (сборочных единиц) и агрегатов изменяется в результатате необратимых процессов, связанных с воздействием повреждающих факторов
( температур, нагрузок, вибраций, термоциклирования и так далее).Следствием этого является появление отказов.
В основе процесса поддержания ЛА в исправном, а, в некоторых случаях, в работоспособном состоянии посредством ремонта, лежит один из показателей качества- ремонтопригодность (свойство объекта, заключающееся в приспособленности к предупреждению и обнаружению причин возникновения отказов, повреждений, поддержанию и восстановлению работоспособного состояния путем проведения технического обслуживания и ремонтов.). /8/
История появления потребности в обеспечении ремонтопригодности изделий относится к Верхнему палеолиту ( 35000-10000 лет до н.э.), который характерен значительными изменениями в технике изготовления кремневых орудий. От исходного ядрища отделяются тонкие кремневые пластины правильной формы с параллельными сторонами. Обработка этих пластин совершенствуется. Сами орудия состоят из тонких пластин , в том числе и в виде геометрических микролитов ( треугольники, сегменты, трапеции), вставляющихся в костяную и деревянную рукоятку.
Появляются наборные вкладышевые инструменты.Поломка одного
или нескольких вкладышей легко исправлялась их заменой.Это
первые свидетельства появления операций сборки, обеспечения
ремонтопригодности изделий, и появления примитивных ремонтных
технологий. /9/


2
К ремонтопригодности относятся следующие свойства изделий:
Контролепригодность, это свойство, характеризующее приспособленность к проведению контроля заданными средствами.Для этих целей в процессе разработки изделия вырабатываются проектные решения с целью обеспечения возможности ранней диагностики начинающихся процессов разрушения с целью предупреждения и обнаружения причин отказов.
Доступность- конструкция и размещение агрегата на ЛА должны обеспечивать удобный доступ к нему при техническом обслуживании для демонтажа самого агрегата или его составных частей с целью ремонта.
Легкосъемность- предполагает возможность быстрого демонтажа агрегатов с использованием простейших приспособлений механизации без чрезмерных усилий в любых погодных условиях.
Взаимозаменяемость- вновь устанавливаемые агрегаты и их части должны быть полностью взаимозаменяемы, то есть они не должны требовать специальной подгонки по месту установки, наладки и настройки объекта после замены.
Для обеспечения безотказности, долговечности и сохраняемости ( свойства надежности) в изделие при проектировании и изготовлении закладывается определенный запас работоспособности. По мере
эксплуатации
заложенные
запасы
уменьшаются
(расходуются).Ремонтопригодность
обеспечивает
восстанавливаемость израсходованных запасов работоспособности.
Для этого в эксплуатации действует система технического
обслуживания и ремонта./10/
Необходимость ремонта машин возникла вместе с машиностроением.Обоснование значимости ремонта дал К.Маркс ( Маркс
К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, с. 196.) : "... какой бы совершенной конструкции машина ни вступила в процесс производства, при ее употреблении на практике обнаруживаются недостатки, которые приходится исправлять дополнительным трудом. ... Повреждения, которым подвержены отдельные части машин и т.д., по природе своей случайны, а потому также случаен и обуславливаемый ими ремонт. Однако из массы этих ремонтных работ выделяются два вида, которые имеют более или менее постоянный характер и приходятся на различные периоды жизни основного капитала: болезни детства и несравненно более многочисленные болезни возраста, вышедшего за пределы средней продолжительности жизни. ... речь идет здесь не о возмещении труда, заключающегося в машине, а о постоянном добавочном труде, который становится необходимым вследствие ее употребления. Речь идет здесь не о той работе, которую совершает машина, а о том труде, который прилагается к машине и по отношению к которому она не агент производства, а сырой материал."
Виды ремонта.


3
Во время текущего ремонта неисправности исправляются заменой или восстановлением поврежденных или быстроизнашиваемых деталей.При среднем ремонте восстановление эксплуатационных характеристик производится заменой или восстановлением изношенных или поврежденных деталей с проверкой технического состояния остальных частей изделия с устранением обнаруженных неисправностей.Капитальный ремонт заключается в полной разборке и дефектации, в замене или восстановлении всех составных частей изделия, сборки и испытаний.
Организационные системы ремонтов:
планово-предупредительный - изделиям назначаются ресурсы, по их истечении изделия направляются в ремонт независимо от их технического состояния;
регламентированный - весь объем капитального ремонта разбивается на несколько этапов, каждый из которых по определению представляет собой средний ремонт. По совокупности выполнения всех этапов образуется полный объем капитального ремонта.
ремонт по фактическому состоянию - для всех перечисленных систем ремонта характерно то, что наработка до очередного ремонта задается заранее и не связана с техническим состоянием объекта авиатехники.Если ремонт осуществляется при наработке, отвечающей некоторому предельному состоянию АТ, при котором требуется устранение неисправностей-то это ремонт по фактическому состоянию.
В ведомственных средствах массовой информации, в выступлениях руководителей разного ранга встречаются мнения, что капитальный ремонт уже не нужен, что этот термин морально устарел. Мотивируют обычно тем, что изделия становятся все более надежными и могут эксплуатироваться по состоянию, что модульность конструкций позволяет ремонтировать изделие частями, как бы не снимая его целиком с эксплуатации. Здесь прослеживается явная логическая ошибка, называемая "подмена тезиса".
Исторически привыкли, что изделия авиатехники направлялись в
планово-предупредительный или регламентированный капитальный
ремонт. И эти термины как бы срослись между собой и не специалисты- ремонтники считают, что это одно и тоже. На самом деле термин капитальный ремонт и перечисленные системы ремонтов несут разную смысловую нагрузку. Действительно, указанные выше мотивировки говорят о необходимости отказа от планового ремонта. Но поступающие в
ремонт
самостоятельные
модули
летательных
аппаратов
подвергаются капитальному ремонту и можно говорить, что весь
летательный аппарат по сумме всех модульных ремонтов проходит
капитальный ремонт, но он растянут по времени зксплуатации.
Вторым моментом, мотивирующим отказ от капитального ремонта, явились отголоски теории равнопрочности при проектировании изделий


4 машиностроения. Согласно ее постулатов, изделие должно быть так спроектировано, что подавляющее число составляющих его деталей должно разрушаться практически одновременно. В этом случае возникнет явная экономическая нецелесообразность капитального ремонта. Но опыт показал, что добиться равнопрочности практически невозможно в силу стохастичности эксплуатационных факторов.Во- вторых, опыт ведущих западных производителей авиатехники показал, что они не справляются с потребностями авиарынка в новых изделиях авиационной техники.
Портфель их заказов заполнен на многие годы вперед на многие миллиарды долларов. В этих условиях они успешно развивают практику
фирменных капитальных ремонтов как изделий АТ в целом, так и отдельных их деталей и модулей.
Отказ от термина" капитальный ремонт" в действительности ничего не меняет, но отказ от капитального ремонта по существу на самом деле означает отказ от получения уникальных данных о фактическом состоянии деталей изделий авиатехники в процессе эксплуатации, которые могут быть получены только при полной разборке изделия, очистке и дефектации каждой детали органолептическими и физическими методами контроля, что по определению осуществляется при капитальном ремонте авиационной техники.
1.2Авиаремонтные предприятия гражданской авиации
Согласно НТЭРАТ ГА- 83 на авиаремонтные предприятия (АРП) возлагается выполнение капитального, регламентированного, по техническому состоянию, среднего, аварийного ремонта воздушных судов
( ВС), авиадвигателей, изделий авиационного и радиоэлектронного оборудования, средств контроля состояния АТ, а также выполнение доработок АТ и переоборудование ВС по бюллетеням./11/
В период центролизованного управления в ГА все АРП входили в состав Всесоюзного государственного промышленного объединения "Авиаремонт", уровень которого фактически соответствовал статусу главного управления МГА.В 1988 г. ВГПО"Авиаремонт" было расформировано. Авиаремонтные предприятия вся структура которых формировалась в условиях командно-административной системы управления экономикой в настоящее время вынуждены приспосабливаться к условиям рыночных отношений. Как известно, рыночная экономика- это совокупность хозяйственных отношений в обществе, регулируемых рыночным механизмом.Основными принципами рыночной экономики являются всеобщность рынка, свобода выбора видов и форм деятельности; равноправие рыночных субъектов с разными формами собственности; саморегулирование деятельности; принцип договорных отношений; свобода ценообразования; самофинансирование; децентрализация управления и самостоятельность; экономическая ответственность; конкуренция.


5
Основным видом деятельности авиаремонтных предприятий является ремонт авиационной техники.Оплачивают этот вид услуг авиакомпании.
Но их финансовые возможности ограничены большими эксплуатационными расходами- только 17 % составляют затраты на техническое обслуживание./12/
Основным способом повышения финансовой устойчивости является диверсификация- расширение сферы деятельности авиаремонтных заводов в различных предприятиях других отраслей, не находящихся в прямой связи с ремонтом авиационной техники.
Примером диверсификации в авиаремонтной сфере может служить производственно-хозяйственная деятельность открытого акционерного общества "Быковский Авиаремонтный Завод" ( ОАО " БАРЗ"). Сам завод выполняет техническое обслуживание и ремонт самолетов Ил-76, Ил-18,
Як-42 и агрегатов к ним, ремонт двигателей Д-30 всех серий и агрегатов к ним, восстановление деталей, ведет подготовку технического сопровождения, обслуживания и ремонта самолета Ил-114 и его модификаций.Его "дочерние" предприятия: ЗАО " Быково-Сервис" выполняет техническое обслуживание, текущий ремонт и восстановление самолетов Ил-76, Ту-154 и других типов авиатехники на базе ОАО "БАРЗ" и за пределами СНГ; ЗАО " Авиатехнология - Быково" выполняет окраску полиуретановыми материалами всех типов воздушных судов, комплектацию и переоборудование салонов, нанесение символики с использованием пленочных технологий;
Авиакомпания "Ремэкс" выполняет грузовые, пассажирские и чартерные рейсы в России и по всему миру различными типами воздушных судов, включая Ил-76, Ил-18, Як-42,
Ан-12, Ан-124, Ми-26 и все виды лизинга самолетов и двигателей;
Авиасервисная компания "АТИКО" обеспечивает ремонт авиадвигателей и агрегатов, лизинг авиадвигателей./13/
Возможности диверсификации авиаремонтных предприятий определяются их организационными структурами, которые предусматривают высокую степень адаптации к технологическим изменениям, диверсификационное внедрение в " нужную" экологическую нишу рынка, постоянную готовность к восприятию революционного скачка в технологии, совершенного конкурентами.
1.3Основная документация в авиаремонтной системе.
В авиации в целом и в авиаремонтном производстве в частности главным средством обеспечения безопасности полетов является безусловное выполнение требований эксплуатационной и ремонтной документации.Для изменения документации существуют строго определенные процедуры.
Единая система конструкторской документации- комплекс государственных стандартов, устанавливающих взаимосвязанные правила и положения по порядку разработки, оформления и обращения