Файл: Педагогический институт факультет дошкольного, начального и специального образования.docx
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 76
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(НИУ «БелГУ»)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ФАКУЛЬТЕТ ДОШКОЛЬНОГО, НАЧАЛЬНОГО И СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кафедра дошкольного и специального (дефектологического) образования
ОСОБЕННОСТИ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Курсовая работа
по дисциплине «Нарушения письменной речи»
студентки заочной формы обучения
направления подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование профиль «Логопедия»
4 курса группы 02021962
Полупановой Елены Михайловны
| Научный руководитель: Доцент Николаева Е. А. |
| |
БЕЛГОРОД 2022
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ……...……………………………………………….5
-
Понятие словообразования…………………………………………………..5 -
Развитие словообразования в онтогенезе…………………………………..9 -
Особенности развития словообразования у младших школьников с общим недоразвитием речи ………………………………..………….………….....14
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ………18
2.1 Диагностический инструментарий для изучения словообразования у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи ………………...18
2.2 Результаты изучения словообразования у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи…………………………………………25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………...36
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….39
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день не смотря на существующие научно – методические материалы и рекомендации по исследованию темы словообразовательных процесс у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи словообразования у младших школьников с общим недоразвитием речи эта тема недостаточно раскрыта в направление подбора комплекса методик для развития словообразования.
Анализ практики показывает, что педагоги недостаточно знакомы с формированием словообразования у детей с общим недоразвитием речи, а именно с тем что у них процесс словообразования формируются в более позднем возрасте и к тому же присутствуют проблемы представлений о составе морфологического слова.
Цель исследования – выявить особенности словообразования у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования – процесс словообразования у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования – особенности словообразования у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблемы изучения словообразования у младших школьников с общим недоразвитием речи.
2. Изучить особенности развития словообразования у младших школьников с общим недоразвитием речи.
3. Подобрать диагностический инструментарий для изучения словообразования у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
Теоретико-методологическая база исследования представлена: исследованиями отечественных и зарубежных авторов, таких как: Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Р.И. Шуйфер, А.В. Ястребова и др., изучавшие проблему общего недоразвития речи, отмечали недостаточные возможности этих детей в образовании новых слов. Эти сведения носили, как правило, характер констатации тех отдельных трудностей, которые испытывают дети с ОНР при самостоятельном продуцировании производных слов. На этой основе Н.С. Жукова, Н.В. Серебрякова, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др. определили некоторые направления и отдельные приемы по развитию словообразовательных навыков у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста.
Методы исследования:
1) теоретические: анализ научной и методической психолого-педагогической и психолингвистической литературы по проблеме исследования;
2) эмпирические: тестирование, беседа, педагогический эксперимент (констатирующий);
3) качественный и количественный анализ полученных результатов исследования.
База исследования: исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад Теремок» с. Веселое.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список литературных источников, приложение.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1. Понятие словообразования
Работы, посвященные изучению и коррекции общего недоразвития речи, содержат указания на неполноценность прохождения словообразовательных операций у таких детей, что, в свою очередь, существенно ухудшает их способности к обращению с речевыми средствами.
В иностранной и отечественной лингвистике психолингвистика уже давно вызывает постоянный интерес к словообразовательным процессам детей. Лингвистика рассматривает их как систему специальных процессов, связанных с производством новых словесных единиц, которые являются неотъемлемой частью языковых способностей в целом (5).
Понятие «словообразование» включает в себя: образование слов из других слов с помощью определенных операций, подразумевающих значительные и формальные изменения речевых характеристик. При этом термин используется по отношению к отрасли лингвистики, изучающей этот процесс, конкретным средствам, которые в нем задействованы, а также к словам, возникающим в результате образования слов в первом значении, с точки зрения их формальной и значимой структуры (5).
Словообразование, как и другие процессы речевого творчества, тесно связано с процессами развития материальной и понятийной сторон языка, а также с развитием речевой деятельности - способности адекватно сочетать языковые единицы для выражения определенного значения (5).
Слово, образованное в результате словообразовательного процесса, называется производным или мотивированным. Исходное слово называется производящим или мотивирующим. Словообразование как языковой процесс также называется деривацией, и его результаты являются производными. Основные процессы словообразования включают размещение (префикс, суффикс), составление слов, преобразование (13).
Словообразование долгое время рассматривалось не отдельно, а как часть грамматической системы языка. В связи с этим словообразование, наряду с изменением, было признано «одноперсональным явлением» и рассматривало наиболее важные аспекты усвоения грамматики родного языка. Однако, учитывая, что при образовании слов из слова образуются другие слова, отличные от него, и при изменении идентичности слова (лексемы) оно не нарушается, то есть мы имеем дело с одним и тем же словом в разных грамматических формах., это будет означать, что в случае образования слов из слова образуются другие слова, отличные от него, и при изменении идентичности слова (лексемы) оно не нарушается, то есть мы имеем дело с одним и тем же словом в разных грамматических формах, ясно, что эти процессы нельзя рассматривать как «упорядоченные».
Современные лингвисты описывают словообразование как процесс или результат образования новых слов, называемых производными, на основе однокоренных слов или фраз с помощью формальных методов, используемых в этом языке, которые служат для семантического переосмысления или уточнения исходных единиц. - соединение оснований с суффиксами( соединение глухой - пустынный) и др. своего рода производное (порождение) языковых единиц, направленное на создание нового названия слова, мотивированного семантической и формальной связью с исходной единицей (13).
Исследователи отметили в большинстве случаев спонтанность характера словообразования и словообразования детей, обусловленную пониманием используемых грамматических элементов. При этом ученые почти единодушно признали аналогию основным механизмом таких детских образований. Он проанализировал воспитание детей по аналогии и объяснил это тем, что ребенок может «открыть» основной принцип всех флективных языков и применить его к различным падежам (13).
С точки зрения классической лингвистики словообразование рассматривается в двух аспектах. С одной стороны, словообразование интерпретируется как процесс или результат образования слов, называемых производными и сложными, обычно на основе однокоренных слов в соответствии с шаблонами и образцами, существующими в языке. С другой стороны - как раздел лингвистики, изучающий все аспекты создания, функционирования, структуры и классификации производных и сложных слов, т.е. как особая часть науки - учение о том, »как делаются слова". Предметом непосредственного изучения является производное слово, его состав, структура и методы его образования как единицы, действующие в языке (13).
Одним из центральных понятий в теории словообразования является понятие производной, основанное на формальной и семантической выводимости свойств производной от свойств исходных или производящих единиц. В зависимости от морфемного состава основы слова русского языка обычно делятся на непроизводные слова(13).
Только производные слова обладают таким важным свойством, как способность отдельных слов различать формальную и основную принадлежность слова для осознания говорящими самими собой. Это означает, что морфологическая структура производных слов содержит информацию о родственных связях и структурных отношениях слов, значениях и словообразовательной роли определенных морфем (корня и аффикса).
Психолингвистический взгляд на словообразовательную структуру производного слова позволяет четко различать в нем две части: референциальную, связанную с мотивирующим словом; формативную или формантную, отражающую формальную операцию, которой подвергся производный источник в процессе образования производного.
В качестве методов получения производных слов в русском языке их обычно называют следующими: аффиксными (морфологическими), морфологически-синтаксическими, лексико-синтаксическими и лексико-семантическими (11).
В методе аффиксов производное слово образуется путем добавления формирующих аффиксов слов (суффиксов, префиксов и т. Д.). В методе аффиксов производное слово образуется путем добавления образовательных аффиксов к словам (суффиксы, префиксы и т. Д.). в этом случае, в зависимости от типа аффикса, различают следующие способы словообразования (13):
Суффикс или суффикс - это образование слова, образованного от словообразовательного суффикса. Суффикс признан основным способом образования слов русского аффикса.
Префикс или префикс - это образование производного слова с использованием префикса.
Режим префикс-суффикс, когда новое слово получается путем одновременного соединения основы слова и префикса и суффикса.
Постфиксы, когда к целому производящему слову добавляются постфиксы - о, - что-то, - иммия, - то;
префикс в сочетании с суффиксом - это в основном образование глаголов путем добавления префикса и суффиксов слов к инфинитиву;
Суффикс в сочетании с последующей фиксацией, когда суффиксы, ева\ова и суффикс-иммия связаны с основой существительных или прилагательных;
Сложение - это объединение одного или нескольких оснований со значащим словом с помощью интерфейса;
Суффикс комплексного метода - это сложение с одновременным суффиксом;
Сокращение - это добавление усеченных корней или сокращенных корней и полных слов (11).
Морфологический и синтаксический метод словообразования относится к образованию новых слов в результате перехода одной части слова в другую.
Лексико-синтаксический метод, или пересечение, - это образование слова, образованного из целого предложения. При лексико-семантическом методе слову придается переносное значение, которое впоследствии отходит от первоначального значения.
Таким образом, в данном пункте было рассмотрено понятие словообразования в лингвистической, научной и учебной литературе, изучены различные определения словообразования и сам процесс.