Файл: Распределение и использование прибыли как источника экономического роста предприятий (Прибыль как источник экономического роста предприятий).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 152
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Прибыль как источник экономического роста предприятий
1.1 Сущность, понятие и значение прибыли предприятия
1.2 Распределение прибыли и оценка эффективности её использования
1.3 Международный опыт анализа прибыли предприятия
2.1 Характеристика деятельности предприятия ООО «Олимп»
2.2 Оценка и анализ прибыли исследуемого предприятия
2.3 Мероприятия по повышению экономического роста предприятий
Источниками для расчета показателей рентабельности торговой организации служат данные бухгалтерской финансовой и управленческой отчетности, внутренних регистров бухгалтерского учета на предприятии, в том числе бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, пояснения к годовой бухгалтерской отчетности и приложения к ней.
Чигрина Е.А. предлагает следующую классификацию источников информации для анализа прибыли и рентабельности предприятия (рисунок 1).
Источники информации
Внешние
Внутренние
Подлежащие раскрытию для внешних пользователей
Не подлежащие раскрытию для внешних пользователей
Рисунок 1 – Источники информации для анализа прибыли и рентабельности коммерческой организации
Внешние источники, являются менее достоверными, именно для анализа рентабельности, ведь все данные организации формируются в ее формах бухгалтерской и статистической отчетности, на основании которой и проводится анализ показателей рентабельности.
Как отмечает Н.О. Лбова «на практике используются два варианта измерения рентабельности - это отношение прибыли к текущим затратам или к авансированным вложениям».
В практической деятельности коммерческих организаций выделяют различные показатели рентабельности, а их состав зависит от сферы деятельности предприятия.
Рассмотрим каждый показатель рентабельности торговой организации подробно:
- Рентабельность продаж. Характеризует величину прибыли от продаж, приходящуюся на единицу реализуемой продукции или товаров. Расчет данного показателя производится с помощью следующей формулы:
Рпр=ПРпр/То * 100%
где, Рпр – рентабельность продаж; ПРпр – прибыль от продаж; То – товарооборот.
- Рентабельность деятельности торгового предприятия. Характеризует величину прибыли от продаж, или чистой прибыли, приходящуюся на 1 рубль себестоимости товаров. Расчет данного показателя производится с помощью следующей формулы:
Рд (Ппр)=ПРпр/С * 100%
Или
Рд (Чп)=ЧП/С * 100%
где, Рд (Ппр) – рентабельность деятельности торговой организации по прибыли от продаж; РД (Чп) – рентабельность деятельности торговой организации по чистой прибыли; ЧП – чистая прибыль; С – затраты на приобретение товаров для перепродажи.
- Рентабельность активов торгового предприятия. Характеризует величину прибыли до налогообложения, или чистой прибыли, приходящуюся на 1 рубль имущества торговой организации. Расчет данного показателя производится с помощью следующей формулы:
Ра (Пнб)=Пнб/А * 100%
Или
Ра (Чп)=ЧП/А * 100%
где, Ра (Пнб) – рентабельность активов торговой организации по прибыли до налогообложения; Ра (ЧП) – рентабельность активов торговой организации по чистой прибыли; Пнб – прибыль до налогообложения, А – среднегодовая величина имущества организации.
- Рентабельность основных средств торгового предприятия. Характеризует величину прибыли до налогообложения, или чистой прибыли, приходящуюся на 1 рубль основных средств торговой организации. Расчет данного показателя производится с помощью следующей формулы:
Рос (Пнб)=Пнб/ОС * 100%
Или
Рос (Чп)=ЧП/ОС * 100%
где, Рос (Пнб) – рентабельность основных средств торговой организации по прибыли до налогообложения; Рос (ЧП) – рентабельность основных средств торговой организации по чистой прибыли; ОС – среднегодовая величина основных средств торговой организации.
- Рентабельность оборотных средств торгового предприятия. Характеризует величину прибыли до налогообложения, или чистой прибыли, приходящуюся на 1 рубль оборотных средств торговой организации. Расчет данного показателя производится с помощью следующей формулы:
Роб (Пнб)=Пнб/ОБ * 100%
Или
Роб (Чп)=ЧП/ОБ * 100%
где, Роб (Пнб) – рентабельность оборотных средств торговой организации по прибыли до налогообложения;
Роб (ЧП) – рентабельность оборотных средств торговой организации по чистой прибыли;
ОБ – среднегодовая величина оборотных средств торговой организации.
- Рентабельность собственного капитала торгового предприятия. Характеризует величину прибыли до налогообложения, или чистой прибыли, приходящуюся на 1 рубль собственного капитала торговой организации. Расчет данного показателя производится с помощью следующей формулы:
Рск (Пнб)=Пнб/СК * 100%
Или
Рск (Чп)=ЧП/СК * 100%)
где, Рск (Пнб) – рентабельность собственного капитала торговой организации по прибыли до налогообложения; Рск (ЧП) – рентабельность собственного капитала торговой организации по чистой прибыли; СК – среднегодовая величина собственного капитала торговой организации.
- Рентабельность заемного капитала торгового предприятия. Характеризует величину прибыли до налогообложения, или чистой прибыли, приходящуюся на 1 рубль заемного капитала торговой организации. Расчет данного показателя производится с помощью следующей формулы:
Рзк (Пнб)=Пнб/ЗК * 100%
Или
Рзк (Чп)=ЧП/ЗК * 100%
где, Рзк (Пнб) – рентабельность заемного капитала торговой организации по прибыли до налогообложения; Рзк (ЧП) – рентабельность заемного капитала торговой организации по чистой прибыли; ЗК – среднегодовая величина заемного капитала торговой организации.
- Рентабельность персонала торгового предприятия. Характеризует величину чистой прибыли, приходящуюся на 1 работника или на 1 рубль затрат, осуществленных на персонал. Расчет данного показателя производится с помощью следующей формулы:
Рпер=ЧП/ССЧ * 100%
Или
Рпер=ЧП/Зпер * 100%
где, Рпер – рентабельность персонала торговой организации; ССЧ – среднесписочная численность персонала; Зпер – затраты на персонал.
При этом стоит отметить, что рентабельность персонала, рассчитанная с применением формулы, как правило, выражается коэффициентом, в виду высокого её процентного уровня. Анализ рентабельности показателей торговой организации проводится в динамике, что позволяет выявить эффективности ее функционирования во времени.
Таким образом, расчет показателей рентабельности имеет важнейшее значение для определения эффективности текущей деятельности торговой компании и для прогнозирования перспектив ее развития.
1.3 Международный опыт анализа прибыли предприятия
Рентабельность является основным показателем эффективности работы предприятия и характеризует эффективность его хозяйствования. В широком смысле понятие «рентабельность» означает прибыльность, доходность.
В зарубежной практике используется ряд показателей, позволяющих частично устранить вышеназванные недостатки. В данной статье предлагается рассмотреть шесть основных.
1. Return on Common Equity (RСE) или Return on Equity (ROE) (буквально переводится как «возврат, отдача на собственный капитал»), является основным показателем доходности и эквивалентен коэффициенту рентабельности собственного (акционерного) капитала. Данный коэффициент рассчитывается как соотношение чистой прибыли к среднему значению собственного капитала. [1, с.160-162].
2. Return on Assets (ROA) или Return on Total Assets (ROTA) — рентабельность активов, чаще всего рассчитывается как отношение чистой прибыли (или прибыли после выплаты процентов, но до уплаты налогов) к общей сумме активов компании. Данный коэффициент характеризует эффективность стратегии компании в целом, включая то, как построена структура ее финансирования, насколько эффективно размещены долгосрочная и краткосрочная задолженности и др. [5, с.141].
3. Return on Capital Employed (ROCE) — рентабельность рабочего капитала, рассчитываемая путем деления прибыли до выплаты процентов и налогов на разницу между общей суммой активов и текущими обязательствами компании [2, с. 420].
4. Return on Investment (ROI) или Return on Invested Capital (ROIC) — рентабельность инвестиций, рассчитывается как соотношение оперативного характерного результата деятельности компании к среднему значению инвестированного капитала. Этот коэффициент характеризует в процентном отношении среднюю ставку прибыльности инвестированного капитала (сумме основного и оборотного капитала) независимо от формы финансовых вложений предприятия.
5. Return on Sales (ROS) или Profit Margin (РМ) — часто переводится как «норма прибыли», однако соответствует коэффициенту рентабельности продаж (оборота) и рассчитывается как отношение прибыли до уплаты налогов к чистой выручке от продаж [2, с. 421].
6. Показатель ROS отражает только один, хотя важный аспект эффективности производства, оставляя без внимания другой — способность компании поддерживать необходимый ритм производственного цикла, которая зависит от соответствующей организации персонала компании и правильной координации направлений его деятельности.
Рассмотренные показатели рентабельности, безусловно, важны для комплексного анализа деятельности предприятия. Методика их расчета уже адаптирована к отечественной практике хозяйствования и Национальным стандартам бухгалтерского учета.
Глава 2. Комплексная оценка показателей прибыли как источника экономического роста предприятия ООО «Олимп»
2.1 Характеристика деятельности предприятия ООО «Олимп»
Общество с ограниченной ответственностью «Олимп» (ООО «Олимп») является юридическим лицом – коммерческой организацией, созданной в соответствии с законодательством Российской Федерации для осуществления предпринимательской деятельности, направленной на получение прибыли.
Основной целью деятельности Общества является извлечение прибыли, а также расширение рынка сбыта товаров, работ и услуг. Фактически ООО «Олимп» осуществляет операции по оптовой торговле продовольственными товарами. Основными элементами управленческой структуры ООО «Олимп» являются: руководитель предприятия; функциональные подразделения и их руководители (рисунок 3).
Директор
Начальник отдела кадров
Финансовый директор
Главный бухгалтер
Коммерческий директор
Плановый отдел
Бухгалтерия
Отдел продаж
Отдел кадров
Склад
Отдел по работе с клиентами
Отдел маркетинга
Рисунок 2 – Организационная структура ООО «Олимп»
Организационная структура ООО «Олимп» соответствует требованиям рынка и специфике работы компании. В ее основу заложен линейно-функциональный способ управления, что позволяет эффективно координировать работу подразделений. Исполнительным органом является руководитель предприятия - генеральный директор ООО «Олимп», который выполняет организационные функции на предприятии, а также контролирует все финансовые процессы и ему подчиняются все финансовые отделы и подразделения предприятия. Бухгалтерия ООО «Олимп» является самостоятельным структурным подразделением предприятия на правах отдела, непосредственно подчиняется главному бухгалтеру.
Таблица 2
Технико-экономические показатели работы ООО «Олимп»
№ |
Показатель |
Период |
Изменение, |
Темп |
|
п/п |
тыс. руб. |
роста, % |
|||
2019 г. |
2018 г. |
2019 г. - 2018 |
2019 г. / |
||
г. |
2018 г. |
||||
1. |
Выручка (нетто) |
2 327 882 |
4 334 290 |
-2 006 408 |
53,7% |
2. |
Прибыль (убыток) от |
46 881 |
433 953 |
-387 072 |
10,8% |
продаж |
|||||
3. |
Прибыль (убыток) до |
-177 501 |
543 686 |
-721 187 |
-32,6% |
налогообложения |
|||||
4. |
Чистая прибыль (убыток) |
-197 864 |
458 379 |
-656 243 |
-43,2% |
5. |
Среднегодовая сумма всех |
3 793 878 |
2 923 425 |
870 453 |
129,8% |
активов |
|||||
6. |
Среднегодовая стоимость |
660 230 |
529 754 |
130 477 |
124,6% |
собственного капитала |
|||||
7. |
Полная себестоимость |
2 281 001 |
3 900 337 |
-1 619 336 |
58,5% |
товаров, работ или услуг |
|||||
8. |
Рентабельность |
-8,7% |
11,8% |
-20,4% |
-73,8% |
производства |