Файл: Ремонт летательных аппаратов и авиационных двигателей Текст лекций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 396

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

123 вручную мокрым тампоном с абразивным порошком. Если в процессе шлифования «серебро»будет появляться вновь, то такое стекло заменяют.
Восстановление клеевого соединения стекла с лентой мягкого крепления блистеров производится с помощью герметика ВИТЭФ-1 или клея ПУ-2 при отслоении ленты от стекла на глубину до 5 мм.
При температуре воздуха выше +18 С и отслаивании ленты на участках длиной до 100 мм блистер можно не снимать. Для восстановления клеевого соединения необходимо:
— приготовить герметик ВИТЭФ-1 (шпательный вариант) или клей ПУ-
2;
— отогнуть кромку капроновой ленты от стекла в месте нарушения клеевого соединения, очистить ее от остатков старого клея и заполнить образовавшийся зазор новым герметиком или клеем с помощью шпателя;
— прикатать ленту резиновым роликом для равномерного распределения герметика под лентой, не создавая при этом больших давлений;
— прикатать ленту к стеклу, создавая давление 0,2—0,3 кгс/см кв. с помощью мешочков с песком на участках длиной до 200— мм или с помощью резиновой ленты (амортизационного шнура) на участках с отслоением большей длины;
— выдержать склеиваемые места под таким давлением не менее 24 часов при температуре не менее +18 С;
— снять прижимные мешочки или резиновую ленту и очистить стекло от подтеков герметика;
— наклеить на стекло блистера по всему периметру липкую ленту на расстоянии 5— мм от торца капроновой ленты;
— нанести на наружную поверхность стекла по всему периметру блистера (между липкой и капроновой лентами) и наружную поверхность капроновой ленты (шириной до 10 мм от кромки ленты) слой свежепри- готовленного герметика толщиной до 1 мм;
— свести на «ус»нанесенный слой герметика по всему периметру шва, не допуская заусенцев и утолщений;
— отремонтированный блистер или фонарь выдержать в течение 3— суток, после чего можно допустить к эксплуатации.
Ремонт стекол, имеющих сквозные трещины. Ремонт стекол со сквозными трещинами производится путем наклейки усиливающей накладки. Ремонту подлежат внутренние (несиловые) стекла двойного остекления самолетов и все стекла вертолетов. Последовательность работ такая:
— засверлить концы трещин сверлом диаметром 1,5—,0 мм;
— подготовить усиливающую накладку из органического стекла марки
СО-95 или СО-120 толщиной 2—3 мм; размеры каждой накладки должны быть такими, чтобы трещина перекрывалась с каждой стороны не менее чем на 12 мм; наружные края накладки закруглить;


124
— на накладку нанести дихлорэтановый клей и дать свободную выдержку примерно 2 мин до возникновения липкости;
— наложить накладку на ремонтируемый участок и дать закрытую выдержку в течение 30 мин; после этого прижать накладку с помощью мешочков с песком (усилие—,5—,5 кгс/см кв.);
выдержать ремонтируемый участок под нагрузкой в течение четырех часов, после чего мешочки снять.
3.9 Способы поверхностной обработки изделий при ремонте АТ
Химические и электрохимические способы
Электролитическое металлопокрытие
Осаждение металла с образованием покрытия на поверхности изделия при пропускании тока между анодом (пластиной из металла, наносимого на изделие) и катодом (обрабатываемым изделием)
Никелирование осуществляют для повышения коррозионной стойкости.
Никелевое покрытие, обладающее большой твердостью, используют в декоративных целях или для реставрации изношенных деталей машин
Хромирование обеспечивает получение твердого или мягкого покрытия.
Хромовое покрытие, обладающее высокой коррозионной стойкостью, используют для декоративных целей, а твердое, с высокой износостой- костью — для повышения износостойкости деталей машин, реставрации изношенных деталей и поверхностного упрочнения штампов и пресс-форм для обработки металлов и пластмасс
Химическое металлопокрытие
Образование покрытия на поверхности металлических изделий за счет осаждения ионов металла из водного раствора хлорида металла без применения электрического тока Используют для покрытия латунью, кадмием, медью, золотом, никелем, оловом и другими металлами.
Химическое покрытие
Образование фосфатного, оксидного или иного химического неметаллического покрытия на поверхности металлических изделий, погруженных в раствор требуемого состава и выдерживаемых в нем при температуре до 200°С Применяют при обработке изделий из алюминия, меди, магния, стали и других металлов для повышения коррозионной стойкости, в декоративных целях или как грунтовку перед окраской, в частности, как способ повышения коррозионной стойкости высокопрочных болтов, автомобильных деталей и др.
Физические способы
Горячее металлопокрытие погружением
Образование покрытия путем погружения металлического изделия в ванну расплавленного металла.
Горячее алюминирование —погружение стальных изделий в ванну расплавленного алюминия с температурой не ниже 680°С, с образованием поверхностного слоя сплава железа с алюминием толщиной до 0,1 мм для


125 повышения их стойкости к окислению и коррозионной стойкости при высоких температурах.
Горячее цинкование — погружение стальных изделий в ванну расплавленного цинка с температурой 450°С для образования металлопокрытия, состоящего из слоя чистого цинка и твердого слоя сплава железа с цинком.
Диффузионное насыщение
Диффузионное насыщение поверхностного слоя изделия металлом или сплавом при высокой температуре с использованием насыщающего состава, основным компонентом которого является металл, сплав или металлическое соединение.
Диффузионное насыщение алюминием осуществляют в смеси алюминиевого порошка с небольшим количеством хлористого аммония при температуре 850—°С. На поверхности изделия образуется слой сплава железа с алюминием, обладающий высокой стойкостью к окислению и коррозионной стойкостью при высокой температуре.
Диффузионное насыщение хромом осуществляют в смеси феррохрома, йодистого аммония и порошкового каолина при температуре нагрева 950—1100°С при обработке углеродистой стали, содержащей до
0,3% С, и 800—°С—при обработке высокоуглеродистой стали. Первую из сталей обрабатывают для повышения коррозионной стойкости, вторую—
для повышения твердости.
Сульфидирование
Образование сульфидного слоя на поверхности стальных изделий в результате дифузии свободной серы, образующейся при температуре обра- ботки (до 600°С) засчет распада сульфуратора, состоящего из центральной соли, карбоната или другого неорганического вещества с добавлением сернистого соединения. Сульфидный слой предотвращает заедание, повышает износостойкость
Цементация
Диффузионное насыщение углеродом поверхности изделий из низкоуглеродистой или низколегированной стали при температуре 800—
°С. По виду карбюризатора цементация бывает газообразной (среда — ок- сид углерода, метан или иной восстановительный газ, содержащий углерод), твердой (среда — древесный уголь, углекислые натрий, кальций и барий или их смесь), жидкой (среда — соляная ванна на основе цианистого натрия). Для упрочнения поверхностного слоя до твердости
НУ 700—. Используют для обработки деталей машин, инструментов.
Азотирование
Образование нитридного слоя на поверхности изделий из стали, содержащей алюминий, хром, молибден и другие легирующие элементы, при нагреве до 475—°С в среде аммиака. Азотирование бывает жидким и газовым. Для повышения износостойкости, коррозионной стойкости и


126 усталостной прочности поверхностного слоя зубчатых колес и других деталей машин с твердостью НУ 500—
Нитроцементация
Одновременное насыщение поверхности изделий из углеродистой стали азотом и углеродом при нагреве до температуры 750—°С в атмосфере, состоящей из газообразного карбюризатора с добавлением нескольких процентов аммиака, с последующей закалкой изделия. Для повышения износостойкости и коррозионной стойкости поверхности изделий.
Газопламенная закалка
Образование упрочненного слоя закалкой после нагрева поверхности стальных изделий пламенем горючей смеси (ацетилена, пропана или осветильного газа с кислородом). Для повышения износостойкости за счет повышения твердости.
Индукционная закалка
Упрочнение закалкой посредством нагрева поверхности стального изделия током высокой частоты (ТВЧ). Для повышения износостойкости за счет повышения твердости.
Вакуумное осаждение
Нанесение слоя путем осаждения атомов или молекул металла или соединения на поверхность изделия при их возгонке в условиях высокого вакуума (остаточное давление 13,3—,3 мПа). Для улучшения металличе- ского блеска и повышения оптических свойств поверхности изделий
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   18

Эмалирование
Нанесение на поверхность металлических изделий стеклянной глазури и обжиг. Для повышения коррозионной стойкости, жаропрочности, износостойкости, электроизоляционных свойств
Электроискровое упрочнение
Образование упрочненного слоя за счет диффузионного переноса вещества электрода в поверхностный слой изделия в условиях высокотемпературного искрового разряда между изделием и электродом при передаче колебательных движений от магнитного вибратора на электрод, вибрация которого сопровождается периодическим размыканием цепи, соединяющей электрод с изделием с помощью конденсатора, подключенного к источнику тока через сопротивление. Применяют как способ повышения износостойкости за счет поверхностного упрочнения.
Используют для упрочнения штампов и пресс-форм
Наплавка
Нанесение слоя расплавленного металла на оплавленную металлическую поверхность путем плавления присадочного материала теплотой кислородно-ацетиленового пламени, электрической или плазменной дуги и др.
Для восстановления изношенных деталей и создания на поверхности изделия слоя, обладающего повышенной износостойкостью, коррозионной стойкостью, жаропрочностью и другими свойствами.

127
Механические способы
Плакирование
Изготовление листа из двух и большего числа металлических слоев, соединенных между собой способом прокатки, сварки взрывом или литьем.
В качестве плакирующего материала используют коррозионностойкую сталь, никель, медь, титан и другие металлы, обладающие высокой коррозионной стойкостью.
Дробеструйная обработка
Образование механически упрочненного слоя (наклеп) путем бомбардирования поверхности изделия металлической дробью. Для повышения усталостной прочности изделий с упрочнением поверхностного слоя на глубину 0,3—,5 мм
Напыление
Образование на поверхности изделия покрытия из нагретых до плавления или близкого к нему состояния частиц распыляемого материала с использованием теплоты сжигания горючей смеси или теплоты дугового разряда в газовых средах. Для повышения износостойкости, коррозионной стойкости, жаропрочности или для восстановления изношенных деталей. В качестве напыляемого материала используют металлы, сплавы, соединения металлов и другие материалы
Литература
1. Фролов В.П., Макин Ю.Н., Халявко П.Л. Пособие по ИД, рабочая программа и задания на контрольную и курсовую работы по дисциплине "Ремонт ЛА и АД. СД 09". - М.: МГТУ ГА, 1999.- 16 с.
2.Макин Ю.Н. Ремонт летательных аппаратов и авиационных двигателей. Часть 1.. Текст лекций.- М.: МГТУГА, 1997.- 100 с.
3.Макин Ю.Н., Ерошкин А.Н., Комиссарова О.В.Основы производства
ЛА и АД. Текст лекций.- М.:МГТУГА, 1996.- 88 с.
4.Макин Ю.Н., Комиссарова О.В. Основы слесарного дела в авиаремонтном производстве. Методическая разработка по дисциплине "
Основы производства ЛА и АД" .- М.: МГТУГА, 1997.-116 с.
5.Макин Ю.Н., Комиссарова О.В.Ремонт электромагнитных устройств систем аварийного выключения двигателей Д-30КУ, Д-30КП .
Методическая разработка к выполнению лабораторной работы.- М.:
МГТУГА, 1996.- 20 с.
6.Макин Ю.Н., Комиссарова О.В. Ремонт титановых лопаток.
Методическая разработка к выполнению лабораторной работы.- М.:
МГТУГА, 1996.-20 с.
7. Фролов В.П., Макин Ю.Н. Расчеты при обработке статистической информации при ремонте авиационной техники. Методические указания к практическим занятиям по дисциплине " Ремонт летательных аппаратов и авиационных двигателей".- М.: МГТУГА, 1998.- 31 с.