Файл: Курсовая работа по дисциплине Основы государственного и муниципального управления.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 178

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Бирский филиал БашГУ
Социально-гуманитарный факультет
Государственное и муниципальное управление
Форма обучения: заочная
КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«Основы государственного и муниципального управления»



Тема: Совершенствование системы образования в муниципальном образовании

ВЫПОЛНИЛ:

Шакиров Данир Финарисович


Уровень высшего

образования:


бакалавриат

Направление подготовки

38.03.04 «Государственное и
муниципальное управление»




Направленность (профиль)

«Муниципальное управление»

Курс, группа

1 курс, 4 группа

Семестр

3


ПРОВЕРИЛ:
_______________________к.филос.н, доцент Стовба А.В.________________

ОЦЕНКА, ФИО, ПОДПИСЬ

Бирск – 2023
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ

1.1. Сущность и функции системы образования

1.2. Инструменты государственного управления системой образования

1.3. Зарубежный опыт государственного управления системой образования

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ В АСКИНСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

2.1. Характеристика Аскинского муниципального образования Республики Башкортостан

2.2. Анализ системы образования Аскинского муниципального образования Республики Башкортоста

2.3. Проблемы управления системой образования Аскинского муниципального образования Республики Башкортостан

ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ В АСКИНСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

3.1. Направления совершенствования управления системой образования


3.2. Мероприятия по ликвидации выявленных проблем и их обоснование

Заключение

Список использованных источников

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Система образования в Российской Федерации за последние годы претерпевала множество трансформационных изменений, большая часть которых была направлена на повышение эффективности управления сферой образования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, а также развития качественных характеристик функционирования образовательной системы.

Органы местного самоуправления в решении вопросов управления сферой общего образования играли ключевую роль, так как именно здесь формировалась адаптивная модель развития образования, учитывающая особенности функционирования муниципалитетов.

Но, с другой стороны, именно в общем образовании ограниченность ресурсов органов местного самоуправления сформировала двухуровневую модель управления, сочетающую в себе региональные финансовые ресурсы развития инфраструктуры образования и муниципальную организацию, обеспечивающую условия предоставления школьного образования.

Проблемное поле исследования заключается в предположении о том, что для эффективного функционирования системы государственного управления в сфере образования Российской Федерации имеются все необходимые объективные условия, которые могут быть реализованы в практической деятельности уполномоченных органов государственной власти при наличии комплексного научного подхода.

Цель курсовой работы – рассмотреть совершенствование системы образования в муниципальном образование.

Задачи курсовой работы:

- рассмотреть сущность и функции системы образования;

- определить инструменты государственного управления системой образования;

- рассмотреть зарубежный опыт государственного управления системой образования;

- провести анализ структуры и элементов системы образования;

- провести анализ инструментов (или механизма) управления системой образования;

- выявить проблемы государственного управления системой образования;

- предложить мероприятия по ликвидации выявленных проблем и их обоснование.

Объект исследования – Аскинское муниципальное образование Республики Башкортостан

Предметом исследования являются отношения органов государственного управления Российской Федерации в ходе реализации их полномочий в сфере образования.



Теоретико-методологической основой исследования деятельности органов местного самоуправления в сфере образования послужили труды отечественных ученых, таких как Бережной Н.А., Бергер Ю.А., Курбанова С.Д., Маслова П.О., Медведева Н.В., Некрасова Е.А., Порошкина М.В., Ракутин Р.А., Шабанова М.М. и др. которые изучали содержание и методы работы органов государственного управления по решению вопросов в сфере образования.

Методы исследования: синтез, анализ, сравнение обобщение.

Структура работы обусловлена поставленной целью и задачами и состоит из трех глав, включающих восемь параграфов, введения, заключения и списка использованных источников.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Сущность и функции системы образования
 В настоящее время, сфера образования признана одной из самых важных сфер, которая особенно нуждается в постоянном развитии и совершенствовании в целях соответствия современным реалиям. Мировые процессы развития, связанные с глобализацией и интеграционным движением, находят свое отражение в системе образования, в том числе и в сфере высшего. На современном этапе развития общества российская система высшего образования призвана стать мощной движущей силой повышения конкурентоспособности народного хозяйства, экономического роста и культурного потенциала страны.

Образование является единым целенаправленным процессом воспитания и обучения, рассматриваемый как общественно значимое благо и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции, определенных объема и сложности в целях интеллектуального, физического, духовно-нравственного, творческого и профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Данное понятие изложено в ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации ».

Безуглая Т.И. «под образованием понимает все целенаправленные и систематические действия, предназначенные для удовлетворения образовательных потребностей».

Краевский В.В. рассматривает образование как «вид целенаправленной деятельности по подготовке человеческих существ к участию в жизни общества, состоящий из деятельностей воспитания и обучения и осуществляемый в интересах человека, общества и государства».


Очевидно, что определение понятия «Образование» обширно и охватывает различные отрасли знаний, различные контексты и аспекты анализа данного феномена. Аспектный анализ образования обоснован

Репринцевым А.В., который считает, что при рассмотрении понятия «образование» следует учитывать его различные смыслы, а именно: образование – ценность; образование – система; образование – процесс; образование – результат .

Мельникова О.А. считает, что итогом такого понятия является с одной стороны его целостность, а с другой стороны позволяет проводить исследование различных его сторон .

Из этого следует, понятие «образование» является многогранным и в него включены не только знания, умения и навыки как результат обучения, но и умения разносторонне мыслить, творить, оценивать все происходящее вокруг как бесконечный процесс деятельности в процессе общения и взаимодействия человека и общества.

Образование как процесс можно охарактеризовать такими сторонами как: усвоение опыта, воспитание качеств поведения, физическое и умственное развитие.

Состав элементов системы образования в целом определен в ст. 10 гл. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с которой данная система включает в себя следующие элементы (рисунок 1).



Рисунок 1 – Основные элементы структуры системы образования РФ

Федеральные образовательные стандарты (ФГОС) включают совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня, профессии, специальности и направлению подготовки. Необходимо отметить, что в процессе разработки ФГОС принимают участие ведущие вузы страны, представители академической общественности и работодатели. Координацию разработки и утверждение ФГОС осуществляет Министерство образования и науки РФ (Минобрнауки России) – федеральный органом исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Образовательные стандарты содержат обязательные требования к высшему образованию по специальностям и направлениям подготовки, утвержденные образовательными организациями высшего образования и определенные Федеральным законом «Об образовании в РФ» или указом Президента Российской Федерации. Правом на самостоятельную разработку и утверждение образовательных стандартов по всем уровням высшего образования обладают следующие категории образовательные организации высшего образования.


Требования к условиям реализации и результатам освоения образовательных программ высшего образования, включенные в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований ФГОС. Структура образовательного стандарта высшего профессионального образования вуза представлена на рисунке 3.

Применение федеральных государственных образовательных стандартов и требований позволяет:

– сформировать единое образовательное пространство на территории РФ; обеспечить преемственность основных образовательных программ;

– увеличить вариативность содержания образовательных программ всех уровней сложности и направленности, сформированных с учетом образовательных потребностей обучающихся и их способностей;

– обеспечить соответствующие государственные гарантии уровня и качества образования с учетом единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.

Федеральные государственные требования включают перечень обязательных требований к минимальному содержанию, структуре срокам обучения дополнительных предпрофессиональных программ, а также условиям их реализации.

Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, информируются с учетом федерального и регионального компонентов образовательного стандарта. Примерно 70 % образовательной программы состоит из обязательного минимума, формируемого на основании федерального компонента образовательного стандарта, который является обязательным для всех граждан России. Около 30% образовательной программы создается на основании регионального компонента образовательного стандарта.

Процессы содержательной модернизации российского профессионального образования, повышения его качества и интеграции в международное образовательное пространство (подписание Болонской декларации в 2003г., согласно которой, Россия является полноправным участником Болонского процесса) оказали большое влияние на формирование современной системы высшего образования страны.

Таким образом, на современном этапе развития общества российская система высшего образования становится мощной движущей силой повышения конкурентоспособности народного хозяйства, экономического роста и культурного потенциала страны.