Файл: Курсовая работа по дисциплине Основы государственного и муниципального управления.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 186

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2. Инструменты государственного управления системой образования

Образование, как значимый для государства и общества социальный институт, не может существовать и развиваться без эффективного нормативно-правового регулирования.

Управление в сфере образования осуществляется на трех уровнях:

1. Федеральный уровень.

2. Региональный уровень.

3. Муниципальный уровень.

Нормативные правовые основы распределения полномочий по управлению сферой образования заложены в Федеральном законе №273-ФЗ «Об образовании в РФ».

В соответствии с данным законом на уровень местного самоуправления возложены полномочия по управлению такими элементами системы образования, как общее и дополнительное образование.

Необходимо также отметить, что органами местного самоуправления не всех типов муниципальных образований вменены полномочия по управлению сферой образования, а только органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

Более того, органы местного самоуправления осуществляют полномочия по управления сферой образования неотрывно от целей и задач государственной политики в сфере образования, реализуемой органами государственной власти на федеральном и региональном уровнях.

В 2018 году изменились субъекты реализации государственной политики в сфере образования. Указ Президента РФ от 15 мая 2018 года №215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» преобразовал Министерство образования и науки РФ в Министерство просвещения РФ и Министерство науки и высшего образования РФ (далее – Минобрнауки России).

Следовательно, сегодня именно Министерство просвещения РФ (далее Минпросвещения) осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики в сфере образования, на которую в своей деятельности ориентируются органы местного самоуправления.

Именно, муниципальная система образования реализует образовательный и учебно-воспитательный процесс, которые организовывают образовательные учреждения (общеобразовательные организации, дошкольные организации и иные), но все же процессы организации образования считаются приоритетными.

Как показывает анализ федерального законодательства распределения полномочий между уровнями управления, создание инфраструктуры для бюджетных организаций возлагается на муниципальные органы, а программно-методическое и нормативно – правовое обеспечение школ на федеральном уровне. Это создает иерархическое строение всей системы.


Ключевыми показателями оценки развития муниципальной системы образования на всех уровнях управления являются следующие:

1.Обеспечение условий для 100% доступности услуг дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет.

2. Обеспечение условий для охвата дошкольным образованием детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет – не менее 94%.

3.Создание в дошкольных образовательных организациях дополнительных мест, в том числе обеспечивающих необходимыми условиями пребывания детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

4. Создание условий для использования Интернет-соединения со скоростью не менее 100 мб/с – для образовательных организаций сельских муниципальных образований 65% образовательных учреждений.

5. Проведение олимпиады школьников.

Таким образом, эффективность управления муниципальной системой образования определяется доступностью дошкольного и общего образования для детей соответствующих возрастных групп, развитием инфраструктуры и обеспеченности муниципальных образовательных учреждений, их технологическое обеспечение, а также развитием олимпиадного движения, а также охват детей услугами дополнительного образования.

На сегодняшний день, управление в муниципальной системе образования можно разделить на режим развития и функционирования, который базируется на:

— финансовых возможностях;

— кадровых ресурсов;

— программно-методическим обеспечением;

— материально-техническим оснащением.

Поэтому для достижения поставленных показателей эффективности развития системы образования, необходимо разрабатывать такой механизм, который бы включал в себя сбор, переработку и перераспределение информации. Реализация данных функций возлагается на руководителей образовательных учреждений и департамента образования.

Как показал анализ, сегодня органы местного самоуправления и руководители образовательных организаций обеспечивают реализацию управленческих функций по созданию условий развития кадрового, материально – технического и научно – методического обеспечения образовательных организаций, социальной поддержки обучающихся и педагогических работников, внедрение информационных технологий в процессе обучения.

Для обеспечения данных полномочий на муниципальном уровне в структуре местной администрации организуется специализированное структурное подразделение – департамент образования.



Это орган системы управления, который предоставляет информацию о деятельности системы образования, составляет мониторинг с учетом специфических функций типа образовательных учреждений муниципального образования.

На основе этого принимаются управленческие решения оперативного и стратегического характера относительно муниципальной системы образования.

Статус автономных учреждений образовательных организаций позволяет им проявлять самостоятельность в выборе методов осуществления образовательного процесса с детьми самостоятельно подбирать сотрудников в пределах, установленных законодательством РФ, типовым положением и уставом образовательного учреждения.

Для регламентации работы средних образовательных учреждений существует базисный план, по которому определяется максимальный объем нагрузки учащихся и распределяется на учебное время.

Важнейшее место в нормативно-правовой базе системы образования занимают Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Они представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации образовательных программ учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Образовательные стандарты многочисленны, они принимаются для каждого уровня и направления подготовки и систематически обновляются.

Государственное управление в сфере образования осуществляют органы власти и управления всех уровней.

В 2018 году произошли изменения в области управления сферой образования на федеральном уровне, нашедшие отражения в постановлениях Правительства РФ от 15.06.2018 № 682 «Об утверждении Положения о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» и от 28.07.2018 № 884 «Об утверждении Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Ключевое изменение заключаются в том, что теперь организацию управления сферой высшего образования и сферами среднего профессионального общего и начального образования осуществляют разные министерства.

Такой подход имеет определенные основания, поскольку сфера высшего образования действительно имеет свою специфику и отличающаяся методы и подходы к обучению. С другой стороны, существует риск того, что подобное разделение создает определенные проблемы в плане обеспечения преемственности и согласованности образовательных программ высшего и среднего образования.


Что касается разграничения полномочий, то на федеральном уровне осуществляется наиболее общее регулирования сферы образования, а также финансирование высшего образования.

Среднее профессиональное образование является вопросом, отнесенным к компетенции региональных властей. Именно от них зависят условия и материально-техническое обеспечение колледжей и иных организаций среднего профессионального образования.

При этом наиболее многочисленные, а также затратные учреждения образования, а именно, школы, детские сады, учреждения дополнительного образования, находятся в ведении муниципальных органов управления.

Следует отметить, что финансирование этих учреждений, по сути, смешанное. То, что касается технической стороны их деятельности, а именно – коммунальные услуги, ремонт и так далее, финансируется непосредственно из бюджета муниципального образования. При этом мероприятия, связанные с осуществлением учебного процесса и методическим обеспечением, хоть и финансируется за счёт муниципальных средств, но местные бюджеты получают на них субвенции из бюджетов регионов.

Дополнительными инструментами координации государственной политики в сфере образования выступают отраслевые региональные Планы мероприятий («Дорожные карты»), которые позиционируют себя как методическое обеспечение стратегического планирования на уровне субъектов РФ. Еще одним значительным инструментом является ФГОС (Федеральный Государственный Образовательный Стандарт), который реализует новую цель, требования и содержание образования, средства и технологии обучения .

Также к инструментам можно отнести программно-целевой метод финансирования государственный расходов, которому характерны четкие формулировки, систематизация целей и контроль над реализацией с учетом изменяющихся приоритетов государственной политики.

Формирование и реализация государственной политики олицетворяет собой планомерный процесс применения органами публичной власти и институтами гражданского общества имеющихся ресурсов с целью достижения определенных результатов .

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.


Таким образом, основным инструментом реализации государственной политики можно выделить государственную программу. ГПРО нацелена на целый комплекс задач, которые осуществляются рядом конкретных мероприятий, а реализация целей способствует выходу российского образования на новый уровень, соответствующий ожиданиям общества и государства, и согласующийся с международными требованиями.
1.3. Зарубежный опыт государственного управления системой образования
Проанализируем системы государственно-общественного управления в образовании в разных странах мира и изучим эффект от принятых законодательных актов в данных системах.

Зарубежный опыт показывает, что организация и развитие структуры государственного и муниципального управления в актуальном уровне определяется национальными, историческими и экономическими свойствами государства.

Исторически Англосаксонская модель самоуправления сложилась в Великобритании, США, Канаде, Индии, Австралии, Новой Зеландии. Особой стороной здесь является:

а) высокая степень автономии местного самоуправления;

б) выборность и контроль со стороны населения;

в) приоритет косвенных, экономических методов государственного саморегулирования.

Важной особенностью англосаксонской модели является самостоятельность действий муниципальных образований, в рамках полномочий, предоставленных из центра – парламента Англии или правительством штатов в США. Выборочные органы местного самоуправления самостоятельно и под свою ответственность решают вопросы, не отнесенные к компетенции государства, а экономическая ответственность за результаты принимаемых решений, является основой стабильности и взвешенного подхода в системе местного самоуправления.

Например, в Великобритании нет стандартной организации управленческих служб. Органы местной власти создают свои собственные внутренние структуры, исходя из особенностей регионального развития, специфических особенностей социально-экономического развития, актуальности и сложности решаемых целей и задач.

В США каждый штат самостоятельно определяет систему, структуру, полномочия местных органов власти, что изначально приводит к многообразию правового статуса муниципальных единиц. С позиций организации местного самоуправления специфической особенностью является то, что каждый штат имеет собственную правовую базу кадровой политики, отличающуюся от других штатов и различных уровней местного управления.