Файл: Курсовая работа по дисциплине Право социального обеспечения на тему Понятие и виды государственных пенсий.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 235

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



1.3 Круг лиц, имеющих право на получение пенсии



Право на пенсии по государственному пенсионному обеспечению имеют:

1) федеральные государственные гражданские служащие;

2) военнослужащие;

3) участники Великой Отечественной войны;

4) граждане, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";

5) граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;

6) граждане из числа космонавтов;

7) граждане из числа работников летно-испытательного состава;

8) нетрудоспособные граждане.

Начнем изучение государственной пенсионной системы с пенсии, которая по своей природе не может быть страховой, так как предоставляется, как правило, лицам, не подлежащим обязательному пенсионному страхованию. Речь идет о пенсии за выслугу лет, представляющей собой ежемесячную государственную пожизненную денежную выплату, предоставляемую гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением военной и приравненной к ней службы, деятельности в качестве космонавтов при достижении установленной законом выслуги, деятельности в летно-испытательном составе, а также федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на страховую пенсию по старости (инвалидности) (абз. 2 ст. 2, подп. 1 п. 1 ст. 5 Закона о государственном пенсионном обеспечении).

К получателям пенсии за выслугу лет относятся:

- федеральные государственные гражданские служащие;

- военнослужащие;

- граждане из числа космонавтов;

- граждане из числа работников летно-испытательного состава.

Федеральные государственные гражданские служащие имеют право на пенсию за выслугу лет при наличии трех условий. Прежде всего, необходимо наличие стажа государственной гражданской службы, продолжительность которого для назначения пенсии в соответствующем году определяется согласно приложению к Закону о государственном пенсионном обеспечении.

Рассмотрим более детально круг лиц, имеющих право на получение пенсии в рамках пенсионного обеспечения.


Итак, пенсия за выслугу лет назначается, в частности, лицам, проходившим государственную гражданскую службу и муниципальную службу, а также военную службу при наличии необходимого стажа (выслуги лет) на соответствующей службе. «Так, для федеральных государственных гражданских служащих данный стаж в 2019 г. составляет 16,5 лет с последующим ежегодным увеличением на 6 месяцев до достижения в 2026 г. стажа 20 лет»11.

Для назначения пенсии имеет значение срок замещения должности непосредственно перед увольнением, основание увольнения со службы и, по общему правилу, наличие оснований для назначения страховой пенсии по старости (инвалидности) (п. 2 ст. 5, п. п. 1 - 2 ст. 7 Закона N 166-ФЗ[12]; Приложение 2 к Закону N 166-ФЗ; ст. ст. 1, 3, 4, п. «а» ст. 5, ч. 1 ст. 13 Закона от 12.02.1993 N 4468-1)12.

Пенсия по старости назначается гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, достигшим определенного возраста и при наличии стажа не менее пяти лет (п. 3 ст. 5, п. 2 ст. 10 Закона N 166-ФЗ).

Пенсия по инвалидности назначается военнослужащим, участникам Великой Отечественной войны, гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, гражданам из числа космонавтов, ставшим инвалидами (п. 4 ст. 5, п. 4 ст. 7.1, ст. 9, п. 3 ст. 10 Закона N 166-ФЗ; п. «б» ст. 5, ст. 19 Закона N 4468-1).

Пенсия по случаю потери кормильца назначается в случае смерти военнослужащих, граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, граждан из числа космонавтов членам их семей (п. 5 ст. 5, п. 5 ст. 7.1, п. 3 ст. 8, п. 4 ст. 10 Закона N 166-ФЗ; ст. ст. 5, 28 Закона N 4468-1)13.

Социальная пенсия (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, детям, оба родителя которых неизвестны) назначается при определенных условиях постоянно проживающим в РФ нетрудоспособным гражданам. Как правило, эти лица по разным причинам не имеют права на получение соответствующих страховых пенсий, например из-за отсутствия необходимого страхового стажа (п. 6 ст. 5, ст. 11 Закона N 166-ФЗ; ч. 3 ст. 9, ч. 11 ст. 10 Закона N 400-ФЗ).

Важно обратить особое внимание, что «гражданам, имеющим право на страховые пенсии различных видов, устанавливается одна пенсия по их выбору»

14.

Вместе с тем допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению и страховой пенсии. Например, граждане, ставшие инвалидами вследствие военной травмы, вправе получать пенсию по инвалидности и страховую пенсию по старости (пп. 1 п. 3 ст. 3 Закона N 166-ФЗ; ч. 1, 2 ст. 5, п. 3 ч. 1 ст. 32 Закона N 400-ФЗ).

Таким образом, резюмируя все вышесказанное, важно сделать следующие выводы.

Итак, пенсия в рамках государственного пенсионного обеспечения назначается лицам, которые по каким-то причинам не могут реализовать свое право на получение страховой пенсии.

На основании правового анализа положений российского законодательства, а также положений доктрины, можно говорить о том, что право на пенсии по государственному пенсионному обеспечению имеют:

1) федеральные государственные гражданские служащие;

2) военнослужащие;

3) участники Великой Отечественной войны;

4) граждане, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";

5) граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;

6) граждане из числа космонавтов;

7) граждане из числа работников летно-испытательного состава;

8) нетрудоспособные граждане.







Глава 2 Проблемы практики реализации государственного пенсионного обеспечения

2.1 Актуальные проблемы государственного пенсионного обеспечения


Итак, разделение пенсионной системы на страховую и государственную, оформившееся в начале 2000-х годов, заложило в основу каждой подсистемы в качестве фундамента федеральный закон, который условно можно именовать системообразующим. Но если страховая пенсионная система достаточно логична по своей структуре, то система государственного пенсионного обеспечения дискретна, что «затрудняет формирование целостного представления о государственном пенсионном обеспечении, а также реализацию права на пенсионное обеспечение гражданами в случае работы на различных государственных должностях»15.

Реформирование пенсионной системы Российской Федерации является важным моментом в реализации конституционных правоотношений. Опасения, связанные с реформированием пенсионного законодательства, явились поводом для целого ряда протестных движений, проводимых в самых разных городах Российской Федерации, однако влияние на ранее объявленные планы властей они не оказали. В целях реализации принципа правового государства, а также во избежание нарастания социальной напряженности в обществе воплощение в жизнь изменений действующего пенсионного законодательства должно осуществляться в русле конституционных правоотношений.

Декларирование построения правового государства обязывает Российскую Федерацию не только объявлять ценность прав и свобод человека, но и решать вопросы государственного значения исходя из приоритета прав и свобод. В то же время современные конституционные правоотношения в Российской Федерации отличаются «целым рядом черт, связанных с историческими особенностями развития, прежде всего государственно-правовых отношений. К ним относятся приоритет государственных интересов, традиционные методы принятия государственных решений»16.

Следовательно, политика, проводимая государством в области реформирования пенсионного законодательства, должна отражать прежде всего интересы самого населения. В свете проводимой государством реформы необходима проработка целого ряда конституционно-правовых направлений, ориентированных на включение старшего поколения в экономику государства.


Проблема дискриминации старшего поколения признается международным сообществом «наряду с дискриминацией других незащищенных категорий, таких как дети, инвалиды». При этом она является не только правовой, но и социальной. В обществе сложились устоявшиеся штампы, связанные с социальной активностью, материальными и духовными потребностями, отношению к труду данной группы лиц.

Базовыми направлениями реализации конституционных правоотношений в области борьбы с дискриминацией должны стать: правоотношения по охране здоровья населения (в рамках ст. ст. 41 и 42 Конституции РФ); реализации трудовых прав и права на переподготовку и/или повышение квалификации (в рамках ст. ст. 37 и 43 Конституции РФ); в области социального обеспечения (в рамках ст. 39 Конституции РФ).

В свете актуальных проблемы государственного пенсионного обеспечения ключевыми являются правоотношения, направленные на охрану здоровья и медицинскую помощь. Правоотношения в области охраны здоровья должны не только содержать механизм реализации права, но и стимулировать работников сохранять здоровье путем профилактики, выявления и своевременного лечения выявленных заболеваний. А также содержать механизм стимулирования работодателей к сохранению здоровья работников, в том числе соблюдая требования к нормированию, гигиене и безопасности труда, техническому переоснащению производства с целью дальнейшего сокращения вредных и физически тяжелых профессий, загрязняющих окружающую природную среду выбросов.

На данный момент следует констатировать некую разрозненность действующего законодательства, регламентирующего основные аспекты государственного пенсионного обеспечения России. Отсутствует действенная система государственного управления и контроля в исследуемой сфере отношений, отсутствуют также целевые источники финансирования различного рода программ в сфере государственного пенсионного обеспечения, и ряд других проблем практического характера.

Огромной проблемой, на которую обращают большинство исследователей на настоящий момент, является коррупция в государственных органах. Данное явление настолько сильно проникло в деятельность государственных органов, что бороться с масштабом ее распространения крайне затруднительно. Коррупционные преступления в деятельности государственных органов выражаются в следующих видах преступной деятельности: отступление должностным лицом того или иного государственного органа от правовых основ деятельности; незаконные действия по отказе в выплате государственной пенсии; и другие факты коррупционных проявлений в деятельности органов государственной власти.