Файл: Курсовая работа по дисциплине Право социального обеспечения на тему Понятие и виды государственных пенсий.docx
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 239
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Правовые основы государственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации
1.1 Понятие государственных пенсий
1.2 Виды государственных пенсий
1.3 Круг лиц, имеющих право на получение пенсии
Глава 2 Проблемы практики реализации государственного пенсионного обеспечения
2.1 Актуальные проблемы государственного пенсионного обеспечения
2.2 Перспективы совершенствования государственного пенсионного обеспечения
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ «УНИВЕРСИТЕТ СИНЕРГИЯ»
Факультет электронного обучения
курсовая работа
по дисциплине
«Право социального обеспечения»
на тему
«Понятие и виды государственных пенсий»
Работу выполнил (а) студент (ка) |
группы ОКП-22009МГДк |
Федоренко Арина Владимировна |
|
Научный руководитель: |
Лисовец Надежда Иннокентьевна |
МОСКВА
2022
Содержание
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Правовые основы государственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации……………………………………………………………...6
1.1. Понятие государственных пенсий……………………………………………..6
1.2. Виды государственных пенсий………………………………………………...9
1.3. Круг лиц, имеющих право на получение пенсии……………………………13
Глава 2. Проблемы практики реализации государственного пенсионного обеспечения…………………………………………………………………………18
2.1. Актуальные проблемы государственного пенсионного обеспечения……...18
2.2. Перспективы совершенствования государственного пенсионного обеспечения…………………………………………………………………………22
Заключение………………………………………………………………………….27
Список использованной литературы и источников……………………………...29
Введение
Актуальностьтемы исследования «Понятие и виды государственных пенсий» обусловлена тем, что отдельные аспекты особенностей государственного пенсионного обеспечения остаются не урегулированными в должной степени действующим российским законодательством, присутствует терминологическая неопределённость и бессистемность большинства понятий исследуемой сферы.
Базовыми направлениями реализации конституционных правоотношений в области борьбы с нарушениями в сфере государственного пенсионного обеспечения должны стать: правоотношения по охране здоровья населения (в рамках ст. ст. 41 и 42 Конституции РФ); реализации трудовых прав и права на переподготовку и/или повышение квалификации (в рамках ст. ст. 37 и 43 Конституции РФ); в области социального обеспечения (в рамках ст. 39 Конституции РФ).
Размер пенсий по государственному пенсионному обеспечению, ориентированный на установленный государством прожиточный минимум, не обеспечивает достойный уровень жизни. Указанные обстоятельства повышают актуальность поиска путей совершенствования правового регулирования пенсионного обеспечения граждан, имеющих право на получение государственной пенсии.
При определении необходимого прожиточного минимума в рамках выплаты пенсии по государственному пенсионному обеспечению должно быть уделено отдельное внимание нуждам граждан, заключающимся в вынужденно завышенных потребностях, необходимых для нормальной жизни и развития.
Исходя из расчета выявленных нужд граждан, стоит увеличивать размер той или иной государственной пенсии не только с учетом повышения цен на минимальный набор потребительской корзины, но и с учетом перспективы качественного повышения уровня жизни граждан, не имеющих возможности сделать это самостоятельно и как никто другой нуждающихся в поддержке государства.
В силу того, что пенсионная система представляет собой сложный экономико-правовой институт, в настоящем исследовании обосновывается, насколько степень реализации конституционного права граждан на пенсионное обеспечение и качество правового регулирования зависят от решения системных проблем российской экономики, самой пенсионной системы, всей сферы социального обеспечения. Утверждается, что при рассмотрении экономико-правовых последствий какого-либо пенсионного реформирования недопустимо искажение принципов, изначально положенных в основу системы государственного пенсионного обеспечения, умаление прав граждан и снижение уровня гарантированности их реализации. Повышенная ответственность государства абсолютно правомерна и в силу того, что система социального обеспечения призвана обеспечить реализацию конституционных прав граждан и носит государственный характер.
Цельюданной курсовой работы являлось комплексное исследование вопросов по теме «Понятие и виды государственных пенсий».
В связи с поставленной целью определен следующий круг
задач:
-
определить понятие и виды пенсий; -
рассмотреть нормативно-правовое регулирование государственного пенсионного обеспечения; -
определить круг лиц, имеющих право на получение пенсии; -
выявить актуальные проблемы государственного пенсионного обеспечения; -
выявить перспективы совершенствования государственного пенсионного обеспечения, а также другие аспекты, необходимые для раскрытия главного вопроса темы исследования.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающихся в связи и по поводу особенностей пенсий по государственному пенсионному обеспечению.
Предметом исследования являются нормы действующего российского законодательства, регулирующие особенности пенсий по государственному пенсионному обеспечению.
Методологическая основа работы представлена базовыми положениями диалектического метода познания, позволяющими отразить взаимосвязь теории и практики. В работе применяются общенаучные методы исследования: анализ, логический, обобщение, систематизация, сравнительный методы. Также используются специально-юридические методы познания правовой действительности: историко-правовой, сравнительно-правовой, метод анализа правовых актов, технико-юридический и другие.
Нормативно-правовой основой работы являются: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», и другие нормативные правовые акты.
Глава 1 Правовые основы государственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации
1.1 Понятие государственных пенсий
Пенсионная система Российской Федерации состоит из двух частей: обязательного пенсионного страхования и государственного пенсионного обеспечения. Накопительный компонент (в его обязательной части), входящий в пенсионную систему, функционирует в рамках обязательного пенсионного страхования. Что касается добровольной части накопительного компонента, также входящего в пенсионную систему, то он функционирует в формате негосударственного пенсионного обеспечения, основанном на договорном регулировании, что относит его в основном к предмету ведения гражданского права.
Главное отличие государственного пенсионного обеспечения от пенсий по системе обязательного пенсионного страхования заключается в различном финансовом обеспечении: «если страховые пенсии обеспечиваются за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, то выплата и доставка государственных пенсий производится за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета»1.
Выделим основные признаки государственных пенсий в России.
Государственные пенсии имеют особые цели:
1. Компенсация заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на страховую пенсию по старости (инвалидности) либо компенсация утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет;
2. Компенсация вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф;
3. Предоставление средств к существованию нетрудоспособным гражданам.
Как верно отмечает исследователь Ю.В.Воронин: «Принципиальной особенностью пенсии, сущностно отличающей этот вид социальных выплат от всех других, является ее регулярный характер, означающий, что пенсия устанавливается на весь период нетрудоспособности гражданина»2. На это прямо указывают положения ст. ст. 28, 30, 56, 58, 62 и 64 Конвенции МОТ N 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» 1952 г.3: пенсия должна предоставляться в виде периодической выплаты в течение всей продолжительности покрываемого риска (старость, инвалидность потеря кормильца).
Устоявшиеся в науке права социального обеспечения подходы правоведов к пониманию категории «пенсия» основываются на таких признаках, как «алиментарность, регулярность, денежное выражение и финансирование за счет централизованных финансовых источников, основным признаком пенсии является прошлая трудовая и/или иная общественно полезная деятельность»4.
М.Л. Захаров, Э.Г. Тучкова определяют пенсию «как ежемесячную выплату, которая предназначена для материального обеспечения граждан, достигших пенсионного возраста, ставших инвалидами или длительное время занимавшихся определенной профессиональной деятельностью, а также нетрудоспособных граждан, потерявших кормильца»5. Ее размер определяется, как правило, на основе заработка.
В.Ш. Шайхатдиновым предлагается формулировка определения пенсии: «Пенсия - ежемесячная выплата, производимая государством из Пенсионного фонда при наступлении у гражданина пенсионного возраста, инвалидности, в случае потери кормильца, выслуги лет и при наличии других условий, установленных законодательством»6. Пенсия назначается с учетом трудового вклада гражданина и социального фактора, выплачивается вместо оплаты по труду, взамен ее или в дополнение к ней, исчисляется из заработка и является источником средств существования пенсионера.
Принципиальным отличием той выплаты, которую современный законодатель называет «социальная пенсия», от классического понятия «пенсия» является формирование социальной пенсии без учета трудовой деятельности (стажа и величины заработка), выплата которой осуществляется исключительно из средств федерального бюджета.